arab84
Бриллианты царских невест дома Романовых ( 7 фото )
Царская свадьба – дело государственной важности, часто женихов и невест подбирали в раннем детстве, чтобы соблюсти интересы монархии и укрепить родственные связи.
Свадебная церемония близких родственников монарха была большим событием, которое очень тщательно готовили. Чтобы избежать неожиданностей, в которых могли бы увидеть неблагоприятные предзнаменования, все было очень традиционно и все четко регламентировано.
Царским невестам всегда особое внимание, их внешний вид был проработан до мельчайших деталей и долго потом обсуждался в обществе. Дресс-код романовской невесты был установлен Николаем I в 1830-х годах и соблюдался с небольшими изменениями до самого конца династии, но главным было – продемонстрировать могущество и благосостояние семьи, скромность была неуместна.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, 1884
Поэтому свадебной традицией было испытание терпения царских невест, которым приходилось носить не только тяжелые наряды, но и массивные неудобные драгоценности с большим количеством крупных ценных бриллиантов.
Только коронационные регалии, императорская корона и скипетр с алмазом «Орлов», превосходили свадебный гарнитур невесты по размеру и количеству уникальных камней. Драгоценный свадебный убор входил в число сокровищ короны, хранился в «бриллиантовой комнате» наравне с регалиями, был защищен законом от дарения или переделки и выдавался невесте в день бракосочетания.
В убор романовской невесты, ставший традиционным в 19-м веке, входило две одновременно надетые короны – диадема-кокошник с большим розовым бриллиантом и специальная небольшая венчальная корона.
Поначалу венчальная корона готовилась к каждой свадьбе очередной великой княжны заново, а после церемонии разбиралась на камни, которые возвращались в хранилище. Однако последняя корона, сделанная в 1880-х, использовалась на нескольких идущих друг за другом свадьбах подряд, и в конце концов так и осталась в активе невесты.
На шее невесте надевали колье из 51 крупного бриллианта, круглых и каплевидных, общим весом почти в 500 карат. Колье носило название «Русская ривьера». «Ривьерой» называется такой тип колье, в котором соседние камни соединены так, что не видно места крепления. От этого, как считается, создается иллюзия струящегося потока при движении.
Бриллиантовое колье "Русская ривьера" - снимок из каталога реквизированных царских украшений (1925 год)
Уникальное колье, к сожалению, исчезло после революции в неизвестном направлении.
В комплект с колье шли серьги Екатерины II в форме веточек вишни, с очень крупными и чистыми бразильскими бриллиантами.
Серьги были так тяжелы, что их не продевали в уши, это было бы просто опасно. У серег были длинные золотые дужки, которые надевали на уши как дужки очков или крепили дужками к спрятанному в прическе специальному обручу.
Обязательным элементом свадебного наряда невесты было не только платье в русском стиле, но и длинная горностаевая мантия. А скреплялись края мантии на груди огромной бриллиантовой пряжкой Елизаветы Петровны, такие пряжки носили название «аграф» и предназначались специально для скрепления корсета спереди.
Серьги-вишни и аграф императрицы Елизаветы сохранились и выставлены в «Алмазном фонде».
Размер пряжки-аграфа, которой скрепляли мантию - 25х12 см
Остальные украшения невест не регламентировались, но подразумевалось, что девушка наденет в день свадьбы какие-то семейные кольца, броши и браслеты, чтобы выразить почтение своей ветке дома Романовых.
Если коронные сокровища после церемонии сразу же возвращались в хранилище, дорогое расшитое серебром платье было принято жертвовать в качестве церковного подношения. Нарушительницей этой традиции была последняя императрица Александра Федоровна – она пожелала оставить свой венчальный наряд на память.
Венчание Николая II и Александры Федоровны, картина Лаурица Туксена, 1894 г.
Это решение вызвало неодобрение при дворе – в нарушении традиций всегда видели плохие предзнаменования. Но зато расшитое свадебное платье последней царицы сохранилось до наших дней и выставлено в Эрмитаже.
Взято: Тут
1030