WarriorNolon
Барон виндсерфинга : втихаря на парусной доске из США в СССР ( 22 фото )
В 1979 году, я открыл декабрьский номер журнала «Вокруг Света» и прочитал рассказ про отважного француза, проехавшего тысячу километров по африканскому побережью на колесной доске с парусом. Черный парус на фоне желтых песков навсегда впечатался в мою память. Мне тогда стало ясно, именно это я считаю свободой – ехать под парусом, держа ветер в руках. Так впервые я познакомился с Арно де Роснэ, великим пионером виндсерфинга.
В те далекие времена, виндсерфинг сам по себе был экзотическим занятием. Огромные доски с пузатыми парусами и алюминиевыми мачтами были неудобны, тяжелы, а управление ими требовало атлетических способностей. Катание на доске, уже было почти подвигом, но Арно выделялся среди всех и только сейчас мы можем понять, насколько.
Арно де Роснэ родился 9 марта 1946 года в Париже. Он вырос в аристократической семье, которая когда-то имела собственные сахарные плантации во французской колонии на острове Маврикий. Детство прошло во Франции, на Маврикии и в Швейцарии, где тоже было имение.
С раннего детства Арно вместе со своим старшим братом Жоэлем увлекался серфингом. Кстати Жоэль считается первым серфером на Басском побережье и в 1964 стал чемпионом Франции по серфингу. Вместе они стали организаторами федерации серфинга в Беарице и кроме того, стали европейскими пионерами нового снаряда – лонгборд на колесах. Братья организовали первый французский чемпионат на лонгбордах в Осегоре, а в 1966 году Арно стал чемпионом Франции в этом виде спорта.
В 18 лет Арно влюбился в 17-летнюю фотомодель Марису Беренсон. Итогом стало знакомство с известнейшим мастером фотографии Ричардом Аведоном. Тот, в свою очередь, нанял Арно ассистентом. Фотографии для журнала «Вог» и других глянцевых изданий, быстро сделали нашего героя известным и востребованным фотографом. В 18 лет он бросил школу и посвятил себя проектам. Кроме гламурных фотографий моделей и драгоценностей, де Роснэ становится штатным фотографом американского журнала Surfer Magazine. Долгие годы сотрудничества с журналом приводят к тому, что он, позднее женится на дочери главного редактора – Дженни Свенсон.
Амплуа великосветского плейбоя помогало Арнольду пропагандировать виндсерфинг, чем он охотно пользовался: снимал фильмы о виндсерфинге, привлекал спонсоров и организовывал соревнования. Один из первых, устраивал заезды на скорость. В 1981 году он основал виндсерфинг-марафон на Гаваях, от острова Мауи до Молокаи и обратно. Кстати, сам пришел в этом марафоне вторым, после Робби Нейша.
Как большинство великих виндсерферов того времени, Арно делал доски сам, став изобретателем первых трапеций для виндсерфинга. Многие улучшения доски в ходу до сих пор. А придумав лэндсерфинг или, как он называл его speedsail, он не просто предложил новый вид публике, но и пересек на нем африканскую пустыню. Как покоритель пространств на виндсерфинге, Арно де Роснэ непревзойден до сих пор.
Первое большое путешествие началось 31 марта 1979 года, стартовав из Нуадибу в Дакар. Для передвижения Арно использовал виндсерфинг, к которому присоединил колеса. Никто до этого не пробовал столь экзотический способ путешествий. Доска позволяла катиться не только по суше, но и пересекать проливы. К удивлению Арно, главной проблемой стали не пески и солнце, а обычные колючки. В иной день, ему приходилось заклеивать колеса по 16 раз. Несмотря на трудности, за 12 дней он проехал 1380 км и финишировал в Дакаре. В итоге, гора публикаций, документальный фильм о путешествии и даже статья в советском журнале «Вокруг Света».
В августе того же года, Арно стартует на виндсерфинге с Аляски через Берингов пролив в Советский Союз. Друзья отговаривали спортсмена от этого путешествия, ведь при наступлении темноты, шансов выжить в море не останется: воздух +8С, вода +1С, порывистый ветер и бурные течения. Разрешения, ни от американских, ни от советских властей он не получал. Зато Бари Спаниер сшил ему парус в виде двух флагов, сверху СССР, снизу США. 29 августа в 10:15 Арно вышел и за 8 часов, преодолев 125 километров, ступил на чукотское побережье, недалеко от поселка Наукан. Все время, пока спортсмен был в пути, друзья передавали на всех радиочастотах: «В сторону Чукотки движется безоружный Арно де Роснэ на виндсерфинге. Будьте снисходительны». Пограничники были снисходительны: обогрели, переодели, напоили чаем и отправили обратно в Штаты. В интервью Арно сказал, что его мечта, пересечь водные границы противостоящих стран, чтобы показать – людям нужен мир и свобода передвижений.
Следующий, 1980 год, Арно посвящает подготовке еще более грандиозного путешествия: он собирается пересечь Тихий океан от Маркизских островов до Гаваев. Строится специальный виндсерфинг, который на ночь можно превращать в тримаран, чтобы спать на нем в океане. Экспериментируя с различными конструкциями, он совершает небольшое путешествие, используя изобретенный для этого парафойл, прикрепленный к доске. Да-да, Арно де Роснее, был еще и пионером кайтбординга – запущенный кайт двигал тримаран ночью, чтобы можно было отдохнуть. После года подготовки, он понимает, что 4000 километров ему в одиночку не преодолеть и решает изменить маршрут. 31 августа, смелый путешественник стартует с Нука Хива в сторону Туамоту. Первой проблемой становится яркое солнце – темных очков с собой нет. В глазах появляется страшный зуд. На следующий день добавляются мозоли и синяки на руках. Постепенно Арно нашел свой ритм: «Я начал погружаться в ритм путешествия, думаю о виндсерфинге, воздушном змее, сне, ветре, штиле, силе и воде». По расчетам, он должен был добраться до Туамоту за 5-7 дней. Но прошла неделя, а вокруг бескрайний океан.
7 дней от него нет вестей - семья, в беспокойстве снаряжает спасательную экспедицию, обследуя все острова и атоллы в районе Туамоту. Все безрезультатно, дни уходят. Многие предлагают прекратить поиски, но брат Жоэль непреклонен – «Арно может продержаться в океане и 40 дней!» И вот, с атолла Ахе приходит весть – Арно жив.
«После двенадцати дней в море, пройдя 500 миль, пропавший без вести, отбивший пять нападений акул, я вышел на атолл Ахе. Я весь разбит, поранен, но я победил». После путешествия Арно сильно ослаб и понадобилось много времени, чтобы восстановиться.
До сих пор кажется невозможным, пройти в одиночку, без поддержки, связи и навигации 900 километров по Тихому океану на виндсерфинге, оставшись в живых. С тех пор это никому не удавалось.
Уже на следующий год предпринимается попытка пересечь Ламанш вместе с Кеном Винером. Налетает шторм – Арно спасают вертолетом. Кен почти доходит до финиша, но его тоже приходится спасать.
Прошло долгих три года, прежде, чем Арно решился на новое путешествие. Следуя идее – преодолевать политические барьеры, избран путь от США на Кубу. В январе 1984 года, после серьезной подготовки, Арно стартует от Флориды. Все 160 километров рядом катер сопровождения с репортерами и операторами. 6 часов и Арно ступает на берег Кубы. После трех суток отдыха, обратный путь, но уже на катере. В середине пролива мотор заглох, на катере легкая нервозность, Арно успокаивает: «не нервничайте, если что, схожу за помощью на доске». Но это не понадобилось, через 2 часа пришло спасательное судно.
Если помните, в 1983 году случилась трагедия на Дальнем Востоке, когда советская ПВО сбила южно-корейский пассажирский Боинг. Катастрофа сильно охладила отношения между СССР и государствами юго-восточной Азии. Барон Роснэ решается на путешествие из Японии в Советский Союз. Ни японские, ни советские власти в известность не ставились, ибо о разрешении не могло быть и речи. Арно приехал, как он говорил, тренироваться. 31 июля 1984 года «тренировка» была прямым ходом направлена с острова Хоккайдо в сторону Сахалина. Через час ветер почти прекратился, зато наплыл густой туман. Постепенно ветер немного усилился, туман остался. В страхе столкнуться с льдиной Арно двигался по компасу. Вдруг в тумане раздался звук мотора. «Я решил – это русские пограничники - накатил страх, что они меня сейчас арестуют прямо в море и не дадут закончить переход» - вспоминал Арно. Наконец туман стал рассеиваться, впереди показалась земля. Но прежде, чем спортсмен смог достичь острова, пришлось бороться с течением. И вот, наконец, после трех с половиной часов в проливе Лаперуза, желанный пляж. На берегу никого, однако, не успел Арно собрать свой виндсерфинг, как появились два пограничника. Нарушителя репатриировали обратно в Японию на самолете, Арно ликовал: «Для виндсерфинга нет границ, ни политических, ни идиологических».
Еще никогда Арно не чувствовал себя настолько тренированным и подготовленным, он решается на третий переход в год. Теперь намечен путь из коммунистического Китая на капиталистический остров Формоза, известный нам под именем Тайвань. Старт назначен на субботу, 7 часов 30 минут, 24 ноября 1984 года. Не считая 170- километровый переход большой проблемой, Арно берет с собой два банки апельсинового сока и уходит за горизонт. На той стороне, в 12 милях от берега его уже ждут два судна береговой службы Тайваня. Но Арно де Роснэ так и их никогда и не достигнет, исчезнув в Южно-китайском море. Поиски китайских и тайваньских береговых служб ничего не дали. Впоследствии, при участии американских и французских специалистов, удалось выяснить, что Арно исчез в первой трети своего пути.
За свои 38 лет барон совершил столько, что хватит на несколько жизней. Технологии поменялись, доски и паруса для виндсерфинга стали удобнее, но когда выходишь в океан, то остаешься с ним один на один. Тут дело не в технологиях, а в характере. Вот поэтому мало желающих стать новыми Арно де Роснэ.
В те далекие времена, виндсерфинг сам по себе был экзотическим занятием. Огромные доски с пузатыми парусами и алюминиевыми мачтами были неудобны, тяжелы, а управление ими требовало атлетических способностей. Катание на доске, уже было почти подвигом, но Арно выделялся среди всех и только сейчас мы можем понять, насколько.
Арно де Роснэ родился 9 марта 1946 года в Париже. Он вырос в аристократической семье, которая когда-то имела собственные сахарные плантации во французской колонии на острове Маврикий. Детство прошло во Франции, на Маврикии и в Швейцарии, где тоже было имение.
С раннего детства Арно вместе со своим старшим братом Жоэлем увлекался серфингом. Кстати Жоэль считается первым серфером на Басском побережье и в 1964 стал чемпионом Франции по серфингу. Вместе они стали организаторами федерации серфинга в Беарице и кроме того, стали европейскими пионерами нового снаряда – лонгборд на колесах. Братья организовали первый французский чемпионат на лонгбордах в Осегоре, а в 1966 году Арно стал чемпионом Франции в этом виде спорта.
В 18 лет Арно влюбился в 17-летнюю фотомодель Марису Беренсон. Итогом стало знакомство с известнейшим мастером фотографии Ричардом Аведоном. Тот, в свою очередь, нанял Арно ассистентом. Фотографии для журнала «Вог» и других глянцевых изданий, быстро сделали нашего героя известным и востребованным фотографом. В 18 лет он бросил школу и посвятил себя проектам. Кроме гламурных фотографий моделей и драгоценностей, де Роснэ становится штатным фотографом американского журнала Surfer Magazine. Долгие годы сотрудничества с журналом приводят к тому, что он, позднее женится на дочери главного редактора – Дженни Свенсон.
Амплуа великосветского плейбоя помогало Арнольду пропагандировать виндсерфинг, чем он охотно пользовался: снимал фильмы о виндсерфинге, привлекал спонсоров и организовывал соревнования. Один из первых, устраивал заезды на скорость. В 1981 году он основал виндсерфинг-марафон на Гаваях, от острова Мауи до Молокаи и обратно. Кстати, сам пришел в этом марафоне вторым, после Робби Нейша.
Как большинство великих виндсерферов того времени, Арно делал доски сам, став изобретателем первых трапеций для виндсерфинга. Многие улучшения доски в ходу до сих пор. А придумав лэндсерфинг или, как он называл его speedsail, он не просто предложил новый вид публике, но и пересек на нем африканскую пустыню. Как покоритель пространств на виндсерфинге, Арно де Роснэ непревзойден до сих пор.
Первое большое путешествие началось 31 марта 1979 года, стартовав из Нуадибу в Дакар. Для передвижения Арно использовал виндсерфинг, к которому присоединил колеса. Никто до этого не пробовал столь экзотический способ путешествий. Доска позволяла катиться не только по суше, но и пересекать проливы. К удивлению Арно, главной проблемой стали не пески и солнце, а обычные колючки. В иной день, ему приходилось заклеивать колеса по 16 раз. Несмотря на трудности, за 12 дней он проехал 1380 км и финишировал в Дакаре. В итоге, гора публикаций, документальный фильм о путешествии и даже статья в советском журнале «Вокруг Света».
В августе того же года, Арно стартует на виндсерфинге с Аляски через Берингов пролив в Советский Союз. Друзья отговаривали спортсмена от этого путешествия, ведь при наступлении темноты, шансов выжить в море не останется: воздух +8С, вода +1С, порывистый ветер и бурные течения. Разрешения, ни от американских, ни от советских властей он не получал. Зато Бари Спаниер сшил ему парус в виде двух флагов, сверху СССР, снизу США. 29 августа в 10:15 Арно вышел и за 8 часов, преодолев 125 километров, ступил на чукотское побережье, недалеко от поселка Наукан. Все время, пока спортсмен был в пути, друзья передавали на всех радиочастотах: «В сторону Чукотки движется безоружный Арно де Роснэ на виндсерфинге. Будьте снисходительны». Пограничники были снисходительны: обогрели, переодели, напоили чаем и отправили обратно в Штаты. В интервью Арно сказал, что его мечта, пересечь водные границы противостоящих стран, чтобы показать – людям нужен мир и свобода передвижений.
Следующий, 1980 год, Арно посвящает подготовке еще более грандиозного путешествия: он собирается пересечь Тихий океан от Маркизских островов до Гаваев. Строится специальный виндсерфинг, который на ночь можно превращать в тримаран, чтобы спать на нем в океане. Экспериментируя с различными конструкциями, он совершает небольшое путешествие, используя изобретенный для этого парафойл, прикрепленный к доске. Да-да, Арно де Роснее, был еще и пионером кайтбординга – запущенный кайт двигал тримаран ночью, чтобы можно было отдохнуть. После года подготовки, он понимает, что 4000 километров ему в одиночку не преодолеть и решает изменить маршрут. 31 августа, смелый путешественник стартует с Нука Хива в сторону Туамоту. Первой проблемой становится яркое солнце – темных очков с собой нет. В глазах появляется страшный зуд. На следующий день добавляются мозоли и синяки на руках. Постепенно Арно нашел свой ритм: «Я начал погружаться в ритм путешествия, думаю о виндсерфинге, воздушном змее, сне, ветре, штиле, силе и воде». По расчетам, он должен был добраться до Туамоту за 5-7 дней. Но прошла неделя, а вокруг бескрайний океан.
7 дней от него нет вестей - семья, в беспокойстве снаряжает спасательную экспедицию, обследуя все острова и атоллы в районе Туамоту. Все безрезультатно, дни уходят. Многие предлагают прекратить поиски, но брат Жоэль непреклонен – «Арно может продержаться в океане и 40 дней!» И вот, с атолла Ахе приходит весть – Арно жив.
«После двенадцати дней в море, пройдя 500 миль, пропавший без вести, отбивший пять нападений акул, я вышел на атолл Ахе. Я весь разбит, поранен, но я победил». После путешествия Арно сильно ослаб и понадобилось много времени, чтобы восстановиться.
До сих пор кажется невозможным, пройти в одиночку, без поддержки, связи и навигации 900 километров по Тихому океану на виндсерфинге, оставшись в живых. С тех пор это никому не удавалось.
Уже на следующий год предпринимается попытка пересечь Ламанш вместе с Кеном Винером. Налетает шторм – Арно спасают вертолетом. Кен почти доходит до финиша, но его тоже приходится спасать.
Прошло долгих три года, прежде, чем Арно решился на новое путешествие. Следуя идее – преодолевать политические барьеры, избран путь от США на Кубу. В январе 1984 года, после серьезной подготовки, Арно стартует от Флориды. Все 160 километров рядом катер сопровождения с репортерами и операторами. 6 часов и Арно ступает на берег Кубы. После трех суток отдыха, обратный путь, но уже на катере. В середине пролива мотор заглох, на катере легкая нервозность, Арно успокаивает: «не нервничайте, если что, схожу за помощью на доске». Но это не понадобилось, через 2 часа пришло спасательное судно.
Если помните, в 1983 году случилась трагедия на Дальнем Востоке, когда советская ПВО сбила южно-корейский пассажирский Боинг. Катастрофа сильно охладила отношения между СССР и государствами юго-восточной Азии. Барон Роснэ решается на путешествие из Японии в Советский Союз. Ни японские, ни советские власти в известность не ставились, ибо о разрешении не могло быть и речи. Арно приехал, как он говорил, тренироваться. 31 июля 1984 года «тренировка» была прямым ходом направлена с острова Хоккайдо в сторону Сахалина. Через час ветер почти прекратился, зато наплыл густой туман. Постепенно ветер немного усилился, туман остался. В страхе столкнуться с льдиной Арно двигался по компасу. Вдруг в тумане раздался звук мотора. «Я решил – это русские пограничники - накатил страх, что они меня сейчас арестуют прямо в море и не дадут закончить переход» - вспоминал Арно. Наконец туман стал рассеиваться, впереди показалась земля. Но прежде, чем спортсмен смог достичь острова, пришлось бороться с течением. И вот, наконец, после трех с половиной часов в проливе Лаперуза, желанный пляж. На берегу никого, однако, не успел Арно собрать свой виндсерфинг, как появились два пограничника. Нарушителя репатриировали обратно в Японию на самолете, Арно ликовал: «Для виндсерфинга нет границ, ни политических, ни идиологических».
Еще никогда Арно не чувствовал себя настолько тренированным и подготовленным, он решается на третий переход в год. Теперь намечен путь из коммунистического Китая на капиталистический остров Формоза, известный нам под именем Тайвань. Старт назначен на субботу, 7 часов 30 минут, 24 ноября 1984 года. Не считая 170- километровый переход большой проблемой, Арно берет с собой два банки апельсинового сока и уходит за горизонт. На той стороне, в 12 милях от берега его уже ждут два судна береговой службы Тайваня. Но Арно де Роснэ так и их никогда и не достигнет, исчезнув в Южно-китайском море. Поиски китайских и тайваньских береговых служб ничего не дали. Впоследствии, при участии американских и французских специалистов, удалось выяснить, что Арно исчез в первой трети своего пути.
За свои 38 лет барон совершил столько, что хватит на несколько жизней. Технологии поменялись, доски и паруса для виндсерфинга стали удобнее, но когда выходишь в океан, то остаешься с ним один на один. Тут дело не в технологиях, а в характере. Вот поэтому мало желающих стать новыми Арно де Роснэ.
Взято: Тут
57