BAHO
«Ангарская деревня» - великолепный музей под открытым небом ( 46 фото )
Если вас, как и меня, случайно занесёт в Братск, очень рекомендую посетить уникальный Архитектурно-этнографический музей под открытым небом - «Ангарская деревня». Сам музейный комплекс занимает территорию в 35 гектар и условно разделён на две части: Эвенкийский сектор и Русский. Кстати, в нашей стране всего ещё 17 подобных музеев под открытым небом, например, у нас в Пермском крае - Хохловка.
Музей был основан 20 июля 1979 года, а официальное открытие состоялось только через 4 года - 1 июня 1983 года. Он является филиалом Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Появиться ему на свет помогла Братская ГЭС. Всё дело в том, что, когда её строили, многие деревни должны были уйти под воду, после наполнения водохранилища. Поэтому, чтоб хоть как-то сохранить атмосферу той эпохи и было принято решение сделать такой музей. Вот главный инженер Братской ГЭС Юрий Гумбург и кинул клич в газете «Красное знамя», где напечатал статью о том, что надо бы в Братске построить музей истории освоения Ангары. Задачу спасти историю на себя взял журналист, путешественник, археолог и историк Леонов Октябрь Михайлович. В результате множества экспедиций им было найдено много этнографического материала, найдены наскальные рисунки, стоянки древнего человека и т.д. Но и этого было мало, важно было добиться у властьимущих, что такой музей нужен. И всего за месяц до своей смерти он всё-таки добился постановления правительства о создании музея. Проект «Ангарской деревни» был разработан под руководством архитектора А. П. Ополовникова, который являлся знатоком народного деревянного зодчества.
Собственно, мемориальная доска Леонову Октябрю, тому человеку, благодаря заслугам которого и появился этот музей, ставший главным делом его жизни.
Недалеко от входа в «Ангарскую деревню» установлена археологическая находка - каменная глыба, на лицевой поверхности которой можно заметить рисунок (диабаз), сделанный рукой древнего человека. На камне изображён лось. Охотники каменного века тогда часто изображали на скалах животных, рыб, птиц, охотничьи сцены и ритуальные рисунки. А вот, как раз наиболее почитаемым объектом у них был лось, который чаще других и встречается в наскальной и скульптурной живописи эвенков. По мнению ученых, этот рисунок относится к VIII-V веку до н.э.. Этот камень был найден археологами в середине 30−х годов прошлого века. В 1974 году камень был отколот от огромного монолита и вывезен в этнографический комплекс с острова Ушканий, который был вскоре затоплен водами Братского водохранилища.
Ну, что сразу налево, мужики :). А там нас встречает Эвенкийский сектор. Он из себя представляет солянку строений и шаманских комплексов эвенков. Между комплексами в музее расположены охотничьи ловушки, система эвенкийских знаков и шаманская личина, вырезанная на дереве. Ансамбль завершают несколько воссозданных типов эвенкийских захоронений. Всё это переносит туристов в 17-19 век. А находится Эвенкийская часть музея прямо в сосновом бору.
Эвенки, или тунгусы - главный из народов таёжной Сибири (не считая якутов, которые очень сильно отличаются от других сибирских этносов). Их всего около 40 тысяч человек (впрочем, в Сибири есть народы, не насчитывающие и тысячи), но живут эвенки от Енисея до Охотского моря, не считая "конных эвенков" в степях китайской Маньчжурии. О том, какую роль они здесь играли, много говорит единственный факт: вошедшее во многие языки мира слово "шаман" - эвенкийское, в переводе значит "беснующийся". Если у хантов и манси были "священные амбары", своего рода прототипы храмов, то у эвенков не было даже этого. Но именно эвенкийские шаманы считались самыми сильными, и к ним за помощью обращались даже представители других народов. Например, якутские шаманы считались по силе только вторыми.
Зимнее эвенкийское стойбище
Эвенкийский лабаз для защиты от зверей.
Летнее стойбище
Эвенки в те давние времена не имели своей письменности, зато своей системой знаков владели в совершенстве. Вот, например, палка положенная горизонтально на суку ствола и ком мха неподалёку на земле, обозначали, что мясо убитого зверя спрятано около дерева.
А маленькое деревце с зарубками на стволе, обозначало, что охотники ушли в направлении вершины деревца на расстояние трех нулги - трёх дневных переходов (нулги определялись по количеству зарубок)
Ещё один пример. Ветка, опирающаяся на ствол дерева вершиной вниз, указывала на близость стойбища.
А вот и шаманский комплекс №1. Да, Эвенки по вероисповеданию были шаманистами. Обычно Шаман совершал ритуал общения с духами - "камлание". Для каждого обряда строился специальный комплекс сооружений, который состоял из шаманского чума и галереи, окруженной скульптурами духов-помощников шамана в виде стилизованных животных, птиц, рыб и людей. Данный же комплекс предназначался для проведения обряда, посвященного благополучию рода.
Ещё одна интересная тема - это ловушки для животных или так называемые охотничьи самоловы.
Чум эвенкийского шамана и шаманский комплекс № 2. Этот обрядный комплекс был создан для обряда по лечению больной женщины.
А эта часть эвенкийского сектора, отведена под мир иной. Подобные могилы в Сибири явление весьма распространённое - людей хоронили в срубах, под валежником или даже в специальных коробах на стволах деревьев. Ведь туземцы до прихода русских не знали железа, не имели лопат, а стало быть не могли выкопать достаточно глубокой могилы в вечной мерзлоте. К тому же, туземцы были двоеверами, и по христианскому обряду хоронили только тех, кого в их представлении не уволокли злые духи, а защитил русский Бог.
В русском секторе представлены отреставрированные памятники-дома, перевезённые сюда из деревень Приангарья, а все вместе они воспроизводят архитектурный ансамбль ангарских деревень той эпохи. Большинство памятников народного деревянного зодчества датируются концом XIX - началом XX века. Всего в музее 32 подлинных памятника деревянного зодчества. Также они дополнены предметами быта ангарских крестьян, которые позволяет представить, как и с чем они жили, творили и развивались. Его изюминкой, являются останки деревянной Братской крепости, основанной в 17−м веке, церковь Архистратига Михаила (конец 19−го века) и несколько крестьянских усадеб, открытых для посещения.
Его величество Братское море
Само название "Братский острог" указывает на то, что он был здесь первым - ведь это переиначенное "Бурятский", то есть на тот момент буряты были полноправными хозяевами этих земель. Первый острог, основанный Максимом Перфильевым, не простоял и 5 лет и был сожжен бурятами. В 1636 году новый отряд енисейских казаков Николая Рудуковского построил более мощную крепость на правом берегу реки Ока чуть выше устья - эта версия острога бурятам была уже не по зубам, он простоял почти двадцать лет, после чего стало ясно, что для защиты разросшегося поселения нужна новая крепость, которая и была построена в 1654 году уже на левом берегу Оки. В то время из Братска снаряжалось много различных экспедиций, например, Иван Москвитин со своим отрядом, в 1639 году первым из русских достиг Тихого океана. А в 1661 году вверх по Ангаре ушёл отряд Якова Похабова, заложивший острог напротив устье реки Иркут... и уже через пару десятилетий Братск стал не так важен стратегически, ведь набирал обороты молодой Иркутск, который потом и стал столицей Сибири. Так концу 18 века Братск уже был селом Братско-Острожным…
Братский острог XVII века. Остроги получили своё название от крепостных стен из вкопанных в землю заостренных бревен - "острожин" и предназначались для зимовки и обороны гарнизона.
От острога осталось всего две башни, срубленные в 1654 году. И так как село попадало в зону затопления Братской ГЭС, их решено было вывезти. Одна башня осталось на родине - сначала в посёлке Падун (один из районов нового Братска), с 1980 года она в Ангарской деревне. Другую вроде, как в Москву увезли.
Одна из башен «Братского острога».
Михайло-Архангельская церковь. 1873
Мангазея - общественный хлебный амбар начала ХIХ в. Был сюда доставлен из деревни Тушама Усть-Илимского района Иркутской области.
Собственно, "деревню" слагают 4 крестьянских усадьбы. "Усадьба №4" - самая большая и богатая, включает аж три двора (чистый, хозяйственный и скотный). Её изба (1891) вывезена из деревни Петропавлока Киренского района, а хозпостройки - в основном из деревни Анчириково под Братском. Усадьба №3 с избой привезена из села Старо-Балтурино Чунского района. Этой избе чуть менее двухсот лет. Ещё одна, почти такая же с фасада усадьба №2 с избой середины 19 века, привезённая вообще из Красноярского края - видимо, из зоны затопления Богучанской ГЭС. Самая маленькая – это усадьба №1. В её основе изба-одноколок 1909 года постройки с территории современного Братска. Вообще, по сравнению с среднерусскими и даже северными, усадьбы сибирских крестьян поражают своей капитальностью, основательностью, добротностью. А по-другому в Сибири строить и нельзя, а то Мороз накажет.
Кузница. Конец XIX века. Сюда она приехала из деревни Христофорово Жигаловского района Иркутской области.
А охраняют это знатное место вот такие могучие богатыри.
Музей был основан 20 июля 1979 года, а официальное открытие состоялось только через 4 года - 1 июня 1983 года. Он является филиалом Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Появиться ему на свет помогла Братская ГЭС. Всё дело в том, что, когда её строили, многие деревни должны были уйти под воду, после наполнения водохранилища. Поэтому, чтоб хоть как-то сохранить атмосферу той эпохи и было принято решение сделать такой музей. Вот главный инженер Братской ГЭС Юрий Гумбург и кинул клич в газете «Красное знамя», где напечатал статью о том, что надо бы в Братске построить музей истории освоения Ангары. Задачу спасти историю на себя взял журналист, путешественник, археолог и историк Леонов Октябрь Михайлович. В результате множества экспедиций им было найдено много этнографического материала, найдены наскальные рисунки, стоянки древнего человека и т.д. Но и этого было мало, важно было добиться у властьимущих, что такой музей нужен. И всего за месяц до своей смерти он всё-таки добился постановления правительства о создании музея. Проект «Ангарской деревни» был разработан под руководством архитектора А. П. Ополовникова, который являлся знатоком народного деревянного зодчества.
Собственно, мемориальная доска Леонову Октябрю, тому человеку, благодаря заслугам которого и появился этот музей, ставший главным делом его жизни.
Недалеко от входа в «Ангарскую деревню» установлена археологическая находка - каменная глыба, на лицевой поверхности которой можно заметить рисунок (диабаз), сделанный рукой древнего человека. На камне изображён лось. Охотники каменного века тогда часто изображали на скалах животных, рыб, птиц, охотничьи сцены и ритуальные рисунки. А вот, как раз наиболее почитаемым объектом у них был лось, который чаще других и встречается в наскальной и скульптурной живописи эвенков. По мнению ученых, этот рисунок относится к VIII-V веку до н.э.. Этот камень был найден археологами в середине 30−х годов прошлого века. В 1974 году камень был отколот от огромного монолита и вывезен в этнографический комплекс с острова Ушканий, который был вскоре затоплен водами Братского водохранилища.
Ну, что сразу налево, мужики :). А там нас встречает Эвенкийский сектор. Он из себя представляет солянку строений и шаманских комплексов эвенков. Между комплексами в музее расположены охотничьи ловушки, система эвенкийских знаков и шаманская личина, вырезанная на дереве. Ансамбль завершают несколько воссозданных типов эвенкийских захоронений. Всё это переносит туристов в 17-19 век. А находится Эвенкийская часть музея прямо в сосновом бору.
Эвенки, или тунгусы - главный из народов таёжной Сибири (не считая якутов, которые очень сильно отличаются от других сибирских этносов). Их всего около 40 тысяч человек (впрочем, в Сибири есть народы, не насчитывающие и тысячи), но живут эвенки от Енисея до Охотского моря, не считая "конных эвенков" в степях китайской Маньчжурии. О том, какую роль они здесь играли, много говорит единственный факт: вошедшее во многие языки мира слово "шаман" - эвенкийское, в переводе значит "беснующийся". Если у хантов и манси были "священные амбары", своего рода прототипы храмов, то у эвенков не было даже этого. Но именно эвенкийские шаманы считались самыми сильными, и к ним за помощью обращались даже представители других народов. Например, якутские шаманы считались по силе только вторыми.
Зимнее эвенкийское стойбище
Эвенкийский лабаз для защиты от зверей.
Летнее стойбище
Эвенки в те давние времена не имели своей письменности, зато своей системой знаков владели в совершенстве. Вот, например, палка положенная горизонтально на суку ствола и ком мха неподалёку на земле, обозначали, что мясо убитого зверя спрятано около дерева.
А маленькое деревце с зарубками на стволе, обозначало, что охотники ушли в направлении вершины деревца на расстояние трех нулги - трёх дневных переходов (нулги определялись по количеству зарубок)
Ещё один пример. Ветка, опирающаяся на ствол дерева вершиной вниз, указывала на близость стойбища.
А вот и шаманский комплекс №1. Да, Эвенки по вероисповеданию были шаманистами. Обычно Шаман совершал ритуал общения с духами - "камлание". Для каждого обряда строился специальный комплекс сооружений, который состоял из шаманского чума и галереи, окруженной скульптурами духов-помощников шамана в виде стилизованных животных, птиц, рыб и людей. Данный же комплекс предназначался для проведения обряда, посвященного благополучию рода.
Ещё одна интересная тема - это ловушки для животных или так называемые охотничьи самоловы.
Чум эвенкийского шамана и шаманский комплекс № 2. Этот обрядный комплекс был создан для обряда по лечению больной женщины.
А эта часть эвенкийского сектора, отведена под мир иной. Подобные могилы в Сибири явление весьма распространённое - людей хоронили в срубах, под валежником или даже в специальных коробах на стволах деревьев. Ведь туземцы до прихода русских не знали железа, не имели лопат, а стало быть не могли выкопать достаточно глубокой могилы в вечной мерзлоте. К тому же, туземцы были двоеверами, и по христианскому обряду хоронили только тех, кого в их представлении не уволокли злые духи, а защитил русский Бог.
В русском секторе представлены отреставрированные памятники-дома, перевезённые сюда из деревень Приангарья, а все вместе они воспроизводят архитектурный ансамбль ангарских деревень той эпохи. Большинство памятников народного деревянного зодчества датируются концом XIX - началом XX века. Всего в музее 32 подлинных памятника деревянного зодчества. Также они дополнены предметами быта ангарских крестьян, которые позволяет представить, как и с чем они жили, творили и развивались. Его изюминкой, являются останки деревянной Братской крепости, основанной в 17−м веке, церковь Архистратига Михаила (конец 19−го века) и несколько крестьянских усадеб, открытых для посещения.
Его величество Братское море
Само название "Братский острог" указывает на то, что он был здесь первым - ведь это переиначенное "Бурятский", то есть на тот момент буряты были полноправными хозяевами этих земель. Первый острог, основанный Максимом Перфильевым, не простоял и 5 лет и был сожжен бурятами. В 1636 году новый отряд енисейских казаков Николая Рудуковского построил более мощную крепость на правом берегу реки Ока чуть выше устья - эта версия острога бурятам была уже не по зубам, он простоял почти двадцать лет, после чего стало ясно, что для защиты разросшегося поселения нужна новая крепость, которая и была построена в 1654 году уже на левом берегу Оки. В то время из Братска снаряжалось много различных экспедиций, например, Иван Москвитин со своим отрядом, в 1639 году первым из русских достиг Тихого океана. А в 1661 году вверх по Ангаре ушёл отряд Якова Похабова, заложивший острог напротив устье реки Иркут... и уже через пару десятилетий Братск стал не так важен стратегически, ведь набирал обороты молодой Иркутск, который потом и стал столицей Сибири. Так концу 18 века Братск уже был селом Братско-Острожным…
Братский острог XVII века. Остроги получили своё название от крепостных стен из вкопанных в землю заостренных бревен - "острожин" и предназначались для зимовки и обороны гарнизона.
От острога осталось всего две башни, срубленные в 1654 году. И так как село попадало в зону затопления Братской ГЭС, их решено было вывезти. Одна башня осталось на родине - сначала в посёлке Падун (один из районов нового Братска), с 1980 года она в Ангарской деревне. Другую вроде, как в Москву увезли.
Одна из башен «Братского острога».
Михайло-Архангельская церковь. 1873
Мангазея - общественный хлебный амбар начала ХIХ в. Был сюда доставлен из деревни Тушама Усть-Илимского района Иркутской области.
Собственно, "деревню" слагают 4 крестьянских усадьбы. "Усадьба №4" - самая большая и богатая, включает аж три двора (чистый, хозяйственный и скотный). Её изба (1891) вывезена из деревни Петропавлока Киренского района, а хозпостройки - в основном из деревни Анчириково под Братском. Усадьба №3 с избой привезена из села Старо-Балтурино Чунского района. Этой избе чуть менее двухсот лет. Ещё одна, почти такая же с фасада усадьба №2 с избой середины 19 века, привезённая вообще из Красноярского края - видимо, из зоны затопления Богучанской ГЭС. Самая маленькая – это усадьба №1. В её основе изба-одноколок 1909 года постройки с территории современного Братска. Вообще, по сравнению с среднерусскими и даже северными, усадьбы сибирских крестьян поражают своей капитальностью, основательностью, добротностью. А по-другому в Сибири строить и нельзя, а то Мороз накажет.
Кузница. Конец XIX века. Сюда она приехала из деревни Христофорово Жигаловского района Иркутской области.
А охраняют это знатное место вот такие могучие богатыри.
Взято: Тут
0
Комментариев 2