Landameena
Колонизация славянами Восточноевропейской равнины ( 1 фото )
Восточные славяне и их соседи (утро-финны, лето-литовцы, потомки сарматов) перенимали друг у друга хозяйственные навыки, отдельные обычаи, название местностей, озер, рек, постепенно ассимилируясь друг с другом. Со временем славяне обложили данью угро-финнов. Однако случалось, что славяне сами становились данниками. Так, племена полян, северян, древлян и вятичей платили дань хазарам (по белке и серебряной монете с дома), а северные кривичи и ильменские славяне с 859 по 862 г. давали дань варягам — жителям Скандинавии. Параллельно славяне торговали с соседними народами, особенно с жителями Скандинавии варягами и хазарами (в славянских поселениях были обнаружены византийские, арабские, персидские монеты, ювелирные украшения Востока, оружие из Западной Европы).
Восточные славяне в VI-VII вв. жили родовым строем. Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью — род. Последний имел землю, на которой располагались поселок, пашня, выпасы, водоемы. Хозяйство велось натуральным способом: разводили скот и птицу, ловили рыбу, собирали мед, охотились, изготавливали одежду, утварь, орудия труда, оружие, украшения, а главное — занимались земледелием. Роды, поселившиеся на границе леса и степи, находили свободные черноземные опушки и обрабатывали их с помощью плуга. По мере распространения плужного земледелия и улучшения инвентаря урожаи становились богаче и люди получали излишки. Это повлекло за собой появление имущественного и общественного неравенства, что провоцировало войны. Скорая добыча войны (хлеб, скот, пленники-рабы) стала цениться выше плодов мирного труда.
Постепенно (VIII-IX вв.) равенство и родовой коллективизм утрачивались. Во время переселений люди нередко отставали от своих родов или оставались в благодатных, на их взгляд, краях, хотя тех род уходил. Появились села, где жили и родственники, и просто соседи. Родовая община восточных славян в VIII — X вв. начала заменяться соседской, территориальной (в старинных документах она названа вервью). Несколько общин, живших рядом и считавших, что происходят от одного предка, объединялись в племя. Родственные племена составляли племенные союзы. Люди в племенах делились на рядовых общинников и нарочитую чадь (знать).
К знати относились военные вожди — князья, их дружинники (мужи) и старейшины общин. Нарочитая чадь играла важную роль в жизни племен: защищала от набегов врагов, выступала посредником в разрешении споров между общинами, совершала походы в дальние страны, за что соплеменники платили князю и его мужам дань: меха, мед, воск, кожи, ткани, продукты (с IX в. в летописях говорится о сборе князьями дани с соплеменников как о чем-то привычном). Знать могла уже не заниматься хозяйством, а жить за счет дани и военной добычи.
Племенные князья к IX в. превратились в правителей племен. Наиболее важные вопросы по-прежнему решало народное собрание — вече, куда допускались все свободные мужчины-воины. Нарочитая чадь имела на вече большой веса.
Обширная терминология родства восточных славян свояк, тесть и т. д. позволяла передать все степени родства (отец, мать, дед, сын, внук) ; личные имена у славян встречались редко. Только знатные люди (князья и особо отличившиеся дружинники) имели имя, заимствованное у западных славян или варягов, — Олег, Ратибор, а иногда и клички — Соловей, Медведь и др.
До принятия христианства у восточных славян господствовало многоженство. У вятичей, кривичей, чьи села подчас были удалены друг от друга па многие километры, в брак нередко вступали члены одного рода (в краях с плотным населением люди стремились не жениться на близких родственницах).
Однако жители соседних сел не всегда хотели отпустить невесту «на сторону», и возник любопытный обычай: по праздникам после хороводов молодой человек «умыкал» девушку, женился, а потом шел с подарком мириться к ее родителям. От этой традиции идет выражение — «брать замуж» (когда все решалось полюбовно и юноша женился с согласия родственников невесты, говорили — «идти замуж»).
Взято: Тут
221