tiray
Я не мужчина, я Баба Яга! Личная драма и несбывшиеся мечты самого харизматичного сказочного злодея Георгия Милляра ( 9 фото )
Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз. Конечно, речь о Георгии Милляре. Виртуоз эпизодических ролей, актер и человек с огромным сердцем, который так и не смог воплотить в жизнь свою главную мечту…
ИЗ СЕМЬИ АРИСТОКРАТОВ
Георгий Милляр
Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве. Его отец был французским инженером-мостостроителем и при рождении у мальчика была другая фамилия, которую после революции благоразумная мать, дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева, изменила с де Милье на простое — Милляр.
К несчастью, отец Георгия скончался, когда мальчик отметил лишь третий день рождения, но вдова с сыном не остались без средств к существованию. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У сына Журавлевой были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Георгий Милляр
Когда в столице начались волнения, Елизавета не стала дожидаться пика народного восстания и увезла Георгия в Геленджик к дедушке еще в 1914 году. Там было решено изменить фамилию и отдать подростка в школу. Новая власть со временем отобрала у семьи будущего актера обе дачи и превратила их квартиру в коммуналку. Мать с сыном получили право жить в одной комнате квартиры, которая некогда полностью принадлежала им.
Георгий не унывал — он не привык жаловаться. В Геленджике юноша поступил на службу в театр и был там простым бутафором. За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
ПРИЗВАНИЕ — АКТЕР
Георгий Милляр
Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. Роу тоже происходил из обеспеченной семьи и обладал европейскими корнями. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Началось их сотрудничество с провальных проб Милляра, который ужасно нервничал. Но в итоге роль в культовой картине «По щучьему веленью» получил именно он.
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Георгий Милляр
Тогда Роу пришел к Милляру с просьбой помочь и посоветовать. Георгий ответил просто: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
Пробы на роль прошли не просто успешно, а гениально. В этой сказке у Милляра было целых три роли, но Баба Яга стала настоящей легендой. С тех пор эту ведьму из детских кошмаров играл только Георгий Францевич. Образ Яги актер собирал по крупинкам, наблюдая за пожилыми женщинами. Но главный прототип — пастушка греческого происхождения, встреченная однажды Милляром. У женщины был злой взгляд и очень сгорбленная фигура. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
Георгий Милляр
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса»
Потом про картину Роу, показанную аккурат в День Победы 9 мая 1945 года, говорили, что Кощей олицетворял Гитлера. Режиссер не спорил, Милляр улыбался: «Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кощея, и в этом смысле он бессмертен».
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс» и еще более ста картин. Режиссеры тянулись к Милляру, он снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
Георгий Милляр
После смерти Роу работы у Милляра стало меньше, но он продолжал сниматься. Последней ролью актера была лента «Ка-ка-ду» в 1992 году. Про пожилого артиста стали забывать. Власти его не сильно жаловали еще и при СССР, журналистов Милляр также мало интересовал. Актер никогда не отказывался от концертов, но часто ему даже не платили, заявляя, что денег нет.
Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТИ В СУДЬБЕ АРТИСТА
Георгий Милляр с женой
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.
После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.
До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей. С Милляром ее объединяло происхождение. Родителей Марьи раскулачили и репрессировали.
Георгий Милляр
Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках. Злые языки, правда, говорили, что романтики в этом союзе не было, и на браке настоял Александр Роу.
ИЗ СЕМЬИ АРИСТОКРАТОВ
Георгий Милляр
Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве. Его отец был французским инженером-мостостроителем и при рождении у мальчика была другая фамилия, которую после революции благоразумная мать, дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева, изменила с де Милье на простое — Милляр.
К несчастью, отец Георгия скончался, когда мальчик отметил лишь третий день рождения, но вдова с сыном не остались без средств к существованию. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У сына Журавлевой были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Георгий Милляр
Когда в столице начались волнения, Елизавета не стала дожидаться пика народного восстания и увезла Георгия в Геленджик к дедушке еще в 1914 году. Там было решено изменить фамилию и отдать подростка в школу. Новая власть со временем отобрала у семьи будущего актера обе дачи и превратила их квартиру в коммуналку. Мать с сыном получили право жить в одной комнате квартиры, которая некогда полностью принадлежала им.
Георгий не унывал — он не привык жаловаться. В Геленджике юноша поступил на службу в театр и был там простым бутафором. За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
ПРИЗВАНИЕ — АКТЕР
Георгий Милляр
Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. Роу тоже происходил из обеспеченной семьи и обладал европейскими корнями. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Началось их сотрудничество с провальных проб Милляра, который ужасно нервничал. Но в итоге роль в культовой картине «По щучьему веленью» получил именно он.
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Георгий Милляр
Тогда Роу пришел к Милляру с просьбой помочь и посоветовать. Георгий ответил просто: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
Пробы на роль прошли не просто успешно, а гениально. В этой сказке у Милляра было целых три роли, но Баба Яга стала настоящей легендой. С тех пор эту ведьму из детских кошмаров играл только Георгий Францевич. Образ Яги актер собирал по крупинкам, наблюдая за пожилыми женщинами. Но главный прототип — пастушка греческого происхождения, встреченная однажды Милляром. У женщины был злой взгляд и очень сгорбленная фигура. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
Георгий Милляр
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса»
Потом про картину Роу, показанную аккурат в День Победы 9 мая 1945 года, говорили, что Кощей олицетворял Гитлера. Режиссер не спорил, Милляр улыбался: «Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кощея, и в этом смысле он бессмертен».
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс» и еще более ста картин. Режиссеры тянулись к Милляру, он снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
Георгий Милляр
После смерти Роу работы у Милляра стало меньше, но он продолжал сниматься. Последней ролью актера была лента «Ка-ка-ду» в 1992 году. Про пожилого артиста стали забывать. Власти его не сильно жаловали еще и при СССР, журналистов Милляр также мало интересовал. Актер никогда не отказывался от концертов, но часто ему даже не платили, заявляя, что денег нет.
Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТИ В СУДЬБЕ АРТИСТА
Георгий Милляр с женой
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.
После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.
До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей. С Милляром ее объединяло происхождение. Родителей Марьи раскулачили и репрессировали.
Георгий Милляр
Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках. Злые языки, правда, говорили, что романтики в этом союзе не было, и на браке настоял Александр Роу.
Взято: Тут
1391