Dolune
Туземцы убивают всех, кто к ним приплывает ( 10 фото )
Северный Сентинельский остров пребывает под индийской юрисдикцией (вместе с Андамановыми островами). Но на самом деле это, пожалуй, самая независимая территория на планете — по той причине, что ее жители не подозревают (и не желают подозревать) обо всем остальном мире. Племя сентинельцев считают последним из первобытных народов, которые никак не были затронуты цивилизацией. Все дело в том, что изначально остров располагался на окраине торговых путей (вообще, на Андамановы острова ссылали каторжников) и никому не было особого дела до его покорения. Тем более что местное население, едва завидя проплывающие мимо корабли, тут же начинало их атаковать.
В общем, с дикарями решили не связываться.
Северный Сентинельский остров, один из принадлежащих Индии объединенных Андаманских и Никобарских островов в Бенгальском заливе, находится всего в 40 километрах от побережья острова Южный Андаман и в 50 километрах от расположенного на нем развитого административного центра Порт-Блэр.
Эти 72 квадратных километра леса лишь на одну пятую часть больше Манхэттена. Все остальные острова архипелага были разведаны, а их народы давно установили отношения с правительством Индии, но еще ни один чужак не ступал на землю Северного Сентинельского острова. Более того, индийское правительство установило пятикилометровую запретную зону вокруг острова для защиты местного народа, известного как сентинельцы, которые изолированы от мировой цивилизации на протяжении тысячелетий.
Благодаря этому, сентинельцы резко контрастируют с остальными народами.
Говорят, что остров был открыт ещё в конце XVIII-го века, но о его существовании забыли почти на целый век, и вспомнили лишь в 1867-м году, когда в этих водах потерпело крушение индийское торговое судно. Когда 106 уцелевших моряков выбрались на берег, их встретили недовольные «вторжением» аборигены. От истребления экипаж спас только оказавшийся неподалёку военный корабль.
Все дальнейшие попытки наладить контакт приводили к тому же результату — туземцы «в штыки» встречали даже предложения помощи. Когда в 2004-м году остров сильно пострадал от цунами, Индия отправила туда вертолёт, чтобы проверить, есть ли выжившие. Экипажу не пришлось совершать посадку — сентинельцы сами вышли на побережье и осыпали вертолёт градом стрел.
В 2006-м году двое рыбаков случайно подплыли слишком близко к острову и были убиты. До сегодняшнего дня тела рыбаков так и не были забраны, однако нисходящий поток воздуха от двигателей посланного вертолёта обнажил тела двух этих рыбаков, которые были похоронены сентинельцами в неглубоких могилах. В том же году представители власти заметили, что островные воды стали привлекательны для браконьеров и что некоторые из них могли заходить и на сам остров (хотя на данный момент нет никаких данных о контактах браконьеров и с сентинельцами).
Индийское правительство заявило, что не будет вмешиваться во внутренние дела обитателей острова, и призвало граждан держаться от него подальше.
В 60-х годах XX века, когда все остальные первобытные племена уже были основательно изучены, после чего интегрированы в цивилизацию, руки антропологов наконец дошли и до сентинельцев. Вот существует такая история: на остров была отправлена лодка с дарами, полная оптимистичных ученых и фоторепортеров. Как и следовало ожидать, едва только лодка оказалась на расстоянии полета стрелы, как была немедленно атакована. Ученых это не смутило. Под градом стрел они подплыли к берегу, оставили на нем дары (свинью, куклу, кокосы, металлическую утварь и несколько пластиковых ведер) и с достоинством удалились.
Дары были встречены со сдержанным любопытством. Куклу и свинью тут же похоронили, красные ведра и металлическую утварь приняли с явным восторгом, а зеленые ведра отвергли с презрением. Однако принятые дары вовсе не расположили туземцев к дарителям. В следующий раз они опять встретили ученых градом стрел, причем некоторые члены племени (видимо, из особого презрения) начали совокупляться со своими женщинами прямо на глазах антропологов. Зрелище, безусловно, было весьма познавательным, однако ученые после этого все-таки решили оставить сентинельцев в покое.
Сентинельцы живут закрытой жизнью. Чужаков на своей земле они встречают стрелами, настигающими врага на расстоянии до 100 метров, и неодобрительными криками. Большая часть того малого, что мы знаем сегодня об этом племени, появилось благодаря немногочисленным контактам, которые порой приводили к гибели незваных чужаков.
Сентинельцы и другие коренные андаманские жители часто относятся к негритосам, термину, который употребляется в отношении различных широко распространённых национальностей в Юго-Восточной Азии, таких как семанги с Малайского архипелага и аэта с Филиппин, точно так же как и к другим народностям, заселяющим Австралию. В отличие от основного населения сентинельцы выглядят не как индусы, а как негроиды. Характеристики этих ‘негритосов’ (которые не относятся к монофилийной группе) включают в себя: сравнительно небольшой рост, тёмную кожу и курчавые волосы, качества, также обнаруживаемые на всем континенте Африки.
Эта группа отличается темной кожей, небольшим ростом, около 140–150 см, и кудрявыми волосами.
Как предполагают этнографы (точного подтверждения или исследований нет), негритосы сорок тысяч лет назад мигрировали из Африки в Азию и обосновалась там. Чуть позже отделившиеся небольшие группы перебрались в Новую Гвинею и даже в Австралию.
— Можно предположить, что они появились здесь еще с тех времен, когда Андаманский архипелаг был частью Индонезии. Отколовшийся кусок суши унес с собой и живших в то время на нем людей, — высказывает предположения антрополог, исследователь и путешественник Андрей Матусовский. — Сейчас же Андаманы — это порядка 204 мелких и больших островов. Сентинельцы живут в отдалении, на северном острове, находящемся в стороне от других.
Любопытно, что эта небольшая суша в 72 кв. км официально принадлежит Индии, но так как никаких контактов и соглашений с жителями острова не было, по международным стандартам права территория представляет собой «суверенную сущность». Поэтому де-факто это автономный регион, но все же находящийся под индийским протекторатом.
Свиней убили и закопали
Самое первое свидетельство существования этого народа появилось в 1771 году, когда британский инспектор сообщил о тусклом свете от жилищ, якобы расположенных в глубине острова. Дальше наблюдений дело не пошло, поскольку английским колонизаторам Андаманские острова тогда еще не принадлежали. Их завоевали 18 годами позже, в 1789-м.
— Наверняка сентинельцев встречали и до XVIII века. Жизнь на островах кипит уже довольно давно. Так, после колонизации Индии туманным Альбионом и завоевания Андаман на этой территории вспыхивали многочисленные восстания. После чего с середины девятнадцатого века по 60-е годы двадцатого века англичане сюда ссылали индусов — политических заключенных. А после того как завоеватели ушли, на архипелаге стоял индийский флот, — рассказывает мне «краткий курс истории» действительный член Русского географического общества, не один раз побывавший в Индии, Иван Прилежаев.
Насколько известно, до 1950-х годов островитян не трогали, а вот в 60-е годы индусы открыли исследовательскую программу. Именно благодаря ей состоялись первые зарегистрированные визуальные контакты. Тогда один из антропологов в компании коллег предпринял несколько попыток высадиться на остров. Однако представители мужской части племени не были настроены общаться, они выбегали на берег и забрасывали незваных гостей градом стрел.
— Чуть позже для наведения контактов ученые стали оставлять на берегу продукты и некоторые предметы быта. Это традиционный способ «познакомиться» с неизвестными дикими племенами. Так им дают понять, что настрой у пришельцев мирный и они хотят найти общий язык, — поясняет антрополог Матусовский.
На пустынной части берега оставляли кокосы, домашних животных, в частности свиней, и разноцветные ведра. Исследователям было интересно, как аборигены будут реагировать на такие подарки и что будут с ними делать. Занятно, что фрукты они съели, но не посадили, свиней готовить не стали, но убили и закопали, а ведра забрали только красные. Найти причины того, почему они делают именно так, а не иначе, трудно. У ученых нет опытных данных, они не знают языка сентинельцев, не знают их обычаев. Сравнение с другими неконтактными племенами не помогает, потому что каждое из них непохоже на другое. Но незначительные общие черты все-таки нашлись.
— Судя по моему опыту общения с другими изолированными народами, небольшими племенами, красный цвет им нравится. Наверное, они просто считают его самым красивым. Очень часто у аналогичных народов можно увидеть украшения, элементы одежды или детали рисунков именно этого цвета, — поясняет Андрей.
Еще одна, пожалуй, самая яркая из описанных встреча с сентинельцами состоялась в 1970 году. Группа все тех же исследователей в очередной раз приплыла на лодке, чтобы угостить племя рыбой и показать свой дружественный настрой. Сначала на берег вышли только воины с луками и копьями. Однако потом, когда обстановка стала менее враждебной и защитники острова начали принимать подарки, бросаемые издалека с лодки, из тени деревьев появились женщины. Через какое-то время к морю выбежали и около двадцати детей. По словам участника экспедиции, напряженность между двумя сторонами все же не ослабевала. Было видно, что сентинельцы боятся и не знают, что ожидать от чужаков. Если одна часть принимала угощения, оставив оружие на земле, то другая все-таки следила за общей обстановкой, держа стрелы наготове. Но потом, как пишет очевидец, стали происходить «странные вещи».
— Одна из женщин подошла к воину и села с ним на песок в страстном объятии. То же самое сделали и другие представительницы слабого пола, находившиеся на берегу. Все это выглядело как групповой акт соития, — описывает увиденное один из исследователей. — Это продолжалось довольно долго, но вдруг темп этого сумасшедшего танца желаний уменьшился, и пары постепенно удалились в джунгли. Однако некоторые мужчины все еще оставались на страже. Мы стали постепенно двигаться к кораблю…
Даже современные антропологи не решаются сказать, что это было на самом деле. Одни ссылаются на необъективность описанной картинки, другие говорят о том, что вряд ли эти люди стали бы «ублажать друг друга на виду у незнакомцев». Замкнутость не позволяет до конца понять их культуру.
Активные попытки исследований продолжались до 1990-х годов. После программа изучения была свернута — и племя на время оставили в покое. Однако последняя трагическая новость пришла оттуда в 2006 году. Сентинельские стрелки убили двух рыбаков, незаконно ловивших рыбу недалеко от острова. За телами послали вертолет, однако дикари оказались не из пугливых и обстреляли железную птицу из луков. Трупы так и не забрали. Но летчики увидели, что трупы все-таки закопали, поскольку ветер от лопастей обнажил не глубоко захороненные тела
Без огорода, зато с копьем
Поскольку прямого контакта с племенем так и не было, индийские ученые сделали выводы, основываясь только на имеющихся наблюдениях.
— Там живет порядка двух-трех семей. Это расширенные родственные группы, состоящие не только из мужа и жены, но и старшего поколения, детей, внуков. Я думаю, там три-четыре хижины, — высказывает общие догадки Матусовский.
Были попытки узнать более точное количество живущих на острове людей. В 2001 году на расстоянии — с воздуха — попробовали провести перепись. Выяснилось, что на острове проживают примерно 39 человек: 21 мужчина и 18 женщин. Эти данные довольно приблизительны, поскольку всех сентинельцев при таком подсчете найти было невозможно.
Кроме того, на численность племени наверняка повлияли землетрясение и последовавшее за ним цунами в декабре 2004 года. Это было одно из сильнейших стихийных бедствий в современной истории. Магнитуда составила 9,3 балла из максимальных 9,5.
— Андаманы пострадали очень серьезно. Острова практически смыло. Огромное число жертв, все было завалено илом. Природа тоже пострадала, коралловые рифы задохнулись и погибли. Все это до сих пор не восстановилось, процесс идет очень медленно, — рассказывает Иван Прилежаев. — Однако позже снимки с вертолета подтвердили, что сентинельцы все-таки выжили.
Исходя из внешних наблюдений, стало понятно, что металлообработкой сентинельцы все-таки владеют. Железо они берут из моря, волны постоянно выбрасывают на берег разный мусор. Они умело вкрапляют обработанные куски в стрелы и копья. Помимо этого наблюдатели заметили, что у них есть три вида разных наконечников: острые — для охоты, рыбалки и тупые — для предупредительных выстрелов.
По словам антропологов, нет свидетельств того, что племя занимается земледелием или каким-либо элементарным производством. Это видно по снимкам, сделанным с вертолета. На земле нет проплешин, характерных для огородов. Судя по всему, островитяне живут за счет собирательства, охоты и, конечно, рыбалки. Нет у них и лодок. Сентинельцев ни разу не видели переправляющимися на другие острова или ловящими рыбу в каноэ.
По одному из предположений антропологов, хижину делят три-четыре человека или две семьи. Жилище представляет собой убежище из веток, выложенных конусом.
— Про сентинельский язык мало что известно. Нет ни списка слов, ни примерных образцов. По-видимому, он принадлежит к группе андаманских языков, но насколько он близок к другим наречиям, неизвестно, — говорит Матусовский
Охрана для аборигенов
Как бы современный человек ни хотел знать больше про диких людей, его все-таки останавливает угроза исчезновения таких редких для сегодняшнего времени культур. Благодаря государственной политике многие племена до сих пор не ассимилировались и не погибли. Их самобытность и аутентичность не ушли.
— Конкретно Северный Сентинельский остров начали оберегать примерно с 90-х годов. Это своеобразная резервация, охранная зона, куда запрещен доступ как местному населению, так и туристам. Там есть специальные посты, лодочный патруль вокруг, — говорит исследователь Андрей Матусовский.
Небольшие народы оберегают и от новых для них болезней. У аборигена может не быть иммунитета даже от ОРЗ.
— Еще одно племя, проживающее на Андаманских островах, — джарава. Они внешне похожи на сентинельцев, невысокого роста, темнокожие и кудрявые. Джарава тоже находятся под защитой правительства. Но с этим народом, в отличие от сентинельцев, все-таки нашли общий язык. Начиналось общение так же. Им приносили подарки, продукты, какие-то предметы быта. Была даже история, когда одному больному парню из этого племени помогли местные полицейские, подобрав его и отправив в больницу. Тот, пока лежал, выучил хинди и стал переводчиком. Процесс ассимиляции пошел, — рассказывает путешественник Прилежаев.
Сыграла роль в процессе адаптации этого народа и близость к городам. Если сентинельский остров расположен в стороне, то территория расселения джарава проходит вдоль центральной части Андаман. Впрочем, индийские власти не поощряют контакты «гостей» с представителями племени — любая встреча может все-таки закончиться непредсказуемо.
— На архипелаге существует единственный путь, проходящий через всю цепочку островов. Поэтому, хочешь ты или нет, дорога будет лежать через территории джарава. Правительство создало своеобразную зону отчуждения, но с контрольно-пропускным режимом. Специально для этого сделали специальный вооруженный пост, который пропускает охраняемые автобусные конвои семь раз в день. Машины с людьми отправляются в определенное время и едут с огромной скоростью через территорию заповедника без остановок. Фотографировать, снимать на камеры все, что находится за пределами салона, запрещено. Иначе могут разбить технику без предупреждения, — вспоминает свою очередную поездку в Индию Прилежаев.
Однако смотреть было можно, поэтому Ивану посчастливилось увидеть нескольких представителей этого племени. Недалеко от дороги он разглядел невысокого темнокожего мужчину в набедренной повязке, чуть дальше стояла такая же полуголая женщина. Были и дети. Они решили не пропускать мимо мчащийся на скорости автобус и закидали его камнями. На этом встреча с неизвестным в тот день закончилась.
— На самом деле охранительная практика существует практически везде, где есть подобные уникальные культурные объекты. Аналогичные примеры можно найти в Латинской Америке, Новой Гвинее, Бразилии. Правительство стран создает специальные ведомства для охраны местных малочисленных народностей. Так, например, в Бразилии создали государственную федеральную структуру — Национальный фонд индейцев, а в его рамках — отдел по изолированным народам, который и занимается курированием племен, — поясняет Матусовский.
В Индии тоже есть аналогичное ведомство — «Отдел помощи племенам»…
Несмотря на все меры предосторожности, принятые индийскими властями, путешественники и ученые не оставляют надежды когда-нибудь узнать побольше о сентинельцах.
Но очевидно, что контакт с цивилизацией им счастья не принесет.
С 90-х годов в среде антропологов стали культивировать более бережное отношение к первобытным народам (в конце концов, от большинства из них остались только воспоминания), и Северный Сентинельский остров окончательно объявили закрытой территорией. Теперь нравы и обычаи местного населения наблюдают исключительно с вертолета. Поэтому до сегодняшнего дня никому не известна ни численность сентинельского народа, ни его язык, ни культура.
На случай усиленного интереса со стороны искателей приключений и стрел на свою задницу правительство Индии предусмотрело в водах острова береговую охрану. То есть, если ты даже сможешь приблизиться к острову, то будешь арестован, оштрафован и отправлен восвояси. Кажется, сентинельцам все-таки удалось отстоять свою независимость от туриста
Учитывая, что произошло с остальными племенами Андаманских островов, это, быть может, и к лучшему. Большие Андаманцы, которых до первого контакта было около 5 000, после волн миграций представляют собой лишь несколько дюжин человек. Народ Джарава за два года после первого контакта в 1997 году потерял 10 процентов населения из-за кори, переселений и сексуального злоупотребления приезжими и полицией. Другие племена, как, например, Онге, помимо издевательств и оскорблений страдают от безудержного алкоголизма. Он является типичным для людей, чья культура была радикально изменена, и чьи жизни были перевернуты с ног на голову внешней силой, ворвавшейся на их территории.
Взято: Тут
449