lisis
Командиры Иностранного легиона на алжирской войне ( 25 фото )
Легионеры в Алжире
В статьях «Алжирская война Французского Иностранного легиона» и «Битва за Алжир» было рассказано о начале войны в этом заморском департаменте Франции, её особенностях и некоторых героях и антигероях тех лет. В этой мы продолжим рассказ об алжирской войне и поговорим о некоторых знаменитых командирах Французского Иностранного легиона, находившихся на переднем крае этой кровавой войны.
Воевавший в Алжире парашютист Грегуар Алонсо вспоминал:
«У нас были фантастические командиры. Они хорошо к нам относились. Мы были свободны, мы говорили с ними, нам не надо было постоянно их приветствовать. Парашютисты отличаются от остальных. Может, дело в парашюте. Или в менталитете. Мы все делали сообща».
В романе бывшего легионера Жана Лартеги «Центурионы» некий су-лейтенант говорит главному герою – полковнику Распеги (прототипом которого был Марсель Бижар) :
«Офицеры, которые умеют воевать, командуют вашими людьми, они у парашютистов, не у нас. Не для нас все эти Распеги, Бижары, Жанпьеры, Бюшу».
Чуть позже мы ещё вернёмся к Лартеги, его роману и фильму «Последний отряд», пока же начнём рассказывать обо всём по порядку.
Pierre Jeanpierre
На представленной ниже фотографии мы видим хорошего знакомого Жана Грациани (одного из героев предыдущей статьи). Это подполковник (Lieutenant Colonel) Пьер-Поль Жанпьер – он идёт по Елисейским полям во главе знаменитого Первого парашютного полка Иностранного легиона на параде в честь дня Взятия Бастилии в 1957 году:
Этот командир был настоящей легендой Иностранного легиона. Он служил во французской армии с 1930 года, а в легион поступил в 1936 году. Во время II мировой войны Жанпьер отказался присоединиться и к правительственным войскам Виши, и к «Свободной Франции» де Голля. Вместо этого он стал участником французского Сопротивления (позывной Jardin), 9 января 1944 года был арестован и заключен в концентрационный лагерь Маутхаузен-Гузен.
На службу в легион (в Первый парашютный батальон) Жанпьер вернулся в 1948 году и почти сразу же был отправлен в Индокитай. В октябре 1950 года время сражения под Као-Банг боевая часть Грациани защищала пост Тат Ке, батальон Жанпьера – опорный пункт «Чартон». Как и Грациани, раненый Жанпьер был захвачен в плен, в котором провёл 4 года, и после освобождения его нашли в таком состоянии, что его тоже причислили к неофициальному «отряду живых мертвецов».
Выздоровев, он принял командование вновь созданным Первым парашютным батальоном, который 1 сентября 1955 года стал Первым парашютным полком. Вместе с ним он оказался в Порт-Фуаде во время Суэцкого кризиса, а потом воевал в Алжире, где его позывным стал Soleil (Солнце). «Черноногий» Альбер Камю сказал о нём:
«Герой с щедрым сердцем и отвратительным характером, довольно хорошее сочетание для руководителя».
Жанпьер был любимым командиром Первого парашютного полк и одним из самых известных и авторитетных командиров Иностранного легиона.
В 1956 году он получил осколочное ранение ног, но продолжал воевать, став признанным мастером организации вертолетных десантных операций.
«Летающий банан» – американский вертолет «Н-21 Шауни», использовавшийся французскими парашютистами во время Алжирской войны
Более современный вертолёт Н-34
Жанпьер и погиб в вертолете, осуществлявшем огневую поддержку десантников – от пули, выпущенной одним из повстанцев. Случилось это 28 мая 1958 года, и фраза «Soleil Est Mort», «Солнце мертво» (или «погасло»), переданная пилотом по радио, вошла в историю, став легендарной.
Подполковник Жанпьер
Самое поразительное, что на похороны Жанпьера, состоявшиеся 31 мая, пришли 10 тысяч мусульман – жителей алжирской Гельмы, его именем была названа дорога в этом городе. Это ясно говорит о том, кого простые алжирцы (которых боевики ФНО облагали «революционными налогами» и вырезали целыми деревнями и семьями) считали настоящими героями в той кровавой войне.
Жак Морен
Заместителем погибшего Жанпьера был майор Жак Морен.
В 1942 году он оказался в переведенном в Эк-ан-Прованс военном училище Сен-Сир, но проучиться успел всего 2 месяца – оно было закрыто по требованию немцев. После этого 17-летний Морен трижды пытался перейти границу с Испанией, чтобы оттуда попасть на территорию, подконтрольную «Свободной Франции» – каждый раз неудачно. Вступив в одну из групп французского Сопротивления, он был предан и в июне 1944 года оказался в Гестапо, а потом – в печально знаменитом концлагере Бухенвальд. Из этого лагеря ему пришлось бежать уже после освобождения его американцами: опасаясь эпидемии тифа, союзники, недолго думая, устроили в Бухенвальде карантин, оградив его забором с колючей проволокой. Закончив обучение и пройдя курс обучения парашютным прыжкам, Морен отправился в Индокитай. Здесь, 1 апреля 1948 года, в возрасте 24-х лет, он стал командиром самой первой парашютной роты Иностранного легиона – ранее таких частей в легионе не было. 31 марта 1949 года солдаты и офицеры этой роты вошли в состав Первого парашютного батальона Жанпьера. В 1954 году Морен стал командором ордена Почётного легиона – самым молодым командором в истории. Вопреки всеобщим ожиданиям, после гибели Жанпьера Морен не был назначен командиром полка – его перевели в штаб 10-ой парашютной дивизии, а позже он был назначен инспектором военно-воздушных сил. Рассказ о Жаке Морене будет закончен в следующей статье.
Эли Денуа де Сен Марк
Эли Денуа де Сен Марк получает боевую награду, 1951 год
Новым командиром Первого парашютного полка Иностранного легиона стал майор де Сен Марк, который был младшим (9-м по счёту) ребенком в провинциальной дворянской семье из Бордо. Во время II мировой войны он учился в иезуитском колледже, а в июне 1941 года поступил в версальский лицей Святой Женевьевы, который считался подготовительной школой Сен-Сир. Однако, как мы помним, это военное училище было расформировано в 1942 году.
С весны 1941 года Сен Марк входил в Жад-Амиколь – одну из групп французского Сопротивления (в это время ему было 19 лет).
13 июля 1943 года отряд из 16 человек, в который входил Сен Марк, попытался перейти через границу с Испанией у Перпиньяна, но был предан проводником – все в итоге оказались в Бухенвальде. Здесь Сен Марк встретился со своим знакомым, Жаком Мореном, а потом, в 1944 году, был переведен в лагерь Лангенштейн-Цвейберг (район Гарца), где, по воспоминаниям очевидцев, было ещё хуже, чем в Бухенвальде. В результате освобождённый в апреле 1945 года Сен Марк весил 42 кг и не сразу смог вспомнить, как его зовут.
По иронии судьбы, отец его невесты, Марии-Антуанетты де Шатобордо, в 1957 году был командиром гарнизона Гарца, и свадьба нашего героя состоялась в нескольких километрах от бывшего концлагеря.
Но вернёмся в 1945 год: Сен Марк тогда всё же сумел восстановиться: он прошёл обучение в Коеткидане и в 1947 году выбрал для службы Иностранный легион, что вызвало немалое недоумение у его сокурсников – потому что в то время в легионе служило большое количество ненавидимых всеми немцев.
Сен-Марк трижды был «в командировках» в Индокитае: в 1948-1949 гг. он был командиром поста на границе с Китаем, в 1951 – командовал индокитайской ротой Второго парашютного батальона Иностранного легиона, в 1954 году он попал во Вьетнам уже после поражения у Дьенбьенфу и провёл там всего несколько месяцев.
Эли Денуа де Сен Марк во главе Индокитайской роты Второго Парашютного батальона Иностранного легиона
Во время последнего пребывания в Индокитае он получил травму при неудачном прыжке с парашютом – боли в спине сохранялись у него всю жизнь.
В 1955 году Сен Марк начинает службу в Первом парашютном полку. В 1956 году он участвовал в операции своего полка по захвату Порт-Фуада во время Суэцкого кризиса.
После того, как де Голль заявил о «самоопределении Алжира», Сен Марк ушёл из армии: с сентября 1959 года по апрель 1960 года он работал в электрической компании, но вернулся на службу – на должность заместителя начальника штаба 10-й дивизии. А в январе 1961 Сен Марк возглавил Первый парашютный полк Иностранного легиона. Всего через несколько месяцев он окажется во французской тюрьме, и прокурор будет требовать осудить его на 20-летнее тюремное заключение. Продолжение истории Эли Денуа де Сен Марка – в следующей статье.
Жорж Грийо
Капитан Жак Грийо, Алжир, 1957 год
В 1959 году в секторе Саида по приказу Марселя Бижара был создан необычный отряд, который своё название («Жорж») получил по имени командира – капитана Жоржа Грийо (вы, наверное, уже догадались, что он тоже был участником французского Сопротивления и воевал во Вьетнаме). Необычным этот отряд был по своему составу – в нём служили бывшие бойцы Фронта национального освобождения Алжира, то есть это было подразделение Harki (о них было рассказано в предыдущей статье).
Первые добровольцы этого отряда прибыли прямо из тюрем, и капитан Грийо тогда, видимо, решил, что «ужасный конец лучше ужаса без конца»: в первый же день он положил заряженный пистолет у входа в свою палатку и, показав его бывшим боевикам, сказал, что этой ночью те могут им воспользоваться для его убийства. Удивленные алжирцы стрелять в Грийо не стали, но зауважали очень сильно и этой демонстрации доверия не забыли.
Численность солдат этого отряда скоро достигла 200 человек. В свой первый бой они вступили 3 марта 1959 года вместе с 1-й ротой Восьмого пехотного полка, причём общее командование осуществлял сам Марсель Бижар.
Марсель Бижар и солдаты отряда Жорж
Один из взятых тогда в плен алжирцев (Ахмед Беттебгор, воевавший на стороне ФНО с 1956 года) позже получил «предложение, от которого нельзя отказаться»: 15 лет тюрьмы или служба у Грийо. Он выбрал отряд «Жорж» и не прогадал: дослужился до командира роты и в звании капитана продолжил службу в Иностранном легионе.
Ахмед Беттебгор среди солдат отряда «Жорж» (второй справа)
Листовка, обращённая к боевикам ФНО: «Мусульмане, братья мои! С вами говорит Мокрани Мулуд. Я решил перейти на сторону французов. Смотрите, они не причинили мне зла. Делайте как я, вам они также ничего не сделают. Уходите с гор, где вы страдаете впустую»
Под командой Грийо бывшие боевики за три года уничтожили и взяли в плен около 1800 своих бывших «коллег» и нашли тысячи тайников с оружием, получив 26 боевых орденов и медалей, а также 400 благодарностей в приказах.
Отряд «Жорж» на марше
Бутылки с «коктейлем Молотова», обнаруженные в одном из тайников ФНО
Но конец этой истории был весьма печален: после заключения Эвианских соглашений бойцам отряда «Жорж» было предложено поступить на службу в Иностранный легион и, оставив свои семьи, уйти вместе с ним во Францию либо вернуться домой, где их, скорее всего, ждала гибель. Капитан Грийо распорядился положить перед каждым своим бойцом береты разных цветов: красный и черный. Красный берет, символизировавший Иностранный легион, выбрали 24 человека из 204 – это был правильный выбор, этим солдатам повезло больше всех. Потому что уже к 9 мая 1962 года были убиты 60 оставшихся в Алжире Harki отряда «Жорж». Среди них были и три командира рот. Двух из них, Риге и Бендида, после долгих издевательств и пыток, забили насмерть.
Риге, командир одной из рот отряда «Жорж», март 1961 года
Другого командира, по имени Хабиб, убили, заставив перед этим вырыть для себя могилу. Некоторые из Harki отряда «Жорж» попали в алжирские тюрьмы. Большинство остальных, благодаря усилиям генерала Кантареля и капитана Грийо были вывезены на территорию Франции, где оказались в двух лагерях для беженцев, пока банкир Андре Вормсе, ранее служившей в секторе Саида, не купил для них ферму в Дордони.
Жорж Гийо дослужился до звания генерала и написал книгу «Умереть за Францию?»
Его заместитель в отряде «Жорж», Арман Бенезис де Ротру, принял участие в мятеже армии в апреле 1961 года (об этом – в следующей статье), но избежал ареста: начальство перевело его в дальний гарнизон в департаменте Константины, где он снова командовал Harki. В отставку он вышел в звании подполковника.
Арман Бенезис де Ротру
Снова о Бижаре
В прошлой статье мы говорили о фильме «Битве за Алжир» Джилло Понтекорво. Но в том же 1966 году канадский режиссёр Марк Робсон снял другой фильм об алжирской войне – «Пропавший отряд» («Lost Command»), в котором зрители увидели звёзд первой величины, в том числе Алена Делона и Клаудию Кардинале.
Основой сценария послужил роман «Центурионы», написанный Жаном Лартеги, который во время II мировой войны воевал в составе Первой группы коммандос армии Свободной Франции, после её окончания на протяжении 7 лет служил в Иностранном легионе, выйдя в отставку в звании капитана, затем в качестве военного журналиста побывал во многих «горячих точках» мира, встречался с Че Геварой.
Действие и романа, и фильма начинается с рассказа о битве при Дьенбьенфу. Вернувшись из Вьетнама, главный герой (Пьер Распеги) попадает в Алжир, где тоже совсем непросто. Прототипом Распеги стал знаменитый легионер Марсель Бижар (о нём и о сражении при Дьенбьенфу мы уже говорили в статье «Иностранный легион против Вьетминя и катастрофа при Дьенбьенфу»). Исполнивший эту роль Энтони Квинн написал на подаренной Бижару фотографии:
«Вы им были, а я его только сыграл».
Марсель Бижар и Жан Лартеги
Обложка журнала «La Nouvelle Revue d’Histoire» с портретом Бижара, названного «центурионом Республики»
Кадры из фильма «Пропавший отряд»:
Энтони Квинн в роли подполковника Распеги, пока ещё во Вьетнаме
Ален Делон в роли капитана Эсклавье и Энтони Квинн в роли подполковника Распеги – уже в Алжире:
Капитан Иностранного легиона Эсклавье (Ален Делон) и арабская террористка Айша (Клаудия Кардинале) :
Если вы прочитали статью «Иностранный легион против Вьетминя и катастрофа при Дьенбьенфу», то помните, что Ален Делон служил на флоте и находился в Сайгоне в 1953-1956 гг. Если не читали, откройте и посмотрите: там есть очень интересные фотографии.
Этот фильм также получился достаточно жёстким. Показано, например, как, найдя на дороге убитых сослуживцев, легионеры-парашютисты с ножами в руках идут мстить за них в ближайшую деревню, не обращая внимания на Эсклавье, вставшего на их пути с пистолетом в руках.
А это уже кадр из фильма «Близкие враги», снятого в 1979 году Флораном Эмилио Сири – тоже Алжир, 1959 год:
Пьер Бюшу
Этому офицеру в 1954 году (время начала алжирской войны) уже исполнился 41 год. Военную школу Сен-Сир он окончил в 1935 году и был направлен на службу в Мец. В боевой кампании 1940 года он командовал диверсионной группой и успел получить орден Почётного легиона. После капитуляции Франции отправился в дом своей бабушки и был выдан соседями. Находился в плену до 7 апреля 1945 года, когда был освобождён вошедшими в Вену отрядами Красной Армии. Французское командование повысило его до капитана и определило на работу при советском штабе: в течение 2-х месяцев он занимался помощью французским военнопленным, за что получил звание офицера ордена Почётного легиона. В 1947 году Бюшу оказался в Индокитае – командовал 2-ой ротой Первого парашютного батальона Иностранного легиона: в его составе он участвовал в операции Lea, целью которой был захват в плен Хо Ши Мина и Во Нгуен Зиапа (ни того, ни другого пленить тогда не удалось). После ранения Бюшу вернулся во Францию, где занимался преподавательской работой, а 2 апреля 1956 года получил под командование Восьмой парашютный полк. Шла алжирская война, и перед подчинёнными Бюшу была поставлена задача контроля над границей с Туниса, откуда непрерывным потоком шли подготовленные в специальных лагерях боевики. В конце апреля – начале мая 1958 года этот полк отличился в боях у Сук-Арасе. В сентябре 1958 года Бюшу получил звание полковника, в январе 1961 стал командующим войсками сектора Ля-Каля (по названию портового города), а в апреле 1961 года был арестован по делу о мятеже, возглавленного Раулем Саланом. О его дальнейшей судьбе вы сможете узнать, прочитав следующую статью.
Филипп Эрулен
Эрулен, напротив, был очень молод (родился в 1932 г.) и потому не принимал участия ни во II мировой войне, ни в войне в Индокитае, но его отец был участником французского Сопротивления и погиб в Индокитае в 1951 году. После окончания военной школы Сен-Сир он с 1956 по 1959 гг. служил в Алжире, был дважды ранен и награждён орденом Почётного легиона в 26 лет. Позже французские либералы обвиняли его в пытках и убийстве члена вооруженной группировки ФНО Мориса Адена в 1957 году, но доказать ничего не смогли (что, на мой взгляд, очень хорошо говорит об уровне их компетентности и умении собирать доказательства). В июле 1976 года Эрулен был назначен командиром Второго парашютного полка Иностранного легиона, а его личным водителем стал Анте Готовина, будущий генерал хорватской армии, осуждённый Международным трибуналом за преступления против мирного сербского населения, но позже оправданный.
Анте Готовина
Впереди у Эрулена была знаменитая операция «Bonite» (более известная как «Леопард») в Колвези, которую в военных училищах всего мира изучают как образец «военного профессионализма и эффективной защиты сограждан». Об этой операции мы обязательно поговорим в одной из следующих статей.
Филипп Эрулен (слева) и полковник Грас, глава военной миссии в Заире. 1978 год
Брат Филипа Эрулена, Доминик, также был офицером-парашютистом, но не «сработался» с Франсуа Миттераном и потому, оставив службу, возглавил частную службу безопасности бывшего президента Жискара д’Эстена.
В следующей статье будет рассказано об операции «Возрождение», конце Четвёртой Республики, «предательстве» Шарля де Голля, отчаянной попытке Рауля Салана и его соратников спасти Французский Алжир, а также о песне «Je ne regrette rien».
Взято: Тут
1075