axxis1995
This is Halloween: Репрезентация Хэллоуина в кино ( 8 фото )
В США Хэллоуин, или канун Дня Всех Святых, отмечается так же широко, как День благодарения и Рождество. Традиция переодевания, украшения домов и улиц «жуткими» декорациями, атмосфера веселого, ненастоящего страха — все эти атрибуты праздника стали популярными не только в Америке, но и по всему миру. Атмосферу праздника создают теплый свет тыквенных фонарей, осенняя листва, костюмы, сладости и домашние посиделки с просмотром культовых ужастиков. Конечно же, такую богатую на сильные визуальные образы тему не могли обойти стороной кинематографисты всех мастей. Рассказываем, как и когда тема Хэллоуина раскрывалась в кино.
Кадр из фильма «Фокус-покус», реж. Кенни Ортега, 1993
Хотя для многих традиция Хэллоуина прочно ассоциируется именно с темой страха, для американцев это такой же безобидный и добрый праздник, как Рождество. Смешные наряды детишек, маленькие ведьмы, мумии и монстры вызывают в большей мере умиление, чем страх. Это скорее терапевтический взгляд на деструктивные чувства вроде фобий перед сверхъестественными силами, вампирами или зомби — как заклинание «Ридикулус» против боггарта. Поэтому, будучи одним из основных семейных праздников, Хэллоуин стал плодотворной темой для кино. Именно в жанре комедийного семейного фильма Хэллоуин появляется впервые. Немая комедия 1922 года «Под знаком Джека О'Лантерна» сюжетно никак не связана с праздником, но рассказывает историю пары, унаследовавшей усадьбу в Новой Англии, которая носит имя «Фонарь Джека» — так называется та самая тыква со свечой. Такое название, разумеется, не сулит паре ничего хорошего — один из пунктов завещания гласит, что они должны прожить в усадьбе полгода, прежде чем станут полноправными хозяевами. Конечно же, без сюрпризов не обойдется.
Кадр из фильма «Белоснежка», реж. Дэйв Фляйшер, 1933
Со временем Хэллоуин становится основой для тематических эпизодов в рамках серии классических мультипликационных короткометражек. В мультфильме «Хэллоуин» Щенок Тоби с помощью хитрости изгоняет с костюмированной хэллоуинской вечеринки настоящих привидений, которые пугали гостей и портили праздник. Похожую историю мы видим в анимационном короткометражном фильме «Белоснежка». В мультфильме в комичной манере показаны традиции праздника — вырезание фонарей из тыкв, розыгрыш с мукой и ловля яблок. Всеобщее веселье нарушает приход буйной гориллы, однако ее изгоняют духи Хэллоуина — взаправдашнему страху не место на семейном празднике. Празднование Хэллоуина вплетается также и в сюжеты классических фильмов, например, в идиллическом мюзикле «Встретимся в Сент-Луисе» появляется запоминающийся образ девочки Тутти, чей характер раскрывается в хэллоуинском сюжете через преодоление страха и символическое убийство соседа — своеобразный обряд инициации.
Позже, с развитием телевидения, зарождается традиция специальных выпусков, посвященных празднику. Телевизионный спецэпизод «Хэллоуин — ночь Гринча» рассказывает историю городка Ктовилль, жители которого каждый год страдают от проделок злобного Гринча, живущего на холме. В хмурый осенний день Гринч спускается в городок и наводит ужас на его обитателей. Однако смелый и рассудительный горожанин избавляет город от зла благодаря своей находчивости и отваге. Возможно, из-за возросшей популярности таких спецвыпусков Хэллоуин обособляется в отдельный полноценный сюжет для кино и анимации. Классическими стали многочисленные экранизации «Легенды о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга (прежде всего, известный фильм Тима Бёртона с Джонни Деппом и Кристофером Уокеном), «Ночь ведьм», серия фильмов «Хэллоуинтаун», перевертыш «Привидение за работой» про городок, где запрещено праздновать Хэллоуин, и, конечно же, семейная комедия «Фокус-покус» со звездным кастом.
Особенно примечателен мультфильм «Канун всех святых» по одноименному произведению Рэя Брэдбери (и с его голосом за кадром). Это многосоставная история о друзьях, заглянувших в ночь Хэллоуина в мрачное поместье на краю города. Его владелец, жутковатый старик и колдун, отправляет детей в путешествие сквозь время, в ходе которого они узнают о древнейших традициях, связанных с почитанием умерших.
Кадр из фильма «Фокус-покус», реж. Кенни Ортега, 1993
Загадочные и странные события нередко происходят с героями в декорациях Хэллоуина — все-таки в канун Дня Всех Святых духи посещают мир живых — когда, если не в этот вечер, происходить жутким событиям? Атрибуты Хэллоуина, мелькающие в кадре, работают на создание саспенса. Например, в мультфильме «Песнь моря» главные герои — брат и сестра — покидают дом бабушки во время хэллоуинских гуляний, что позволяет следующим за ними духам остаться незамеченными среди ряженых детей. Ночь Хэллоуина создает атмосферу ожидания проявления сверхъестественного, так и происходит — дети встречают на пути множество добрых и злых мифических существ. В первой части франшизы о «Гарри Поттере» — главном семейном праздничном кино последних десятилетий — именно в Хэллоуин Рон, Гермиона и сам Гарри становятся лучшими друзьями. Причем это происходит благодаря пережитому страшному событию — нападению горного тролля.
Кадр из фильма «Дом-монстр», реж. Гил Кинан, 2006
К 31 октября практически все американские мультипликационные сериалы и ситкомы выпускают специальные хэллоуинские эпизоды — это уже неотъемлемая часть сериальной культуры. Нередко именно эти эпизоды становятся самыми ожидаемыми и любимыми у зрителей. Цикл «Домик ужасов» в «Симпсонах» построен по принципу альманаха — включает три новеллы, часто рассказываемые главными героями в духе «страшных историй у костра». В основном это пародии на классические и современные фильмы ужасов, городские легенды и фольклор. В ситкомах также обыгрывается тема переодевания. Костюмы нередко становятся объектами шуток — то никто на вечеринке не понимает смысл костюма (костюм «Эффект Доплера» Шелдона Купера и «Спудник» Росса Геллера), или же высмеивается сексуализация женских вариантов костюмов (костюм шлюшки-тыквы из сериала «Как я встретил вашу маму»).
Кадр из сериала «Друзья», реж. Стивен Прайм, Дэвид Стейнберг, Пол Лазарус, 1994–2004
Традиция создания хэллоуинских эпизодов настолько прочна, что создателям сериалов приходится проявлять изобретательность, чтобы включить спецэпизод даже там, где он, казалось бы, невозможен. Так, в мультсериале «Гравити Фолз», действие которого разворачивается на летних каникулах, создатели не смогли обойти тему Хэллоуина и придумали его летний аналог — Летоуин. Жители городка Гравити Фолз так любят Хэллоуин, что празднуют его дважды в год — летом и осенью. На Летуин вместо тыкв зажигают фонари из арбузов, наряжаются и собирают угощения, а тех, кто пренебрежительно относится к традициям праздника, ждет месть от монстра — Летуинского Ловкача. Диппер не хочет участвовать в летоуинских гуляниях с сестрой, потому что его пригласили на подростковую вечеринку, что в итоге приводит к неприятностям. В семейном кино и мультипликации Хэллоуин нередко становится фоном для раскрытия темы взросления. Чаще всего этот паттерн раскрывается через отказ одного из друзей участвовать в детской, на их взгляд, традиции, в то время как остальные по-прежнему находят переодевания веселыми и уместными. Так было в упомянутом выше эпизоде «Гравити Фолз», в «Фокусе-Покусе», а в хэллоуинском эпизоде сериала «Очень странные дела» четверку друзей высмеивают в школе за то, что они единственные пришли на уроки в костюмах.
Кадр из сериала «Гравити Фолз», реж. Джо Питт, Джон Аошима, Мэтт Брэли, 2012–2016
Просмотр фильмов ужасов стал неотъемлемой частью культуры Хэллоуина — ежегодно к 31 октября в прокат выходит масса хоррор-новинок. Неудивительно, что и самому празднику суждено было стать сюжетной основой для многих фильмов жанра. Фильмы ужасов деконструировали праздник, которому всегда был свойственен лишь шуточный страх, окончательно впустив в него страх настоящий.
Одна из первых попыток была предпринята в фильме «Кровавая шутка» (1976), где шуточное похищение девушки с костюмированной вечеринки обернулось настоящим преступлением. Но безусловное первенство принадлежит слэшеру «Хэллоуин» (1978) Джона Карпентера, который вводит образ не сверхъестественного, а реального зла в виде серийного убийцы и психопата Майкла Майерса. Откупиться конфетами от маньяка не получится. Характерный прием франшизы заключается в том, что действие разворачивается на фоне праздника переодеваний. Маска, за которой скрывается главный злодей, позволяет ему не выделяться из толпы ряженых, делает его неуязвимым.
Этот прием быстро распространяется, то и дело появляясь в жанровом кино, а праздник Хэллоуин укореняется как одна из фундаментальных тем для хорроров: ведьмовская «Ночь демонов», готический «Ворон», found footage «Канун Дня всех святых», антология «Город Монстров», «31: Праздник смерти» Роба Зомби и многие другие фильмы эксплуатируют тему Хэллоуина, со временем превращая ее в набор штампов. Что, впрочем, неплохо, потому что на каждый штамп найдется своя пародия: «Хэллоуин. Праздник смерти» и «Резня в парке аттракционов» пародируют классическую историю о маньяке Майкле Майерсе, а комедийный ужастик «Хэллоуин Хьюби» с Адамом Сэндлером проехался по всем классическим тропам.
Кадр из фильма «Хэллоуин», реж. Джон Карпентер, 1978
Фильм Майкла Догерти «Кошелек или жизнь» возвращает атмосферу ненастоящего, игрового ужаса. Построенный как киноальманах фильм с помощью разных историй отдает дань традициям праздника и слегка высмеивает некоторые клише хоррора. Герой, соединяющий все части фильма, — существо, одетое в костюм из мешковины, форма головы которого напоминает тыкву. С одной стороны, его вид намекает на дух Хэллоуина, наказывающий тех, кто пренебрегает традициями и совершает неуважительные действия, например, не раздает конфеты детям или задувает свечи в фонарях-тыквах. В то же время образ отсылает к истокам праздника, а именно к кельтскому празднику Самайн, связанному с завершением сбора урожая и началом зимы. Отсылки к Самайну можно встретить и в мультсериале «По ту сторону изгороди». Когда герои попадают в загадочный городок Поттсфилд на фестиваль урожая, их встречают жутковатые жители города в костюмах тыкв, которые на деле оказываются мертвецами. К слову, и в Неизведанное дети попадают именно в ночь Хэллоуина, да еще и прямиком с кладбища.
Кадр из сериала «По ту сторону изгороди», реж. Нат Кэш, 2014
Джон Карпентер перезапустил традицию holiday horrors, ее со временем пополнят фильмы и о других праздниках (впрочем, рождественские хорроры имеют более давнюю историю). Все они работают на диссонансе — страшные события разворачиваются на фоне самых безобидных декораций — семейные посиделки, уютные свитера, теплый свет свечей и гирлянд. Но есть картины, где встречаются миры разных праздников, например «Маленький помощник сатаны» и, конечно же, «Кошмар перед Рождеством», созданием которого мы обязаны Генри Селику, Тиму Бёртону и Дэнни Эльфману. Главный герой кукольного мультфильма Джек-скелет, хоть отчасти и вдохновлен образом Гринча, но, в отличие от зеленого монстра, заинтересовался Рождеством не из зависти, а от искреннего восхищения. Уставший от Хэллоуина Джек пытается понять устройство Рождества, которое по сути — полная противоположность Хэллоуина. Разумеется, у него ничего не получается, а попытка самостоятельно провести Рождество приводит к плохим последствиям. Пожалуй, образы Джека-скелета и маньяка Майкла Майерса могут разделить первое место в рейтинге самых популярных хэллоуинских образов.
Текст: Александра Кушнарева
Кадр из фильма «Фокус-покус», реж. Кенни Ортега, 1993
Хотя для многих традиция Хэллоуина прочно ассоциируется именно с темой страха, для американцев это такой же безобидный и добрый праздник, как Рождество. Смешные наряды детишек, маленькие ведьмы, мумии и монстры вызывают в большей мере умиление, чем страх. Это скорее терапевтический взгляд на деструктивные чувства вроде фобий перед сверхъестественными силами, вампирами или зомби — как заклинание «Ридикулус» против боггарта. Поэтому, будучи одним из основных семейных праздников, Хэллоуин стал плодотворной темой для кино. Именно в жанре комедийного семейного фильма Хэллоуин появляется впервые. Немая комедия 1922 года «Под знаком Джека О'Лантерна» сюжетно никак не связана с праздником, но рассказывает историю пары, унаследовавшей усадьбу в Новой Англии, которая носит имя «Фонарь Джека» — так называется та самая тыква со свечой. Такое название, разумеется, не сулит паре ничего хорошего — один из пунктов завещания гласит, что они должны прожить в усадьбе полгода, прежде чем станут полноправными хозяевами. Конечно же, без сюрпризов не обойдется.
Кадр из фильма «Белоснежка», реж. Дэйв Фляйшер, 1933
Со временем Хэллоуин становится основой для тематических эпизодов в рамках серии классических мультипликационных короткометражек. В мультфильме «Хэллоуин» Щенок Тоби с помощью хитрости изгоняет с костюмированной хэллоуинской вечеринки настоящих привидений, которые пугали гостей и портили праздник. Похожую историю мы видим в анимационном короткометражном фильме «Белоснежка». В мультфильме в комичной манере показаны традиции праздника — вырезание фонарей из тыкв, розыгрыш с мукой и ловля яблок. Всеобщее веселье нарушает приход буйной гориллы, однако ее изгоняют духи Хэллоуина — взаправдашнему страху не место на семейном празднике. Празднование Хэллоуина вплетается также и в сюжеты классических фильмов, например, в идиллическом мюзикле «Встретимся в Сент-Луисе» появляется запоминающийся образ девочки Тутти, чей характер раскрывается в хэллоуинском сюжете через преодоление страха и символическое убийство соседа — своеобразный обряд инициации.
Позже, с развитием телевидения, зарождается традиция специальных выпусков, посвященных празднику. Телевизионный спецэпизод «Хэллоуин — ночь Гринча» рассказывает историю городка Ктовилль, жители которого каждый год страдают от проделок злобного Гринча, живущего на холме. В хмурый осенний день Гринч спускается в городок и наводит ужас на его обитателей. Однако смелый и рассудительный горожанин избавляет город от зла благодаря своей находчивости и отваге. Возможно, из-за возросшей популярности таких спецвыпусков Хэллоуин обособляется в отдельный полноценный сюжет для кино и анимации. Классическими стали многочисленные экранизации «Легенды о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга (прежде всего, известный фильм Тима Бёртона с Джонни Деппом и Кристофером Уокеном), «Ночь ведьм», серия фильмов «Хэллоуинтаун», перевертыш «Привидение за работой» про городок, где запрещено праздновать Хэллоуин, и, конечно же, семейная комедия «Фокус-покус» со звездным кастом.
Особенно примечателен мультфильм «Канун всех святых» по одноименному произведению Рэя Брэдбери (и с его голосом за кадром). Это многосоставная история о друзьях, заглянувших в ночь Хэллоуина в мрачное поместье на краю города. Его владелец, жутковатый старик и колдун, отправляет детей в путешествие сквозь время, в ходе которого они узнают о древнейших традициях, связанных с почитанием умерших.
Кадр из фильма «Фокус-покус», реж. Кенни Ортега, 1993
Загадочные и странные события нередко происходят с героями в декорациях Хэллоуина — все-таки в канун Дня Всех Святых духи посещают мир живых — когда, если не в этот вечер, происходить жутким событиям? Атрибуты Хэллоуина, мелькающие в кадре, работают на создание саспенса. Например, в мультфильме «Песнь моря» главные герои — брат и сестра — покидают дом бабушки во время хэллоуинских гуляний, что позволяет следующим за ними духам остаться незамеченными среди ряженых детей. Ночь Хэллоуина создает атмосферу ожидания проявления сверхъестественного, так и происходит — дети встречают на пути множество добрых и злых мифических существ. В первой части франшизы о «Гарри Поттере» — главном семейном праздничном кино последних десятилетий — именно в Хэллоуин Рон, Гермиона и сам Гарри становятся лучшими друзьями. Причем это происходит благодаря пережитому страшному событию — нападению горного тролля.
Кадр из фильма «Дом-монстр», реж. Гил Кинан, 2006
К 31 октября практически все американские мультипликационные сериалы и ситкомы выпускают специальные хэллоуинские эпизоды — это уже неотъемлемая часть сериальной культуры. Нередко именно эти эпизоды становятся самыми ожидаемыми и любимыми у зрителей. Цикл «Домик ужасов» в «Симпсонах» построен по принципу альманаха — включает три новеллы, часто рассказываемые главными героями в духе «страшных историй у костра». В основном это пародии на классические и современные фильмы ужасов, городские легенды и фольклор. В ситкомах также обыгрывается тема переодевания. Костюмы нередко становятся объектами шуток — то никто на вечеринке не понимает смысл костюма (костюм «Эффект Доплера» Шелдона Купера и «Спудник» Росса Геллера), или же высмеивается сексуализация женских вариантов костюмов (костюм шлюшки-тыквы из сериала «Как я встретил вашу маму»).
Кадр из сериала «Друзья», реж. Стивен Прайм, Дэвид Стейнберг, Пол Лазарус, 1994–2004
Традиция создания хэллоуинских эпизодов настолько прочна, что создателям сериалов приходится проявлять изобретательность, чтобы включить спецэпизод даже там, где он, казалось бы, невозможен. Так, в мультсериале «Гравити Фолз», действие которого разворачивается на летних каникулах, создатели не смогли обойти тему Хэллоуина и придумали его летний аналог — Летоуин. Жители городка Гравити Фолз так любят Хэллоуин, что празднуют его дважды в год — летом и осенью. На Летуин вместо тыкв зажигают фонари из арбузов, наряжаются и собирают угощения, а тех, кто пренебрежительно относится к традициям праздника, ждет месть от монстра — Летуинского Ловкача. Диппер не хочет участвовать в летоуинских гуляниях с сестрой, потому что его пригласили на подростковую вечеринку, что в итоге приводит к неприятностям. В семейном кино и мультипликации Хэллоуин нередко становится фоном для раскрытия темы взросления. Чаще всего этот паттерн раскрывается через отказ одного из друзей участвовать в детской, на их взгляд, традиции, в то время как остальные по-прежнему находят переодевания веселыми и уместными. Так было в упомянутом выше эпизоде «Гравити Фолз», в «Фокусе-Покусе», а в хэллоуинском эпизоде сериала «Очень странные дела» четверку друзей высмеивают в школе за то, что они единственные пришли на уроки в костюмах.
Кадр из сериала «Гравити Фолз», реж. Джо Питт, Джон Аошима, Мэтт Брэли, 2012–2016
Просмотр фильмов ужасов стал неотъемлемой частью культуры Хэллоуина — ежегодно к 31 октября в прокат выходит масса хоррор-новинок. Неудивительно, что и самому празднику суждено было стать сюжетной основой для многих фильмов жанра. Фильмы ужасов деконструировали праздник, которому всегда был свойственен лишь шуточный страх, окончательно впустив в него страх настоящий.
Одна из первых попыток была предпринята в фильме «Кровавая шутка» (1976), где шуточное похищение девушки с костюмированной вечеринки обернулось настоящим преступлением. Но безусловное первенство принадлежит слэшеру «Хэллоуин» (1978) Джона Карпентера, который вводит образ не сверхъестественного, а реального зла в виде серийного убийцы и психопата Майкла Майерса. Откупиться конфетами от маньяка не получится. Характерный прием франшизы заключается в том, что действие разворачивается на фоне праздника переодеваний. Маска, за которой скрывается главный злодей, позволяет ему не выделяться из толпы ряженых, делает его неуязвимым.
Этот прием быстро распространяется, то и дело появляясь в жанровом кино, а праздник Хэллоуин укореняется как одна из фундаментальных тем для хорроров: ведьмовская «Ночь демонов», готический «Ворон», found footage «Канун Дня всех святых», антология «Город Монстров», «31: Праздник смерти» Роба Зомби и многие другие фильмы эксплуатируют тему Хэллоуина, со временем превращая ее в набор штампов. Что, впрочем, неплохо, потому что на каждый штамп найдется своя пародия: «Хэллоуин. Праздник смерти» и «Резня в парке аттракционов» пародируют классическую историю о маньяке Майкле Майерсе, а комедийный ужастик «Хэллоуин Хьюби» с Адамом Сэндлером проехался по всем классическим тропам.
Кадр из фильма «Хэллоуин», реж. Джон Карпентер, 1978
Фильм Майкла Догерти «Кошелек или жизнь» возвращает атмосферу ненастоящего, игрового ужаса. Построенный как киноальманах фильм с помощью разных историй отдает дань традициям праздника и слегка высмеивает некоторые клише хоррора. Герой, соединяющий все части фильма, — существо, одетое в костюм из мешковины, форма головы которого напоминает тыкву. С одной стороны, его вид намекает на дух Хэллоуина, наказывающий тех, кто пренебрегает традициями и совершает неуважительные действия, например, не раздает конфеты детям или задувает свечи в фонарях-тыквах. В то же время образ отсылает к истокам праздника, а именно к кельтскому празднику Самайн, связанному с завершением сбора урожая и началом зимы. Отсылки к Самайну можно встретить и в мультсериале «По ту сторону изгороди». Когда герои попадают в загадочный городок Поттсфилд на фестиваль урожая, их встречают жутковатые жители города в костюмах тыкв, которые на деле оказываются мертвецами. К слову, и в Неизведанное дети попадают именно в ночь Хэллоуина, да еще и прямиком с кладбища.
Кадр из сериала «По ту сторону изгороди», реж. Нат Кэш, 2014
Джон Карпентер перезапустил традицию holiday horrors, ее со временем пополнят фильмы и о других праздниках (впрочем, рождественские хорроры имеют более давнюю историю). Все они работают на диссонансе — страшные события разворачиваются на фоне самых безобидных декораций — семейные посиделки, уютные свитера, теплый свет свечей и гирлянд. Но есть картины, где встречаются миры разных праздников, например «Маленький помощник сатаны» и, конечно же, «Кошмар перед Рождеством», созданием которого мы обязаны Генри Селику, Тиму Бёртону и Дэнни Эльфману. Главный герой кукольного мультфильма Джек-скелет, хоть отчасти и вдохновлен образом Гринча, но, в отличие от зеленого монстра, заинтересовался Рождеством не из зависти, а от искреннего восхищения. Уставший от Хэллоуина Джек пытается понять устройство Рождества, которое по сути — полная противоположность Хэллоуина. Разумеется, у него ничего не получается, а попытка самостоятельно провести Рождество приводит к плохим последствиям. Пожалуй, образы Джека-скелета и маньяка Майкла Майерса могут разделить первое место в рейтинге самых популярных хэллоуинских образов.
Текст: Александра Кушнарева
Взято: Тут
1784