Lra_viva
Пневмония: коварный враг ( 2 фото )
Владимир Шпинев о причинах, симптомах и опасностях пневмонии
Порой мы страшимся каких-то очень далеких и экзотических болезней. Малярия и вирус Эбола ужасают нас заведомо больше «обычной» пневмонии. А ведь эта болезнь может свалить любого крепкого человека и ежегодно уносит сотни жизней. Заболевание коварно тем, что на начальной стадии маскируется под обычную простуду, при которой многие предпочитают самолечение. К сожалению, с пневмонией самолечение противопоказано, и о возможных последствиях я вам сейчас расскажу.
Наши трудолюбивые легкие
На вскрытии они действительно легкие: воздушные, мягкие, податливые. Они — отражение нашей жизни, по ним можно определить, чем дышал человек, где работал, его вредные привычки.
Что вам известно об этом замечательном органе? Уверен, большинство читателей ответят, что легкие поглощают кислород и выделяют углекислый газ. И действительно — это основная, жизнеобеспечивающая функция. Однако наш организм столь замысловато устроен, а также настолько удивительно функционален, что пара десятков органов объединяет в себе сотни функций. Ушла в небытие теория, предполагающая, будто головной мозг задействован на десять процентов, а остальные нейроны спят. Нет, они не спят!
Каждая клетка нашего организма занята своими задачами, клетки соединены в ткани, реализующие определенные функции. Ткани объединены в органы, каждый из которых выполняет не только свою задачу, но и несет дополнительную нагрузку. Это как продавец в маленьком магазине. Продавец нужен для чего? Правильно — сбыть товар. Это основная цель. Но в киоске продавец еще и расставляет товар на полках, подает покупателю, может быть, даже разгружает фуру, а по окончании трудового дня, если хозяин скупой, еще и моет полы. Так и у нас.
Легкие — один из самых больших органов. Он содержит клетки, создающие барьер между кровью и газовой смесью.
Почему газовой? Да потому, что мы дышим не чистым кислородом, а смесью азота, углекислого газа и небольшого количества кислорода. Его всего в дыхательной смеси около 21 %, не так уж много. Впрочем, этого хватает, чтобы здоровый организм функционировал успешно.
Кроме того, во вдыхаемой смеси постоянно находятся побочные частички в виде бактерий, вирусов, дыма, пыли, и нельзя допустить, чтобы они проникли в наш чистый организм. Иммунокомпетентные клетки инактивируют бактерии, вирусы, а реснички, располагаясь вдоль воздухоносных путей, поднимают как по эскалатору эту грязь. В свою очередь кашель и чихание выбрасывают это все из организма.
Кроме того, прежде чем поступить в другие органы, кровь омывает легочную ткань, где есть клетки, инактивирующие токсины. Да-да, детоксикацией занимаются не только печень и почки — львиную долю токсинов берут на себя легкие! Также в сосудистой стенке легких образуются вещества, регулирующие жидкое состояние крови, есть клетки, отвечающие за иммунитет... Можно еще долго перечислять заслуги этого замечательного органа.
Почему бы не поставить памятник легким? Сколько они терпят от нас, постоянно испытывающих запас их прочности, — это просто удивительно! Ни один механизм не способен так долго функционировать под воздействием факторов, препятствующих его работе.
Вот скажите, по какому праву мы травим легкие никотином? Разве их прямая обязанность — чистить от сажи ткани, позволять диффундировать продуктам горения в кровоток? Нет! Когда мы рождаемся, создатель дает нам гарантию на орган — сотню лет. И с первой выкуренной сигаретой считайте, что ваша гарантия сгорает. Да, легочная ткань ежедневно обновляется, но ведь не до бесконечности! В общем, надеюсь, я убедил вас, что легкие — это отнюдь не два мешка, где: «Туда дуй, а оттуда СО2».
Случай из практики
Подавляющее большинство наших пациентов проводят в реанимационном отделении не больше двух суток. Очнулись, стабилизировались — и в отделение. Но есть так называемые «штучные» больные, которые требуют особого ухода, вдумчивого отношения к их состоянию. Они проводят в реанимации недели, а то и месяцы, стойко перенося мучительные процедуры. Выходя из критического состояния, они стараются забыть о нас как о страшном сне.
Да, немного обидно, когда такие сложные пациенты даже не вспоминают наших усилий и при встрече не здороваются. Но мы понимаем: человеческая память имеет особенность стирать весь негатив, тем самым оберегая психику.
Впрочем, нужно отдать должное — бывают и те, кто не только благодарит, но и приходит даже много времени спустя, чтобы просто поздороваться и поделиться последними событиями. Об одном из таких пациентов я хочу вам рассказать.
Мужчина пришел сам. Пришел, задыхаясь, синюшный, неуверенно стоящий на ногах от нехватки сил. Почему его не привезла скорая помощь — неизвестно, видимо потому, что он сам не вызывал и не разрешал супруге. Сидел дома до последнего, пока не понял, что дальше его ждет только могила.
Без сомнений его поместили в реанимационное отделение.
С такими легкими он поступил:
Кто в теме, тот сразу поймет, что здесь дела весьма серьезные. Со стороны моей руки еще осталась относительно здоровая легочная ткань, но, забегая вперед, скажу, что потом и она наполовину утонет.
Чего только не перенес у нас этот пациент. Его тут же перевели на управляемую вентиляцию, сознание отключили наркотиками. В первую неделю, когда ИВЛ полностью контролировала функцию внешнего дыхания, ему дважды в день делали бронхоскопию, чистили воздухопроводящие пути и несколько раз в сутки санировали электроотсосом. Моча текла по мочевому катетеру, кормили через желудочный зонд.
Мощнейшая антибактериальная терапия убивала все бактерии организма. Начали расти грибы, приходилось кормить противогрибковыми препаратами. Ежедневные исследования крови. Капали растворы в катетер, кончик которого находился прямо возле сердца.
К нашей радости, терапия принесла результат. Ткани легкого стали очищаться, больного перевели на вспомогательный режим. Его разбудили, и уже теперь все манипуляции он переносил в сознании, кроме совсем жестких, таких как фибробронхоскопия. Наркотики спасали его психику, но добивали мышцы, угнетали сердце.
Спустя две недели его отлучили от аппарата, вроде бы всё было хорошо. Но через двое суток легкие снова утонули, он стал захлебываться мокротой, появилась одышка, и мне пришлось перевести его на управляемую ИВЛ. Мы снова начали бороться за жизнь. Но теперь ко всем проблемам добавилась еще одна — сердце перестало эффективно перекачивать кровь, пришлось постоянно вводить препараты, подобные адреналину.
Опять ежедневные бронхоскопии, анализы, лекарства. Разрезали дыру в трахее, навинтили трахеостому, стало легче санировать мокроту, ухаживать за легкими. Честно говоря, мы уже и не надеялись, что он выживет. Но чудеса случаются… с помощью наших врачей и сестер. Трубку из трахеи вынули, он начал дышать сам. Вы бы видели как он в то время кушал! Ложка мельтешила как заведенная. Хотя он сильно исхудал, очень сильно…
Мы стали хорошими приятелями. Видя меня на дежурстве, он ждал, когда я к нему подойду, всегда протягивал руку для приветствия. Я пожимал эту уже крепкую руку сильного духом человека.
Наверное, здесь я должен бы остановиться, чтобы история закончилась хэппи-эндом, но... когда рассеялся туман в левом легком, мы увидели зло. Без метастазов, без прорастания в другие ткани, но это был рак. Так что нашему пациенту предстоит еще долгая борьба за жизнь, только уже не в нашем учреждении… Вредные привычки, сниженный иммунитет, позднее обращение к врачу, к сожалению, привели его к печальным последствиям.
Распознать и предотвратить пневмонию
Болезнь начинается с вирусной инфекции. Кашель, насморк, повышение температуры. Обычно эти симптомы проходят в течении недели. Но вдруг появляется странная одышка, и если раньше человек мог спокойно подняться до третьего этажа, то сейчас его состояние заставляет останавливаться уже на втором. А иногда болезнь разрастается до такой степени, что человек задыхается даже лежа.
Обязательно нужно идти к врачу и сделать все необходимые анализы. Хотя многие удивляются, если врач при выслушивании не заподозрил пневмонию, а через два дня она выявилась на рентгенограмме. Но поверьте, на начальной стадии заболевания, когда происходит отек легочный ткани, шумов совсем не слышно. И только когда жидкость начнет проникать в альвеолы и станет дрожать на воздухе, мы слышим влажные хрипы.
Единственное, что может указать на болезнь, — это ослабление дыхания в одной из точек аускультации. Увы, не у всех врачей идеальный слух. Более того, даже на рентгенограмме начальные стадии пневмонии не всегда проявлены.
Справедливости ради надо отметить, что не только бактерии приводят к пневмонии, но и вирусы, а также грибы способны поразить легочную ткань. Грибковая пневмония происходит в результате тяжелого иммунодефицита (СПИД). Вирусные пневмонии очень жестоки, в три часа дня — легкие чисты, а в девять вечера уже утонули почти полностью. Люди сгорают за часы, например, при свином гриппе.
Что делать для профилактики пневмонии? Способы самые обычные:
Порой мы страшимся каких-то очень далеких и экзотических болезней. Малярия и вирус Эбола ужасают нас заведомо больше «обычной» пневмонии. А ведь эта болезнь может свалить любого крепкого человека и ежегодно уносит сотни жизней. Заболевание коварно тем, что на начальной стадии маскируется под обычную простуду, при которой многие предпочитают самолечение. К сожалению, с пневмонией самолечение противопоказано, и о возможных последствиях я вам сейчас расскажу.
Наши трудолюбивые легкие
На вскрытии они действительно легкие: воздушные, мягкие, податливые. Они — отражение нашей жизни, по ним можно определить, чем дышал человек, где работал, его вредные привычки.
Что вам известно об этом замечательном органе? Уверен, большинство читателей ответят, что легкие поглощают кислород и выделяют углекислый газ. И действительно — это основная, жизнеобеспечивающая функция. Однако наш организм столь замысловато устроен, а также настолько удивительно функционален, что пара десятков органов объединяет в себе сотни функций. Ушла в небытие теория, предполагающая, будто головной мозг задействован на десять процентов, а остальные нейроны спят. Нет, они не спят!
Каждая клетка нашего организма занята своими задачами, клетки соединены в ткани, реализующие определенные функции. Ткани объединены в органы, каждый из которых выполняет не только свою задачу, но и несет дополнительную нагрузку. Это как продавец в маленьком магазине. Продавец нужен для чего? Правильно — сбыть товар. Это основная цель. Но в киоске продавец еще и расставляет товар на полках, подает покупателю, может быть, даже разгружает фуру, а по окончании трудового дня, если хозяин скупой, еще и моет полы. Так и у нас.
Легкие — один из самых больших органов. Он содержит клетки, создающие барьер между кровью и газовой смесью.
Почему газовой? Да потому, что мы дышим не чистым кислородом, а смесью азота, углекислого газа и небольшого количества кислорода. Его всего в дыхательной смеси около 21 %, не так уж много. Впрочем, этого хватает, чтобы здоровый организм функционировал успешно.
Кроме того, во вдыхаемой смеси постоянно находятся побочные частички в виде бактерий, вирусов, дыма, пыли, и нельзя допустить, чтобы они проникли в наш чистый организм. Иммунокомпетентные клетки инактивируют бактерии, вирусы, а реснички, располагаясь вдоль воздухоносных путей, поднимают как по эскалатору эту грязь. В свою очередь кашель и чихание выбрасывают это все из организма.
Кроме того, прежде чем поступить в другие органы, кровь омывает легочную ткань, где есть клетки, инактивирующие токсины. Да-да, детоксикацией занимаются не только печень и почки — львиную долю токсинов берут на себя легкие! Также в сосудистой стенке легких образуются вещества, регулирующие жидкое состояние крови, есть клетки, отвечающие за иммунитет... Можно еще долго перечислять заслуги этого замечательного органа.
Почему бы не поставить памятник легким? Сколько они терпят от нас, постоянно испытывающих запас их прочности, — это просто удивительно! Ни один механизм не способен так долго функционировать под воздействием факторов, препятствующих его работе.
Вот скажите, по какому праву мы травим легкие никотином? Разве их прямая обязанность — чистить от сажи ткани, позволять диффундировать продуктам горения в кровоток? Нет! Когда мы рождаемся, создатель дает нам гарантию на орган — сотню лет. И с первой выкуренной сигаретой считайте, что ваша гарантия сгорает. Да, легочная ткань ежедневно обновляется, но ведь не до бесконечности! В общем, надеюсь, я убедил вас, что легкие — это отнюдь не два мешка, где: «Туда дуй, а оттуда СО2».
Случай из практики
Подавляющее большинство наших пациентов проводят в реанимационном отделении не больше двух суток. Очнулись, стабилизировались — и в отделение. Но есть так называемые «штучные» больные, которые требуют особого ухода, вдумчивого отношения к их состоянию. Они проводят в реанимации недели, а то и месяцы, стойко перенося мучительные процедуры. Выходя из критического состояния, они стараются забыть о нас как о страшном сне.
Да, немного обидно, когда такие сложные пациенты даже не вспоминают наших усилий и при встрече не здороваются. Но мы понимаем: человеческая память имеет особенность стирать весь негатив, тем самым оберегая психику.
Впрочем, нужно отдать должное — бывают и те, кто не только благодарит, но и приходит даже много времени спустя, чтобы просто поздороваться и поделиться последними событиями. Об одном из таких пациентов я хочу вам рассказать.
Мужчина пришел сам. Пришел, задыхаясь, синюшный, неуверенно стоящий на ногах от нехватки сил. Почему его не привезла скорая помощь — неизвестно, видимо потому, что он сам не вызывал и не разрешал супруге. Сидел дома до последнего, пока не понял, что дальше его ждет только могила.
Без сомнений его поместили в реанимационное отделение.
С такими легкими он поступил:
Кто в теме, тот сразу поймет, что здесь дела весьма серьезные. Со стороны моей руки еще осталась относительно здоровая легочная ткань, но, забегая вперед, скажу, что потом и она наполовину утонет.
Чего только не перенес у нас этот пациент. Его тут же перевели на управляемую вентиляцию, сознание отключили наркотиками. В первую неделю, когда ИВЛ полностью контролировала функцию внешнего дыхания, ему дважды в день делали бронхоскопию, чистили воздухопроводящие пути и несколько раз в сутки санировали электроотсосом. Моча текла по мочевому катетеру, кормили через желудочный зонд.
Мощнейшая антибактериальная терапия убивала все бактерии организма. Начали расти грибы, приходилось кормить противогрибковыми препаратами. Ежедневные исследования крови. Капали растворы в катетер, кончик которого находился прямо возле сердца.
К нашей радости, терапия принесла результат. Ткани легкого стали очищаться, больного перевели на вспомогательный режим. Его разбудили, и уже теперь все манипуляции он переносил в сознании, кроме совсем жестких, таких как фибробронхоскопия. Наркотики спасали его психику, но добивали мышцы, угнетали сердце.
Спустя две недели его отлучили от аппарата, вроде бы всё было хорошо. Но через двое суток легкие снова утонули, он стал захлебываться мокротой, появилась одышка, и мне пришлось перевести его на управляемую ИВЛ. Мы снова начали бороться за жизнь. Но теперь ко всем проблемам добавилась еще одна — сердце перестало эффективно перекачивать кровь, пришлось постоянно вводить препараты, подобные адреналину.
Опять ежедневные бронхоскопии, анализы, лекарства. Разрезали дыру в трахее, навинтили трахеостому, стало легче санировать мокроту, ухаживать за легкими. Честно говоря, мы уже и не надеялись, что он выживет. Но чудеса случаются… с помощью наших врачей и сестер. Трубку из трахеи вынули, он начал дышать сам. Вы бы видели как он в то время кушал! Ложка мельтешила как заведенная. Хотя он сильно исхудал, очень сильно…
Мы стали хорошими приятелями. Видя меня на дежурстве, он ждал, когда я к нему подойду, всегда протягивал руку для приветствия. Я пожимал эту уже крепкую руку сильного духом человека.
Наверное, здесь я должен бы остановиться, чтобы история закончилась хэппи-эндом, но... когда рассеялся туман в левом легком, мы увидели зло. Без метастазов, без прорастания в другие ткани, но это был рак. Так что нашему пациенту предстоит еще долгая борьба за жизнь, только уже не в нашем учреждении… Вредные привычки, сниженный иммунитет, позднее обращение к врачу, к сожалению, привели его к печальным последствиям.
Распознать и предотвратить пневмонию
Болезнь начинается с вирусной инфекции. Кашель, насморк, повышение температуры. Обычно эти симптомы проходят в течении недели. Но вдруг появляется странная одышка, и если раньше человек мог спокойно подняться до третьего этажа, то сейчас его состояние заставляет останавливаться уже на втором. А иногда болезнь разрастается до такой степени, что человек задыхается даже лежа.
Обязательно нужно идти к врачу и сделать все необходимые анализы. Хотя многие удивляются, если врач при выслушивании не заподозрил пневмонию, а через два дня она выявилась на рентгенограмме. Но поверьте, на начальной стадии заболевания, когда происходит отек легочный ткани, шумов совсем не слышно. И только когда жидкость начнет проникать в альвеолы и станет дрожать на воздухе, мы слышим влажные хрипы.
Единственное, что может указать на болезнь, — это ослабление дыхания в одной из точек аускультации. Увы, не у всех врачей идеальный слух. Более того, даже на рентгенограмме начальные стадии пневмонии не всегда проявлены.
Справедливости ради надо отметить, что не только бактерии приводят к пневмонии, но и вирусы, а также грибы способны поразить легочную ткань. Грибковая пневмония происходит в результате тяжелого иммунодефицита (СПИД). Вирусные пневмонии очень жестоки, в три часа дня — легкие чисты, а в девять вечера уже утонули почти полностью. Люди сгорают за часы, например, при свином гриппе.
Что делать для профилактики пневмонии? Способы самые обычные:
- Бросайте курить.
- Больше проводите времени на воздухе. Коньки, лыжи, пикники — всё будет на пользу!
- Если вы не морж — держитесь подальше от проруби, особенно в состоянии опьянения. Иначе может возникнуть быстрое переохлаждение, приводящее к снижению реактивности иммунной системы.
- Ежегодно проходите флюорографию. Выявление болезни в начальной стадии — залог выздоровления.
- Заболели ОРВИ? Пользуйтесь масками, не заражайте родных и коллег! Принимайте противовирусные препараты.
- Если высокая температура держится более трех суток, вероятно присоединилась бактериальная инфекция. Проконсультируйтесь с врачом, возможно, придется принимать антибиотики.
- При высокой температуре не принимайте горячие ванны, не посещайте бани.
- Если во время простуды вы чувствуете странную слабость, одышку при небольшой физической нагрузке, боли в груди — нужно обратиться к врачу. Возможно, появились осложнения в виде пневмонии, миокардита.
Взято: Тут
16