Herajika
«Мечта с подвохом» с Питером Динклэйджем: Трудности ипотеки, радости дружбы ( 3 фото )
Кадр из фильма «Мечта с подвохом», реж. Пол Дектор, 2022
23 мая в российский прокат выходит «Мечта с подвохом» — дебютный фильм Пола Дектора, сценарий к которому написал Тед Мелфи («Скрытые фигуры»). Сюжет основан на реальных событиях, которые были рассказаны на радиопрограмме This American Life. Мировая премьера состоялась еще в 2022 году на фестивале Tribeca, а главные роли исполнили Питер Динклэйдж и Ширли МакЛейн. Делимся впечатлениями от просмотра черной комедии, которая показывает оборотную сторону американской мечты.
Фил Лодер (Питер Динклэйдж) — профессор экономики, который мечтает о собственном жилье. Со своей зарплатой преподаватель может себе позволить разве что скромную квартирку. Но Фил мечтает о большем и ходит на осмотры шикарных коттеджей, которые ему не по карману. Однажды мечтатель обнаруживает странное объявление в газете: огромный дом продают всего лишь за 240 тысяч. Правда, есть одно но: новый жилец сначала должен переехать в пристройку здания, а особняк достанется покупателю только после смерти нынешней хозяйки Астрид Фанелли (Ширли МакЛейн).
Об американской мечте снято множество фильмов, написана куча книг, сказано достаточно слов. Термин, который описывает идеалы граждан США и тех, кто пересекает границы в надежде обосноваться в стране и достичь успеха, снова и снова оказывается в центре внимания различных авторов уже десятки лет. Благая цель одновременно вдохновляет и давит: несбывшиеся грезы и чужие достижения служат напоминанием о собственной никчемности. В дебютной картине Пол Дектор исследует культурное понятие Америки через историю одного человека: если вкратце, то Фил Лодер — неудачник. Герой, будучи университетским профессором, хорошо разбирается в экономике, но банковский счет не позволяет применить знания на практике и инвестировать в недвижимость. Остается лишь осматривать шикарные объекты недвижимости и с тяжелым сердцем возвращаться в съемную квартиру, которую сложно назвать теплым словом «дом». Когда на горизонте маячит невероятное предложение, Фил готов продать всё, лишь бы мечта наконец сбылась.
Кто еще смог бы столь органично сыграть Лодера, помимо Питера Динклэйджа? Актер без труда изображает на экране несчастного и закомплексованного мизантропа с отменным чувством юмора и ярким воображением — герой представляет идеальную жизнь в гигантском доме с очаровательными женщинами. Усталый и между тем пронзительный взгляд Динклэйджа передает всю боль беднейших слоев населения (не только Америки, разумеется), которые вынуждены считать каждую копейку, откладывать на лучшую жизнь и пускать слюни на объявления о продаже безупречной недвижимости, в стенах которой все беды должны испариться по щелчку пальцев.
«Мечта с подвохом» начинается как история одинокого мужчины, который попадает в ловушку: конечно, условия покупки дома окажутся куда сложнее. Но уже ко второму акту становится очевидно: Пол Дектор, может, и будет раскрывать оборотную сторону американской мечты, но вложит основные силы в другое русло — в рассказ о дружбе двух непохожих людей. Проживая на одной территории, Фил и Астрид успеют обменяться колкостями, узнать подробности жизни каждого и в конце концов прикипеть друг к другу нежными чувствами. Благодарить за магию стоит дуэт, у которого не было шансов упасть в грязь лицом. Динклэйдж и МакЛейн — легенды, способные спасти любую картину от катастрофы. Химия между главными актерами — фундамент комедии, которая время от времени попросту рассыпается на отдельные части. Начинающий режиссер, как это часто бывает, пытается впихнуть в сюжет всё и сразу, отчего невольно начинает кружиться голова. Кажется, некоторые линии возникают на экране по одной простой причине — чтобы увеличить хронометраж. Но отвлекающие маневры, увы, лишь перегружают повествование.
Дектор начинает историю в каноне фильмов об исполнении мечты, чуть погодя сворачивает на тропу сюжетов о вражде соседей, а после приковывает к экрану зарисовкой крепких связей между людьми разных поколений и социальных статусов. «Мечта с подвохом» создана для ленивых майских вечеров: здесь нет экшена и излишнего драматизма, а комедия приправлена экзистенциальными вопросами. При всех недостатках детище Дектора подходит под определение «достойный дебют»: новичкам, как правило, хочется простить проблемы в драматургии и повторение одних и тех же шуток. В конце концов, режиссер задает извечные вопросы: что необходимо человеку для счастья и на что мы готовы ради достижения целей? Быть может, для полного удовлетворения не нужна громадная площадь и высокие потолки. Быть может, от одиночества есть совсем другое лекарство. Быть может, правы были те, кто однажды сказал: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ну или хотя бы одного, кто сумеет рассмешить и понять.
Текст: Гульназ Давлетшина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
1129