sanderkelevra
Лучшие европейские фильмы ( 13 фото )
Статуэтки лучшим представителям зарубежного кино Академия начала вручать сразу после Второй мировой войны, но полноценной эта награда стала в 1957 году. И сразу досталась фильму с европейским паспортом. Первым победителем была драма «Дорога» Федерико Феллини, впоследствии ставшего самым титулованным «оскароносным» иностранным режиссёром.
Безусловно, в этом списке должны присутствовать работы и Бергмана, и Феллини, но они ценны и без американских статуэток — их видел любой зритель, претендующий на звание ценителя кино. А вот картина «Воскресенья в Виль де’Эвре» Сержа Бургиньона, обладатель Оскара-1963, такой славой похвастаться не может. Очень зря. С нее и начнем.
Воскресенья в Виль-д’Эвре
Франция, 1962 / Реж.: Серж Бургиньон / В ролях: Харди Крюгер, Николь Курсель, Патриция Гоцци и др.
История необычной дружбы военного лётчика-инвалида и маленькой девочки, брошенной родителями, — это больше, чем просто кино. Снятый по одноимённой книге Бернара Эксаширьё фильм — чёрно-белое полотно, полное холодных провинциальных пейзажей и трогательных красочных эмоций двух одиноких людей. Пьер после трагедии во время бомбёжки во Вьетнаме страдает от перманентной депрессии и частичной амнезии, Франсуаза ещё совсем ребёнок, но уже успела пережить двойное предательство — сначала её бросила мать, а теперь и отец, не желая воспитывать дочь в одиночку, оставляет девочку на попечение монахинь. Судьбе было угодно, чтобы эти две заблудшие души встретились поздним вечером на вокзале в Виль д’Эвре.
Вчера, сегодня, завтра
Италия, Франция, 1963 / Реж.: Витторио Де Сика / В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альдо Джуффре и др.
Оскар-1965 снова стал триумфальным для Италии. На этот раз заветная статуэтка досталась комедийной трилогии. Весь фильм представляет собой своеобразный пинг-понг двух легендарных артистов — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, при чём каждый раз героиня Лорен кладёт своего соперника на обе лопатки. При просмотре обязательно появится ощущение, что именно так весело и эротично выглядело бы советское кино, если бы на территории СССР был секс.
Мужчина и женщина
Франция, 1966 / Реж.: Клод Лелуш / В ролях: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, Валери Лагранж и др.
Идеальный фильм о любви, о котором невозможно говорить без слов восторга и умиления. Заслуга появления этого шедевра лежит целиком и полностью на Клоде Лелюше, который спродюсировал и срежиссировал фильм по собственному сценарию на самой заре карьеры. Картина «Мужчина и женщина» стала его визитной карточкой, и Лелюш, не в силах противостоять её волшебству, дважды возвращался к любимой истории. Сначала с прямым продолжением — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», и совсем недавно режиссёр снял стилистическое продолжение — «Женщина и мужчины».
Дело гражданина вне всяких подозрений
Италия, 1969 / Реж.: Элио Петри / В ролях: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо и др.
За этим громоздким названием скрывается очень изящная картина итальянского режиссёра Элио Петри, сумевшего наполнить типичный сюжет о преступлении высшего должностного лица едкой сатирой и кафкианской атмосферой. Собственно, именно цитата из Франца Кафки и стала рефреном для всего фильма: «Каким бы он ни казался, он — слуга Закона. Он причастен Закону и суду человеческому не подлежит».
Скромное обаяние буржуазии
Франция, 1972 / Реж: Луис Бунюэль / В ролях: Фернандо Рей, Поль Франкёр, Дельфина Сейриг, Бюль Ожье, Стефан Одран и др.
Спасибо Академии за это решение 1973 года. Картина Луиса Бунюэля особняком стоит среди оскаровских победителей. Там принято отмечать душещипательные драмы, искромётные комедии или пафосные масштабные эпические полотна, и Оскар для картины под авторством одного из главных художников сюрреализма от кино — это очень нестандартное решение для американских критиков. Которые, кстати, предпочли «Скромное обаяние буржуазии» нашему представителю — военной драме Станислава Ростоцкого «...А зори здесь тихие».
Жестяной барабан
Германия (ФРГ), Франция, Югославия, Польша, 1979 / Реж.: Фолькер Шлёндорф / В ролях: Марио Адорф, Ангела Винклер, Давид Беннент, Катарина Тальбах, Тина Энгель и др.
В чём только не обвиняли Фолькера Шлёндорфа за его оскароносный фильм — и в покушении на моральные устои, и в издевательском отношении к истории. Но несмотря на массовые иски в гражданские суды и протесты церковных ханжей, а, может быть, и благодаря им, «Жестяной барабан» обрёл статус культового кино и по мнению многих знатоков входит в список ста лучших кинопроизведений — величие замысла романа Гюнтера Грасса получило идеальную реализацию гением Шлёндорфа: история Германии первой половины двадцатого столетия в лицах и характерах глазами мудрого вечного ребёнка.
Новый кинотеатр «Парадизо»
Италия, Франция, 1988 / Реж.: Джузеппе Торнаторе / В ролях: Филипп Нуаре, Жак Перрен, Сальваторе Кашо и др.
Фильм замечателен не только мастерской режиссурой, но и блистательной актёрской работой Филипа Нуаре. А для нашего зрителя дополнительную привлекательность «Новому кинотеатру» придаёт эпизодическое, но яркое присутствие Тано Чимарозы, самого обаятельного иностранного жулика, гостившего в России — от «которого ещё никто не уходил» и «которого ещё никто не убивал». Но подлинное величие «Нового кинотеатра» ожидает верного и терпеливого зрителя в последних пяти минутах, в которых компактно разместилась вся история кино.
Жизнь прекрасна
Италия, 1997 / Реж.: Роберто Бениньи / В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджио Кантарини и др.
Сказочное кинополотно является настоящей квинтэссенцией итальянского кинематографа, подарившего миру Феллини, Висконти, Пазолини, Антониони, де Сика — иронию, меланхолию, сатиру и трагедию. Оскар для фильма, затрагивающего тему Холокоста — это, конечно, не новость. Но лишь Бениньи удалось в столь острой и болезненной теме избежать излишнего пафоса и навязчивого стремления выдавить слезу, с успехом компенсировав их наиболее привлекательными чертами еврейского характера — чувством юмора, в том числе и над собой, и неутомимой предприимчивостью, даже в последнюю минуту жизни.
Все о моей матери
Испания, 1999 / Реж.: Педро Альмодовар / В ролях: Сесилия Рот, Мариса Паредес, Кандела Пеня, Антония Сан Хуан, Пенелопа Крус и др.
Вслед за Хосе Луисом Гарси, Луисом Бунюэлем, Фернандо Труэбой Академия увековечила имя Педро Альмодовара. Со второй попытки этот ЛГБТ-певец и создатель незабываемых женских характеров покорил Голливуд, заодно проложив туда дорогу и для исполнительницы одной из главных ролей Пенелопы Крус. Кино от Альмодовара, и «Всё о моей матери» тому яркое подтверждение, пестрит необычными персонажами самой разнообразной сексуальной ориентации, камера вертится, кружится, принимая неординарные ракурсы, то и дело внутри фильма выныривает ещё один, со своими героями и фабулой, а в финале нас ждёт очередная фантасмагорическая развязка.
Ничья земля
Босния-Герцеговина, Франция, Словения, 2001 / Реж.: Данис Танович / В ролях: Бранко Джурич, Рене Битораяц, Филип Шовагович, Жорж Сиатидис, Кэтрин Картлидж и др.
Кустурица — самый значительный балканский режиссёр, но победить на Оскаре удалось не ему, а его молодому коллеге боснийскому дебютанту Данису Тановичу, поставившему по собственному сценарию военную драму «Ничья земля». Герои фильма, два солдата из враждующих сербской и боснийской армий, по воле случая оказываются запертыми на ничейной полосе. Третий участник этой коллизии, ещё один босниец, чудом выживший и обнаруживший, что его успели заминировать так, что и пошевелиться трудно. Сюжет развивается на грани фарса и трагедии, герои то хватаются за автоматы, то начинают поддерживать друг друга, выражая слова сочувствия и соболезнования. Разрешить конфликт и разминировать раненого не представляется возможным...
Жизнь других
Германия, 2006 / Реж.: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк / В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Мартина Гедек, Ульрих Тукур, Томас Тиме, Ханс-Уве Бауэр и др.
История Германии двадцатого века богата самобичеванием. Породили нацизм и Гитлера — Нюрнбергский процесс и покаяние, устроили Холокост — масштабные репарации всем жертвам, их родственникам, родственникам родственников и покаяние, устроили режим социалистического концлагеря на территории бывшей ГДР по примеру советского — вскрытие архивов ШТАЗИ и покаяние. И фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других». Пусть не все согласны с чересчур уж резкой трансформацией главного героя из ответственного безукоризненного офицера госбезопасности в лицо, сочувствующее диссидентам и спасающего одного из них, но актуальность картины, её жестокая правда и Ульрих Мюэ в роли капитана ШТАЗИ покорили зрителей по обе стороны океана.
Любовь
Франция, Австрия, Германия, 2012 / Реж.: Михаэль Ханеке / В ролях: Жан-Луи Третиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Уильям Шимелл и др.
Сюжет «Любви» выглядит крайне банальным, но, учитывая имя автора, известного своими сеансами шоковой терапии (это и «Видео Бенни», и «Скрытое», и «Пианистка»), можно ожидать, что Ханеке припас для зрителя парочку сюрпризов.
Великая красота
Италия, Франция, 2013 / Реж.: Паоло Соррентино / В ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо и др.
Рим — город, стоящий вне времени. Соблазнительный и равнодушный, он притягивает толпы туристов со всего мира, которые, гуляя уютными улочками вечного города, могут познакомиться, например, с Джепом Гамбарделлой, писателем и журналистом, таким же средоточием западной культуры и древнего очарования, как и его родной город.
Безусловно, в этом списке должны присутствовать работы и Бергмана, и Феллини, но они ценны и без американских статуэток — их видел любой зритель, претендующий на звание ценителя кино. А вот картина «Воскресенья в Виль де’Эвре» Сержа Бургиньона, обладатель Оскара-1963, такой славой похвастаться не может. Очень зря. С нее и начнем.
Воскресенья в Виль-д’Эвре
Франция, 1962 / Реж.: Серж Бургиньон / В ролях: Харди Крюгер, Николь Курсель, Патриция Гоцци и др.
История необычной дружбы военного лётчика-инвалида и маленькой девочки, брошенной родителями, — это больше, чем просто кино. Снятый по одноимённой книге Бернара Эксаширьё фильм — чёрно-белое полотно, полное холодных провинциальных пейзажей и трогательных красочных эмоций двух одиноких людей. Пьер после трагедии во время бомбёжки во Вьетнаме страдает от перманентной депрессии и частичной амнезии, Франсуаза ещё совсем ребёнок, но уже успела пережить двойное предательство — сначала её бросила мать, а теперь и отец, не желая воспитывать дочь в одиночку, оставляет девочку на попечение монахинь. Судьбе было угодно, чтобы эти две заблудшие души встретились поздним вечером на вокзале в Виль д’Эвре.
Вчера, сегодня, завтра
Италия, Франция, 1963 / Реж.: Витторио Де Сика / В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альдо Джуффре и др.
Оскар-1965 снова стал триумфальным для Италии. На этот раз заветная статуэтка досталась комедийной трилогии. Весь фильм представляет собой своеобразный пинг-понг двух легендарных артистов — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, при чём каждый раз героиня Лорен кладёт своего соперника на обе лопатки. При просмотре обязательно появится ощущение, что именно так весело и эротично выглядело бы советское кино, если бы на территории СССР был секс.
Мужчина и женщина
Франция, 1966 / Реж.: Клод Лелуш / В ролях: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, Валери Лагранж и др.
Идеальный фильм о любви, о котором невозможно говорить без слов восторга и умиления. Заслуга появления этого шедевра лежит целиком и полностью на Клоде Лелюше, который спродюсировал и срежиссировал фильм по собственному сценарию на самой заре карьеры. Картина «Мужчина и женщина» стала его визитной карточкой, и Лелюш, не в силах противостоять её волшебству, дважды возвращался к любимой истории. Сначала с прямым продолжением — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», и совсем недавно режиссёр снял стилистическое продолжение — «Женщина и мужчины».
Дело гражданина вне всяких подозрений
Италия, 1969 / Реж.: Элио Петри / В ролях: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо и др.
За этим громоздким названием скрывается очень изящная картина итальянского режиссёра Элио Петри, сумевшего наполнить типичный сюжет о преступлении высшего должностного лица едкой сатирой и кафкианской атмосферой. Собственно, именно цитата из Франца Кафки и стала рефреном для всего фильма: «Каким бы он ни казался, он — слуга Закона. Он причастен Закону и суду человеческому не подлежит».
Скромное обаяние буржуазии
Франция, 1972 / Реж: Луис Бунюэль / В ролях: Фернандо Рей, Поль Франкёр, Дельфина Сейриг, Бюль Ожье, Стефан Одран и др.
Спасибо Академии за это решение 1973 года. Картина Луиса Бунюэля особняком стоит среди оскаровских победителей. Там принято отмечать душещипательные драмы, искромётные комедии или пафосные масштабные эпические полотна, и Оскар для картины под авторством одного из главных художников сюрреализма от кино — это очень нестандартное решение для американских критиков. Которые, кстати, предпочли «Скромное обаяние буржуазии» нашему представителю — военной драме Станислава Ростоцкого «...А зори здесь тихие».
Жестяной барабан
Германия (ФРГ), Франция, Югославия, Польша, 1979 / Реж.: Фолькер Шлёндорф / В ролях: Марио Адорф, Ангела Винклер, Давид Беннент, Катарина Тальбах, Тина Энгель и др.
В чём только не обвиняли Фолькера Шлёндорфа за его оскароносный фильм — и в покушении на моральные устои, и в издевательском отношении к истории. Но несмотря на массовые иски в гражданские суды и протесты церковных ханжей, а, может быть, и благодаря им, «Жестяной барабан» обрёл статус культового кино и по мнению многих знатоков входит в список ста лучших кинопроизведений — величие замысла романа Гюнтера Грасса получило идеальную реализацию гением Шлёндорфа: история Германии первой половины двадцатого столетия в лицах и характерах глазами мудрого вечного ребёнка.
Новый кинотеатр «Парадизо»
Италия, Франция, 1988 / Реж.: Джузеппе Торнаторе / В ролях: Филипп Нуаре, Жак Перрен, Сальваторе Кашо и др.
Фильм замечателен не только мастерской режиссурой, но и блистательной актёрской работой Филипа Нуаре. А для нашего зрителя дополнительную привлекательность «Новому кинотеатру» придаёт эпизодическое, но яркое присутствие Тано Чимарозы, самого обаятельного иностранного жулика, гостившего в России — от «которого ещё никто не уходил» и «которого ещё никто не убивал». Но подлинное величие «Нового кинотеатра» ожидает верного и терпеливого зрителя в последних пяти минутах, в которых компактно разместилась вся история кино.
Жизнь прекрасна
Италия, 1997 / Реж.: Роберто Бениньи / В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджио Кантарини и др.
Сказочное кинополотно является настоящей квинтэссенцией итальянского кинематографа, подарившего миру Феллини, Висконти, Пазолини, Антониони, де Сика — иронию, меланхолию, сатиру и трагедию. Оскар для фильма, затрагивающего тему Холокоста — это, конечно, не новость. Но лишь Бениньи удалось в столь острой и болезненной теме избежать излишнего пафоса и навязчивого стремления выдавить слезу, с успехом компенсировав их наиболее привлекательными чертами еврейского характера — чувством юмора, в том числе и над собой, и неутомимой предприимчивостью, даже в последнюю минуту жизни.
Все о моей матери
Испания, 1999 / Реж.: Педро Альмодовар / В ролях: Сесилия Рот, Мариса Паредес, Кандела Пеня, Антония Сан Хуан, Пенелопа Крус и др.
Вслед за Хосе Луисом Гарси, Луисом Бунюэлем, Фернандо Труэбой Академия увековечила имя Педро Альмодовара. Со второй попытки этот ЛГБТ-певец и создатель незабываемых женских характеров покорил Голливуд, заодно проложив туда дорогу и для исполнительницы одной из главных ролей Пенелопы Крус. Кино от Альмодовара, и «Всё о моей матери» тому яркое подтверждение, пестрит необычными персонажами самой разнообразной сексуальной ориентации, камера вертится, кружится, принимая неординарные ракурсы, то и дело внутри фильма выныривает ещё один, со своими героями и фабулой, а в финале нас ждёт очередная фантасмагорическая развязка.
Ничья земля
Босния-Герцеговина, Франция, Словения, 2001 / Реж.: Данис Танович / В ролях: Бранко Джурич, Рене Битораяц, Филип Шовагович, Жорж Сиатидис, Кэтрин Картлидж и др.
Кустурица — самый значительный балканский режиссёр, но победить на Оскаре удалось не ему, а его молодому коллеге боснийскому дебютанту Данису Тановичу, поставившему по собственному сценарию военную драму «Ничья земля». Герои фильма, два солдата из враждующих сербской и боснийской армий, по воле случая оказываются запертыми на ничейной полосе. Третий участник этой коллизии, ещё один босниец, чудом выживший и обнаруживший, что его успели заминировать так, что и пошевелиться трудно. Сюжет развивается на грани фарса и трагедии, герои то хватаются за автоматы, то начинают поддерживать друг друга, выражая слова сочувствия и соболезнования. Разрешить конфликт и разминировать раненого не представляется возможным...
Жизнь других
Германия, 2006 / Реж.: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк / В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Мартина Гедек, Ульрих Тукур, Томас Тиме, Ханс-Уве Бауэр и др.
История Германии двадцатого века богата самобичеванием. Породили нацизм и Гитлера — Нюрнбергский процесс и покаяние, устроили Холокост — масштабные репарации всем жертвам, их родственникам, родственникам родственников и покаяние, устроили режим социалистического концлагеря на территории бывшей ГДР по примеру советского — вскрытие архивов ШТАЗИ и покаяние. И фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других». Пусть не все согласны с чересчур уж резкой трансформацией главного героя из ответственного безукоризненного офицера госбезопасности в лицо, сочувствующее диссидентам и спасающего одного из них, но актуальность картины, её жестокая правда и Ульрих Мюэ в роли капитана ШТАЗИ покорили зрителей по обе стороны океана.
Любовь
Франция, Австрия, Германия, 2012 / Реж.: Михаэль Ханеке / В ролях: Жан-Луи Третиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Уильям Шимелл и др.
Сюжет «Любви» выглядит крайне банальным, но, учитывая имя автора, известного своими сеансами шоковой терапии (это и «Видео Бенни», и «Скрытое», и «Пианистка»), можно ожидать, что Ханеке припас для зрителя парочку сюрпризов.
Великая красота
Италия, Франция, 2013 / Реж.: Паоло Соррентино / В ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо и др.
Рим — город, стоящий вне времени. Соблазнительный и равнодушный, он притягивает толпы туристов со всего мира, которые, гуляя уютными улочками вечного города, могут познакомиться, например, с Джепом Гамбарделлой, писателем и журналистом, таким же средоточием западной культуры и древнего очарования, как и его родной город.
Взято: Тут
1