freddiflox
Несколько слов о Солнце... о "Короле-Солнце" Людовике XIV :-) ( 4 фото )
Здравствуйте уважаемые.
Ну раз в этой неделе мы с вами говорили много о французской монархии, то пару слов надо сказать и о монархе, которого считают самым великим в истории французского королевства. Речь пойдет о Луи 14, он же Луи-Дьёдонне («Богоданный»), он же Людовик Великий, он же «Король-солнце» (Louis XIV Le Roi Soleil).
Я, кстати, не считаю его самым великим французским королем - по мне Филипп IV Красивый и Филипп II Август круче и интереснее, но это только моя позиция. В умах же монархия Франции ассоциируется именно с Луи 14. Не последнюю роль тут сыграл и прекрасные французские литераторы (больше всего великий Дюма), но главное - это беспрецендентый срок правления (72 года) для того времени и ярких людей его окружающих (Кольбер, Вобан, Лувуа, да и тот же Ватель).. Вообще о "Короле-Солнце" написано так много и обширно, что, наверное, нет особого смысла разбирать его правление. Остановимся лишь на нескольких интересных моментах, о которых вы, мои уважаемые читатели, или забыли, или не знали.
Начнем с простого. Почему он Богоданный? Дело в том, что Людовик был первым ребенком короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской (помните "Три Мушкетера), за.... 23 года их совместной жизни. Вот так. И этот огромный срок без детей до сих по заставляет некоторых исследователей обвинять Людовика XIII в нетрадиционной сексуальной ориентации. Полная чушь, кстати. Этот король-аскет (полная противоположность своего сына), обожающий простую работу и музыку (Марлезонский балет - это его детище) был вполне нормально ориентирован. И мало кто помнит, что после Луи у них с Анной родился еще один сын Филипп. А главное, никто и никогда не ставил вопрос о незаконорожденности его детей. Так что...
У Луи XIV были интересные взаимоотношения со своими фаворитками, хотя их никогда не было особо много. Хотя женщин, он, конечно, любил :-)). «Более чем кто-либо из его подданных, Людовик с юных лет был создан для радостей любви», — говорили о нем придворные философы. Но историки подсчитали, что за всю жизнь у него было не больше нескольких десятков женщин, что по меркам XVII века — довольно скромная цифра. У многих в то время было до нескольких сотен любовниц. И для этого не надо было быть королем :-)
Официальные фаворитки монарха исполняли роли хозяек в придворном обществе. Считалось, что королева Мария Терезия, на которой был женат Людовик, — женщина довольно блеклая и скучная и не справляется с этими функциями. При этом правитель очень беспокоился усиления влияния какой-либо из фавориток и четко за этим следил. «Интересы государства важнее личных»— обычно говорил он.
«Король-солнце» не допускал фавориток до государственных дел и не позволял им высказываться о его подданных.Хотя не всегда получалось :-)) Достаточно вспомнить ту же маркизу де Монтеспан. Гордая, яркая и умная дама. Впоследствие Людовик узаконит двух своих сыновей от этой мадам — герцога Мэнского и графа Тулузского,дав им фамилию Бурбонов.
За любовь к пышности, роскоши и блеску придворные прозвали фаворитку короля «султаншей». Французская писательница того времени рассказывала о жизни маркизы де Монтеспан примерно следующее: в ее свите во время выездов было 45 человек; карета, в которой ехала фаворитка, была запряжена шестью лошадьми, в ее кортеже были две крытые повозки и десять-двенадцать всадников верхом на лошадях; когда к любовнице монарха обращались за милостыней, она «щедро направо и налево сыпала золотыми луидорами». Неплохо, верно? Да, но по бюджету били очень сильно.... Что в конце правления очень сказалось.
Вообще роскошь - это пожалуй, главное слово во время правления
Именно при нем Париж превратился в столицу моды. Одна из фавориток короля — уже упоминаемая нами мадам де Монтеспан — стала главной моделью. Золотое платье, покрытое кружевом, которое она продемонстрировала европейским послам на одном из приемов, вмиг стало одним из самых популярных в Европе. Не отставали от монарха и придворные. Несколько тысяч человек расхаживали по дворцу одетые в шелка, бархат и золото.
Любовь к моде, изобилию и великолепию Людовик XIV привил не только своему окружению, но и простым парижанам. Они внимательно следили за всеми новинками, появляющимися при дворе и старались подражать.
Обитатели дворца становились для французов своего рода иконами стиля
В то время показателем статуса была дорогая карета с лакеями, запряженная как можно большим числом лошадей. Неудивительно, что многие французы спускали целые состояния, стремясь к роскоши. Они устраивали приемы, тщательно следили за тем, чтобы их дома были обставлены дорогой мебелью, но особое внимание уделяли внешнему виду.
Хотя дорогой гардероб не был пропуском в высший свет. Необходимо было еще и хорошо танцевать. Ценитель музыки и балета (видимо, гены отца), король сам любил облачиться в балетный костюм и изображать то Весну, то бога Солнца, то Аполлона. Кстати, любовь к балетам, в которых он изображал Солнце и дало ему его знаменитое прозвище :-) На сцену при дворе монарх выходил около двадцати лет. При нем балет расцвел — стал более усложненным и утонченным.
Танцами при дворе не ограничивались, здесь было множество увеселительных мероприятий. За организацию празднеств при дворе Людовика отвечала целая команда. Каждая постановка была отлаженной и продуманной до мелочей. Одни создавали фантастические декорации, другие сочиняли сонеты и музыку, театральные представления. Все делалось только с согласия монарха, при этом зачастую он принимал в подготовке самое активное участие.
Ну и конечно же, Версаль. Жемчужина правления Короля-Солнце.
Луи считал, что его главная задача — продемонстрировать всему миру власть и богатство французской монархии. И Версальский дворец и сад должны были это продемонстрировать. Современники говорили, что он поднял роскошь и великолепие на новый уровень. Король не только выбирал убранство для комнат в своих дворцах, но и продумывал мельчайшие детали интерьера. Талант короля распространялся на все: он помогал создавать эскизы медалей, ювелирных украшений, вееров, одежды, книг и карт, гравюр и картин, скульптур и фонтанов, садов и зданий.
Помимо этого он многое коллекционировал: у него были античные камеи, агатовые кубки и вазы из яшмы. Особую страсть Людовик питал к медалям, скупая как древние, так и современные образцы. Придворные рассказывали, что монарх любил проводить время, изучая свои медали, заказывая их или раскладывая по специальным ящикам. Людовик в любое время руководил строительством Версаля, заставляя своих подданных подробно рассказывать ему обо всем, что происходит, и согласовывать с ним любые мелочи.
Результат даже превзошел ожидания монарха: Версаль отличался от других дворцов масштабами, роскошью обстановки и декора, а также увеселительными мероприятиями, которые устраивал там король. Один из гостей монарха так описывал происходящее при дворе: «Там каждый день балы, балеты, комедии, пение, игра на разных музыкальных инструментах, променады, охота и другие развлечения, сменяющие друг друга».
Вдохновленные увиденным европейские правители стали заказывать наряды и предметы роскоши в Париже, чтобы одеваться так же, как король Людовик.
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что Версаль, несмотря на все его великолепие, был довольно неудобным. Во-первых, нескольким тысячам человек приходилось ютиться в тесных комнатах. Во-вторых, во дворце не было хорошей системы отопления, позволяющей обогреть просторные залы, и в сильный мороз тут было очень холодно. Порой еда, которую несли через коридор, успевала остыть до того, как подавалась на стол монарху. И да, во дворце не было туалетов..... Но это вообще отдельная тема, о которой мы уже с вами как то давно говорили :-)))
Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии, от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства). Его наследником стал четырёхлетний правнук, третий сын герцога Бургундского, которого стали называть Людовик XV.
Но это уже совсем иная история :-)
Приятного времени суток.
Ну раз в этой неделе мы с вами говорили много о французской монархии, то пару слов надо сказать и о монархе, которого считают самым великим в истории французского королевства. Речь пойдет о Луи 14, он же Луи-Дьёдонне («Богоданный»), он же Людовик Великий, он же «Король-солнце» (Louis XIV Le Roi Soleil).
Я, кстати, не считаю его самым великим французским королем - по мне Филипп IV Красивый и Филипп II Август круче и интереснее, но это только моя позиция. В умах же монархия Франции ассоциируется именно с Луи 14. Не последнюю роль тут сыграл и прекрасные французские литераторы (больше всего великий Дюма), но главное - это беспрецендентый срок правления (72 года) для того времени и ярких людей его окружающих (Кольбер, Вобан, Лувуа, да и тот же Ватель).. Вообще о "Короле-Солнце" написано так много и обширно, что, наверное, нет особого смысла разбирать его правление. Остановимся лишь на нескольких интересных моментах, о которых вы, мои уважаемые читатели, или забыли, или не знали.
Начнем с простого. Почему он Богоданный? Дело в том, что Людовик был первым ребенком короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской (помните "Три Мушкетера), за.... 23 года их совместной жизни. Вот так. И этот огромный срок без детей до сих по заставляет некоторых исследователей обвинять Людовика XIII в нетрадиционной сексуальной ориентации. Полная чушь, кстати. Этот король-аскет (полная противоположность своего сына), обожающий простую работу и музыку (Марлезонский балет - это его детище) был вполне нормально ориентирован. И мало кто помнит, что после Луи у них с Анной родился еще один сын Филипп. А главное, никто и никогда не ставил вопрос о незаконорожденности его детей. Так что...
У Луи XIV были интересные взаимоотношения со своими фаворитками, хотя их никогда не было особо много. Хотя женщин, он, конечно, любил :-)). «Более чем кто-либо из его подданных, Людовик с юных лет был создан для радостей любви», — говорили о нем придворные философы. Но историки подсчитали, что за всю жизнь у него было не больше нескольких десятков женщин, что по меркам XVII века — довольно скромная цифра. У многих в то время было до нескольких сотен любовниц. И для этого не надо было быть королем :-)
Официальные фаворитки монарха исполняли роли хозяек в придворном обществе. Считалось, что королева Мария Терезия, на которой был женат Людовик, — женщина довольно блеклая и скучная и не справляется с этими функциями. При этом правитель очень беспокоился усиления влияния какой-либо из фавориток и четко за этим следил. «Интересы государства важнее личных»— обычно говорил он.
«Король-солнце» не допускал фавориток до государственных дел и не позволял им высказываться о его подданных.Хотя не всегда получалось :-)) Достаточно вспомнить ту же маркизу де Монтеспан. Гордая, яркая и умная дама. Впоследствие Людовик узаконит двух своих сыновей от этой мадам — герцога Мэнского и графа Тулузского,дав им фамилию Бурбонов.
За любовь к пышности, роскоши и блеску придворные прозвали фаворитку короля «султаншей». Французская писательница того времени рассказывала о жизни маркизы де Монтеспан примерно следующее: в ее свите во время выездов было 45 человек; карета, в которой ехала фаворитка, была запряжена шестью лошадьми, в ее кортеже были две крытые повозки и десять-двенадцать всадников верхом на лошадях; когда к любовнице монарха обращались за милостыней, она «щедро направо и налево сыпала золотыми луидорами». Неплохо, верно? Да, но по бюджету били очень сильно.... Что в конце правления очень сказалось.
Вообще роскошь - это пожалуй, главное слово во время правления
Именно при нем Париж превратился в столицу моды. Одна из фавориток короля — уже упоминаемая нами мадам де Монтеспан — стала главной моделью. Золотое платье, покрытое кружевом, которое она продемонстрировала европейским послам на одном из приемов, вмиг стало одним из самых популярных в Европе. Не отставали от монарха и придворные. Несколько тысяч человек расхаживали по дворцу одетые в шелка, бархат и золото.
Любовь к моде, изобилию и великолепию Людовик XIV привил не только своему окружению, но и простым парижанам. Они внимательно следили за всеми новинками, появляющимися при дворе и старались подражать.
Обитатели дворца становились для французов своего рода иконами стиля
В то время показателем статуса была дорогая карета с лакеями, запряженная как можно большим числом лошадей. Неудивительно, что многие французы спускали целые состояния, стремясь к роскоши. Они устраивали приемы, тщательно следили за тем, чтобы их дома были обставлены дорогой мебелью, но особое внимание уделяли внешнему виду.
Хотя дорогой гардероб не был пропуском в высший свет. Необходимо было еще и хорошо танцевать. Ценитель музыки и балета (видимо, гены отца), король сам любил облачиться в балетный костюм и изображать то Весну, то бога Солнца, то Аполлона. Кстати, любовь к балетам, в которых он изображал Солнце и дало ему его знаменитое прозвище :-) На сцену при дворе монарх выходил около двадцати лет. При нем балет расцвел — стал более усложненным и утонченным.
Танцами при дворе не ограничивались, здесь было множество увеселительных мероприятий. За организацию празднеств при дворе Людовика отвечала целая команда. Каждая постановка была отлаженной и продуманной до мелочей. Одни создавали фантастические декорации, другие сочиняли сонеты и музыку, театральные представления. Все делалось только с согласия монарха, при этом зачастую он принимал в подготовке самое активное участие.
Ну и конечно же, Версаль. Жемчужина правления Короля-Солнце.
Луи считал, что его главная задача — продемонстрировать всему миру власть и богатство французской монархии. И Версальский дворец и сад должны были это продемонстрировать. Современники говорили, что он поднял роскошь и великолепие на новый уровень. Король не только выбирал убранство для комнат в своих дворцах, но и продумывал мельчайшие детали интерьера. Талант короля распространялся на все: он помогал создавать эскизы медалей, ювелирных украшений, вееров, одежды, книг и карт, гравюр и картин, скульптур и фонтанов, садов и зданий.
Помимо этого он многое коллекционировал: у него были античные камеи, агатовые кубки и вазы из яшмы. Особую страсть Людовик питал к медалям, скупая как древние, так и современные образцы. Придворные рассказывали, что монарх любил проводить время, изучая свои медали, заказывая их или раскладывая по специальным ящикам. Людовик в любое время руководил строительством Версаля, заставляя своих подданных подробно рассказывать ему обо всем, что происходит, и согласовывать с ним любые мелочи.
Результат даже превзошел ожидания монарха: Версаль отличался от других дворцов масштабами, роскошью обстановки и декора, а также увеселительными мероприятиями, которые устраивал там король. Один из гостей монарха так описывал происходящее при дворе: «Там каждый день балы, балеты, комедии, пение, игра на разных музыкальных инструментах, променады, охота и другие развлечения, сменяющие друг друга».
Вдохновленные увиденным европейские правители стали заказывать наряды и предметы роскоши в Париже, чтобы одеваться так же, как король Людовик.
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что Версаль, несмотря на все его великолепие, был довольно неудобным. Во-первых, нескольким тысячам человек приходилось ютиться в тесных комнатах. Во-вторых, во дворце не было хорошей системы отопления, позволяющей обогреть просторные залы, и в сильный мороз тут было очень холодно. Порой еда, которую несли через коридор, успевала остыть до того, как подавалась на стол монарху. И да, во дворце не было туалетов..... Но это вообще отдельная тема, о которой мы уже с вами как то давно говорили :-)))
Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии, от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства). Его наследником стал четырёхлетний правнук, третий сын герцога Бургундского, которого стали называть Людовик XV.
Но это уже совсем иная история :-)
Приятного времени суток.
Взято: Тут
1162