ZurabSTK
Русские без России: Как живётся нашим соотечественникам за рубежом ( 5 фото + 3 видео )
Краткое введение в русскую географию
Автор:
Полонский Андрей
Русские в рассеянии, одна из самых крупных по численности — третья или четвёртая диаспора в современном мире, но точные данные здесь привести достаточно сложно. Нынешние источники оценивают число «русских» за рубежом в 25-40 млн человек, и это целая страна (для сравнения: евреев, с которыми так много шума, всего максимум 16,5 млн).
Однако даже и эти 25-40 млн очень и очень условны. Не совсем понятно, как вести подсчёты. С одной стороны, не всегда в число этих «русских» входят потомки старых семей, которых мы потеряли в начале ХХ века, после революции. С другой, под термин «русский» обычно попадают все выходцы из СССР — и этнические немцы, и те же евреи, и жители среднеазиатских республик, не говоря уже о славянах. Правда, за границей жёстко, куда жёстче, чем здесь, у нас — даже после последних событий — различаются русская и украинская диаспоры, но это уже в известной степени дело политического и исторического выбора.
В итоге вопрос, сколько же этнических русских живёт за пределами России, остаётся открытым (есть очень разные подсчёты — от нескольких сот тысяч человек до 50 млн), и даже признак родного языка не может быть решающим, так как многие потомки первой послереволюционной эмиграции говорят на русском с трудом, но всегда подчёркивают свои русские корни.
В любом случае, мы — самая большая разделённая европейская нация, и трагические последствия этого разделения неизбежно будут сказываться на нашей судьбе на протяжении жизни ещё многих и многих поколений, если само русское имя, как мы верим, надолго сохранится в истории.
Немного истории
Из России, как и из любой другой страны мира — от жителей древнего Египта и античных изгнанников до современных беженцев, — люди время от времени уезжали и уезжают. Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного. Можно вспомнить и беглого дьяка Посольского приказа Григория Котошихина, клеветника и изменника, бесславно закончившего на плахе свою жизнь в Швеции XVII века.
Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного. Фото: Russian Look / Globallookpress
В XVIII и XIX веках за границу уходили по преимуществу штундисты (протестанты-сектанты) и старообрядцы. География их путей была обширной — от Османской империи и Ирана до Аргентины.
После Гражданской войны за границей оказалось около двух миллионов человек, это были представители всех сословий, в том числе лучших русских родов и семей.
По итогам Второй мировой от Родины были отлучены ещё несколько миллионов русских (от двух до пяти по разным данным), попавших в число «перемещённых лиц» и очутившихся в силу тех или иных обстоятельств за линией фронта.
С 60-х годов прошлого века на Запад отъезжали принципиальные враги советской власти и евреи.
Но настоящий кошмар начался после 1991 года, когда, помимо людей, отправлявшихся на Запад и на Восток за заработками и в поисках профессиональной самореализации, миллионы русских насильственно оказались отрезаны от России. Став неожиданно для себя заложниками новых независимых государств, они почти повсеместно подвергались правовой и языковой дискриминации, давлению агрессивной националистической среды, а иногда — особенно в начале 1990-х годов в Средней Азии — и прямому физическому насилию.
Но это только одна сторона вопроса. Другая связана с политикой западных стран и всей либерально-космополитической элиты по отношению к выходцам из России. Политика эта с 1991 года и по сей день являет собой верх политического цинизма.
До крушения СССР и окончания Холодной войны западная «четвёртая власть» и официальные представители этих государств на все лады пропагандировали «право на свободу перемещения» и способствовали эмиграции из СССР.
Но в 1991 году ситуация переменилась, как по мановению волшебной палочки злого колдуна. Русские мгновенно оказались в положении обычных просителей у западного порога. И ныне, даже получив вожделенный вид на жительство или гражданство в странах победивших либеральных ценностей, они часто подвергаются дискриминации в повседневной жизни: при устройстве на работу, в семейных отношениях, при контактах с органами власти.
При этом правительство РФ по крайней мере до начала 2010-х годов не только не имело последовательной программы возвращения соотечественников домой, но и не спешило приходить им на помощь даже в отчаянных и критических ситуациях.
Где живут русские?
Русские в рассеянии живут по всему миру, на всех пяти континентах: в Европе и Азии, в Северной и в Южной Америке, в Австралии и даже на юге Африки.
Самая крупная русская диаспора за границами бывшего СССР — в США. Всего выходцев из России в стране около четырёх миллионов, однако сколько из них этнических русских, сказать очень трудно.
Больше полумиллиона русских живёт также в Канаде. Кроме того, в этой стране не менее сильная и влиятельная украинская диаспора, занимающая последовательные антирусские позиции. Антагонизм русских и украинцев особенно усилился после событий 2014 года.
В Западной Европе больше всего выходцев из России в Германии (как минимум около двух миллионов человек). Однако большая их часть — этнические немцы, переселённые по специальной программе «возвращения» начиная с 1990-х годов. Кроме того, больше 200 тысяч переселенцев — это евреи, которых Германия принимает в качестве искупления «вины» за Холокост.
Однако, как бы то ни было, около 560 тыс. граждан ФРГ сохраняют русское гражданство. В Берлине, Мюнхене и других крупных немецких городах процветает «русская жизнь»: интернет-проекты, театры, светские салоны, рестораны и радиостанции.
Не менее полнокровная «русская жизнь» сохраняется и во Франции, особенно в Париже, где она ведёт начало от первой и захватывает третью волну эмиграции. Тут тоже множество культурных изданий, центров, театров и других площадок. Важнейшее значение для консолидации русской общины имеет Православная Церковь и православный Свято-Сергиевский богословский институт, основанный митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1930-е годы.
В одном только Париже живёт до полумиллиона людей, так или иначе связанных с Россией. Не все знают, что выходцами из России по происхождению были и известная актриса Марина Влади, и писатель Анри Труайя, и даже поэт и певец Серж Гинзбур. Впрочем, продолжать этот список можно было бы почти бесконечно.
Около 300 000 человек с русскими корнями живёт также в столице Великобритании Лондоне. Но при этом только 32 000 британских граждан указывают Россию как «страну происхождения».
Лондон даже иногда называют «Лондонградом» или «Москвой-на-Темзе».
Однако дискриминация или враждебные действия по отношению к русским в Англии — нередкое явление. Особенно часто русские стали сталкиваться с подобными эпизодами после «дела Скрипалей».
Большая русская община сохраняется и в Финляндии, которая в своё время входила в состав Российской империи. Официально русские считаются третьей этнической группой страны (около 60 тыс человек), однако они часто подвергаются дискриминации в вопросах трудоустройства и в семейной жизни, а известный правозащитник Йохан Бекман, отстаивавший в стране права русских матерей, был недавно осуждён по облыжному обвинению.
Значительнейшим центром эмиграции между мировыми войнами стала Сербия, единственная европейская страна, принявшая армию генерала Врангеля. В Белграде жил сам Врангель, а также политик и писатель, автор знаменитых записок «Дни» Василий Витальевич Шульгин. Здесь Сергеем Сергеевичем Ольденбургом была написана важнейшая для отечественного исторического сознания книга «Царствование императора Николая Второго», разрушающая главные мифы марксистской и либеральной исторической пропаганды.
На сегодняшний день в Восточной Европе самый крупный центр русской диаспоры — чешская столица Прага. Русские составляют четвёртое по численности национальное меньшинство страны — около 35 тысяч граждан. Сама же «русская Прага» гораздо больше и разнообразнее...
Влияние на умонастроение «наших» в этом городе оказывает и штаб-квартира радио «Свобода». В своём роде «русская Прага» стала местом сбора профессиональных «борцов с режимом» и аналогичных персонажей. Но есть и множество вполне аполитичных студентов Пражского университета, издателей литературных журналов и т. п.
В Латинской Америке русские живут в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Мексике. По всему континенту компактно и обособленно расселились старообрядцы, переехавшие в дальние края ещё до революции. В Аргентине существует также и несколько казачьих поселений, образованных после эвакуации Белой армии.
Много в Южной Америке и потомков эмигрантов Второй волны, свято блюдущих русские традиции. При этом любопытно, что если в Европе и США большинство выходцев из России живут в крупных городах, прежде всего в столицах, то в Латинской Америке уже больше двух веков существуют процветающие русские сёла, где жители занимаются сельским хозяйством.
Самая большая русская этническая община — в Аргентине (около 300 000 человек).
В Буэнос-Айресе выходит русская газета «Наша страна».
Среди русских аргентинцев было множество замечательных деятелей отечественной культуры, к сожалению, не слишком известных на родине: философ и писатель, автор концепции «народной монархии» Иван Солоневич, историк Борис Башилов, писатель Борис Ширяев и др.
В Китае русская этническая группа является одной из 56 этнических групп, официально признанных КНР. Её представители проживают по преимуществу в Синьцзяне и во Внутренней Монголии.
Разумеется, самой яркой страницей русской истории Китая была столица КВЖД, город Харбин, между двумя мировыми войнами ставший чуть ли не единственным островом сохранившейся естественной русской жизни. К сожалению, в результате китайской революции старых русских семей в Харбине практически не осталось. Впрочем, в годы борьбы с Линь Бяо и Конфуцием у них не было и шанса.
Однако при этом ныне в КНР живут, учатся и работают несколько десятков тысяч наших соотечественников, в основном молодых и амбициозных выходцев из крупных сибирских городов. Один из них — тридцатилетний уроженец Иркутска Александр Мальцев, уехавший в Китай в 10 лет по программе обмена и сделавший головокружительную карьеру в Alibaba, — сегодня редактирует «Мега-газету», крупнейшее китайское издание на русском языке.
Сироты постсоветского пространства
Особое положение занимают русские, оказавшиеся за пределами родной страны не по своей воле, а в результате распада СССР.
Больше всего русских на Украине (8 млн 334 тыс человек по данным 2001 года). Разумеется, до 1991 года никто из этих людей не полагал себя живущим в отрыве от России. После получения Украиной независимости положение русских, особенно в западных и центральных областях страны, неуклонно ухудшалось.
Наступление украинского языка, сокращение числа русских школ, агрессивная националистическая пропаганда — всё это ощущалось и до 2014 года. События же последнего пятилетия — возвращение Крыма в состав России, образование Донецкой и Луганской республик и гражданская война на востоке страны — обострили эти проблемы до предела.
Русское население Украины живёт в первую очередь под тяжелейшим психологическим и пропагандистским гнётом. Людей постоянно заставляют выбирать между Украиной и Россией, между той или иной версией отечественной истории, истории их родов и семей. В принципе, отторгнуть как можно больше русских от России, разрушить братские отношения русского и украинского народа — такой и была цель политики США и коллективного Запада на украинском направлении на протяжении последних 30 лет. И обманываться нам здесь явно не стоит.
После распада СССР в особо тяжёлом правовом положении оказались русские в Прибалтике (557 тыс. человек в Латвии, 330 тыс. в Эстонии, 177 тыс. в Литве), где местные законы о гражданстве и языке с самого начала носили откровенный дискриминационный характер, а давление оголтелой националистической пропаганды и русофобской риторики не прекращается ни на один день.
На сегодняшний день 28,5% русских в Латвии до сих пор не имеют местного гражданства, в Эстонии эти цифры ещё выше — 21% лиц без гражданства и около 25% граждан РФ. В Литве большинство русских имеют гражданство этой страны — там с самого начала законы были значительно мягче.
Как сформулировал председатель Российской ассоциации политических наук Михаил Ильин, в Эстонии и Латвии проводится националистическая политика в радикальных формах, напоминающих апартеид.
Согласно опросу агентства ЕС по правам человека (2008 год), дискриминацию на расовой или национальной почве в Эстонии ощущали 59% русских, в Латвии — 25%, в Литве — 12%. При этом в Латвии и Литве партии, представляющие интересы русского населения, по крайней мере входят в парламент, а мэром Риги долгие годы был харизматичный политик Нил Ушаков...
Более четырёх миллионов русских продолжает проживать в Казахстане, но и в этой республике, где при Нурсултане Назарбаеве положение наших соотечественников было относительно стабильным, они постоянно подвергаются давлению. Сужение сферы применения русского языка, переход казахской письменности на латиницу, вытеснение русских из органов властей всех уровней, клановый характер структуры казахского общества — всё это неминуемо заставляет русских людей чувствовать себя чужими в казахском государстве.
Давление на русское население Средней Азии, в критические минуты доходившее до прямого физического насилия, привело к массовому исходу русских из стран региона. Если до 1991 года в Узбекистане проживало 1,6 млн наших соотечественников, то, по данным переписи 2015 года, их осталось не больше 650 тыс.
Значительно снизилось и число русских в Киргизии — с одного миллиона в конце 1980-х годов до 364,5 тыс. — в 2015 году. При этом положение русской диаспоры в этой стране значительно лучше, чем у большинства соседей. Русский язык остался государственным, им владеет больше 80% населения. Нет также и дискриминации на рынке труда, а отток русского населения обусловлен в первую очередь социально-экономическими факторами.
В чрезвычайно тяжёлом положении оказались наши соотечественники в Таджикистане, особенно в годы гражданской войны, что и обусловило почти полный их исход из республики. Из 388 тыс. на конец 1980-х годов в настоящее время здесь проживает не больше 35 тыс. русских.
Остаётся русская диаспора и в Туркмении, одной из самых закрытых на сегодняшний день стран мира (около 120 тыс. человек). Комитет по правам ребёнка ООН отмечал дискриминацию всех национальных меньшинств в стране, особенно русских. Однако русский язык в Туркмении все же изучается во всех школах с первого класса, а в Ашхабаде до сих пор работает школа, выдающая аттестаты российского образца.
Как нам вернуть соотечественников домой?
С 2007 года в России задействована программа по содействию возвращению соотечественников. В 2012 году Владимир Путин сделал её бессрочной.
Однако в сухом остатке итоги работы этой программы оказались почти смехотворны: за десять с лишним лет ей воспользовались лишь несколько десятков тысяч человек, ещё меньше среди них русских.
По сей день русский человек, родившийся за границей, имеющий иностранное гражданство и желающий вернуться в Россию, сталкивается со множеством бюрократических препон, в принципе, тех же самых, что и желающий переехать в Россию южноафриканский фермер, узбек или тем более украинец.
Эта вопиющая ситуация связана прежде всего с тем, что в правовом поле вообще нет понятия «русский», как нет и никакого обоснования преимущественного права русских людей, родившихся за границей, на гражданство РФ. И в этом отношении даже давно необходимые и спасительные законы «об упрощённом получении российского гражданства жителями, постоянно проживающими в отдельных районах Луганской и Донецкой областей Украины», остаются лишь глубоко частным решением.
Сразу хочется спросить, почему все русские люди, оставленные когда-то на пространствах бывшего Союза, не могут так же, в упрощённом порядке, получить русское гражданство?
Россия, несмотря на всю казуистику современных правовых систем, несмотря на все принципы равенства наций и народов, а также общей толерантности, должна оставаться домом для русских вне зависимости от того, где они родились. Хотя бы потому что очень часто другого дома для них нет.
Если мы не станем своими для своих, у нас просто не будет будущего.
Взято: Тут
263