Fadin

Приольхонье. Тажеранская степь ( 24 фото )


Приольхонье. Тажеранская степь

ДОРОГА

Моё знакомство с Тажеранской степью состоялось в сентябре 2018 года, когда я отдыхала в районе Малого моря на базе отдыха "Байкальская сказка", расположенной напротив мыса Уюга.

Приольхонье. Тажеранская степь

К этому времени массовый туристический сезон закончился, гиды разъехались, и все индивидуальные поездки гостей баз отдыха от Уюги до деревни Курма проводил директор самого крупного туркомплекса "Ольтрек" Александр Васильевич Романов. Выбрав по прогнозу погоды наиболее благоприятный день, мы отправились в Тажеранскую степь. Сначала по грунтовой дороге до посёлка Сахюрта. С одной стороны грунтовки расстилались воды Байкала.

Приольхонье. Тажеранская степь

С другой - возвышались куполообразные горы Прибайкальского хребта.

Приольхонье. Тажеранская степь

Затем машина выехала на трассу Еланцы - Иркутск.

Приольхонье. Тажеранская степь

Через некоторое время пейзаж с правой стороны трассы стал меняться, и мы повернули в Тажеранскую степь.

Приольхонье. Тажеранская степь

ПРИРОДНЫЕ СОКРОВИЩА: ОЗЁРА И РАСТЕНИЯ ЭНДЕМИКИ

Пятьдесят километров Тажеранской степи относятся к району Приольхонья и тянутся параллельно западному берегу Байкала. Геологи определили возраст степи в 300-400 миллионов лет. На протяжении всей поездки нас сопровождала цепочка многочисленных небольших озёр овальной формы.

Приольхонье. Тажеранская степь

Это бессточные озёра с грунтовым и атмосферным питанием. Среди них есть озёра и с пресной,  и с солёной водой. Возле солёных растёт доледниковый эндемик астрагал озёрский. Порой от воды очередного озера шёл сильный запах сероводорода. Такую воду, как и солёную, используют в бальнеологических целях. К пресным озёрам буряты сгоняют летом свои стада на водопой, а весной добывают в них гаммаруса-"бомарша" для зимней подлёдной рыбалки байкальского омуля. В каменистых районах Тажеранской степи биологи обнаружили растение возрастом 15 миллионов лет, остролодочник трёхлистный. Возраст здешних пещер тоже поражает воображение - они старше самого Бакала, "живущего" на нашей планете по разным данным от 25 до 30 миллионов лет.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ КУРЫКАН

Люди пришли в Тажеранскую степь 700 тысяч лет назад. Археологи нашли здесь многочисленные стоянки, могильники, курганы. Но нашей целью были наскальные рисунки, оставленные курыканами, предками прибайкальских бурятов, жившими в этих местах в VII-XII веках нашей эры.

Приольхонье. Тажеранская степь

Кроме рисунков курыкане оставили после себя городища четырёхугольных или круглых очертаний, обнесённые каменными валами и рвами. Этот народ занимался сельским хозяйством, о чём говорят остатки древних пашен. Некоторые поселения принадлежали плавильщикам и кузнецам. Они плавили из руды железо в небольших глинобитых горнах или ямаха глубиной до одного метра. Жилищем курыканам служили землянки или полуземлянки. Их вероисповеданием был шаманизм, способность в каждом объекте и явлении природы видеть живое существо, обладающее душой. Всё пространство Тажеранских степей оказалось заселено многочисленными духами различной иерархии. Духи влияли на жизнь людей и позитивно, и негативно, требовали  уважения  и почитания в виде обрядов и жертвоприношений. Для проведения обрядов они выбирали людей, имеющих особые врождённые способности и свойства психики, шаманов. Шаманы смогли наладить связь с духами не становясь их орудием, а управляя и повелевая ими.

Среди духовных существ курыкане выделяли огонов, нематериальных сущностей, незримо присутствующих в материальном мире. Происходили огоны тоже из материального мира. Ими становились шаманы, вожди племён, животные и птицы: олёни, волки, лошади, орлы.

Приольхонье. Тажеранская степь

На наскальных рисунках Тажеранской степи изображены общественные огоны-помощники: олень, всадник на лошади. А справа - огон-враг, животное, напоминающее волка.

Приольхонье. Тажеранская степь

Рисунки выполнены светлыми штрихами, что характерно для курыкан.

СОКРОВИЩЕ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ: ШАМАНИЗМ

Проехав ещё несколько десятков километров, мы оказались возле столба, увенчанного фигурой орла, "Е хэ шуб уун", "Великой птицы".

Приольхонье. Тажеранская степь

Орёл - тотем приольхонских и ольхонских бурят, хозяин здешних земель и острова Ольхон. В Тажеранской степи проживают большие популяции орлана-белохвоста и орла-могильника. Это - потомки орла-шамана, которого небесные боги отправили на землю защищать и оберегать людей. Но к потомству "Великой птицы" относятся не только пернатые, но и здешние шаманы. Согласно бурятской легенде, орёл, спустившись на землю, увидел спящую под лиственницей женщину. Он полюбил её, начал с ней жить. Эта женщина стала первой на земле шаманкой и родила сына, первого земного шамана.

В бурятской шаманской традиции существуют три мира. Верхний - небо.

Приольхонье. Тажеранская степь

На небе поселились 99 тэнгриев-небожителей, 55 добрых западных и 44 злых восточных. Каждый из них имеет свою "специализацию", заведуя Солнцем, Луной, звёздами, ветрами, здоровьем или болезнями. В срединном земном мире живут люди и многочисленные духи-эжины. Эжины являются хозяевами наиболее значимых природных явлений и объектов: времени суток, гор и равнин, лесов и степей, рек и озёр. Каждый эжин имеет собственный характер. Есть эжины добрые и злые, заботливые и равнодушные, благожелательные и мстительные. Они взаимодействуют с людьми, влияя на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Возле жилища каждого эжина ставится столб-сэрге, символизирующий мировое Дерево жизни. Вырезанные на нём три горизонтальные ложбинки  позволяют жителям всех трёх миров привязывать  к столбу своих лошадей. Возле сэрге и буряты, и гости Прибайкалья приносят духам жертвы, "бурханят", а на столбы привязывают ленточки-залаа, произнося при этом просьбы или молитвы.

Приольхонье. Тажеранская степь

Бурятский шаманизм сохранил и курыканских огонов, тоже поместив их в срединный мир. Шаманы получили дар самостоятельно создавать огоны-амулеты, привязывая невидимых духов к различным вещам: оружию, бытовым предметам, украшениям, статуэткам. Нижний подземный мир был отдан во владение великому судье мёртвых Эрлен-хану и его злобным духам-слугам.

Буряты называют мужчин-шаманов "бо", а женщин-шаманок - "одэгон". Среди приольхонских шаманов есть белые, камлающие только в Верхний мир. Есть чёрные, "сотрудничающие" с подземным миром. Есть и те, кому дано право "ходит на две стороны". Прибайкальские шаманы камлают в обычной одежде с обязательным головным убором или в национальном бурятском костюме, а шаманки - в закрытых платьях. Шаманство передаётся по роду, требует длительной подготовки и посвящения. Каждый род имеет своего родового шамана, знающего все традиционные обряды и особенности "характера" локальных духов. Существуют обряды, исполняемые им исключительно на родовой земле. Так мыс Хадарта недалеко от "Байкальской сказки" принадлежит роду главного ольхонского шамана Валентина Хагдаева.

Приольхонье. Тажеранская степь

Александр Васильевич рассказал мне о шаманских целительских практиках. Вот примеры очень древних методов. Во время камлания шаман бросал в костёр топор и сошник. Потом, стоя на подставке одной ногой, второй тёрся о раскалённые в огне вещи и прикладывал эту ногу к больному месту пациента. Бесплодие "лечили" следующим образом. Если после свадьбы в семье долго не было детей, то шаманка проводила обряд "Суд старух". В юрту бездетной семьи приходили семь старух.

Приольхонье. Тажеранская степь

Старухи варили на очаге в котле сметану, разливали её по чашкам и ставили чашки вокруг очага. Затем к очагу подводили мужа, бросали в огонь сметану и масло, а старая шаманка снимала свои панталоны и била им мужчину, приговаривая: "Спи со своей женой часто и хорошенько! До каких пор будешь бездетным?!" После неё тоже самое проделывали по очереди остальные старухи. В конце обряда они выпивали сваренную сметану и расходились по домам. Такой обряд считался очень действенным.

Бурятские шаманы объединены в официальные прфессиональные организации, которые занимаются сохранением и развитием шаманских традиций, противостоят самозванцам, не прошедшим положенное посвящение. Эти объединения пользуются в Иркутской области большим уважением. Мы тоже показали своё уважение к  шаманизму, "побурханив" возле сэрге "Великой птицы" и принеся ей в жертву мелкие монеты.  Дальше наш путь лежал к священной горе Ёрд и этнографическому комплексу рядом с ней.  А Тажеранская степь по мере приближения к сакральному месту меняла цвет с жёлто-оранжевого на жёлто-зелёный.

Приольхонье. Тажеранская степь

Этнографический комплекс горы Ёрд встретил нас яркими зелёными красками.

Приольхонье. Тажеранская степь

Приольхонье. Тажеранская степь

ЭТНО-КУЛЬТУРНОЕ СОКРОВИЩЕ: БУРЯТСКИЕ ЁРДЫНСКИЕ ИГРЫ И ТАНЕЦ ЁОХОР

Гора Ехе Ёрд, Большой Ёрд, высотой 42 метра и окружностью в 700 человеческих шагов, находится на расстоянии восьми километров от села Еланцы и двух километров от Байкала. Её вполне можно принять за искусственно насыпанный курган.

Приольхонье. Тажеранская степь

На самом деле Большой Ёрд сложен из огромных гранитных плит и является символом мирового Дерева жизни. Ежегодно в начале лета здесь проходит бурятский культовый праздник Ёрдынские игры. На него съезжаются со своими семьями участники и гости из Прибайкалья, Забайкалья, Якутии, соседней Манголии. Все прибывшие живут в юртах. Для участвующих в соревнованиях животных поставлены загоны.

Приольхонье. Тажеранская степь

Приольхонье. Тажеранская степь

Как и в прошлые века, юрты стоят по эллипсу в шахматном порядке. Такой порядок основан на уважении соседей друг к другу: выйдя из дома, человек видит не соседское жилище, а необозримые просторы степи.

Традицию праздника буряты переняли у своих предков-курыкан.  В начале лета курыкане устраивали возле горы Ёрд общественные жертвоприношения Воде-Земле, прося у Неба и Земли тучных пастбищ, хорошей погоды, здоровья и благоденствия людям и домашним животным. Заканчивались обрядовые действия общим пиром и соревнованиями охотников, всадников, борцов. Как и их предки, буряты во время Ёрдынских игр жертвы женским божествам земли и воды приносили на правом берегу реки Анги, угощая богинь молоком и молочной водкой тарасун.

Приольхонье. Тажеранская степь

А в честь верховного бога-творца Айя шаманы возжигали на вершине горы костры из можжевельника и камламли под  грохот бубнов. Дым костра разносился по Тажеранской степи и был очень приятен населявшим её многочисленным эжинам. Затем начинались соревнования. В наши дни к традиционным скачкам по пересечённой местности, стрельбе из лука, национальной борьбе добавились стрижка овец на время, переноска на большое расстояние тяжёлого камня и конкурс "Красавица Ёрдынских игр". Чтобы победить в нём, требуется не только быть красивой, хорошо исполнять национальные песни и танцы, но и прекрасно готовить кумыс.

И все же, несмотря на все новшества, главным действием Ёрдынских игр остаётся шаманское камлание и священный танец ёохор вокруг горы Ёрд.

Приольхонье. Тажеранская степь

Александр Васильевич, частый гость Ёрдынских игр, подробно рассказал мне о ёохоре. Во-первых, для танца необходимо количество танцующих, позволяющее им, держась за руки, полностью замкнуть Ёрд кругом. Круг олицетворяет Солнце, оберегает от зла и позволяет удачно совершить все обряды праздника. Древняя традиция требует отменить игры, если круг не удаётся замкнуть, и тогда народ ожидает голодный и неудачный год. Во-вторых, движение хоровода вокруг горы идёт по ходу Солнца слева направо. Только духам на их игрищах позволено танцевать в полукруге и против хода Солнца, а для людей это великий грех. Открывают танец старики и старухи, к ним присоединяется молодёжь, взрослые мужчины и женщины. Взявшись за руки, все участники ёохора медленно идут в одну сторону. Постепенно скорость движения увеличивается и увеличивается, всё громче и громче звучит песня-заклинание "ёхорь, ёхорь, ёхороо!" За соблюдением всех правил танца следят опытные ёхористы. Они знают, что голоса людей сейчас поднимаются по горе Ёрд прямо к небесным тэнгриям, и все движения и слова должны быть безошибочны. Танец длится в течение шести дней и шести ночей. Завершается он прыжками и криками, призывающими прыгать всё выше и выше, чтобы установить нерушимую связь мира людей и мира богов...

На обратном пути из Тажеранской степи мы продолжили разговор о шаманизме приольхонских бурят и о том, что сейчас всё меньше становится  действительно сильных шаманов.

Приольхонье. Тажеранская степь

Оказывается, такая ситуация была предсказана древней бурятской легендой. Первый шаман Хара-Гырген обладал безграничным могуществом. Бог-творец Айя решил проверить его силу и забрал душу одной богатой девушки. Девушка заболела, и её родственники обратились к Хара-Гыргену за помощью. Как известно, чтобы величить больного, шаману необходимо отыскать его душу, договориться с ней о возвращении в тело и вернуть обратно хозяину. Хара-Гырген сел на свой бубен и отправился на поиски души. Он летал и в нижних, и в высших мирах, пока не обнаружил душу в бутылке на столе у Бога. Творец Айя пальцем заткнул горлышко бутылки, чтобы душа не могла вырваться на свободу. Шаман превратился в паука и сильно ужалил Бога в правую щёку. Желая успокоить боль, Айя тут же поднёс правую руку к щеке, а душа больной выскользнула из бутылки. Разгневанный Бог ограничил власть Хара-Гыргена, и, увы, с того времени каждое новое поколение шаманов становилось слабее своих предшественников...

Вернувшись на базу отдыха, я включила телевизор. В областных новостях шёл большой сюжет о камлании всех шаманов Иркутской области на благополучие сельскохозяйственных работ в Прибайкалье. И это было мощное, потрясающее зрелище!

Взято: Тут

+5451697
  • 0
  • 16 572
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno