GadbaG
Где российские цари находили себе жен и любовниц ( 9 фото )
Николай II и Александра Федоровна считались идеальной парой. Фото: Eduard Uhlenhuth.
«Жениться по любви не может ни один, ни один король», — пела Алла Пугачёва. За королей не скажу, а вот наследники российского императорского престола женились и по любви, и по необходимости.
Три Петра
Петр I ломал вековые устои и традиции. И вообще делал, что хотел. Отправил нелюбимую жену (Евдокию Лопухину) в монастырь и женился на Екатерине, которую отбил у Меншикова, который еще раньше отбил ее у фельдмаршала Шереметева.
Петр I отбил Екатерину у Меншикова, а тот еще раньше — у Шереметева. В. М. Тормосов «Петр I и Екатерина».
Сыну Петра — царевичу Алексею — повезло меньше. Его желания никого не волновали. Жену ему подыскали по чисто дипломатическим соображениям.
Сама по себе Шарлотта Вольфенбюттельская интереса не представляла. Но она подолгу жила у своего родственника — саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного. А ее сестра — жена австрийского императора Карла VI. Август — союзник в войне со Швецией, Карл — потенциальный союзник в войне с Турцией. Брак Шарлотты с наследником пришелся очень даже кстати.
Царевич Алексей и его нелюбимая жена Шарлотта. Портрет Алексея — К. Б. Франке. Портрет Шарлотты — неизвестный художник (1710-е)
В принципе, такие браки бывают и счастливыми. Но не в данном случае. Алексей жаловался: «Жену чертовку мне навязали». А Шарлотта писала матери из России: «Один Бог знает, как меня здесь огорчают», «я умираю медленной смертью под бременем горя».
Умерла она не под бременем горя, а, судя по всему, от перитонита. А царевич завел любовницу — крепостную девку Ефросинью. Которая оговорит его во время следствия по полной программе.
Петру II, сыну царевича Алексея, тоже пытались навязать невесту — Марию Меншикову. И для невесты, и для светлейшего это закончилось ссылкой в Березов.
Петр выбрал Екатерину Долгорукову, но жениться не успел — умер от оспы. Зато брат невесты — Иван Долгоруков — успел подделать завещание царя. Престол, дескать, достается Екатерине. Но он достался Анне Иоанновне, при которой Иван принял мученическую смерть — был колесован. Короче говоря, всем, кто сватался к Петру II, фатально не везло.
У Петра II (в центре) было две невесты — Мария Меншикова и Екатерина Долгорукова, но ни на одной из них он жениться не успел. Портрет Марии Меншиковой — И. Г. Таннауер.
Следующего Петра — Третьего — снова никто не спрашивал. Невесту выбрали без его участия. Чем закончилось дело — все знают: Екатерина II свергла ненавистного супруга, а ее дружки его прикончили.
Петр III — жертва собственной жены — Екатерины II. Г. К. Гроот.
Две жены Павла
Императрице в браке не повезло, поэтому Екатерина к таким вещам относилась очень серьезно. Она устраивала свадьбы и сына, и внука. Причем крайне неудачно — то для себя, то для женихов.
Когда Павлу стукнуло восемнадцать, императрица взялась за поиск невест. Хороша была София Доротея Вюртембергская, но маловата — всего 13 лет. Екатерина II вызвала в Россию трех сестер из Дармштадта. Прусский король Фридрих Великий рекомендовал старшую. Императрицу его рекомендация насторожила: «По его мнению — которые глупее, те и лучше».
Выбор остался за Павлом. Он, как Парис, выбирал из трех богинь прекраснейшую. Отвергнув старшую и младшую, остановился на средней — 17‑летней Вильгельмине (в православии — Наталья Алексеевна).
Павел I и две его жены: Наталья Алексеевна (Вильгельмина) и Мария Федоровна (София Доротея). Портреты: Наталья Алексеевна — А. Рослин, Павел — С. С. Щукин, Мария Федоровна — Ж.-Л. Вуаль.
Павел Петрович в жене души не чаял, а вот надежд Екатерины II невестка не оправдала. Она примкнула к оппозиционной группировке, которая поддерживала права Павла на престол. Императрица отомстила: рассказала сыну, что любимая женушка состоит в связи с его близким другом — Андреем Разумовским.
И тут Наталья Алексеевна умирает при родах. Все знали, что Екатерина ее терпеть не могла. Поползли слухи об убийстве. Чтобы их развеять, императрица пригласила для медицинского заключения аж 13 врачей. Они подтвердили: никакого убийства не было.
Как говорится, Бог дал — Бог взял. Но наследник не мог оставаться вдовцом. И Екатерина вспомнила про когда-то отвергнутую принцессу Софию Доротею. Она как раз подросла. Императрица отправила сына к ней. «Я нашел невесту свою такову, какову только желать мысленно себе мог», — написал Павел матери.
Принцессе он тоже понравился. Софию Доротею (Марию Федоровну) не смутили даже наставления, которые давал ей будущий муж. Моей жене, предупреждал он, «придется прежде всего вооружиться терпением и кротостью, чтобы сносить мою горячность и изменчивое расположение духа». «Я прошу ее принимать благосклонно советы, которые мне случится давать, потому что на десять советов все же может быть и один хороший».
Мария Федоровна вооружилась терпением, слушала советы и, по примеру супруга, ненавидела Екатерину II. А кроме того, родила 10 детей. После чего врачи запретили ей интим, поскольку следующие роды стали бы опасны для жизни. То же самое случится с женами Николая I и Александра II.
Заниматься сексом без деторождения высочайшие особы не умели. Или не хотели. Или жены умели, да мужья уже их не хотели и призывали на помощь врачей.
У Павла были и постоянные фаворитки — сначала Екатерина Нелидова, потом Анна Лопухина — и мимолетные увлечения. В последние годы отношения с женой совсем испортились. Павел публично унижал Марию Федоровну, всячески демонстрируя свое пренебрежение. Ходили слухи, что ее сошлют. Но еще раньше Павел был убит заговорщиками.
Екатерина Нелидова
Мария Федоровна умела смирять гордость. Умела ладить с фаворитками мужа. Но в ночь убийства Павла в ней вдруг взыграло честолюбие. Наверное, она вспомнила про свекровь — Екатерину II. «Ich will regieren («Я хочу править»)», — кричала императрица Мария Федоровна, внезапно ставшая вдовствующей.
Она пыталась прорваться в комнату Павла, но кавалергард Горданов схватил ее в охапку и утащил обратно в спальню. Она хотела выйти на балкон и обратиться к войскам, но караульный офицер не пустил. До самого утра она отказывалась признать императором своего сына Александра. Но потом смирилась с неизбежным.
До конца жизни Мария Федоровна свято чтила память мужа, как будто и не было любовниц, опалы, презрительного отношения. Впрочем, роль безутешной вдовы позволяла выпрашивать у мучимого угрызениями совести Александра I все, что угодно. Все, кроме власти.
Александр Благословенный
Как известно, Екатерина II не любила Павла и мечтала передать престол внуку — Александру. Но наследник должен быть женатым. Екатерина взялась за привычное дело — подыскивать невесту. Родителей жениха — Павла и Марию Федоровну — вообще не спрашивали.
Надо сказать, с фантазией у монархов было туго. Как мы помним, Павел выбирал первую жену из трех сестер. Выбрал среднюю. А старшая вышла замуж за баденского маркграфа и родила дочек. Этих дочек — Луизу и Фредерику — Екатерина II и позвала в Петербург, по привычке устроив смотрины. На это раз для Александра.
Выбирать, честно говоря, было особо не из чего. Одной 13 лет, другой — 11. Самому Александру еще не исполнилось пятнадцати. Он остановил выбор на той, которая постарше.
Они обменивались по-детски наивными записочками. «Любите ли вы меня хоть немного?» — писал Александр. «Да, конечно», — отвечала Луиза. «Мой милый друг, я буду вас любить всю жизнь», — писал он. «Я тоже люблю вас всем сердцем и буду любить вас всю жизнь», — отвечала она.
Александр I любил всех женщин, кроме жены — Елизаветы Алексеевны
Александр врал. По язвительному, но меткому замечанию Герцена, император любил всех женщин, кроме жены. Дольше всех он любил Марию Нарышкину. У них были дети. Впрочем, у них ли — вопрос. Нарышкина не отличалась примерным поведением, поэтому трудно сказать, от кого именно она рожала. Окружающие думали, что от Александра.
Мария Нарышкина
Нарышкина имела наглость рассказывать о каждой своей беременности императрице Елизавете Алексеевне (так стала зваться Луиза). «Какую голову нужно иметь, чтобы говорить мне об этом, — сокрушалась императрица. — Должна же она понимать, что мне известно, каким образом она забеременела».
Елизавета Алексеевна казалась брошенной и несчастной. Современники часто сравнивали ее с ангелом. Однако в начале XX века известный историк и по совместительству великий князь Николай Михайлович, роясь в фамильных архивах, узнал о романе Елизаветы Алексеевны с кавалергардом Охотниковым. Родственники, и прежде всего Николай II, запретили великому князю предавать огласке эту информацию, чтобы не порочить светлый облик императрицы.
Мы — люди других нравов. Мы не видим ничего страшного в том, что брошенная жена закрутила роман на стороне. И родила дочь. Которую Александр I великодушно признал своей. Девочка умерла в младенчестве.
В начале 1820‑х годов отношения между августейшими супругами потеплели. Елизавета была с мужем в Таганроге, где он закончил (или не закончил?) свой земной путь. В Петербург она уже не вернулась. Умерла по дороге.
Взято: Тут
26