Dused
Война и страх съемок: судьба Анатолия Папанова ( 13 фото )
Гениальный комик из обоймы любимых до сих пор вызывает улыбку у всех поколений киноманов, а к его героям, даже самым отрицательным, неизменно пропитываешься симпатией. А вот в жизнь характер артиста был непростым — как и его заковыристая судьба.
Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа — кадровый офицер, мама — модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами. Однако поженились и завели детей — мальчика и девочку.
Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста.При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.
Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.
В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат. О поступлении в вуз он и не мечтал — пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.
Война
Приходите завтра (1962)
Молодым пареньком, в качестве увлечения, рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи и приглянулся там педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.
В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного паренька помешала война.
В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию. Позже в своих интервью актер вспоминал через какие кошмары ему пришлось пройти.
Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем. Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям — поднимать боевой дух раненых.
Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.
Москва
Стёжки-дорожки (1963)
В ГИТИС он пришел, когда экзамены уже закончились. Жуткий недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены «прямо сейчас». Тот прочел стихи, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Тот выслушал историю о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, зачислил его сразу на второй курс.
В театральном институте Анатолий Дмитриевич не только выделялся своими особенными талантами, но и скоро и навсегда влюбился. Верный и честный однолюб выбрал свою избранницу еще в студенчестве и остался со своей любовью до конца дней.
Надежда Каратаева понравилась актеру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — служила медсестрой несколько военных лет, повидала ужасы, работала в госпиталях.
Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.
Актер
12 стульев (1976)
Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.
Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.
Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности — когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно — «на Папанова».
Кино
Одиннадцать надежд (1975)
Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!
Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна…
У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них — незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки». Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.
Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны — в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел…
Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.
Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти — если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.
Ход конём (1962)
По семейным обстоятельствам (1977)
Совершенно серьёзно (киноальманах) (1961)
Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа — кадровый офицер, мама — модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами. Однако поженились и завели детей — мальчика и девочку.
Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста.При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.
Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.
В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат. О поступлении в вуз он и не мечтал — пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.
Война
Приходите завтра (1962)
Молодым пареньком, в качестве увлечения, рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи и приглянулся там педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.
В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного паренька помешала война.
В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию. Позже в своих интервью актер вспоминал через какие кошмары ему пришлось пройти.
Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем. Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям — поднимать боевой дух раненых.
Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.
Москва
Стёжки-дорожки (1963)
В ГИТИС он пришел, когда экзамены уже закончились. Жуткий недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены «прямо сейчас». Тот прочел стихи, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Тот выслушал историю о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, зачислил его сразу на второй курс.
В театральном институте Анатолий Дмитриевич не только выделялся своими особенными талантами, но и скоро и навсегда влюбился. Верный и честный однолюб выбрал свою избранницу еще в студенчестве и остался со своей любовью до конца дней.
Надежда Каратаева понравилась актеру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — служила медсестрой несколько военных лет, повидала ужасы, работала в госпиталях.
Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.
Актер
12 стульев (1976)
Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.
Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.
Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности — когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно — «на Папанова».
Кино
Одиннадцать надежд (1975)
Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!
Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна…
У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них — незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки». Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.
Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны — в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел…
Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.
Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти — если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.
Ход конём (1962)
По семейным обстоятельствам (1977)
Совершенно серьёзно (киноальманах) (1961)
Взято: Тут
89