vovapres
Как Израиль едва не применил ядерное оружие ( 3 фото )
Судный день для Израиля
Четвертая арабо-израильская война началась 6 октября 1973 года – в один из самых почитаемых еврейских праздников Йом-Кипур (Судный день). Это день поста, покаяния и отпущения грехов.
Израильская военно-политическая верхушка проигнорировала предупреждения разведки, что враг готовит вторжение (Война Судного дня. Как арабы едва не разгромили Израиль). Кроме того, удар оказался намного мощнее, чем думали. Противника недооценили.
Тяжелейшие удары обрушились на Израиль с двух сторон – на египетском и сирийском фронтах. Арабы извлекли уроки из прежних поражений, переняли опыт самих евреев, многому научились у русских советников. Египет и Сирия были до зубов вооружены лучшей техникой из СССР, имели настоящие армии индустриального типа с ВВС, ПВО, артиллерией и массой танков.
Египетская армия буквально смела довольно слабую израильскую завесу на Суэцком канале, ворвалась на Синай. На израильские войска обрушился массированный артиллерийский огонь, вперёд рвались сотни танков и бронемашин. В тылу с вертолётов Ми-8 советского производства высаживались десанты египетского армейского спецназа, деморализуя противника, нарушая его снабжение.
Израиль утратил господство в воздухе, которое имел в прежних войнах. Наступление египтян прикрывала мощная ПВО. Впервые в бой вступили подвижные советские ЗРК типа «Куб», установки «Шилка», ручные ЗРК «Стрела-2». Израиль не успел превентивно разбомбить аэродромы противника. Теперь израильские ВВС вынуждены были не бомбить аэродромы в Сирии и Египте, базы противника, а спасать свои сухопутные силы. Попытки ударов в старом стиле по тылам врага привели к большим потерям еврейских «Фантомов».
Завязались упорные бои. На стороне Египта и Сирии выступили корпуса, отряды добровольцев из Иордании, Ирака, Алжира, Марокко, Ливии и других арабских и мусульманских стран. Обстановка была критической. На каждом из фронтов враги Израиля имели заметное преимущество в числе бойцов, стволов артиллерии и бронетехнике.
На грани катастрофы
После завершения этой войны появились известия о том, что Тель-Авив был готов применить ядерное оружие.
Официально Израиль не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, но, по мнению экспертов, владеет им с конца 1960-х – начала 1970-х годов. Атомная программа развивалась при поддержке Франции. Израиль не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. На момент войны Судного дня еврейское государство имело от 10 до 20 ядерных зарядов.
В самый критический момент войны состоялась встреча военного кабинета, на которой министр обороны Моше Даян убеждал всех, включая премьер-министра Голду Меир, подготовить ядерный арсенал для их возможного использования.
Через 40 лет после войны на сайте Международного научного центра имени Вудро Вильсона (признан Генпрокуратурой РФ нежелательной организацией) появилось интервью с Арнаном Азарьяху, помощником министра без портфеля в кабинете безопасности военного времени Исраэля Галили. Его за пять лет до этого провел историк атомной энергетики Авнер Коэн. Азарьяху (известный как Сини) рассказал о встрече израильской верхушки, произошедшей во второй день войны, когда ситуация на Голанских высотах была крайне напряженной. Сирийцы теснили израильтян.
По его словам, в тот день Голда Меир вызвала Галили на разговор. Также в совещании участвовали Моше Даян и другие руководители страны. В конце встречи министр обороны сказал:
«…раз ситуация [на Голанах] ухудшается, [как] мы только что услышали от Дадо (начальника Генштаба армии Израиля Давида Элазара – Прим. авт.) …поскольку у нас не так много времени и не так много альтернатив для проведения необходимой технической подготовки], нам следует также подготовить вариант демонстрации ядерной мощи».
Согласно действовавшим на тот момент процедурам управления ЯО и контроля над ним, и глава правительства, и министр обороны должны были совместно принимать решения, связанные с подготовкой к его использованию. То есть для начала приготовлений нужны были два соответствующих распоряжения – от Даяна и от Меир. Министр обороны был «за» использование ЯО. Даян уже пригласил для обсуждения этого вопроса директора Израильской комиссии по атомной энергетике, физика Шалхевета Фрейера.
О том, действительно ли в октябре 1973 года Израиль стоял на пороге применения ЯО, официально никогда не сообщалось. Точно так же Тель-Авив никогда не сообщал о наличии у него ядерного арсенала.
Садат слил кампанию
Израиль смог переломить ситуацию на фронте в свою пользу.
Это было связано с одной стороны, с позицией США и СССР, которые давили на арабские страны и требовали мира.
С другой стороны, египетский президент Анвар Садат, заинтересованный в поддержке США и Запада в целом, слил кампанию. В самый решающий момент он отдал стратегическую инициативу противнику. Израильтяне смогли перегруппировать силы и организовали успешное контрнаступление, отбросив египтян. Каир пошёл на переговоры и предал Дамаск, который остался в изоляции. Также Каир окончательно порвал с Москвой и пошёл на подписание мирного договора с Израилем в Кемп-Дэвиде в 1977 году.
25 октября 1973 года израильские войска остановили наступление, война была завершена. Тем не менее Египет и Сирия не были разбиты.
В результате применив все возможные рычаги и инструменты, военные и политические, не пав духом в самый жуткий час, мобилизовав волю и ум, евреи победили. Они использовали всё, что могло принести победу. Мощную еврейскую общину США. Рискованные операции, смелую стратегию на фронте. Продажность высшего египетского руководства. Политику Москвы, которая требовала мира.
Ожидания ядерного апокалипсиса
Нынешний конфликт Израиля с ХАМАС («Война Судного дня-2») вызвал ожидание ядерного апокалипсиса. Проводятся аналогии с Судной войной 1973 года. Мол, арабо-мусульманский мир начнёт войну с Израилем. Евреи на краю военной катастрофы используют ЯО. Ближний Восток станет зоной ядерной катастрофы.
Однако это явная глупость. В 1973 году против Израиля выступили армии индустриального типа двух арабских держав, Сирии и Египта, которые претендовали на лидерство в арабском мире. Израильтянам пришлось очень туго, они едва устояли под ударом соседей, до зубов вооруженных СССР.
США экстренно создали воздушный мост для поддержки Израиля, давили на Каир, вели переговоры с Москвой. Тель-Авив привёл в боевую готовность ядерные силы и реально мог ударить по наступающему противнику. Израильтяне тогда были намного менее политкорректными и толерантными. Москва демонстративно показывала, что готова высадить десантные дивизии в регионе. В итоге Вашингтон и Москва договорились, две сверхдержавы удержали регион от катастрофы.
Ничего подобного ныне и близко нет. ХАМАС – это иррегулярные бандформирования. Израиль их раздавит. С серьёзными потерями армии. Выносом инфраструктуры сектора Газа, что уже и происходит. С высокими потерями гражданского населения. Для этого и устроили аналог «11 сентября 2001 года» (Израильское «11 сентября 2001 года»), чтобы получить полную свободу действия, и закрыть вопрос с ХАМАС и Газой. Египет уже да согласие на создание лагерей беженцев на его границе.
Египет воевать за ХАМАС не станет, для него «братья-мусульмане» враги. Хотя на словах Каир и поддерживает палестинцев. Также Египет имеет большую зависимость от США. Сирия разорена перманентной гражданской войной, которая идёт до сих пор. Страна расчленена, оккупирована проамериканскими, протурецкими и проиранскими формированиями. Иордания воевать за ХАМАС не будет, там уже переживали свою смуту из-за палестинских беженцев. Организация ХАМАС запрещена в Иордании. Боевой потенциал страны очень низкий. Ливан также крайне слаб, так и не поднялся из своей смуты.
«Хезболла» в Ливане для Израиля не противник. Сильнее, чем ХАМАС, но их раздавят. Кроме того, США уже подстраховали израильтян. Пригнали пару ударных авианосных группировок, страны НАТО также направят свои корабли. При необходимости американцы разбомбят позиции «Хезболлы» в Ливане или Сирии. Без проблем. Израиль и США устраивают там бомбардировки по необходимости.
Никто ничего не сделает. Только выразят озабоченность, пару демонстраций пройдёт. США – единственная оставшаяся сверхдержава на планете. РФ даже направить особо нечего в зону конфликта. Всё, что есть, уже на украинском фронте.
Полезет ли в драку Иран? Сомнительно.
Во-первых, общей границы нет, надо организовывать фронт через Ирак, Сирию и Ливан. Это множество сложностей в снабжении, переброске войск. И под ракетно-воздушными ударами противника. Израиль уже превентивно утюжит сирийские аэродромы.
Во-вторых, можно нарваться на ракетные, воздушные удары Израиля и США по самой Исламской Республике. Готов ли к такой войне Тегеран?
В-третьих, в стране своих внутренних проблем много. Общество накалено, складывается революционная ситуация. И «маленькая победоносная» может взорвать сам Иран. В США будут очень рады, бензина подольют.
Поэтому 90 %, что арабо-исламский мир в драку за ХАМАС не полезет. Будут наблюдать. Демонстрации, митинги, угрозы, что порвём как тузик грелку, и на этом всё. В Европе несколько террористических актов.
Интересно то, что хозяевам США, глобальному капиталу, ТНК-ТНБ, глобальной бюрократии, контролируемое расширение конфликта выгодно. «Перезагрузка» планеты продолжается. Если получится включить в зону хаоса Египет, Иорданию, Иран, Турцию, вызвать там смуту, вроде «арабской весны» 2011 года, то просто отлично. Огромные деньги, политические возможности.
Евразия погружается в море хаоса, кризиса, смуты. США остаются островом безопасности и стабильности. Получают все выгоды. Как и во время украинской кампании. Украина, Россия и ЕС – убытки. США – плюсы, доход.
Поэтому угроза расширения конфликта есть, но не ядерной войны.
Автор:Самсонов Александр
Взято: Тут
328