CharlesKize
За что монахи с Соловков прокляли царя и объявили ему войну ( 5 фото )

Летом 1668-го вспыхнул самый масштабный и кровавый конфликт в летописи русской церкви. После реформы патриарха Никона монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря не просто проигнорировали нововведения, но и твердо выступили против. Изнурительное противостояние продлилось восемь лет. Прокляв царя, старообрядцы стойко отбивались от правительственных войск. Но по причине предательства Соловецкий монастырь все же был взят.
Чем такой протест обернулся для монахов, и остался ли удовлетворен победой государь?

Монастырь-крепость и монахи-воины
В 17 веке Соловецкие острова считались краем земли. За ним шли только льды и полярная ночь. Московское царство рассматривало этот край, как стратегически важный северный форпост, выходящий на суровое Белое море. Там то и дело показывались шведские, датские паруса, и отпугнуть их мог именно Соловецкий монастырь. Он не был просто божьей обителью в привычном понимании. В Соловках не только молились, тамошнему оборонному уровню позавидовал бы любой маститый фортификатор. Это была крепость, военный завод и арсенал в одном. Погреба хранили сотни пудов пороха, а стены и башни наполняли пушки разного калибра. Все эти орудия с легкостью могли превратить вражеский фрегат в щепки.
Не были рядовыми монахами и обитатели Соловецкого монастыря. В отличие от тихих старцев, переписывающих псалтырь, большинство тех ребят происходили из бывших казаков, стрельцов, ушедших от мирской суеты, но хорошо помнивших, как держать саблю. Конечно, монахи несли традиционную духовную службу, но параллельно и настоящую гарнизонную. Эти люди выступали, прежде всего, стражами русского Севера. Неудивительно, что когда далекая Москва попыталась навязывать им новые, чуждые порядки, суровые бородатые мужчины в черных рясах встали стеной против столичных умников. Вот только их упрямство обернулось настоящей осадной войной, когда православная армия штурмовала православный монастырь.

лет изнурительного штурма
Соловецкие монахи прятали новые церковные книги, продолжая использовать во время служб старообрядческие источники. В 1657 году в монастыре проживали 425 человек. Когда до патриарха Никона дошла информация о том, что архимандрит монастыря Илия повелел выбросить весь новый реквизит в Белое море, он пришел в ярость. Тут же подписал распоряжение отправить на Соловки архимандрита посговорчивее. Вот только его выперли, согласившись заменить одного старообрядца на такого же другого – Никанора. Монахи отправили царю предупреждение о готовности бороться за правду. Ведь большинство иноков не только прекрасно владели оружием, но могли дополнительно заручиться поддержкой единомышленников.
Новости расползались быстро, и узнав о намечающемся конфликте, в монастырь стали прибывать раскольники, беглые крестьяне и солдаты со всей страны. Чуть позже присоединились к монахам и уцелевшие участники после провала бунта Степана Разина. В общем, постепенно Соловки становились пристанищем всех противников государевой власти. Алексей Михайлович продолжал стоять на своем. Челобитная на имя Никона разгневала «Тишайшего», и он приказал лишить монастырь всех земельных владений. Но и тут иноки не сдались. Тогда царь запретил поставки на Соловки хлеба. К 1668-му Алексей Михайлович понял, что не сумеет сломить раскольников никакими мирными методами, и принял решение натравить на бунтовщиков правительственное войско. Так началась 8-летняя осада монастыря. Пятистам монахам и мирянам помогали местные жители, тайно передававшие в обитель разные припасы. Тем временем стрелецкое войско под монастырской крепостью только увеличивалось.

Монах-предатель
Удивительно, но вооруженной до зубов армии годами ничего не удавалось сделать. Разочарованные в царе монахи давно перестали упоминать его в своих молитвах и показали, что на мировую не пойдут. Когда на 8 году осады воевода Иевлев повелел сжечь все хозпостройки вокруг монастыря, стрельцам пришлось бежать. И тогда Алексей Михайлович отправил на место Соловецкого сидения нового командующего – Мещеринова. Более решительный и жесткий воевода приказал готовить подкопы и увеличить число штурмов. Никанор открыто призывал защитников обители стрелять по Мещеринову, и обе стороны начали нести крупные потери. И если воевода мог регулярно обновлять личный состав, то у защитников Соловков такой возможности не было.
В 1676 году в среде монахов начались споры. Кто-то считал, что отречение в молитвах от царя – откровенный перебор. Другие считали такую позицию нормой, оправдывая себя тем, что Алексей Михайлович сам предал веру. В результате этой несогласованности несколько иноков в самый неподходящий момент перешли на сторону нового воеводы. Один из монахов по имени Феоктист раскрыл Мещеринову информацию о тайном ходе и о режиме караульных на постах. Предавший братию чернец лично отвел отряд царских стрельцов внутрь крепости. В ночь с 21 на 22 января полсотни стрельцов во главе с соловецким предателем проникли в монастырь сквозь заложенное камнем окно у Белой башни. Выбив проход пошире, в монастырь вошло целое войско, перебив всех стражников.

Царское войско жестоко расправилось с иноками.
Армия моментально заполнила Соловецкий монастырь, нещадно уничтожая каждого вставшего на их пути. Ближе к рассвету осаду сняли, потому как обитель была взята. Воевода Мещеринов приказал развесить трупы иноков по деревьям округи. Но в итоге этой истории он не вышел победителем. Почти сразу после взятия Соловков его обвинили в разграблении монастырской казны и бросили в тюрьму. После случившегося обитель заселили новыми монахами. Чудом уцелевшим в ходе осады и взятия удалось бежать. А государь Алексей Михайлович при жизни так и не узнал, что Соловецкое сидение завершилось его победой. Весть об этом пришла в Москву через несколько дней после его кончины.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы".
Взято: Тут
3997