Mark
Страна Огней. Анатомия Азербайджана. ( 63 фото )
В 2019 году население Азербайджана превысило 10 миллионов человек - это вдвое больше, чем в Армении и Грузии вместе взятых. Совсем не маленький Азербайджан многообразен и словно сшит из цветастых лоскутков племён и ханств. В прошлых частях я рассказывал о самых необычных его народах - христианах молоканах (Ивановка), удинах (Нидж) и немцах (Гёйгёль), а сегодня расскажу о разных углах страны, их обитателях и истории, собравшей это всё в одно государство.
У большинства стран Передней Азии история похожа на цепочку перерождений. Вот и в Азербайджане сложно признать античную Мидию - древнеиранское царство между Персией и Ассирией, покорившее в какой-то момент их обеих и построившее империю от Индийского океана до Средиземного моря. Мидяне консолидировались из кочевников-ариев, которые по одной из гипотез не с Аркаима пришли, а были коренными жителями Армянского нагорья. Ещё старше Мидии была Манна - небольшое государство у озера Урмия, с 9 века регулярно воевавшее с Ассирией и Урарту и порой призывавшее в союзники скифов. Манну, как и её врагов, мидяне покорили в 590-х годах до нашей эры, сделав одной из своих провинций. Персия же была в те времена страной многолюдной, как Индия или Китай, и с захватчиками боролась ровно теми же методами - покорение Персии равнялось покорению Персией. И вот уже Мидия стала лишь одной из персидских сатрапий, а очередной её сатрап Атурпатак ("Хранителя Огня") рассудил, что "вовремя предать - это предвидеть", и переметнулся к Александру Македонскому. Тот и оставил ему территорию бывшей Манны, на много поколений вперёд оставшуюся в хрониках как Мидия Атропатена. Дальше шли века и тысячелетия, сменялись языки и власти, слово "Мидия" забылось, "Атропатена" осталась и понемногу трансформировалась в "Азербайджан". Где жили, соответственно, азеры - так назывался древний ираноязычный народ, в который к рубежу двух эр переродились мидяне и маннеи.
Вот только относилось это всё к землям за Араксом. В нынешнем Азербайджане он течёт, впадая в Куру, на самом юге, а в Нахичевани (кадр ниже) и вовсе образует границу с Ираном. К северу от Аракса лежала небольшая, но грузная скифская Ишкуза - то ли база кочевников в Закавказье, то ли их прародина, с падением которой скифы расселились по Великой Степи от Карпат до Саян. Последнее даже вероятнее: в языках тюрок, считающих себя потомками скифов и гуннов, аутентичны названия многих растений, встречающихся именно здесь, в Закавказье. Ишкуза поддерживала Манну и Вавилон, воевала с Урарту и Ассирией, а вот с Мидией справиться не смогла - в 595 году до нашей эры мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей на переговоры да расправился с ними на хмельном пиру. Дальше на несколько веков Восточное Закавказье выпало из истории, оставаясь периферией лежавших за Араксом империй. Однако люди живут здесь непрерывно около миллиона лет, и пустеть этому краю было не с чего. Остатки скифов да спустившиеся в долину Куры горцы Кавказа образовали два с половиной десятка племён, в 66 году нашей эры столкнувшись с римлянам и тут же получившими от них название - Кавказская Албания. Об этом древнем государстве и его непростых отношениях с Арменией, Персией, Аравией я недавно писал отдельный пост. Албания и считается теперь прямым предком современного Азербайджана:
В 370-х годах Албания даже была крещена, но христианство не пустило здесь корни так глубоко, как в Армении или Грузии. Скорее наоборот, отказ от него стал для албан шансом избежать арменизации. После арабского завоевания в 705 году среди по-прежнему разрозненных племён стремительно распространился ислам, а с ним и языки более развитых мусульманских соседей - персидский и азери. Так Албания и Азербайджан впервые унифицировались - теперь два берега Аракса понимали друг друга без толмачей и ходили в одинаковые храмы. Даже правили в Азербайджане династии из других периферий Халифата: согдианцы Саджиды (889-929), дайламиты Салариды (929-971) и наиболее прочно осевшие в Закавказье курды Шеддадиды, в 951-1174 сменившие три эмирата со столицами в Двине, Гяндже и Ани. Между собой вся эта солянка народов, включая азери, разговаривали на персидском языке.
Между тем, потомки скифов, поднакопив сил на Алтае, вернулись в Переднюю Азию. В 955 году вождь огузского племени кыныков Сельджук обосновался в низовьях Сырдарьи. За пару поколений освоившись в её плодородных плавнях, Сельджукиды под руководством Тогрул-бека двинулись на юг. В песках Каракумов они разгромили армию Газневидов - империи, построенной тюрками, некогда служившими иранцам (таджикам) Саманидам, и укоренились там - теперь потомки их известны как туркмены. Ну а дальше, как селевой поток, вобравший в себя осколки сметённой дамбы, сельджуская орда хлынула на Иранское и Армянское нагорье. Тогрул-бек умер в 1063 году близ нынешнего Тегерана "царём востока и запада", правителем гигантской империи, границы которой его сын Альп-Арслан и внук Мелик-шах раздвинули ещё дальше - от Балхаша до Босфора. Вскоре, однако, её западная часть распалась на несколько султанатов, в том числе обособившиеся в 1136 году владения кипчакской (в современных аналогах - татарской или казахской) династией Ильдегизидов со столицей в Нахичевани. Большая же часть империи сохранилась вокруг среднеазиатского ядра Хорезма, в 12-13 веках неуклонно стремившегося к восстановлению былых границ и гегемонии в исламском мире. В 1225 году Ильдегизидский султанат был покорён хорезмшахом, однако пару лет спустя готовившийся к походу на Багдад хорезмшах сам опрометчиво разозлил Чингисхана. И вскоре кончил дни на каспийском острове Ашур-ада, пока монголы обрушились на его империю, словно ядерная война. В Азербайджан, впрочем, монгольское иго принёс не Чингисхан, а его внук Хулагу, в 1256 году оттоптавшийся по Ближнему Востоку. Столицей основанного им Ильханата (в переводе - примерно Наместничество) сделался Тебриз, на века оставшийся главным городом двойного Азербайджана.
.
В том числе - столицей огузских орд, ходивших по Армянскому нагорью после упадка империи Ильханидов. По тамгам на знамёнах и статуям каменных баранов над могилами они были известны соседям как Кара-Коюнлу (Чёрные Овны) и Ак-Коюнлу (Белые Овны), свои государства же, кажется, не называли никак. Чернобаранники объединились в 1375 году вокруг племени Ивэ, враждовали с Тимуром и его потомками и экспансию больше вели на юг и запад, на пике могущества овладев Арменией и Месапотамией. Белобаранники с 1340-х годов кочевали по равнинам Анатолии, за поддержку Тамерлана получили от него Диярбакыр, а с 15 века начали двигаться на восток, в 1467 году низвергнув Кара-Коюнлу и заняв её место. Их экспансия, напротив, была больше направлена на восток, в глубины Персии. В современной терминологии обе орды можно соотнести с туркменами, но понемногу появлялись среди них и кочевые азербайджанцы - племя за племенем "овны" переходили из суннизма в шиизм. Вокруг суфийского ордена Сефевия из Ардебиля шииты сплотились в союз кызылбашей, и в 1501 году юный шейх Исмаил Хатаи повёл их на новые войны. Сефевиды разгромили Ак-Коюнлу, дали отпор османам, а вскоре покорили всю Персию, тем самым впервые за много веков восстановив её как единое государство... и сделав мировым центром шиизма. Злейшим врагом азербайджанца в те времена был турок - фактически, огузские колонии Передней Азии охватила религиозная войне, которую тюрки вели верхом на покорённых Византии и Персии. Шахский двор уехал из Тебриза в в Исфахан, а Азербайджан из ядра персидской империи стал прифронтовой периферией.
С крахом Сефевидов в начале 18 века он и вовсе распался на десяток независимых ханств, которые попытался было объединить силой оружия Надир-шах, а в итоге это сделала в начале 19 века Россия. За прошедшие века под властью огузов здешние азеры, персы и албаны в большинстве своём перешли на тюркский язык, но так и не обрели даже единого названия. Для персов они по-прежнему были кызылбаши, для турок - аджамы (так арабы называли народы с восточных периферий), для кавказских горцев - каджары (по одному из племён), ну а в России их вовсе записали в "закавказские татары". Татары на них были похожим как бы ни меньше, чем на русских, да и единства у закавказских тюрок по-прежнему не было: среди оседлых жителей были как ассимилированные потомки персов и азеров, так и всяческие баяты да айрумы - тюрки из кочевых племён, осевшие в городах и селениях. С ними соседствовали кочевники терекеме (в основном из племён падаров, карапапах и шахсевенов) и горцы гачаги то ли из беглых разбойников, то ли опять же из ассимилированных кавказских племён. Половина закавказских татар на момент покорения Россией оставались суннитами, половина были шиитами, и доля последних неуклонно росла через смешанные браки. Доходило до того, что единственным словом, которым будущие азербайджанцы могли описать свою принадлежность было - "мусульмане".
И при всём том азербайджанские татары исправно входили и в российское дворянство (даже с фамилиями на -ский вроде Хан-Нахичеванских), и в промышленную элиту нефтяного Баку. Азербайджан стал одним из тех мест, где не народ дал название стране, а страна - народу: впервые азербайджанская нация заявила о себе как о едином целом в 1905 году во время беспорядков в Персии. В 1918 на осколках Российской империи возникла Азербайджанская демократическая республика. Вскоре, и не добровольно, она стала Азербайджанской ССР, но её титульная нация до 1936 года официально называлась просто "тюрки". Ныне азербайджанцев в мире около 30 миллионов человек, с узбеками они спорят за звание тюркского народа №2 после турок, однако 2/3 азербайджанского народа живёт в Иране. "Материковые" с иранскими братались на волне Перестройки, но сейчас говорят о них с подчёркнутой отстранённостью - "они там другие". По факту "наши" азербайджанцы - давно уже отдельный народ, и не удивлюсь, если застану очередную смену их самоназвания...
Нынешний Азербайджан по своей этнической структуре похож на Китай: азербайджанцы составляют в своей стране 92% населения, преобладают почти по всей её территории, однако рядом с ними живёт огромное количество других народов. Официально Азербайджан позиционирует себя как многонациональную страну, живущую в мире и согласии, где якобы даже армян осталось несколько десятков тысяч. На практике отношение государства к разным народам очень различно: в лучшем положении очень маленькие народы, целиком живущие в Азербайджане (удины, хыналыги), в худшем - относительно крупные и трансграничные (талыши, лезгины), а армяне по факту представлены разве что женщинами, с советских времён оставшимися в смешанных браках. Сами азербайджанцы - вполне современный народ, а вид прохожих на улицах хоть столицы, хоть сёл совсем не этнографичен:
Административно-территориальное деление Азербайджана не изменилось с советских времён и по-прежнему представляет собой 66 районов (де-факто, с учётом Карабаха, 54). С историческими областями можно хоть как-то соотнести 10 экономических районов, но лучше вспомнить про границы ханств, возникших на руинах дома Сефевидов. К "настоящему" Азербайджану ближе всего Талыш, он же Ленкоранский экономический район, или в прошлом Талышское ханство - южный угол страны за Араксом:
Вдоль Каспийского моря здесь тянутся Талышские горы, северная оконечность Эльбурса, обрывающиеся на севере в Муганскую степь, куда азербайджанцев в 1940-50-х годах переселили из Армении. Здесь настоящие субтропики, не в меру широколиственные гирканские леса (см. здесь), а с 1925-26 годов действовали чайные плантации, в основном свёрнутые в 21 веке. Пейзажи Талыша напоминают Юго-Восточную Азию, а подробнее про этот край и его обитателей я рассказывал уже с той стороны границы.
Талыши с азербайджанцами соотносятся примерно как таджики с узбеками - это остатки средневековых азери, в горах сохранившие язык. Что не мешало им когда-то называть себя тюрками и воевать в союзе кызылбашей. И хотя тут уже даже не совсем Закавказье, талыши по своей традиционной культуре удивительно похожи на горцев Кавказа с их культом гостеприимства, кровной местью, буйными танцами и мохнатыми шапками. Даже сейчас тут не редкость типажи, больше ассоциирующиеся с каким-нибудь Дагестаном. И даже больше, чем Кавказ, Талышстан славится долгожителями - в Лерике им целый музей посвящён, да и легендарный Ширали Муслимов был именно талышским чабаном.
Всего талышей около 300 тысяч человек, в Азербайджане и Иране примерно поровну, хотя есть и альтернативные оценки их численности вплоть до миллиона - якобы, в обеих странах их приписывают к титульной нации. Талыши, конечно, за это не говорят "спасибо": в 1918 году в тылу АДР возникла Муганская Советская республика, а в 1993, когда Азербайджан был на грани гражданской войны, провозглашалась Талыш-Муганская автономия. Но талыши на своей земле в меньшинстве, сепаратистов среди них и того меньше, а потому проявляется их фронда скорее в гораздо большей ориентированности на Россию. В том числе, что очень кстати для туриста - языковой:
Тяготел к России и Чёрный хан - полководец Надир-шаха Сеид Джалаладдин, в 1747 году создавший Ленкоранское ханство. В тылу других ханств в 1795 году оно даже принимало русский протекторат, а тяжелейший бой за Ленкорань в 1812 русские вели не с талышами, а с армией Персии. Ленкоранские вошли в русское дворянство, и Ханский дворец здесь построен в начале ХХ века:
А вот так выглядят талышские мечети:
Теперь перенесёмся на другой конец страны: не вполне очевидно, что Азербайджан - не совсем Закавказье: Кусарская равнина перед российской границей лежит к северу от Главного хребта. Это Губа-Хачмазский экономический район, прежде Губинское ханство, а фактически ни что иное, как Азербайджанский Дагестан. Россией здесь буквально веет, и даже вкус воздуха заставляет вспомнить не персидский зной, а пряные ветры Поволжья.
Персы взяли эти земли в оборот ещё в 7 веке, опутав системой крепостей Гильгильчай, сходившейся к Дербенту. В 17 веке Гусейн из народа кайтгацев бежал от распрей в Персию, там женился на дочери вельможи и принял шиизм, после чего вернулся на Кавказ шахским губернатором. С 1680 года в его уделе возникло Губинское (до 1735 - Худатское) ханство с суннитским народом и шиитской элитой, в середине 18 века, при Фатали-хане, объединившее земли от Дербента до Ардебиля. К 1790-м годам, впрочем, оно само пошло вразнос и в 1805 году было подобрано Россией. В Губе не сохранилось ханского дворца, а вот облик здешних мечетей ни с чем не перепутать:
К Губе прилагается Красная Слобода - основанный с разрешения Фатали-хана "Иерусалим Кавказа", единственное компактное селение народа джухури, у нас более известного как горские евреи. Как и талыши, это осколок азери - не будучи мусульманами, они сохранили дотюркский язык. Ныне "горских" около 150 тысяч, но 95% их разъехались между Израилем и Россией.
В постсоветских странах горские евреи с фамилиями на "-ов" известны как ушлые дельцы, сочетающие еврейскую деловитость с кавказским напором. А вот израильская община сыграла не последнюю роль в судьбе Азербайджана - если в начале 1990-х тут была активна шиитская "Хезбалла", то теперь Азербайджан покупает оружие у Израиля, а с Ираном держится холодно.
Но в первую очередь этот уголок населяют лезгины - один из классических 7 народов Дагестана. Разделённые границей поровну, в Азербайджане это народ №2 (180 тысяч человек), и в районах на самом севере страны они составляют до 90% населения. Лезгины и главные в Азербайджане сунниты, а их отношение с нынешним государством, как и у талышей, довольно натянутые.
Чего не скажешь про шахдагцев, живущих выше по горам. Высшей точкой Азербайджана считается пограничная вершина Базардюзю (4466м), но фактически главная в стране гора так и называется - Шахдаг (4243). Под склонами её, в совершенно "лермонтовских" пейзажах, живут три народа в одну-две деревни. Крызы (среди которых выделяются обособленные джеки, алики, хапуты и ергюджи) и будухи по языку ближайшая родня лезгин...
...а вот хыналыги из единственного аула Хыналыг хоть и входят в нахско-дагестанскую группу, но их язык обособлен в отдельную ветвь. Да и в культуре их немало древних пережитков - хыналыги хоть и в ислам перешли, а считаются одним из потомков Кавказской Албании, здешним аналогом среднеазиатских согдийцев-ягноби.
От Кавказа же до Куры протянулся Ширван - историческое "ядро" Азербайджана. Его ландшафты - холмистые степи, всё более сухие по мере спуска на Каспий. Звено Шёлкового пути с лучшим на Каспии портом Баку и "буфер" от варварских набегов, уже при Сасанидах Ширван стал самым развитым углом будущего Азербайджана. С 642 года его правители получили титул ширваншахи, и носили его три сменявших друг друга династии - арабы Мазьядиды, персы Кесраниды и местные Дербенди, в 1538 году низложенные Сефевидами
Столицей Ширвана была стоявшая в стороне от "проходного двора" Шемаха, о которой я уже рассказывал недавно. В 1748 году она возродилась как центр небольшого и слабого Ширванского ханства, в конце 18 века - вассалы Губы, следом за ней легко принявшего протекторат России. В нынешнем Азербайджане ему соответствует Горно-Ширванский экономический район.
И в целом, будучи "Азербайджаном по умолчанию", Горный Ширван не запоминается так, как "лоскутки" периферий:
Если не считать пары национальных меньшинств, рассеянных между азербайджанцами. Это русские молокане (см. отдельный пост) и лахиджи - таты-шииты (большая часть этого народа сунниты), когда-то обосновавшиеся в горном селе Лахидж и прославившиеся там как ремесленники.
Но дважды (в 1191 и 1859) столица Ширвана переносилась из разрушенной землетрясением Шемахи в Баку, и именно здесь, у Каспия, теперь настоящий Ширван. Вот в кадре - постройки Ширваншахского дворца и типичный для этих мест толстый минарет с бахромой сталактитов:
Огромный дворец, впрочем, стоял заброшенным со времён одной из персо-турецких войн. В 18 веке возродился уже не единый Ширван, а Бакинское ханство, боровшееся с Губой за независимость. Россия взяла Баку силой, хотя у хана был шанс этого избежать - на мирном вручении городских ключей то ли фанатик, то ли наёмник из толпы убил генерала Павла Цицианова. Дворец Бакинских ханов 18 века был куда скромнее, чем у Ширваншахов, а я и вовсе увидел его упакованным в леса:
фото из википедии.
Но ханскую ипостась Баку смыло чёрной волной нефтяной эпохи. Ещё при Советах местные шутили, что есть отдельная национальность - бакинец: здесь жили русские, азербайджанцы, армяне, персы, евреи, немцы, поляки, и ни один народ не составлял большинства. Мононационализироваться Баку стал ещё при Советах за счёт миграции азербайджанцев из своих глубинок и соседней Армении, а с распадом СССР от былого многообразия не осталось следа. Но разделение на "коренных бакинцев" и "беженцев" здесь по-прежнему очень сильно:
Здесь же по большей части живут и оставшиеся в Азербайджане русские - порядка 120 тысяч человек, 3-4-й народ страны наряду с талышами. Впрочем, в отличие от Средней Азии здесь славяне совершенно сливаются с фоном, да и русскоязычных азербайджанцев в столице немало. Этот кадр снят во дворе одной из трёх действующих бакинских церквей:
Бывшее Бакинское ханство - ныне Апшеронский экономический район, включающий самую маленькую и самую интересную часть Азербайджана: Апшеронский полуостров, кривым клювом вдающийся в Каспий. Здесь совсем рядом море с его свежим ветром и грязной от нефти водой:
А на берегах - лунные ландшафты глиняных пустынь да всякие природные чудеса. Например, крупнейшие в мире грязевые вулканы или природные факелы, на которых древние строили храмы. И конечно же, при словосочетании Страна Огней вспоминаешь вот эти сюжеты, а не сатрапа-предателя Атурпатака...
Апшерон входит в состав Большого Баку, а потому почти непрерывно застроен. В его бесчисленных сёлах со звучными названиями вроде Мардакян, Нардаран или Бузовна сотню лет назад жили таты - ещё одна ветвь азери. Ведь и таджики в Средней Азии избежали тюркизации не только в труднодоступных горах, но и в больших городах вроде Бухары и Самарканда. Вот с бухарцами татов и можно было сравнить, однако в ХХ веке они в Азербайджане всё-таки тюркизировались. Апшеронские сёла - тесные, суматошные, запутанные и переполненные древностями, самая характерная из которых - десятки небольших замков:
Всё это обильно пахнет нефтью, которую Азербайджан и добывает по сути дела только здесь:
Всё перечисленное - это "большй" Ширван, или дореволюционная Бакинская губерния. Западную часть страны можно было бы назвать "большим" Арраном, на месте которого расположилась Елизаветпольская губерния. По дороге из Баку здесь встречает бывшее Шекинское ханство, ныне Шеки-Закатальский экономический район, историческая область с непопулярным в Азербайджане грузинским названием Эретия:
Дальней стороной она спускается в верховья Алазанской долины (более известной по грузинской Кахетии), а в Азербайджане выделяется присутствием христианства. Это сердце Кавказской Албании, а Киш и удинский Нидж из соответствующего поста - тоже близ Шеки. Обособил этот край в 821 году армянин (в местной традиции - албан) Сахал Смбатян, чьи наследники были вассалами Багратид, но всё же хозяевами небольшого княжества. При этом крестили местных албан ещё в 5 веке грузины, и несмотря на активность армянских миссионеров, Эретия оставалась православной. Позже она примыкала примыкая то к Кахетии (в 951), то к Лорийскому царству армян Кюрикидов (в 1038), то снова к Грузии (в 1117). Лишь после монгольского нашествия Эретия развернулась на восток, но ассимилировалась натужно. При Ильханате здесь правили монголы Орлаты, а с 15 века - мусульмане Кара-Кешиш-оглы то ли из армян, то ли из албан.
Иными словами, здесь - самая "неперсидская" часть Азербайджана. В 18 веке Шекинское ханство, созданное горцами Кавказа и позже возглавленное азербайджанской династией Гаджи-Челеби, не смог покорить Надир-шах. Ныне Шеки - самый интересный город Азербайджана после Баку, а главная достопримечательность его - ханский дворец с роскошнейшим интерьером:
И я бы сказал, что именно здесь - квинтэссенция Азербайджана, его не политики, но культуры, искусства и кухни:
Район Шеки, не считая удин, вполне мононационален. Но на отдельную историческую область потянет его северная часть - хорошо заметный на карте выступ между Россией и Грузией:
Здесь живёт ещё один христианский народ, прихожане большинства церквей - грузины-ингилойцы... вернее, частично христианский - 2/3 ингилойцев уже не первый век сунниты.
Выше по горам снова встречают дагестанцы - на этот раз цахуры - небольшой народ (30 тысяч человек), опять же поровну разделённый границей. С 1562 года над Шеки висел их Илисуйский султанат (на кадре ниже его "столица" Илису) с выборным правителем, вассальный то Ирану, то суннитской Турции...
...а с 18 века - Джаро-Белаканскому союзу джамаатов, вольных горских общин, где доминировали аварцы. Все они активно участвовали в Кавказской войне, а присматривал за ними Закатальский округ - самый маленький регион Российской империи. И Закаталы - один из самых недооценных туристами азербайджанских городов:
С другой стороны быстрой зелёной Куры (размером она примерно в половину Оки или Дона), на которой стоит столица азербайджанской электроэнергетики Мингечаур...
...встречают исторические Арран, Утик и Арцах, ныне более известные под общим названием Равнинный Карабах. Хотя "по умолчанию" так называют только его восточную часть - плодородную Мильскую степь в междуречье Куры и Аракса. Когда-то здесь было небольшое и не оставившее заметных следов Джавадское ханство, а ныне раскинулся Арранский экономический район, занимающий добрую треть страны, но совершенно обделённый достопримечательностями:
В основном пейзаж здесь примерно такой - скорее среднеазиатский, чем кавказский:
К Грузии и материковой Армении примыкает Гянджа-Газахский экономический район, который можно соотнести с Гянджинским ханством. Или Гянджинским эмиратом Шеддадидов (970-1086) - "вторая столица" Азербайджана имеет весьма бурную историю, и столицей государств успела побыть не меньше Баку. При Сефевидах Гянджа была и вовсе центром Карабахского биклярбекства, а став независимой в 1747 году, образовала одно из сильнейших ханств. Его последний Джавад-хан в 1804 году оборонялся от войск Павла Цицианова до последнего и погиб с оружием в руках. Может быть поэтому ханский дворец не сохранился. Под Россией Гянджа почти сразу была переименована Елизаветполь, став небольшим, но всё же губернским городом. В подчинении её были весь запад Азербайджана, Нагорный Карабах и Сюник - южный "отросток" Армении. Здесь же располагались важнейших колонии закавказских немцев, в том числе уже показанный Гёйгёль. При Советах в Азербайджане, как и на Украине, Елизавету сменил Киров - по старой привычке Гянджу тут многие ещё называют Кировобад. И вместе с тем она же, как и многие "вторые столицы" - центр национализма и колыбель республики.
А южнее в зелёных горах на востоке Малого Кавказа лежит ещё одно бывшее ханство, которому в нынешнем Азербайджане соответствуют Кельбаджар-Лачинский и Верхне-Карабахский экономические районы. Но существуют они лишь только на бумаге, да и 160 тысяч живущих в Азербайджане армян не являются его гражданами и никогда не поедут в Баку. Да, речь про Нагорный Карабах - около 20% территории Азербайджана де-факто является тяготеющим к Армении непризнанным государством. Причём Армения претендует лишь на сам Карабах и коридор до него, но удерживает ещё и обширный "пояс безопасности" от Карабаха до своей границы, в раннем СССР чуть не ставший Красным Курдистаном.
Тут на самом деле коса на камень нашла куда крепче, чем можно подумать извне. С точки зрения Армении Карабах - последнее место мира, где армяне издавна живут непрерывно. Каким-то чудом Карабах сохранял независимость сотни лет, пока один из местных князьков, и один из них не позвал на помощь тюрок. Так возникло ханство со столицей в крепости Шуша на вершине горы. И Азербайджана она теперь - культурная столица, откуда родом добрая половина национальных поэтов, певцов и ковроделов. Но их особняки теперь в руинах, как и шахский дворец (кадр ниже), и тысячи чьих-то домов (кадр выше)
А вот мечети, лучшие из которых отличает пара узорчатых минаретов, приводятся в порядок - на средства Ирана:
Хотя не ясно, для кого - армяне в Карабахе составляют почти 100% населения. На "материковых" армян они смотрят свысока, заметно отличаются от них в общении (в том числе - гораздо большей русскоязычностью), да и внешне если материковые армяне больше похоже на персов, то карабахские - на кавказцев. В Азербайджане принято считать, что они и вовсе никакие не армяне, а арменизированные албаны, которых ещё можно спасти и реинтегрировать в общую нацию Страны Огней. Опасности посещения Карабаха - тема для отдельного поста, а с точки зрения простого азербайджанца визит иностранца сюда выглядит как подлым кощунством.
А вот почти столь же мононациональная Нахичевань Азербайджану вполне подконтрольна, но это самая обособленная часть страны. В прямом смысле слова: от Баку и Гянджи её отделяют Карабах, враждебная Армения и неприступный хребет Зангезур. Большая часть Нахичевани - узкий "балкон" меж Зангезуром и Араксом, и виды отсюда на Иран я показывал в начале поста. С другой стороны вид примерно такой - просторные степи, зелёные сёла, далёкие снега Зангезура с одной стороны и Арарата с другой, а посредине царящий над равниной Иляндаг (2412м), о скалы которого, по легенде, Ноев Ковчег получил пробоину.
Совсем иначе складывалась у этих мест и история. В древнем мире сюда доходила территория Мидии, и видимо мидяне считаются в Азеребайджане дальними предками нынешних жителей. В не столь давние времена хозяевами тут были армяне - гавар (уезд) Нахиджеван колебался между провинциями Васпуракан (за Араксом) и Сюник (за горами). Со средних веков здесь селилось тюркское племя кенгирли, к 17 веку ставшее хозяином - армяне были здесь в меньшинстве и накануне своего исхода, и под Россией не стали большинством. Нахичеванское ханство покорилось России не в первую, а во вторую русско-персидскую войну - в 1827 году его занял Иван Паскевич, и Эсхан Кенгирли не стал с ним воевать в пику шаху, который ослепил его отца. Территория ханства вошла в Нахичеванский и Шарур-Доралегезский уезды Эриваньской губернии. Род Хан-Нахичеванских интегрировался в русское дворянство, а посреди города ещё стоит их дворец.
Из-за которой торчит сельджукский мавзолей 12 века - тюркской стариной, включая стелы и каменных баранов, Нахичевань переполнена. Где-то её реставрируют вполне со вкусом, а где-то - безобразно пошло, и характерной местной "фишкой" стали золотые купола.
Да и в целом, несмотря на отсутствие сколько-нибудь значимых производств, Нахичевань впечатляет своей ухоженностью. Что и немудрено - ведь именно отсюда родом четвётрая по счёту династия ширваншахов - Алиевы. Современность Нахичевани не менее колоритна, чем её прошлое, но путешествовать по ней нелегко - большинство местных жителей ни слова не знают ни по-русски, ни по-английски, да ещё и убеждены, что зона у них режимная, где просто так ходить нельзя. Более продвинутые же шёпотом рассказывают, что это устанавливает свои порядки местный "мэр":
...Ни в Бакинской, ни в Елизаветпольской губерниях, ни тем более в Нахичеванском уезде русские не составляли большинства жителей даже в городах. Зато сами азербайджанцы, завоёванные на полвека раньше узбеков и таджиков, успели интегрироваться в Российскую империю, усвоив её культуру и технологий. "Уездная" архитектура Азербайджана весьма узнаваема, как и её современный дизайн:
А самая характерная особенность - привычные по всей России кирпичные текстовые вставки на фасадах... вот только не привычными буквами и цифрами, а вязью!
Советская архитектура в Азербайджане не столь самобытна, как в Армении, и всё же национальными мотивами здешние многоэтажки не обделены:
В особенности - в огромном пролетарском Сумгаите:
Из народов стоит упомянуть ещё гарачи (дословно с азербайджанского - "чернюки") - местных цыган. Вот только это не рома, не люли и даже не боша, а дом, "египетские цыгане"-мусульмане Ближнего Востока. Среди которых гара всё равно выделяются тем, что исповедуют шиизм. Левый кадр снят в Баку, правый - в Гяндже, а "столицей" азербайджанских цыган и вовсе считает село Гарачи близ Губы.
А ещё по всей стране - следы присутствия армян, чаще всего - заброшенные церкви. В Нахичевани армянское наследие уничтожено подчистую, включая крупнейший в мире хачкаровый некрополь в Джульфе, а вот в "материковом" Азербайджане под него пытаются подводить "албанскую" базу. Что далеко не всегда спасает от разрушения - так, отмеченную на карте армянскую церковь в Гяндже я на своём месте не нашёл. Но в том-то и беда, что ужиться в одном национальном государстве два народа бы никак не смогли: армяно-азербайджанские конфликты в Закавказье вспыхивали при любом ослаблении центральной власти, и самой кровавой тут была даже не Карабахская война, а многократная и обоюдная резня в 1918-м.
Здесь стоит рассказать об ещё одном ханстве - Ираванском. На степных плато Армении, на переднем крае турецких войн, персы закрепились плотно. Эриванское ханство обладало лучшими в Закавказье крепостями и армией вплоть до мушкетёров. Да и правили здесь Каджары, когда-то расселённые по разным концам Передней Азии Тамерланом. Другая их ветвь из Мазендерана в 1787 году выбилась в персидские шахи, и в войнах Эривань и Персия выступали единым фронтом. Российская армия взяла Эривань лишь в 1827 году - с третьей попытки.
Ханство в Араратской долине, древнем сердце Армении, и именно сюда с 1830-х годов началась массовая репатриация армян. От ханства остались лишь несколько мечетей да крепость в Даштадеме. Но потомки тюрок Эриванского ханства остались и в Азербайджане - это еразы, "ереванские/ерменистанские азербайджанцы", последняя волна которых ушла из Армении чуть раньше Сумгаитского погрома. До них азербайджанцев вытесняли из АрмССР всеми возможными способами от трудностей приёма на работу до депортаций в Миль и Мугань. "Беженцами" в нынешнем Азербайджане числится миллион человек, но скорее всего это потомки всех уехавших сюда из Армении.
ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (ОГЛАВЛЕНИЕ).
Взято: Тут
1700