sanderkelevra
Почему сборной России стоит опасаться новых технологий ( 6 фото + 2 видео )
Недавно стартовал домашний чемпионат мира по футболу. Праздник начался с неожиданно крупной победы сборной России, однако сейчас интересно другое — на мундиале впервые используют ряд новаторских решений. Например, видеоповторы. А ещё будет хитроумная система Video assistant referee (VAR), планшеты, чипованные мячи и другие блага цивилизации — словом, главная игра мира несколько изменилась с тех пор, как Бесчастных не попал в пустые ворота. Рассказываем, какие технологии ждать на ЧМ и почему новшества не всегда оборачиваются благом.
В футболе есть какая-то техника? Зачем?
Казалось бы, какое отношение футбол имеет к высоким технологиям? Бегай да лупи по мячику — это же не компанию на ICO выводить. Пфф! Попробуйте ляпнуть такое в классическом немецком баре — немедленно получите стакан вайсбира за шиворот. А потом выслушаете историю про финал 1966 года, где Англия встретилась с ФРГ. Там, среди прочего, произошло вот это:
Гол засчитали, Англия вышла вперёд и выиграла 4:2 — первый и последний раз в финале ЧМ. Бюргеры до сих пор уверены: будь тогда полноценная система определения взятия ворот, кубок ушёл бы их команде.
Футбол — игра малой результативности, и одна судейская ошибка порой стоит прохода на мировой форум. 2009 год, стыковой матч между Францией и Ирландией — команды выясняли, кто поедет в ЮАР на ЧМ. На последних минутах форвард французов аккуратно придержал рукой мяч, отправил его на ногу и отдал голевой пас на пустые ворота. Арбитр не заметил волейбольного манёвра и засчитал гол. Ирландия в ужасе, Франция в смятении, а на почту главного судьи ещё долго сыпались пожелания скорейшей и — мучительной — смерти.
Эти два примера — даже не верхушка айсберга, а первый слой снега, недавно выпавшего на пик спортивного Эвереста. Практически каждый раунд плей-офф Лиги чемпионов сопровождается судейскими скандалами: то офсайд не увидят, то, наоборот, придумают, где его не было, то красную дадут с потолка.
Так что без технических свершений в этом деле никак. Да и коллеги по спорту не отстают: видеоповторы дошли до хоккея, баскетбола и волейбола, а в теннисе придумали сверхточный Hawk-Eye. Сдался даже консервативный американский футбол — сейчас там электроники больше, чем в последней «Тесле».
«Ногомяч» долго оставался этаким стариком, который боится подходить к компьютеру, — но настала пора омолаживаться. На ЧМ в России мы наконец-то увидим торжество прогресса: от NFC-чипа до новаторских GoalControl и VAR. Теоретически это поможет объективному судейству. На практике — скорее всего, вскроются лишь новые проблемы.
Свет, камеры, датчики
Впервые на серьёзном уровне систему автоматического взятия ворот опробовали в 2012 году: тогда в Японии — конечно же в гаджетоманской Японии, где ещё? — стартовал клубный чемпионат мира. За основу взяли два популярных типа видеокомплексов: Hawk-Eye и GoalRef. В футбол Hawk-Eye пришёл из тенниса, и от оригинала отличается количеством камер: по семь высокоточных объективов с каждой стороны, направленных на ворота. Чтобы точно понять, пересёк мяч линию или нет. GoalRef работает по иной методике — в мяч вшивается специальный чип, а ворота обвешивают магнитными датчиками. Когда снаряд пролетает через магнитное поле, чип пищит. В обоих случаях всё заканчивается тем, что на судейский секундомер приходит сигнал — гол забит.
Сейчас в футболе используются обе системы и их вариации. Но на крупных соревнованиях — вроде чемпионата мира — применяют только усовершенствованный Hawk-Eye, именуемый GoalControl. Впервые на крупном турнире он сработал в Бразилии, на предыдущем ЧМ. Тогда французский нападающий Карим Бензема под острым углом пальнул в створ ворот Гондураса, мяч заметался на «ленточке», откуда его спешно вытащил латиноамериканский вратарь. Судьи и зрители были уверены — голкипер спас команду. Зато дюжина дорогущих камер увидела ситуацию иначе: снаряд на какие-то доли секунды пересёк линию. 3:0, Франция оформила разгром.
Вратарь голландского клуба «ПСВ» тоже ещё долго будет нелёгким словом поминать систему определения гола. В матче с опасным соперником он поймал мяч, зафиксировав его буквально на «полосе». А потом прижал к себе. Снаряд пересёк ленточку, попав в «голевую зону». Система мгновенно среагировала, послав сигнал на секундомер рефери. «ПСВ» лишился одного очка, а вратарь — душевного спокойствия. Но главное — без Hawk-Eye никто ничего бы и не заметил.
Казалось бы, вот оно — светлое будущее, где нет места бесконечным спорам и не надо гадать, пересёк ли мяч линию. На самом деле эти системы решают лишь часть проблем — и тут же создают новые.
Французская Лига 1, пионер в использовании Hawk-Eye, в итоге отказалась от прогрессивной технологии. К этому подтолкнула череда ошибок «всевидящих» камер. Система дала сбой сразу в двух четвертьфинальных матчах Кубка лиги. В первом случае сражались «Амьен» и «ПСЖ» — полузащитник парижан затолкал вполне очевидный гол, однако Hawk-Eye запротестовала: неа, не было. Судье пришлось остановить матч, посмотреть повтор и самостоятельно увеличить отрыв «ПСЖ» от соперника.
Во втором матче схлестнулись «Анже» и «Монпелье». Футболист прострелил вдоль ворот, система пикнула — есть контакт! Несмотря на общую рекомендацию засчитывать взятие в таких случаях, арбитр ушёл смотреть повтор. Гола не было, ситуация продолжилась свободным ударом. На следующий день футбольная лига Франции созвала совет и вынесла вердикт — спасибо, мол, ребята, но ваших технологий нам не надо. Лучше по старинке, глазами рефери.
VAR — как испортить отличную идею
Французам повезло — они додумались ввести видеоповторы, которые помогли отменить решения взбесившейся железяки. В европейских лигах эту систему называют Video assistant referee (VAR), но и она не панацея, а, скорее, источник дополнительных проблем. Которые обязательно вскроются на этом ЧМ, потому что такая технология на чемпионате заработает впервые.
О необходимости видеоповторов заговорили примерно со времён появления HD-камер, то есть довольно давно. Якобы так удобнее: в футболе скорости большие, и судья не всегда успевает разглядеть чью-нибудь руку, толкнувшую в ворота мяч.
Как работает VAR? В отдельной каморке, нашпигованной телевизорами, сидит пожилой уважаемый рефери — правила ещё помнит, но гоняться по полю за Неймаром уже не в силах. Он внимательно смотрит, что происходит на поле, периодически консультируя главного арбитра по Bluetooth-связи. Видели штуковину в ухе? Это оно. Если рефери хочет своими глазами оценить спорную ситуацию, он бежит к бровке, где ему выдают планшет, либо смотрит в специальный экран. После этого принимается решение.
Казалось бы, чётко выверенная схема, как здесь можно напортачить? Действительно, VAR часто помогает. Например, в товарищеском матче между Францией и Испанией — нападающий французов забил гол, побежал праздновать. Испанская сторона запротестовала: мол, защитник противников был в офсайде. Видеоассисент ещё раз глянул момент и пришёл к выводу: офсайд! Гол был отменён.
Однако VAR тоже подвержена личному настроению судьи — один и тот же эпизод можно трактовать как угодно. Если не верите, загляните в комментарии к матчу, где рефери кого-нибудь удалил или поставил пенальти: взрослые люди доказывают друг другу диаметрально противоположные вещи.
Поэтому всё непросто. В Германии, где VAR ввели чуть ли не впервые, со скандалом уволили известнейшего арбитра Хельмута Круга, который эту VAR и возглавлял. Сперва выяснилось, что Хельмут со своей организацией «видеоманов» тихой сапой выбил себе полномочия напрямую влиять на ход игры — хотя должен подчиняться главному рефери. Затем журналисты обвинили руководителя VAR в коррупции. Хельмут никогда не скрывал дружбы с командой «Шальке». И, по мнению прессы, пользовался положением, чтобы подсуживать «своим».
Не были согласны с подобными вердиктами и болельщики итальянского «Лацио». Ребятам показалось, что арбитры совсем не смотрят на монитор, если обижают их команду. Зато регулярно подходят к экрану, когда надо наказать. Фанаты, ведомые праведным гневом, даже устроили митинг напротив резиденции итальянской федерации футбола.
Самое главное, что VAR так и не решил проблему судейского произвола. В январе этого года «Милан» в матче с тем же «Лацио» забил первый гол рукой — полевой арбитр зафиксировал взятие, потому что на глаз определить действительно сложно. А вот рефери, вооружённый мониторами, перемотать на минуту назад почему-то не удосужился.
NFC-чип не только в смартфоне
Но какие бы скандалы ни ходили вокруг VAR и GoalControl, с этими новшествами мир знаком и примерно знает, что ожидать. А вот чего мы раньше никогда не видели — NFC-чипа в мячике, который впервые внедрили именно к российскому мероприятию. Идея благая: вы подключаетесь смартфоном к мячу Telstar 18, на экране появляется описание, новости от Adidas, а также челленджи от «послов ЧМ-2018».
Увы, инородный элемент — пусть и настолько маленький — может непредсказуемо повлиять на игру. Когда ввели систему GoalRef, где мячи тоже чипуются, футболисты «Челси» жаловались, что снаряд стал тяжелее — пинать его, мол, сложно. Учитывая высокие ставки на ЧМ, а также неистребимую привычку его участников ныть по любому поводу — NFC ещё неоднократно всплывёт в новостях. Незабитый пенальти, промах по пустым воротам, травма пятки и уехавшая с газона нога — отныне всё можно оправдать крошечной медной катушкой внутри мяча.
Да и в целом странное получается «лечение». Технологии, призванные сделать судейство более объективным, лишь запутали его: теперь на исход матча влияет ещё одно мнение конкретного человека. Который вполне может быть предвзятым и карать либо миловать в зависимотсти от того, нравится ли ему форма команды, фамилии игроков или, допустим, политика страны, которую они представляют.
В футболе есть какая-то техника? Зачем?
Казалось бы, какое отношение футбол имеет к высоким технологиям? Бегай да лупи по мячику — это же не компанию на ICO выводить. Пфф! Попробуйте ляпнуть такое в классическом немецком баре — немедленно получите стакан вайсбира за шиворот. А потом выслушаете историю про финал 1966 года, где Англия встретилась с ФРГ. Там, среди прочего, произошло вот это:
Гол засчитали, Англия вышла вперёд и выиграла 4:2 — первый и последний раз в финале ЧМ. Бюргеры до сих пор уверены: будь тогда полноценная система определения взятия ворот, кубок ушёл бы их команде.
Футбол — игра малой результативности, и одна судейская ошибка порой стоит прохода на мировой форум. 2009 год, стыковой матч между Францией и Ирландией — команды выясняли, кто поедет в ЮАР на ЧМ. На последних минутах форвард французов аккуратно придержал рукой мяч, отправил его на ногу и отдал голевой пас на пустые ворота. Арбитр не заметил волейбольного манёвра и засчитал гол. Ирландия в ужасе, Франция в смятении, а на почту главного судьи ещё долго сыпались пожелания скорейшей и — мучительной — смерти.
Эти два примера — даже не верхушка айсберга, а первый слой снега, недавно выпавшего на пик спортивного Эвереста. Практически каждый раунд плей-офф Лиги чемпионов сопровождается судейскими скандалами: то офсайд не увидят, то, наоборот, придумают, где его не было, то красную дадут с потолка.
Так что без технических свершений в этом деле никак. Да и коллеги по спорту не отстают: видеоповторы дошли до хоккея, баскетбола и волейбола, а в теннисе придумали сверхточный Hawk-Eye. Сдался даже консервативный американский футбол — сейчас там электроники больше, чем в последней «Тесле».
«Ногомяч» долго оставался этаким стариком, который боится подходить к компьютеру, — но настала пора омолаживаться. На ЧМ в России мы наконец-то увидим торжество прогресса: от NFC-чипа до новаторских GoalControl и VAR. Теоретически это поможет объективному судейству. На практике — скорее всего, вскроются лишь новые проблемы.
Свет, камеры, датчики
Впервые на серьёзном уровне систему автоматического взятия ворот опробовали в 2012 году: тогда в Японии — конечно же в гаджетоманской Японии, где ещё? — стартовал клубный чемпионат мира. За основу взяли два популярных типа видеокомплексов: Hawk-Eye и GoalRef. В футбол Hawk-Eye пришёл из тенниса, и от оригинала отличается количеством камер: по семь высокоточных объективов с каждой стороны, направленных на ворота. Чтобы точно понять, пересёк мяч линию или нет. GoalRef работает по иной методике — в мяч вшивается специальный чип, а ворота обвешивают магнитными датчиками. Когда снаряд пролетает через магнитное поле, чип пищит. В обоих случаях всё заканчивается тем, что на судейский секундомер приходит сигнал — гол забит.
Сейчас в футболе используются обе системы и их вариации. Но на крупных соревнованиях — вроде чемпионата мира — применяют только усовершенствованный Hawk-Eye, именуемый GoalControl. Впервые на крупном турнире он сработал в Бразилии, на предыдущем ЧМ. Тогда французский нападающий Карим Бензема под острым углом пальнул в створ ворот Гондураса, мяч заметался на «ленточке», откуда его спешно вытащил латиноамериканский вратарь. Судьи и зрители были уверены — голкипер спас команду. Зато дюжина дорогущих камер увидела ситуацию иначе: снаряд на какие-то доли секунды пересёк линию. 3:0, Франция оформила разгром.
Вратарь голландского клуба «ПСВ» тоже ещё долго будет нелёгким словом поминать систему определения гола. В матче с опасным соперником он поймал мяч, зафиксировав его буквально на «полосе». А потом прижал к себе. Снаряд пересёк ленточку, попав в «голевую зону». Система мгновенно среагировала, послав сигнал на секундомер рефери. «ПСВ» лишился одного очка, а вратарь — душевного спокойствия. Но главное — без Hawk-Eye никто ничего бы и не заметил.
Казалось бы, вот оно — светлое будущее, где нет места бесконечным спорам и не надо гадать, пересёк ли мяч линию. На самом деле эти системы решают лишь часть проблем — и тут же создают новые.
Французская Лига 1, пионер в использовании Hawk-Eye, в итоге отказалась от прогрессивной технологии. К этому подтолкнула череда ошибок «всевидящих» камер. Система дала сбой сразу в двух четвертьфинальных матчах Кубка лиги. В первом случае сражались «Амьен» и «ПСЖ» — полузащитник парижан затолкал вполне очевидный гол, однако Hawk-Eye запротестовала: неа, не было. Судье пришлось остановить матч, посмотреть повтор и самостоятельно увеличить отрыв «ПСЖ» от соперника.
Во втором матче схлестнулись «Анже» и «Монпелье». Футболист прострелил вдоль ворот, система пикнула — есть контакт! Несмотря на общую рекомендацию засчитывать взятие в таких случаях, арбитр ушёл смотреть повтор. Гола не было, ситуация продолжилась свободным ударом. На следующий день футбольная лига Франции созвала совет и вынесла вердикт — спасибо, мол, ребята, но ваших технологий нам не надо. Лучше по старинке, глазами рефери.
VAR — как испортить отличную идею
Французам повезло — они додумались ввести видеоповторы, которые помогли отменить решения взбесившейся железяки. В европейских лигах эту систему называют Video assistant referee (VAR), но и она не панацея, а, скорее, источник дополнительных проблем. Которые обязательно вскроются на этом ЧМ, потому что такая технология на чемпионате заработает впервые.
О необходимости видеоповторов заговорили примерно со времён появления HD-камер, то есть довольно давно. Якобы так удобнее: в футболе скорости большие, и судья не всегда успевает разглядеть чью-нибудь руку, толкнувшую в ворота мяч.
Как работает VAR? В отдельной каморке, нашпигованной телевизорами, сидит пожилой уважаемый рефери — правила ещё помнит, но гоняться по полю за Неймаром уже не в силах. Он внимательно смотрит, что происходит на поле, периодически консультируя главного арбитра по Bluetooth-связи. Видели штуковину в ухе? Это оно. Если рефери хочет своими глазами оценить спорную ситуацию, он бежит к бровке, где ему выдают планшет, либо смотрит в специальный экран. После этого принимается решение.
Казалось бы, чётко выверенная схема, как здесь можно напортачить? Действительно, VAR часто помогает. Например, в товарищеском матче между Францией и Испанией — нападающий французов забил гол, побежал праздновать. Испанская сторона запротестовала: мол, защитник противников был в офсайде. Видеоассисент ещё раз глянул момент и пришёл к выводу: офсайд! Гол был отменён.
Однако VAR тоже подвержена личному настроению судьи — один и тот же эпизод можно трактовать как угодно. Если не верите, загляните в комментарии к матчу, где рефери кого-нибудь удалил или поставил пенальти: взрослые люди доказывают друг другу диаметрально противоположные вещи.
Поэтому всё непросто. В Германии, где VAR ввели чуть ли не впервые, со скандалом уволили известнейшего арбитра Хельмута Круга, который эту VAR и возглавлял. Сперва выяснилось, что Хельмут со своей организацией «видеоманов» тихой сапой выбил себе полномочия напрямую влиять на ход игры — хотя должен подчиняться главному рефери. Затем журналисты обвинили руководителя VAR в коррупции. Хельмут никогда не скрывал дружбы с командой «Шальке». И, по мнению прессы, пользовался положением, чтобы подсуживать «своим».
Не были согласны с подобными вердиктами и болельщики итальянского «Лацио». Ребятам показалось, что арбитры совсем не смотрят на монитор, если обижают их команду. Зато регулярно подходят к экрану, когда надо наказать. Фанаты, ведомые праведным гневом, даже устроили митинг напротив резиденции итальянской федерации футбола.
Самое главное, что VAR так и не решил проблему судейского произвола. В январе этого года «Милан» в матче с тем же «Лацио» забил первый гол рукой — полевой арбитр зафиксировал взятие, потому что на глаз определить действительно сложно. А вот рефери, вооружённый мониторами, перемотать на минуту назад почему-то не удосужился.
NFC-чип не только в смартфоне
Но какие бы скандалы ни ходили вокруг VAR и GoalControl, с этими новшествами мир знаком и примерно знает, что ожидать. А вот чего мы раньше никогда не видели — NFC-чипа в мячике, который впервые внедрили именно к российскому мероприятию. Идея благая: вы подключаетесь смартфоном к мячу Telstar 18, на экране появляется описание, новости от Adidas, а также челленджи от «послов ЧМ-2018».
Увы, инородный элемент — пусть и настолько маленький — может непредсказуемо повлиять на игру. Когда ввели систему GoalRef, где мячи тоже чипуются, футболисты «Челси» жаловались, что снаряд стал тяжелее — пинать его, мол, сложно. Учитывая высокие ставки на ЧМ, а также неистребимую привычку его участников ныть по любому поводу — NFC ещё неоднократно всплывёт в новостях. Незабитый пенальти, промах по пустым воротам, травма пятки и уехавшая с газона нога — отныне всё можно оправдать крошечной медной катушкой внутри мяча.
Да и в целом странное получается «лечение». Технологии, призванные сделать судейство более объективным, лишь запутали его: теперь на исход матча влияет ещё одно мнение конкретного человека. Который вполне может быть предвзятым и карать либо миловать в зависимотсти от того, нравится ли ему форма команды, фамилии игроков или, допустим, политика страны, которую они представляют.
Взято: Тут
2