SanyaAKX
Интересные факты о популярном Тадж-Махале ( 16 фото )
Тадж-Махал является одним из самых узнаваемых и посещаемых мест на планете, привлекая миллионы людей своей необычной красотой и удивительной легендой создания. Благодаря ухищрениям зодчих, особой технике создания и отделке драгоценными камнями величественный мавзолей больше похож на сказочное видение, нежели на земное сооружение, которое на протяжении многих веков не только вдохновляло художников, дизайнеров и поэтов своими невероятными очертаниями, но и порождало огромное количество мифов и легенд.
Удивительной красоты мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), уже ставший мировым достоянием и одним из 7 современных Чудес света, находится в городе Агра на побережье реки Джамны. Его создание в далеком XVII в., вызванное невероятной силой любви, уже не одно столетие будоражит умы людей, порождая мифы и легенды, которые наравне с божественным видом притягивают огромное количество посетителей.
Мавзолей построен во имя любви
Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.
Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.
Масштабность планировки и сооружения
Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.
Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.
Удивительная особенность конструкции
Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.
На строительство мавзолея было потрачено много времени и денег
На строительство мавзолея, которое длилось более 20 лет (1632- 1653 гг.), император не жалел ни сил, ни денег. Возведением огромного сооружения небывалой красоты и роскоши занимались признанные архитекторы, известные зодчие и около 20 тыс. ремесленников. Существует предположение, что Шах-Джахан потратил около 32 млн. рупий (эквивалентно 1 млрд. дол. на сегодняшний день), чтобы увековечить свою любовь.
Примечательно: Для отделки стен использовали полированный полупрозрачный мрамор, который добывали за 300 км и доставляли при помощи нескольких тысяч слонов и быков, которые тащили мраморные глыбы по специально созданному пандусу. Чтобы придать строению особенный вид, император приказал инкрустировать мраморные стены самоцветами: бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и др. Всего же для отделки использовалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, доставленных из Тибета, Китая, Шри-Ланки и некоторых районов Индии.
Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.
Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.
Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.
Быстрый способ разобрать строительные леса
Этот факт так и не удалось подтвердить, поэтому он относится к самым устоявшимся легендам. Она гласит, что после окончания строительства, когда понадобилось разобрать леса, созданные из кирпича, ведь за 20 лет помосты из бамбука пришлось бы менять несколько раз, предприимчивый император придумал очень быстрый способ это сделать. Когда главный архитектор заявил, что на это понадобится еще несколько лет, Шах-Джахан просто разрешил рабочим и жителям близлежащих деревень унести кирпичи, кто сколько сможет и кому сколько надо. Практически за одну ночь большая часть конструкция была разобрана и вынесена.
Скромное оформление могил
В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт.
Мавзолей из черного мрамора – миф или реальность
Рассказы о том, что император Шах-Джахан планировал построить на другой стороне реки еще один мавзолей для себя, и что он хотел его сделать в черном мраморе, бродят миром уже не одну сотню лет. В поисках истины археологи начали раскопки в том месте, о котором слагают легенды и действительно смогли обнаружить руины из черного мрамора. Но детальное исследование показало, что это остатки строения созданы из обычного мрамора, почерневшего от времени и влаги.
Интересную деталь, связанную с существованием мнимого мавзолея. нашли ученые совсем недавно, когда смогли воссоздать часть пруда в «Лунном саду». Как оказалось, в его водах отражается черный силуэт Тадж-Махала, причем с полным сохранением симметрии. А вот такую странность и идеальный расчет не только строительства мавзолея, но и расположения пруда исследователям придется еще разгадать.
Удивительной красоты мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), уже ставший мировым достоянием и одним из 7 современных Чудес света, находится в городе Агра на побережье реки Джамны. Его создание в далеком XVII в., вызванное невероятной силой любви, уже не одно столетие будоражит умы людей, порождая мифы и легенды, которые наравне с божественным видом притягивают огромное количество посетителей.
Мавзолей построен во имя любви
Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.
Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.
Масштабность планировки и сооружения
Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.
Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.
Удивительная особенность конструкции
Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.
На строительство мавзолея было потрачено много времени и денег
На строительство мавзолея, которое длилось более 20 лет (1632- 1653 гг.), император не жалел ни сил, ни денег. Возведением огромного сооружения небывалой красоты и роскоши занимались признанные архитекторы, известные зодчие и около 20 тыс. ремесленников. Существует предположение, что Шах-Джахан потратил около 32 млн. рупий (эквивалентно 1 млрд. дол. на сегодняшний день), чтобы увековечить свою любовь.
Примечательно: Для отделки стен использовали полированный полупрозрачный мрамор, который добывали за 300 км и доставляли при помощи нескольких тысяч слонов и быков, которые тащили мраморные глыбы по специально созданному пандусу. Чтобы придать строению особенный вид, император приказал инкрустировать мраморные стены самоцветами: бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и др. Всего же для отделки использовалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, доставленных из Тибета, Китая, Шри-Ланки и некоторых районов Индии.
Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.
Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.
Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.
Быстрый способ разобрать строительные леса
Этот факт так и не удалось подтвердить, поэтому он относится к самым устоявшимся легендам. Она гласит, что после окончания строительства, когда понадобилось разобрать леса, созданные из кирпича, ведь за 20 лет помосты из бамбука пришлось бы менять несколько раз, предприимчивый император придумал очень быстрый способ это сделать. Когда главный архитектор заявил, что на это понадобится еще несколько лет, Шах-Джахан просто разрешил рабочим и жителям близлежащих деревень унести кирпичи, кто сколько сможет и кому сколько надо. Практически за одну ночь большая часть конструкция была разобрана и вынесена.
Скромное оформление могил
В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт.
Мавзолей из черного мрамора – миф или реальность
Рассказы о том, что император Шах-Джахан планировал построить на другой стороне реки еще один мавзолей для себя, и что он хотел его сделать в черном мраморе, бродят миром уже не одну сотню лет. В поисках истины археологи начали раскопки в том месте, о котором слагают легенды и действительно смогли обнаружить руины из черного мрамора. Но детальное исследование показало, что это остатки строения созданы из обычного мрамора, почерневшего от времени и влаги.
Интересную деталь, связанную с существованием мнимого мавзолея. нашли ученые совсем недавно, когда смогли воссоздать часть пруда в «Лунном саду». Как оказалось, в его водах отражается черный силуэт Тадж-Махала, причем с полным сохранением симметрии. А вот такую странность и идеальный расчет не только строительства мавзолея, но и расположения пруда исследователям придется еще разгадать.
Взято: Тут
1183