Dalalhala
Мезенская роспись – что это такое, история возникновения, на каком материале выполняется, основные цвета и элементы ( 5 фото + 1 видео )
Среди древних народных промыслов есть забытые техники и те, что используются мастерами в наши дни. В числе последних и мезенская роспись, отличающаяся необычными орнаментами и символичностью каждой детали узора. Она украшала предметы быта крестьян с рождения и до самой смерти.
Что такое мезенская роспись?
Стремление украсить свое жилище и предметы быта в нем можно заметить еще в те времена, когда люди жили в пещерах. С развитием цивилизации народные промыслы использовались еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в которым жили мастера. Мезенская роспись – это одна из таких самобытных техник нанесения узора на домашнюю утварь родом из северных регионов России.
Мезенская роспись – история
Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.
Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.
Особенности мезенской росписи
Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:
- Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
- Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
- На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
- Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
- На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.
На каком материале выполнялась мезенская роспись?
Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:
- прялки;
- ковши;
- сундуки;
- короба;
- батины;
- хлебницы и другие предметы домашней утвари;
- фасады изб.
Мезенская роспись – элементы росписи
Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:
- Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
- Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
- Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
- Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
- Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
- Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
- Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.
Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:
- Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
- Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
- Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.
Мезенская роспись – чем рисовать?
В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:
- Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
- Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.
Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:
- Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
- Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
- На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
- После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
- Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
- В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.
До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.
Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:
- Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
- Северодвинском заводе «Декор Севера», изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.
Мезенская роспись – изделия
Современная мезенская роспись птицы, животные, орнаменты и растительные элементы наносится на деревянные изделия домашнего обихода для самых разных нужд:
- украшения: бусы, серьги, браслеты, кулоны;
- шкатулки;
- гребни для волос;
- декоративные тарелки и ложки;
- туески и короба для сыпучих продуктов;
- солонки, наперстки;
- прялки;
- детские игрушки: матрешки, лошадки;
- елочные украшения.
Взято: Тут
582