Klimyaschka
Параллельная реальность грозит Лукашенко и бросает вызов Путину ( 1 фото )
В начале октября в Речи Посполитой был праздник. Не то чтобы всенародный, но все равно веселый — в Люблине отмечали пятилетие создания литовско-польско-украинской бригады имени гетмана Константина Острожского. На торжество прибыли руководители министерств обороны трех стран, вручили военным медальки за выдающиеся заслуги в международном сотрудничестве, а потом как давай выступать. Наибольшую сдержанность демонстрировал литовский гость Раймундас Кароблис (прибалт все-таки), заявивший, что совместная бригада ― пример успешного сотрудничества. А вот славяне разошлись. Украинский министр Андрей Таран жестко предупредил Кремль: ЛИТПОЛУКРБРИГ — четкий сигнал, что любое проявление агрессии со стороны Москвы получит консолидированный ответ. Да, Кремлю есть чего бояться — 350 литовцев, 560 украинцев и 3 500 поляков. Сила!
Отжигал и польский начальник Мариуш Блащак. Он перенесся в 2008 год, время, когда в его интерпретации «Россия напала на Грузию» и президент Лех Качиньский с балтийскими братьями и Ющенко отправился в Тбилиси поддерживать Саакашвили. Еще тогда, вспоминал министр, Качиньский предупреждал: сегодня Грузия, завтра Украина, послезавтра Прибалтика, а затем Польша. «Это был твердый манифест против возрождающейся Российской империи, против атак на независимые государства», — резюмировал Блащак.
Судя по тому, что произошло в последующие годы, веское слово Качиньского не остановило возрождение империи и та все ближе и ближе подбирается к рубежам Речи Посполитой. Кстати, в Польше нередко намекают, что Россия не простила покойному президенту ту поездку в Тбилиси и устроила ему катастрофу под Смоленском. Недавно очередные эксперты рассказывали, как моделировали в компании с американцами крушение Ту-154 и установили факт двух взрывов на борту. Позднее польская прокуратура потребовала у России выдать двух авиадиспетчеров, но ей отказали.
Вернемся к мероприятию в Люблине. Министры порезвились, отвели душу и разъехались. Правда, Мариуш Блащак остался вручать знамя 19-й механизированной бригаде, входящей в состав «железной дивизии», а ту, в свою очередь, разворачивают на границе с Белоруссией для противодействия агрессору. На церемонии министр обороны славил героев сентября 1939-го, которые, ясное дело, разгромили бы гитлеровцев, если бы в спину им не ударила Красная армия.
Идея «вероломного нападения» СССР на Польшу чрезвычайно популярна у польского начальства. Об этом, помимо Блащака, любят разглагольствовать премьер-министр Матеуш Моравецкий, президент Анджей Дуда и множество других чиновников и политиков. Подобные рассуждения далеки от истины, но поляки ― большие специалисты по созданию параллельной реальности. И речь не только об истории.
К примеру, в первые октябрьские дни Речь Посполитая узнала о великой победе, одержанной в Брюсселе. Там проходил саммит Евросоюза. Заседали до глубокой ночи, и среди прочего Европейский совет поддержал предложенный Моравецким план помощи Белоруссии. О нем говорили почти месяц, и вот есть одобрение, и Еврокомиссия должна заняться проработкой деталей. Еще до брюссельского саммита польские СМИ восторженно писали, что восточной соседке дали шанс встать на путь развития, избежать обнищания и деградации. А подарила прекрасное будущее Белоруссии Польша.
По окончании встречи лидеров Евросоюза вообще начался форменный сумасшедший дом. Моравецкий выступал в духе «было трудно, но мы справились» и заявлял, что для РБ наступил исторический момент: у белорусского общества появилась возможность совершить цивилизационный скачок при помощи объединенной Европы. В медиасфере же творилась вакханалия: «Большой успех премьера Моравецкого в Брюсселе!», «Принятие этого плана демонстрирует нашу активность, эффективность и способность убеждать европейских партнеров», «Это большой успех, и он четко ассоциируется с Польшей».
Естественно, пели хвалу и непосредственно Моравецкому. Его именовали проблемой № 1 для Лукашенко, а план польского премьера — вызовом Путину. Вспомнили и отца премьера — Корнеля Моравецкого. Год назад он умер, но в молодости был яростным антикоммунистом, боролся с режимом и руководил радикальным крылом оппозиции — «Борющейся Солидарностью». Она была столь непримирима, что не признавала компромисс Валенсы с властями ПНР, а часть активистов группировки успела принять участие в событиях в Вильнюсе в январе 1991 года. «Хотя белорусы должны сами бороться за свою свободу, трудно переоценить помощь, которую они получают от польского правительства во главе с сыном легендарного лидера “Борющейся Солидарности”», — так подхалимски отзывался о Матеуше Моравецком сайт телеканала TVP Info.
Что же такого грандиозного придумали поляки? За проектом прочно закрепилось название «плана Маршалла для Белоруссии» по аналогии с американской программой для послевоенной Европы. Несмотря на бешенный пафос чиновников и СМИ, основные положения сводятся к безвизу (не сейчас, а в неопределенном будущем), инвестициям в инфраструктуру РБ, кратковременной диверсификации поставок энергоносителей и содействию по вступлению Белоруссии в ВТО. Платить за все должна не Польша, а Евросоюз и международные финансовые институты, включая МВФ.
В целом новоиспеченный «план Маршалла» не впечатляет. К тому же есть одно обстоятельство — помощь предоставят при условии ухода Лукашенко. И данный момент наиболее поразительный, поскольку президент РБ явно не собирается передавать власть Тихановской и Координационному совету белорусской оппозиции. Силовики не стесняются применять против демонстрантов спецсредства в виде слезоточивого газа или водометов, а в Бресте был случай, когда правоохранители сделали предупредительный выстрел. При этом государственное ТВ откровенно троллит соседей, именуя нынешнюю Речь Посполитую «бывшей Польской Народной Республикой». Мелочь вроде бы, но популярная Gazeta Wyborcza раздраженно написала, что телевизионщики действуют в духе полковника Балабы — командира Минского отряда милиции особого назначения, гордящегося тем, что его учителями были бойцы Вильнюсского ОМОНа, защищавшего советскую власть в Литве.
Показательна и история с послами Польши и Литвы. Белорусский МИД предложил им отправиться домой для консультаций. В ответ сказали, что дипломаты никуда не уедут. Тогда Минск предупредил, что объявит их персонами нон-грата, и Варшаве с Вильнюсом пришлось временно отозвать послов. Данная ситуация свидетельствует о решительном настрое РБ, которому ЕС сподобился противопоставить санкционный список из 40 фамилий (Лукашенко там нет) и призывы председателя Евросовета Шарля Мишеля начать диалог с оппозицией.
Поэтому реальность «плана Маршалла для Белоруссии» весьма сомнительна, к тому же «триумф Моравецкого» происходил на фоне очередного обострения с Евросоюзом. ЕС давно критикует Речь Посполитую за судебную реформу. В Брюсселе ее считают попранием основополагающих ценностей объединенной Европы и грозят санкциями. Это не очень страшно, гораздо хуже, если накажут деньгами. Накануне саммита вице-спикер Европарламента Катарина Барли заявила, что Польша должна испытать финансовый голод. Спустя пару дней радиостанция Deutschland Funk, беседовавшая с Барли, извинилась и пояснила, что исказила слова вице-спикера и они относились к Венгрии (там, по мнению ЕС, вообще «больная демократия»). Поляки, однако, лютуют и хотят отставки Барли.
Между тем 30 сентября в Европейском совете согласовали позицию по защите бюджета ЕС от стран, нарушающих принцип верховенства права. Это как раз о Польше и о Венгрии. Им могут сократить дотации, и поляки не досчитаются 23 миллиардов, а мадьяры ― 6 миллиардов евро. Причем пока речь идет о фонде восстановления после коронавируса, а ведь еще не утвержден долгосрочный бюджет Евросоюза. В связи с перспективой «финансового голода» польские власти в лице «Права и справедливости» бросились искать предателей и нашли их: «пятой колонной» оказалась либеральная партия «Гражданская платформа». Ее обвиняют в том, что она намерена оставить Польшу без денег.
Оппозиция платит взаимностью. Представляющая «Гражданскую платформу» мэр Гданьска Александра Дулькевич в конце сентября дала интервью Deutschland Funk. Резонанс от него был столь силен, что горячие головы потребовали отстранить градоначальницу от работы (а ее должность выборная) и назначить управлять Гданьском правительственного комиссара. Немецкому радио Дулькевич рассказала, что в Польше теперь как в Третьем рейхе, где каждый день свободу отбирали по кусочку, и вообще ее мама часто плачет и говорит, что даже при коммунистах так плохо не было. Мэр Гданьска применила запрещенный прием — сравнение с ПНР и социалистическим режимом для партии «Право и справедливость» обидно, болезненно и унизительно.
В дополнение к грызне с либералами «Право и справедливость» и лично ее председатель Ярослав Качиньский только что едва не разрушили коалицию в парламенте и не довели дело до внеочередных парламентских выборов. В общем, у Речи Посполитой серьезные проблемы как во внешней, так и во внутренней политике, и потому Польше сейчас самое время упиваться «планом Маршалла для Белоруссии» и наслаждаться «триумфом» Моравецкого в Брюсселе.
Алексей Ткачук
Взято: Тут
1097