Hellgrove
Психологический феномен парейдолии ( 38 фото )
Что вы видите на этой фотографии? Правильно — это голова инопланетянина.
Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.
Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para — рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon — изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках.
Давайте узнаем об этом подробнее
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОСОБЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики.
Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу — друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.
ЭКСПЕРТЫ ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПАРЕЙДОЛИЯ ПОРОЖДАЕТ МНОГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ НЛО, ОЖИВШЕГО ЭЛВИСА ИЛИ ЛОХНЕССКОГО ЧУДОВИЩА. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.
Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, — венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.
ИЛЛЮСТРАТОР СКОТТ МАККЛАУД СДЕЛАЛ СВОЁ ЛЮБОПЫТНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПАРЕЙДОЛИИ. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.
ЯВЛЕНИЕ ПАРЕЙДОЛИИ НАУЧИЛИСЬ ИМИТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.
Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном — это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов — одним из них может стать приём с антропоморфизацией.
В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века), потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.
Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ НЕ ПРОСТО ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ЭТИМ, НО СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО ПРИДАЮТ «ЛИЦУ» АВТОМОБИЛЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯЩИЙ НАПРЯМУЮ ОТ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ АВТОМОБИЛЬ РАССЧИТАН. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя — это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили — нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса — характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный — копия владельца.
э
Кстати, одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса — Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.
Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.
Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.
Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.
В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона — он ушел с молотка за 8100 долларов.
А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.
В 2011 году блоггер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом — его характерные усы.
На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.
В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.
А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.
Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.
Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят «настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить», добавляет он.
Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?
Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди «запрограммированы» распознавать лица с рождения, говорит она.
«Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке», — говорит ученый.
Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.
«У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, — объясняет он. — Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит — соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть «.
Другие эксперты считают, что Парейдолии — эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.
Мозг присваивает этим изображением смысл — как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются «неоднозначные» вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.
Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.
«Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий», — утверждает она.
Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги «Самообман».
«Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое», — говорит он.
Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.
У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции — особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.
«Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали», — добавляет он.
Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. «Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи», — утверждает он.
Сам объект также может приобрести особое значение, говорит Френч. Люди верят в его божественное происхождение, в то, что он несет на себе «божью печать» и является «счастливым», говорит он.
Но для того, чтобы положительно относиться к парейдолии, не обязательно нужно быть религиозным.
«Я не верю, что эти силуэты имеют какое-то религиозное значение, — говорит Френч. — Но они такие милые и аккуратные, согласитесь!»
Взято: Тут
0