Nikitos
Новый Чернобыль, геноцид или стыд? Три вопроса к Армении и Азербайджану ( 3 фото )
На границе между Арменией и Азербайджаном вспыхнули боевые действия. Локальные и, что очевидно, бессмысленные. Зато искры, высеченные боестолкновением, разлетелись по столицам обоих государств. В которых ситуация и без того потрескивает от перенапряжения...
Автор:
Александр Цыганов
Трудно сказать, насколько польстит Армении и Азербайджану сравнение с Индией и Китаем, но это – они. Сходится всё. Тысячелетние соседи. Тысячелетние разборки. Спорные территории, на которые есть право у всех, кроме разве что марсиан. Примерно равные военные потенциалы. И неизбывная, неуничтожимая ненависть друг к другу.
И общая граница. И вооружённые конфликты вдоль этой границы. И выстрелы в соседнюю гору, на которой окопались враги.
В общем, с точки зрения внешнего наблюдателя этот внезапный конфликт в забытом богом горном районе Кавказа напоминает недавнее столкновение в столь же забытом горном районе Тибета. Между китайцами и индусами. Разве что последние, зная о ядерном оружии за спиною, обходились без огнестрела. Убивали друг друга просто палками...
Это можно было бы назвать бытовым недоразумением…
Из того, что сообщают стороны о причине новой вспышки застарелого конфликта, мало что можно понять. Один из известных армянских журналистов и политологов Ашот Гарегинян рассказал Царьграду следующую версию.
Около 12:30 по местному времени 12 июля военнослужащие Вооружённых сил Азербайджана попытались нарушить государственную границу Армении на Тавушском направлении на автомобиле марки УАЗ. После предупреждения армянской стороны азербайджанские военные, бросив свой УАЗ, вернулись обратно. Так следует из сообщения пресс-службы Министерства обороны Армении.
Но этим дело не ограничилось. В 13:45 того же дня с азербайджанской стороны была повторена попытка захватить позицию армянских пограничников. При этом, сообщает МО РА, атакующие применили артиллерийский обстрел. Армянские военные подавили этот обстрел, и нападавшие, понеся потери, убрались восвояси.
Вот тут позволим себе отвлечься от рассказа армянского аналитика и попросту вспомним другие подобные конфликты, особенности армейской службы в это время и ту горную местность, где произошёл инцидент.
Нетрудно реконструировать, что произошло на самом деле. Вполне вероятно, что какие-то азербайджанские бойцы попросту заблудились на местности, перепутали поворот и выкатились на своём УАЗе на армянский блокпост. Их то ли остановили, то ли – вполне могли – предупредительно обстреляли, отчего солдатики бросили машину и рванули к своим.
А дальше всё закономерно. Военное имущество утрачено, его надо возвращать. Договориться с врагом о мирном возврате – это вряд ли. Значит, пошли отбивать машинку. А там и понеслась...
Вечером имела место третья серия: азербайджанская сторона начала обстреливать армянские позиции из танка и 82-миллиметрового миномёта, – продолжает рассказ Ашот Гарегинян. – Периодическая стрельба с различной интенсивностью продолжалась всю ночь. Все попытки противника были нейтрализованы армянскими подразделениями. То же произошло и 13 июля – обстрел с азербайджанской стороны, подавление огневых точек противника с армянской стороны. А 14 июля на нас был пущен танк, который был встречен заградительным огнём.
К сожалению, данный инцидент повлёк за собой человеческие жертвы: в результате обстрелов с азербайджанской стороны смертельные ранения получили военнослужащие-срочники – младшие сержанты Смбат Габриелян и Гриша Матевосян, а также майор Гаруш Амбарцумян и капитан Сос Элбакян.
Были жертвы и с азербайджанской стороны: погибли семеро, в том числе генерал-майор Полад Хашимов и полковник Ильгар Мирзеев. Об этом объявил замминистра обороны Азербайджана Керим Велиев.
Было раньше и вот опять…
Самое трагическое в этом – безотносительно того, что работа офицера и означает готовность погибнуть за свою страну при определённых условиях, – в том, что этих самых условий, собственно, и нет. Это не зона конфликта вокруг Нагорного Карабаха, он же Арцах по-армянски. Там, можно сказать, война продолжается даже формально, хотя и присутствует на данный момент в форме военного перемирия. И линия боевого соприкосновения вполне может быть сравнима с линией фронта. Огневые позиции, снайперские точки, окопы и всё прочее, положенное на передовой.
Здесь же – зона нормальной межгосударственной границы между Арменией и Азербайджаном. И между ними формально нет войны ради освобождения оккупированных врагом территорий. Кто бы что ни вкладывал в понятия "оккупация" и "освобождение".
Война в Нагорном Карабахе продолжается даже формально, хотя и присутствует на данный момент в форме военного перемирия. Фото: AP/TASS
Потому и обмен ответами происходил на уровне артиллерии и беспилотников, обстреливающих территории и населённые пункты, которые ни у кого нет ни сил, ни, главное, желания занимать, захватывать и оккупировать. Ибо это бессмысленно и бесполезно. И недаром умный человек и даровитый политик Ильхам Алиев сразу заявил, что его стране не имело смысла инициировать военные действия на границе с Арменией.
Но в том и дело, что в том напряжении, в котором живёт уже тридцать лет линия боевого соприкосновения между Арменией и Азербайджаном, вопрос "почему?" не имеет значения. Когда две вооружённые стороны смотрят друг на друга через прорезь прицела, причиной для внезапной вспышки боевых действий может быть всё что угодно.
"Рельеф местности, на которой расположено Мингечевирское водохранилище, укрепительные работы, проведённые на этом сооружении, а также современные средства противовоздушной обороны, имеющиеся в распоряжении наших войск ПВО, не дают возможности ударить по этому стратегическому объекту. В то же время армянская сторона не должна забывать, что новейшие ракетные системы, имеющиеся на вооружении нашей армии, с высокой точностью способны нанести удар по Мецаморской АЭС, а это обернётся для Армении огромной трагедией", – заявил РИА Новости глава пресс-службы Минобороны Азербайджана полковник Вагиф Даргяхлы.
Короче, руководитель пресс-службы пообещал, если что, устроить Армении второй Чернобыль. Но насколько серьёзны все эти заявления?
Вечный взаимный шах…
Тридцать лет – большой срок, и сегодня всем уже, в общем, ясно, что война между Азербайджаном и Арменией не может принять, профессионально говоря, стратегические формы. Армения, само собою, не может покуситься на стратегическую победу над Азербайджаном. Не тот вес, не те вооружённые возможности, не то международное окружение. Да и Турция, исходящая из максимы "Один народ – два государства", обязательно станет на стороне Баку. Неслучайно Анкара даже не дала себе труда ни разобраться, ни даже подождать, а сразу же выразила полную поддержку Азербайджану в противостоянии "армянской агрессии". В условиях, когда Турция под водительством своего президента Эрдогана активно пробует зубки в Сирии, Ливии, возле Кипра, дерзит Европе и США, такое заявление звучит весьма серьёзно.
А вот Азербайджан, пожалуй, мог бы попытаться решить свои проблемы с Арменией военным путём. И с помощью Турции чисто с военной точки зрения оккупация Армении много труда не заняла бы. Но, во-первых, президент Алиев – в отца и действительно уже не раз показывал свою политическую мудрость. А во-вторых, тут даже особой мудрости и не требуется: за Ереваном стоит Москва в силу хотя бы того, что обе страны входят в один военный блок ОДКБ. Здесь даже США ни на что не решились бы, особенно если сам Ереван не подставит себя очевидной агрессией против соседа. Не говоря уже о том, что армянская диаспора – и мафия – в США просто не дадут принять соответствующих военных решений.
Это пат. Или, точнее, вечный взаимный шах.
"До большой войны вряд ли дойдёт. Но порох надо держать сухим"
Конечно, в Баку по-своему правы, когда заявляют о предотвращении попытки вооружённого наступления Армении на Азербайджан. Аналогичным образом и Ереван прав, когда говорит о "пресечении нападения Азербайджана". А что им ещё остаётся заявлять? Из маленькой нелепой войнушки положено изымать хотя бы информационную прибыль.
И при этом все понимают – и в Баку в первую очередь, – что Армения в здравом уме и твёрдой памяти и мысли не может держать о реальном "наступлении" на Азербайджан. Во-первых, даже если бы и решилась, то, понятно, начала бы не с обстрелов богом забытых блокпостов в богом забытых горах. Реальное нападение на чужую страну – дело стратегическое, которое готовится всеми силами государства. Что, конечно, не может пройти мимо внимания ни мировых, ни региональных разведок.
Так что всё в Баку понимают. Но... ситуация обязывает поднимать ставки с простого, хоть и с пролитием крови, инцидента на границе до поручения президента Азербайджана своим вооружённым силам "нанести по врагу такой удар, чтобы он долгое время не мог о нём забыть".
Хотя, объективно говоря, довольно миролюбивый вариант в сложившихся обстоятельствах. Не объявление войны, во всяком случае.
В Армении тоже всё понимают. Как полагает Ашот Гарегинян, "на данный момент ни президент Азербайджана Ильхам Алиев, ни военно-политическое руководство соседнего государства, скорее всего, не планируют крупномасштабных военных действий против Армении".
"До большой войны вряд ли дойдёт. Но порох надо держать сухим", – делает вывод эксперт.
Нынешний инцидент, скорее, напоминает некое спонтанное действие, а не продуманную многоходовую комбинацию, – считает также эксперт аналитического центра "Орбели" Карен Веранян. – Дело в том, что в последнее время социально-экономическая ситуация в Азербайджане существенно обострилась, тем более на фоне пандемии коронавируса. Много говорят о возможной неслабой волне социального протеста. Чего Ильхам Алиев не может не учитывать. Он явно опасается, что этот процесс может выйти из-под контроля, создав дополнительный очаг внутренней напряжённости. И его позиции пошатнутся. Возможно, потому Алиев и спровоцировал инцидент на границе, стремясь отвлечь социум от внутренних проблем. Решить которые у него, видимо, не получается. И он прибегнул к "испытанному" способу – очередной провокации.
Это, впрочем, вряд ли, при всём уважении к эксперту. Судя по нашей информации из Баку, там сообщения о боевых столкновениях на границе стали таким же сюрпризом, как и для Еревана. Да и, согласимся, довольно нелепый способ создавать провокации, заезжая на невооружённом УАЗике на блокпост противника.
Стратегия внутри и вовне
Но Карен Веранян прав в том, что внутренняя напряжённость в Азербайджане действительно достигла высокого градуса. Очень красноречивым показателем этого стали вспыхнувшие в Баку массовые митинги с призывами объявить войну Армении. Дошло дело и до проверочных пока, но всё же столкновений с силами правопорядка. И это явно тот самый подспудно назревавший протест, который сейчас нашёл для себя выход – в довольно выгодном для азербайджанского руководства не внутреннем, а внешнем векторе.
Вот внешний вектор всех сегодня и занимает.
С Турцией, в общем, всё ясно.
Антиармянский вектор турецкой внешней политики остаётся неизменным на протяжении, по большому счёту, последних полутора веков,
– отражает Ашот Гарегинян исходную точку всех армянских внешнеполитических анализов.
Гораздо сложнее – с Россией. Дёрганая и, если не вилять словами, двуличная политика нынешнего главы Армении Никола Пашиняна очевидно для всех аналитиков раздражает Кремль. Ещё больше раздражает то, что при всех реверансах в адрес Вашингтона и громогласных заявлениях о "европейском выборе" отношение к Москве Пашинян демонстрирует откровенно захребетническое. Этакая капризная жена, которая пытается вышибать из мужа подарки, шантажируя его демонстративным флиртом с посторонним мужчиной. Наивное, конечно, поведение. Особенно ввиду того, что аналогичным образом манерничает другой лидер страны – члена ОДКБ Александр Лукашенко. И того, что сегодня Москва вообще явственным образом отказывается от былой политики улещивания лимитрофов, лишь бы они не обернулись на Запад. Самое плохое всё равно уже случилось – но, однако, и где теперь Украина? И что она в сравнении с Россией?
А вот Баку, Алиев – не виляет. Наоборот, при сохраняющейся ориентации на Турцию ведёт себя с Россией последовательно и честно, предлагая весьма многообещающее сотрудничество в различных сферах. Скажем, одна только транзитная трасса от Санкт-Петербурга до Индийского океана через Азербайджан и Иран чисто финансово "отобьёт" две Армении со всей Прибалтикой в придачу.
В данных условиях обострение армяно-азербайджанского противостояния Москве не просто невыгодно, а элементарно противопоказано. Она обязана будет защищать Армению как члена ОДКБ, но давайте спросим честно: стоит ли защиты такая Армения, которая виляет хвостиком перед США, а с Россией разговаривает через губу? Да ещё защиты такой Армении ценою разрушения крайне выгодных экономических, а главное, геостратегических и даже геоисторических перспектив? Захочет ли Москва класть своих солдат за чемодан без ручки, в котором к тому же ничего ценного для неё нет?
Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил эскалацию конфликта на армяно-азербайджанской границе с министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном и экс-министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Фото: MFA Russia/Globallookpress
Ответ не очевиден, не правда ли?
Есть ещё один актор в регионе, о котором не все отчего-то вспоминают. Это Иран. Который, если исторически, вообще некогда владел яблоком раздора – Нагорным Карабахом. Когда был Персией и пока Карабах у неё не отвоевала Россия.
Сегодня у Тегерана в нынешних событиях головная боль немногим меньше, чем у Москвы. Прежде всего, значительную часть населения страны составляют азербайджанцы. То есть тот самый "один народ" с турками, с точки зрения Анкары. А противостояние Персии и Турции длится веками. И в этом куске мира о таком никто никогда не забывает. И потому в Тегеране очень даже далеки от желания увидеть турецкую армию в соседнем Азербайджане, куда она может быть приглашена в случае полномасштабной войны с Арменией.
Ну, и экономика, конечно. Война по соседству – в принципе дестабилизирующий её фактор. А уж война, отрезающая у и без того обложенного санкциями Ирана такой роскошный выход в мир, как транзит через Азербайджан, и вовсе подобна ножу у горла.
Взято: Тут
464