Roman180678
Падение Османской империи ( 22 фото )
В предыдущих статьях было рассказано о положении различных общин христиан и евреев в Османской империи, эволюции положения людей, отказывающихся от исповедования ислама, обретении независимости странами Балканского полуострова. В двух следующих мы поговорим о последних годах существования империи османов и мучительном рождении нового государства – республики Турция.
Последние годы существования Османской империи
Слабость Османской империи, которую ещё в середине XIX века Николай I назвал «Больным человеком Европы», давно уже не была секретом. На этой карте вы можете увидеть, как теряла Турция свои владения начиная с 1830 года:
Особенно явно эта слабость проявилась в начале XX века, когда Османская империя потерпела два поражения в войнах с отнюдь не самыми сильными противниками. Первой такой войной была Итало-турецкая 1911-1912 гг. (в Италии её называют Ливийской, в Турции – Триполитанской). Итальянцы тогда захватили у турок две ливийские провинции (Киренаику и Триполитанию) и архипелаг Додеканес (в том числе – остров Родос).
Итальянские дирижабли бомбят турецкие позиции в Ливии
За 4 дня до окончания этой войны началась новая – I Балканская (25 сентября 1912 г. – 17 мая 1913 г.), в ходе которой бывшие румелийские санджаки османов (Болгария, Сербия, Черногория, Греция) быстро разгромили прежних хозяев, буквально поставив Турцию на колени.
Карикатура времён Первой Балканской войны
Болгарская артиллерия времён Балканских войн
Кстати, именно после начала Первой Балканской войны – в октябре 1912 года, сочувствовавший «братушкам» штаб-трубач запасного кавалерийского полка Василий Агапкин (будущий старший капельмейстер дивизии имени Дзержинского и полковник советской армии) написал знаменитый марш «Прощание славянки».
Обложка первого издания «Марша славянки»
В. Агапкин и ноты его марша
В обстоятельствах перманентного кризиса вступление Турции в войну против России в октябре 1914 года (и, следовательно, против всех государств Антанты) стало для этой страны катастрофой. Тот факт, что данная война оказалась фатальной ещё для трёх великих империй (Российской, Германской и Австро-Венгерской), вряд ли может служить утешением.
На представленной ниже немецкой карикатуре Османская империя предстаёт в облике великана, который смеётся, глядя на попытки соседей атаковать его:
Увы, реальная ситуация была прямо противоположной. Для Турции война закончилась фактической капитуляцией.
31 октября 1918 г. на борту британского корабля «Агамемнон» было подписано Мудросское перемирие (по названию портового города на острове Лемнос).
HMS Agamemnon
Условия этого договора оказались более чем унизительными. Под контроль Антанты были переданы проливы Босфор и Дарданеллы со всеми своими укреплениями, которые союзники так и не смогли захватить во время кровопролитной Галлипольской операции, продолжавшейся с 19 февраля 1915 года по 9 января 1916 (об этом было рассказано в статье Битва за Проливы. Галлиполийская операция союзников). Турецкая армия подлежала демобилизации, а военные корабли – передаче. Турции предписывалось вывести войска из Персии, Закавказья, Киликии, Аравии, Восточной Фракии и прибрежных районов Малой Азии. Британские, французские, итальянские и греческие корабли вошли в гавань Константинополя – «Союзная эскадра Эгейского моря»: 14 линкоров, 14 крейсеров, 11 канонерок и мониторов, 17 эсминцев и вспомогательные суда.
Французский военный корабль в гавани Константинополя
Форты в проливах заняли англичане, в Смирну были введены греческие войска, юго-западную Анатолию заняли итальянцы, Киликию оккупировали французы.
Условия «перемирия» были настолько позорными и унизительными для Османской империи, что руководители турецкой делегации не посмели вернуться в Константинополь.
Уже 1 ноября 1918 года (на следующий день после подписания Мудросского перемирия) британская газета «Таймс» с торжеством констатировала:
Доступ в Проливы даст нам не только власть над Чёрным морем, но и наилучшую возможность оказывать влияние на русские дела. Пока Чёрное и Балтийское моря закрыты для нашего флота, наша морская мощь не может оказывать влияния на будущее России. Сибирь, Мурманск – в лучшем случае неудобный чёрный ход. Но когда британский флот находится в Чёрном море – открыта парадная дверь. Близкое господство союзников над Чёрным морем прозвучит похоронным звоном владычеству большевиков в России.
В гавань Константинополя корабли Антанты вошли 18 ноября 1918 года, а уже 23 ноября английский крейсер «Кентербери» прибыл в Севастополь. Через два дня к нему присоединились четыре линкора (два британских, один французский и один итальянский), два крейсера и девять эсминцев.
Теперь вы понимаете, почему Ленин и большевики так охотно пошли на сотрудничество с Ататюрком и помогли ему восстановить суверенитет своей страны и контроль над проливами? И как важны для современной России хорошие отношения с Турцией, Крым и Севастополь? Но об этом позже.
Главнокомандующим союзными войсками на Балканах был Луи Феликс Мари Франсуа Франш д'Эспере, в будущем – верховный комиссар Франции на Юге России (25 марта 1919 года, узнав о приближении частей Красной Армии, он бежал из Одессы в Севастополь, бросив белогвардейских союзников). Подражая султану Мехмеду Фатиху (Завоевателю), Эспере торжественно въехал в Константинополь на коне, что вызвало возмущение турок, но греки, армяне и евреи встречали его цветами и аплодисментами – очень скоро им придётся пожалеть об этом.
Въезд д'Эспере в Константинополь
Константинополь контролировала армия Антанты численностью в 49 516 солдат и 1759 офицеров, поддержку которым оказывали 167 военных и вспомогательных кораблей разного ранга.
Британские матросы и солдаты у Галатской башни
Британские кавалеристы на улице Галаты
Британские пехотинцы идут по улице района Бейоглу
Французский танк в Константинополе
Выведены эти войска были лишь через 5 лет – в 1923 году, когда к городу подошла армия Мустафы Кемаля – уже Гази, но ещё не Ататюрка.
Севрский договор
Условия перемирия, подписанного правительством младотурок, были настолько чудовищными, что лидеры этой партии во главе с Энвером-пашой в ночь на 3 ноября 1918 года бежали в Германию. Бывшие высшие руководители государства Талаат-паша, Исмаил Энвер (Энвер-паша), Джемаль-паша, Бехаэтдин Шакир и некоторые другие декретом Османской империи от 16 декабря 1918 года были обвинены в вовлечении Турции в войну, в организации армянской резни и заочно приговорены к смертной казни.
Но сил на сопротивление у Турции уже не было. И потому 10 августа 1920 года в городе Севр был подписан мирный договор, который не только ликвидировал имперские владения османов, но закреплял расчленение этой страны и потерю ряда коренных малоазиатских территорий.
Члены турецкой делегации на военном корабле Антанты по пути в Севр
Победители оставляли Турции небольшой участок европейской территории вокруг Константинополя и часть Малой Азии без Киликии. Африканские владения Турции передавались Великобритании и Франции, Додекаденесские острова (часть архипелага Южные Спорады) – Италии, на территории Турции создавалось новое государство – Курдистан, и даже столица, Константинополь, передавалась под международное управление.
Церемония подписания Севрского договора:
Избыточные и чрезмерные требования победителей вызвали взрыв возмущения во всех слоях турецкого общества, и Великое национальное собрание Турции, провозгласившее себя единственной законной властью в стране, отказалось ратифицировать договор. Мустафа Кемаль-паша и его сторонники, стоявшие во главе нового парламента, стали искать союзников для борьбы с Антантой и нашли их в новой Советской России.
Мустафа Кемаль ищет союзников
23 апреля 1920 года в Анкаре было созвано Великое Национальное Собрание Турции, председателем которого был избран Мустафа Кемаль – боевой генерал, участник Итало-Турецкой (1911 г.), Балканских (1912-1913 гг.) и I мировой войн, который родился в Солуни (Салоники), а военное дело начинал изучать в городе Монастир (Македония).
Мустафа Кемаль. Кемаль – «Смышлёный», это прозвище, полученное им в школе за успехи в учёбе. А за боевые операции против британских войск на полуострове Галиполи в апреле 1915 года он был прозван «Спасителем Константинополя»
25 апреля здесь было создано временное правительство, постановившее, что приказы султана и его чиновников отныне не подлежат исполнению.
26 апреля Кемаль обратился к В. И. Ленину как к главе правительства России с предложением установить дипотношения и просьбой о помощи в борьбе «с империалистическими правительствами». В результате были подписаны два договора: «О сотрудничестве» (24 августа 1920 г.) и «О дружбе и братстве между РСФСР и Турцией» (16 марта 1921 г.).
Нарком по иностранным делам РСФСР Г. В. Чичерин и представитель правительства Великого национального собрания Турции Юсуф Кемаль-бей обмениваются текстами подписанного Договора о дружбе и братстве. Москва, 16 марта 1921 г.
Но что же в это время происходило на землях бывшей Российской империи?
Армения в 1918-1920 гг.: неприятности с соседями
После распада Российской империи поживиться за счёт Армении в это время решили грузины, которые захватили Лорийскую область на севере этой страны.
Грузия 16 мая 1918 года заключила договор с Германией, надеясь, что немецкая оккупация предотвратит захват их территории османами. Поскольку дашнаки ориентировались на страны Антанты, немецкие власти потребовали от грузин блокировать железную дорогу, соединяющую Армению с Россией и портом Батуми, из-за чего в этой стране начался голод. В октябре 1918 года начались столкновения армян с немецкими и грузинскими частями, 5 декабря они переросли в полноценную войну, в ходе которой армянская армия заняла многие населённые пункты спорной области.
17 января 1919 г. Верховный совет Антанты постановил передать северную часть Лорийской области Армении, южную – Грузии, но после начала Армяно-турецкой войны Грузия оккупировала всю эту территорию.
В 1918-1920 гг. произошли и кровавые столкновения армян с азербайджанцами. В 24 сёлах Шемахинского уезда были убиты 17 тысяч армян, в 20 сёлах Нухинского уезда – 20 тысяч армян. Массово убивали армян также в Агдаме и Гяндже. На территории, которые прежде были заселены армянами, переселялись азербайджанцы и курды.
В Армении дашнаки (члены партии «Дашнакцутюн») и подконтрольные им войска «очистили» от азербайджанцев Новобаязетский, Эриваньский, Эчмиадзинский и Шаруро-Даралагезский уезды. Столкновения проходили и в Нагорном Карабахе, который армяне обычно называют Арцахом. В Российской империи он входил в состав Елизаветпольской губернии, часть которой была населена армянами (около 35 % от всего населения), часть – азербайджанцами (которых тогда называли «кавказскими татарами» – почти 56 %). Проживали здесь также курды (до 4,7 %), русские (1,11 %), удины (1 %). Численность людей других национальностей (немцы, лезгины, таты, евреи, некоторые другие) была менее 1 процента.
Елизаветпольская губерния. В настоящее время город Елизаветполь носит название Гянджа
Теперь Азербайджан претендовал на всю территорию этой губернии, армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, желали независимости либо присоединения своих земель к Армении. Мы ещё поговорим об этом в статье, посвящённой операции «Немезис», в ходе которой были убиты некоторые турецкие чиновники высокого ранга, виновные в организации массовых убийств армян в 1915 году, а также лидеры Азербайджана, причастные к резне армян в 1918-1920 гг.
Война Армении и Турции
Но главные неприятности для независимой Армении были впереди. Её правители слишком буквально восприняли условия Севрского договора и слишком понадеялись на помощь государств Антанты, что едва не привело к очередной национальной катастрофе, и лишь помощь России снова спасла армян от очередной резни.
Особенно возмутили всех в Турции претензии курдов (которых Кемаль потом приказал называть «горными турками») и Армении, поддержанные (больше на словах) лидерами стран Антанты. Неадекватно оценивавшие ситуацию армянские лидеры уверенно толкали свою страну к войне с Турцией.
В это время в Москве находились делегации этих стран, и нарком иностранных дел России Г. Чичерин предложил армянской делегации передать разрешение армяно-турецкого спора Москве. Однако новое армянское правительство полностью ориентировалось на страны Антанты. Амбарцум Тертерян, член армянской делегации на переговорах в Москве, писал позже:
Существовало опасение, что любая несвоевременная попытка сближения с Советской Россией обязательно приведёт к потере экономической и политической поддержки союзных сил.
Между тем премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж так отозвался о перспективах военной помощи армянам:
Если армяне не могут защитить свои границы, то… от подобного народа нет никакой пользы, и ни одно союзное государство не будет готово помочь им, хоть одним батальоном.
К тому же в Баку добывалась нефть, и потому британцы заигрывали с новыми властями Азербайджана, не обращая особого внимания на их дружественные отношения с воевавшей на стороне Германии Турцией.
24 сентября 1920 г. война между Турцией и Арменией всё же началась, причём нападающей стороной оказалась Армения. Севрский договор должен был вступить в силу 10 августа, но армяне не хотели ждать и в конце июня стали занимать турецкие территории в Ольтинском округе (границы которых президент США Вильсон ещё даже не успел определить). Другая армянская армия двинулась к Нахичевани. Обе эти армии были разбиты. Не кто иной, как О. Качазнуни – лидер партии Дашнакцутюн и премьер-министр Армении, вспоминал, что солдаты его войск разбежались по деревням. Как и полагал Ллойд-Джордж, для армян эта авантюра закончилась сокрушительным поражением, и лишь по просьбе советского правительства турецкая армия остановилась в нескольких километрах от Эривани. В ночь со 2 на 3 декабря 1920 года был заключён унизительный для Армении Александропольский мирный договор (в настоящее время город Александрополь называется Гюмри). Ованнес Каджазнуни, член партии «Дашнакцутюн» и премьер-министр Армении в 1918-1919 гг., вспоминал:
Севрский договор ослепил нам всем глаза, сковал мысль, затмил осознание действительности. Сегодня мы понимаем, как бы выиграли, если бы осенью 1920 года пришли с турками к непосредственному соглашению по Севрскому договору. Но тогда мы этого не понимали. Факт, причём непростительный факт, был в том, что мы ничего не сделали, чтобы избежать войны. Наоборот, сами дали к ней непосредственный повод.
Советский период в истории Закавказья
Александропольский договор Армении с Турцией был аннулирован сразу же после того, как 4 декабря 1920 года подразделения Красной Армии вошли в Ереван. Красные командиры и комиссары были людьми очень серьёзными, порядок в занимаемых ими областях они наводили очень быстро – без многословных речей, долгих заседаний и длинных резолюций. Поэтому очень скоро и армяне, и азербайджанцы не без сожаления вынуждены были отказаться от взаимной резни.
Согласно новому Московскому договору от 16 марта 1921 года (его условия были подтверждены Карсским договором от 13 декабря того же года), Турция вернула России ранее захваченные Батуми, Нахичевань и Александрополь (Гюмри), оставив за собой Карсскую область.
12 марта 1922 года Армения, Грузия и Азербайджан вошли в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики со столицей в Тбилиси (первый глава – Серго Орджоникидзе), которая существовала до 5 декабря 1936 года и наряду с Россией, Украиной и Белоруссией стала соосновательницей СССР (договор от 30 декабря 1922 года). А 5 декабря 1936 года Армения стала республикой в составе СССР.
Карта Армении по Сервскому мирному договору, Республики Армении (1918-1920 гг.) и Советской Армении на фоне исторической Армении
«Старые грабли»
Неумелая и неумная политика последнего генерального секретаря СССР М. Горбачёва привела к новому обострению ситуации в местах совместного проживания азербайджанцев и армян. Начались погромы в Сумгаите (27-29 февраля 1988 г.) и в Баку (13-14 января 1990 г.), армяне были изгнаны из Гянджи (ноябрь 1988 г.), Геранбойского (Шаумянского) и Ханларского районов Азербайджана (11 января 1990 г.). В ходе кровавой войны, начавшейся из-за Нагорного Карабаха, к 1994 г. армянские войска оккупировали примерно 20 % территории Азербайджана. В сентябре 2020 г. боевые действия возобновились, и азербайджанской армии (не без помощи Турции) удалось взять довольно убедительный реванш за поражение в первой войне.
В следующей статье мы вернёмся к гибнущей после поражения в I мировой войне Турции, которой пришлось воевать не только с Арменией, но и с Грецией. В ней будет рассказано о Второй Греко-турецкой войне, упразднении османского султаната и халифата и рождении Турецкой республики. А также о советской экономической и военной помощи новому турецкому государству и о том, как Мустафа Кемаль стал «Гази» и «Ататюрком».
Автор:Рыжов В.А.
Взято: Тут
560