Dmitrier
Антиутопия «Белое пластиковое небо»: Будущее идет лесом ( 3 фото )
Кадр из фильма «Белое пластиковое небо», Тибор Баноцки, Шаролта Сабо, 2023
В прокат выходит «Белое пластиковое небо» — венгерский анимационный фильм, в котором визуализируются последствия страшной экологической катастрофы: чтобы выжить, люди превращаются в деревья. Премьера картины состоялась на прошлогоднем Берлинском фестивале. Рассказываем, как создавалась эта антиутопия и чем она отличается от других представителей жанра.
К 2123 году Земля превратилась в выжженную пустыню. Нет больше ни рек, ни озер, ни птиц, ни животных. Остались только люди, вынужденные скрываться от внешнего апокалипсиса в больших городах. Будапешт, в котором разворачивается действие фильма, накрыт огромным куполом, позволяющим сохранить внутри более-менее нормальную жизнь. Но цена ее непомерно высока. Всем горожанам отпущено ровно 50 лет. По достижении этого возраста каждому жителю вживляют в сердце семя дерева — эта технология позволяет одному поколению буквально стать удобрением и источником кислорода и пищи для следующего.
Стефан (Тамаш Керестеш) — психолог, помогающий клиентам смириться с неизбежным. Одним надо принять мысль об ограниченном сроке собственной жизни, другим сложно отпустить близких. Однако Стефан — сапожник без сапог. Его жена Нора (Жофия Самоши) после семейной трагедии, намеком на которую уже в самом начале фильма становится потрепанный игрушечный медвежонок, не видит смысла в дальнейшем существовании и соглашается на досрочную имплантацию семени. Стефан узнает об этом уже после процедуры и решает действовать. С помощью поддельных документов он проникает на плантацию, где выращивают гибридные деревья, и ищет любимую.
Сам фильм тоже представляет собой своеобразный гибрид, только не биологический, а анимационный. Создатели «Белого пластикового неба» Тибор Баноцки и Шаролта Сабо использовали в работе сразу две техники. Впечатляющие пейзажи с заброшенными городами, голографической «зеленью» Будапешта и куполом, возвышающимся посреди бесплодной бурой пустыни, создавались с помощью компьютерной графики. А вот для сцен с персонажами было выбрано старое доброе ротоскопирование — техника, при которой фильм, снятый с реальными актерами и в реальных декорациях, позже обрисовывают кадр за кадром, превращая его в анимацию.
Замысел режиссеров сработал. «Белое пластиковое небо» выглядит не бюджетным компьютерным эскизом, а настоящим большим кино, масштабной антиутопией, в которой есть и нужный жанру размах, и живые актерские эмоции. Исполнители главных ролей Тамаш Керестеш и Жофия Самоши венгерскому зрителю хорошо известны: он артист и музыкант, она актриса из театральной династии, дочь драматурга Жужи Черье. Но иностранная публика даже без этого знания наверняка оценит то, как эти двое взаимодействуют в кадре.
Интерес к визуализации пугающих картин будущего со стороны именно венгерских авторов тоже понятен и объясним. В странах, где у власти находятся консервативные правые силы, но всё еще сохраняется свобода творчества (а Венгрия — как раз такой случай), часто возникает запрос на антиутопии: деятели культуры пытаются заглянуть за горизонт. В случае с «Белым пластиковым небом» в сюжет также замешана актуальная для всего мира тема экологии. Режиссеры утверждают, что сценарий создавался в сотрудничестве с биологами, а идея с гибридами возникла после изучения новейших исследований, посвященных тому, что чувствуют деревья и как они общаются между собой.
Для фанатов жанра в фильме, впрочем, будет мало нового. И купол, под которым прячутся уцелевшие после апокалипсиса люди, и пустынная Земля, и стоящий за новым порядком полубезумный ученый — все эти образы в разных вариациях уже встречались в десятках других картин. Отличает «Белое пластиковое небо» разве что фокус. Ближе к финалу выясняется, что его авторов волнует не общественное, а частное.
Баноцки и Сабо не очень хотят размышлять о том, насколько справедливо придуманное ими политическое и социальное устройство. Нет в фильме и никаких восстаний, которые часто затевают персонажи других антиутопий. Человеческих масс тут, собственно, тоже нет, героев можно пересчитать по пальцам. Из рассказа об экологической катастрофе и ее последствиях «Белое пластиковое небо» постепенно превращается в историю всепоглощающей любви: Стефан хочет любой ценой остаться с Норой — и дальше хоть трава не расти. Хоть со спасительным куполом, хоть без, но будущее не имеет смысла, если тебе не с кем его разделить.
Текст: Ксения Реутова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
418