Ironsmasher
Heaven’s Vault — трудности перевода. Рецензия ( 6 фото )
Экшены про разных археологов мы уже видели, и не раз. Но что будет, если отобрать у игрока возможность стрелять, оставив лишь исследования, огромный мир и незнакомый язык, требующий расшифровки? Насколько хорошо работает такая, странная на первый взгляд, идея, мы расскажем в рецензии на необычное творение студии Inkle. Запрыгивайте!
Жанр
Приключение
Издатель
Inkle
Разработчик
Inkle
Минимальные требования
Процессор Pentium 4 2,0 ГГц/AMD Athlon XP 1700+ 1,46 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 10, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon HD 7850, 5 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Дата выхода
16 апреля 2019 года
Возрастной ценз
от 17 лет
Платформы
PC, PlayStation 4
Забавно, но в индустрии уже давно принят негласный стандарт археологов и прочих расхитителей гробниц. Собеседования проходят лишь те, кто в равной степени умеет хорошо карабкаться по скалам и ловко обращаться с разным оружием. Убивать, шутить, страдать, еще убивать. Вот только все эти занятия не имеют ничего общего с профессией. К счастью, на этот раз методика отбора дала сбой, и у нас появилась Heaven’s Vault. Неординарная, завораживающая своим удивительным миром и позволяющая почувствовать себя настоящим исследователем-лингвистом, стоящим на пороге великих открытий.
Древние цивилизации...
Да и вообще, кто бы мог подумать, что обычное поручение по поиску пропавшего коллеги-археолога обернется грандиозным приключением на двадцать, а то и все тридцать часов? В игре одна найденная деталь ведет к другой, та — к третьей, и вот уже прочесываешь каждый миллиметр очередных древних развалин, лишь бы не упустить какую-нибудь надпись или артефакт. А посмотреть здесь есть на что!
Кажется, мы нашли что-то очень большое и важное
Пустынные планеты, заброшенные сооружения древних цивилизаций, необычные «сады мертвых» и прочая, и прочая. Несмотря на простоту своих механик (в игре требуется лишь ходить, разговаривать и искать точки, с которыми можно взаимодействовать), Heaven’s Vault работает на топливе из чистого интереса. Стоит поймать волну, как игра уже не отпускает и постоянно предлагает что-то новое, позволяя все больше и больше узнавать о древних цивилизациях.
Попутно пытаешься по остаткам былого величия понять, что они собой представляли, как жили, что с ними стало. Ведь сейчас человечество потеряло практически все знания о продвинутых технологиях, разучилось строить огромные корабли для перемещения между лунами и даже помощников-роботов не создает само, а находит в процессе раскопок. Что произошло, что привело к таким последствиям? Ответ в финале может показаться довольно банальным для научной фантастики, однако в нашем случае важен не финальный штрих, а чарующий процесс создания картины.
Heaven’s Vault неспешна, как некоторые из ее космических рек. Медленно плавая по ним под переливы красивой музыки, беседуешь со своим железным напарником о смысле жизни и смерти, природе этих самых рек и многом, многом другом. Вообще, разговоры оказались одной из самых примечательных особенностей игры — они написаны очень естественно, а их количество удивляет.
Во время перемещений красивых видов хватает…
Чаще всего придется болтать с сопровождающим роботом, поскольку на заброшенных планетах с населением туговато, однако ни одна из случайных бесед не выбивается из контекста. Во время исследования Алия, главная героиня, и ее спутник говорят о том, что видят или о чем думают: о найденных артефактах, окружении, погоде, опасности, особенностях быта древних народов. Игра практически никогда не оставляет наедине с собственными мыслями, а постоянно сообщает через персонажей массу интересных подробностей.
Переговоры с другими людьми строятся немного по-другому: здесь уже появляется выбор из трех вариантов, но без деления на хорошие и плохие. Просто беседуешь, задаешь интересующие вопросы, получаешь (или нет) необходимую информацию, в некоторых случаях пытаешься торговаться, в других — консультироваться. Вообще, тот факт, что за двадцать часов, которые ушли на первое прохождение, ни один из диалогов не показался скучным, говорит о многом.
Да и нелинейность тоже играет проекту на руку. Если не хотите кому-то платить за нужные сведения, то всегда можно обойтись своими силами. Продавать робота или нет — ваше дело, вдруг он надоел своей болтовней и холодным рациональным мышлением. Heaven’s Vault никогда не оставляет игрока на развилке с ярким указателем — ты просто медленно плывешь по сюжетному течению, поступая так, как хочется, а там будь что будет.
…впрочем, как и на поверхности лун
…мертвый язык
У Heaven’s Vault есть еще один очень важный пласт, без которого игре вряд ли удалось бы выделиться. Давным-давно люди разговаривали на языке, который теперь называют древним. Умеющих его читать не так много, а сама героиня в начале игры знает лишь несколько простеньких слов и кое-как складывает их в небольшие фразы. Но чем больше текстов переводишь, тем обширнее становится словарный запас Алии, что позволяет ей расшифровывать все более и более длинные предложения. В какой-то мере это похоже на прокачку характеристик персонажа… или самое настоящее изучение иностранного языка!
Сам процесс, конечно, выполнен с условностями. У символов есть всего три-четыре варианта перевода — необходимо выбрать один и поставить все так, чтобы слова сложились в более-менее осмысленный текст. Причем можно попробовать догадаться как по контексту, так и по форме иероглифа. Например, знаки, связанные с водой, имеют схожие черты, так что наверняка нечто незнакомое, но похожей формы будет либо обозначать жидкость, либо иметь к ней какое-то отношение. Однако нередко возникают ситуации, когда одно слово способно кардинально изменить всю фразу. Вот, скажем, Боги приветствуют странника или же охраняют? А вот это мы или все-таки я? Вроде бы и то, и то звучит правильно, но разница огромна.
Получается, что в процессе изучения разнообразных текстов создаешь собственную картину прошлого, исходя из своих же переводов. Игра, в свою очередь, поддерживает интригу, подтверждая правильность того или иного слова только в том случае, если его значение было верно выбрано в нескольких независимых фразах. В случае же ошибки некорректный вариант вычеркивается, а система предлагает заменить его оставшимися в списке. Вот так выглядит процесс расшифровки:
Знакомые слова можно просто вставлять в подходящие слоты, а вот с теми, которые не знаешь, придется повозиться
Самое смешное, что тексты по большей части не влияют ни на что, кроме пополнения словарного запаса героини и вашего личного желания узнать, что же все-таки написано на найденной недавно кружке или кинжале. И это любопытство не отпускает настолько, что можно часами копаться в списке фраз, тут и там подправляя значения исходя из изменившегося контекста. Получился практически идеальный симулятор переводчика!
Причем ближе к концу настолько привыкаешь к странным закорючкам и способу письма древних жителей, что начинаешь понимать смысл фраз без каких-либо подсказок. Разработчики говорили, что планировали создать имитацию, а не полноценный язык, но даже в этом случае результат получился очень достойным, а саму идею и ее воплощение можно назвать одной из самых интересных игровых механик за последние несколько лет. Кстати, весь накопленный словарный запас переносится в «Новую игру +», так что если за первое прохождение не удалось все понять, то во втором заходе будет куда проще.
Неточности калибровки
Конечно же, когда игру делает небольшая команда, это всегда заметно. В данном случае очень сложно привыкнуть к визуальному стилю. С одной стороны, в статике он выглядит вполне неплохо, однако стоит куда-то пойти, сразу вылезает практически полное отсутствие анимации, а моделька персонажа превращается в полупрозрачный, еле ковыляющий манекен. Еще страннее это выглядит на оживленной улице, по которой плавают фактически призраки, которые почему-то проходят через двери, не открывая их. Бр-р-р. Да и сочетание трехмерного окружения с двухмерными персонажами в некоторых моментах смотрится удачно, а в других с головой выдает маленький бюджет.
Люди-призраки, А-А-А-А-А-А!
Еще один неудобный момент, больше похожий на банальную ошибку, — стоит начать диалог, как с экрана пропадают все маркеры. И это в игре, завязанной на исследованиях! Приходится останавливаться, ждать, пока либо героиня, либо напарник проговорятся, а уже потом идти дальше, иначе велик шанс что-то пропустить. Впрочем, беседы практически устраняют негатив, тем более это вполне чинится патчами, которыми студия продолжает полировать игру после релиза.
И серьезно ее улучшать. В списке недостатков у меня на первом месте стояла необходимость каждый раз самостоятельно плыть от одной луны к другой, что под конец уже порядком утомляло, однако после новой заплатки перемещаться по космическим рекам позволили мгновенно (с условием, что пункт назначения находится в уже исследованной области). Такое решение значительно экономит время, поскольку дорога в один конец вполне могла затянуться на добрый десяток минут. Правда, при этом все равно не хватает телепортации внутри локаций — если хочется обменять у торговца одни артефакты на другие, то каждый раз придется топать к нему от места посадки судна.
Есть и несколько других проблем по технической части (вроде не всегда нормально работающей камеры во время диалогов), однако такими мелочами не перебить очарование Heaven’s Vault. Своей размеренностью и кое-где даже схематичностью она может отпугнуть любителей игр, вылизанных от и до, однако даже в этом случае ей стоит дать шанс. Неторопливо прогуливаться по удивительным планетам в поисках артефактов древних цивилизаций, попутно изучая историю и давно умерший язык, куда интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
....
Расшифровка текста…
День первый месяца второго года ХХХХ
Привет, Небула. Ты прекрасна сегодня. Собственно, как и всегда. Каждый, кто хоть раз плавал по твоим космическим рекам, кто осмелился покинуть свою луну, игнорируя предупреждения о том, что за ее пределами можно потерять себя, подтвердит мои слова. Хотя не исключаю, что опасающиеся были все-таки правы. Стоит увидеть тебя сквозь стекло иллюминатора, и сердце навсегда останется здесь, в космосе. С тобой.
Операция завершена
Достоинства:
интересная механика переводов;
шикарная атмосфера космических путешествий;
продуманный мир.
Недостатки:
внешний вид довольно странный;
отсутствие быстрого перемещения внутри локаций;
небольшие технические недоработки.
Графика
В статике картинка выглядит приятно, однако стоит начать двигаться, как магия разрушается. За десятки часов мне так и не удалось толком привыкнуть к ковыляющим полупрозрачным моделькам персонажей.
Звук
Звуковые эффекты, как и музыка, приятны, однако треков определенно не хватает, а если долго что-то исследовать или куда-то плыть, то они еще и внезапно обрываются.
Одиночная игра
Проще всего описать игру фразой «симулятор археолога-лингвиста». Здесь нет экшена и перестрелок, однако изучение незнакомого языка на пару с интересным сюжетом невероятно затягивают.
Коллективная игра
Не предусмотрена.
Общее впечатление
Heaven’s Vault на бумаге может показаться скучной, однако стоит запустить ее и отправиться исследовать Небулу, как оторваться от экрана уже невозможно — интересная механика перевода и неспешный, но выверенный темп повествования и исследований увлекают не на шутку.
Жанр
Приключение
Издатель
Inkle
Разработчик
Inkle
Минимальные требования
Процессор Pentium 4 2,0 ГГц/AMD Athlon XP 1700+ 1,46 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 10, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon HD 7850, 5 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Дата выхода
16 апреля 2019 года
Возрастной ценз
от 17 лет
Платформы
PC, PlayStation 4
Забавно, но в индустрии уже давно принят негласный стандарт археологов и прочих расхитителей гробниц. Собеседования проходят лишь те, кто в равной степени умеет хорошо карабкаться по скалам и ловко обращаться с разным оружием. Убивать, шутить, страдать, еще убивать. Вот только все эти занятия не имеют ничего общего с профессией. К счастью, на этот раз методика отбора дала сбой, и у нас появилась Heaven’s Vault. Неординарная, завораживающая своим удивительным миром и позволяющая почувствовать себя настоящим исследователем-лингвистом, стоящим на пороге великих открытий.
Древние цивилизации...
Да и вообще, кто бы мог подумать, что обычное поручение по поиску пропавшего коллеги-археолога обернется грандиозным приключением на двадцать, а то и все тридцать часов? В игре одна найденная деталь ведет к другой, та — к третьей, и вот уже прочесываешь каждый миллиметр очередных древних развалин, лишь бы не упустить какую-нибудь надпись или артефакт. А посмотреть здесь есть на что!
Кажется, мы нашли что-то очень большое и важное
Пустынные планеты, заброшенные сооружения древних цивилизаций, необычные «сады мертвых» и прочая, и прочая. Несмотря на простоту своих механик (в игре требуется лишь ходить, разговаривать и искать точки, с которыми можно взаимодействовать), Heaven’s Vault работает на топливе из чистого интереса. Стоит поймать волну, как игра уже не отпускает и постоянно предлагает что-то новое, позволяя все больше и больше узнавать о древних цивилизациях.
Попутно пытаешься по остаткам былого величия понять, что они собой представляли, как жили, что с ними стало. Ведь сейчас человечество потеряло практически все знания о продвинутых технологиях, разучилось строить огромные корабли для перемещения между лунами и даже помощников-роботов не создает само, а находит в процессе раскопок. Что произошло, что привело к таким последствиям? Ответ в финале может показаться довольно банальным для научной фантастики, однако в нашем случае важен не финальный штрих, а чарующий процесс создания картины.
Heaven’s Vault неспешна, как некоторые из ее космических рек. Медленно плавая по ним под переливы красивой музыки, беседуешь со своим железным напарником о смысле жизни и смерти, природе этих самых рек и многом, многом другом. Вообще, разговоры оказались одной из самых примечательных особенностей игры — они написаны очень естественно, а их количество удивляет.
Во время перемещений красивых видов хватает…
Чаще всего придется болтать с сопровождающим роботом, поскольку на заброшенных планетах с населением туговато, однако ни одна из случайных бесед не выбивается из контекста. Во время исследования Алия, главная героиня, и ее спутник говорят о том, что видят или о чем думают: о найденных артефактах, окружении, погоде, опасности, особенностях быта древних народов. Игра практически никогда не оставляет наедине с собственными мыслями, а постоянно сообщает через персонажей массу интересных подробностей.
Переговоры с другими людьми строятся немного по-другому: здесь уже появляется выбор из трех вариантов, но без деления на хорошие и плохие. Просто беседуешь, задаешь интересующие вопросы, получаешь (или нет) необходимую информацию, в некоторых случаях пытаешься торговаться, в других — консультироваться. Вообще, тот факт, что за двадцать часов, которые ушли на первое прохождение, ни один из диалогов не показался скучным, говорит о многом.
Да и нелинейность тоже играет проекту на руку. Если не хотите кому-то платить за нужные сведения, то всегда можно обойтись своими силами. Продавать робота или нет — ваше дело, вдруг он надоел своей болтовней и холодным рациональным мышлением. Heaven’s Vault никогда не оставляет игрока на развилке с ярким указателем — ты просто медленно плывешь по сюжетному течению, поступая так, как хочется, а там будь что будет.
…впрочем, как и на поверхности лун
…мертвый язык
У Heaven’s Vault есть еще один очень важный пласт, без которого игре вряд ли удалось бы выделиться. Давным-давно люди разговаривали на языке, который теперь называют древним. Умеющих его читать не так много, а сама героиня в начале игры знает лишь несколько простеньких слов и кое-как складывает их в небольшие фразы. Но чем больше текстов переводишь, тем обширнее становится словарный запас Алии, что позволяет ей расшифровывать все более и более длинные предложения. В какой-то мере это похоже на прокачку характеристик персонажа… или самое настоящее изучение иностранного языка!
Сам процесс, конечно, выполнен с условностями. У символов есть всего три-четыре варианта перевода — необходимо выбрать один и поставить все так, чтобы слова сложились в более-менее осмысленный текст. Причем можно попробовать догадаться как по контексту, так и по форме иероглифа. Например, знаки, связанные с водой, имеют схожие черты, так что наверняка нечто незнакомое, но похожей формы будет либо обозначать жидкость, либо иметь к ней какое-то отношение. Однако нередко возникают ситуации, когда одно слово способно кардинально изменить всю фразу. Вот, скажем, Боги приветствуют странника или же охраняют? А вот это мы или все-таки я? Вроде бы и то, и то звучит правильно, но разница огромна.
Получается, что в процессе изучения разнообразных текстов создаешь собственную картину прошлого, исходя из своих же переводов. Игра, в свою очередь, поддерживает интригу, подтверждая правильность того или иного слова только в том случае, если его значение было верно выбрано в нескольких независимых фразах. В случае же ошибки некорректный вариант вычеркивается, а система предлагает заменить его оставшимися в списке. Вот так выглядит процесс расшифровки:
Знакомые слова можно просто вставлять в подходящие слоты, а вот с теми, которые не знаешь, придется повозиться
Самое смешное, что тексты по большей части не влияют ни на что, кроме пополнения словарного запаса героини и вашего личного желания узнать, что же все-таки написано на найденной недавно кружке или кинжале. И это любопытство не отпускает настолько, что можно часами копаться в списке фраз, тут и там подправляя значения исходя из изменившегося контекста. Получился практически идеальный симулятор переводчика!
Причем ближе к концу настолько привыкаешь к странным закорючкам и способу письма древних жителей, что начинаешь понимать смысл фраз без каких-либо подсказок. Разработчики говорили, что планировали создать имитацию, а не полноценный язык, но даже в этом случае результат получился очень достойным, а саму идею и ее воплощение можно назвать одной из самых интересных игровых механик за последние несколько лет. Кстати, весь накопленный словарный запас переносится в «Новую игру +», так что если за первое прохождение не удалось все понять, то во втором заходе будет куда проще.
Неточности калибровки
Конечно же, когда игру делает небольшая команда, это всегда заметно. В данном случае очень сложно привыкнуть к визуальному стилю. С одной стороны, в статике он выглядит вполне неплохо, однако стоит куда-то пойти, сразу вылезает практически полное отсутствие анимации, а моделька персонажа превращается в полупрозрачный, еле ковыляющий манекен. Еще страннее это выглядит на оживленной улице, по которой плавают фактически призраки, которые почему-то проходят через двери, не открывая их. Бр-р-р. Да и сочетание трехмерного окружения с двухмерными персонажами в некоторых моментах смотрится удачно, а в других с головой выдает маленький бюджет.
Люди-призраки, А-А-А-А-А-А!
Еще один неудобный момент, больше похожий на банальную ошибку, — стоит начать диалог, как с экрана пропадают все маркеры. И это в игре, завязанной на исследованиях! Приходится останавливаться, ждать, пока либо героиня, либо напарник проговорятся, а уже потом идти дальше, иначе велик шанс что-то пропустить. Впрочем, беседы практически устраняют негатив, тем более это вполне чинится патчами, которыми студия продолжает полировать игру после релиза.
И серьезно ее улучшать. В списке недостатков у меня на первом месте стояла необходимость каждый раз самостоятельно плыть от одной луны к другой, что под конец уже порядком утомляло, однако после новой заплатки перемещаться по космическим рекам позволили мгновенно (с условием, что пункт назначения находится в уже исследованной области). Такое решение значительно экономит время, поскольку дорога в один конец вполне могла затянуться на добрый десяток минут. Правда, при этом все равно не хватает телепортации внутри локаций — если хочется обменять у торговца одни артефакты на другие, то каждый раз придется топать к нему от места посадки судна.
Есть и несколько других проблем по технической части (вроде не всегда нормально работающей камеры во время диалогов), однако такими мелочами не перебить очарование Heaven’s Vault. Своей размеренностью и кое-где даже схематичностью она может отпугнуть любителей игр, вылизанных от и до, однако даже в этом случае ей стоит дать шанс. Неторопливо прогуливаться по удивительным планетам в поисках артефактов древних цивилизаций, попутно изучая историю и давно умерший язык, куда интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
....
Расшифровка текста…
День первый месяца второго года ХХХХ
Привет, Небула. Ты прекрасна сегодня. Собственно, как и всегда. Каждый, кто хоть раз плавал по твоим космическим рекам, кто осмелился покинуть свою луну, игнорируя предупреждения о том, что за ее пределами можно потерять себя, подтвердит мои слова. Хотя не исключаю, что опасающиеся были все-таки правы. Стоит увидеть тебя сквозь стекло иллюминатора, и сердце навсегда останется здесь, в космосе. С тобой.
Операция завершена
Достоинства:
интересная механика переводов;
шикарная атмосфера космических путешествий;
продуманный мир.
Недостатки:
внешний вид довольно странный;
отсутствие быстрого перемещения внутри локаций;
небольшие технические недоработки.
Графика
В статике картинка выглядит приятно, однако стоит начать двигаться, как магия разрушается. За десятки часов мне так и не удалось толком привыкнуть к ковыляющим полупрозрачным моделькам персонажей.
Звук
Звуковые эффекты, как и музыка, приятны, однако треков определенно не хватает, а если долго что-то исследовать или куда-то плыть, то они еще и внезапно обрываются.
Одиночная игра
Проще всего описать игру фразой «симулятор археолога-лингвиста». Здесь нет экшена и перестрелок, однако изучение незнакомого языка на пару с интересным сюжетом невероятно затягивают.
Коллективная игра
Не предусмотрена.
Общее впечатление
Heaven’s Vault на бумаге может показаться скучной, однако стоит запустить ее и отправиться исследовать Небулу, как оторваться от экрана уже невозможно — интересная механика перевода и неспешный, но выверенный темп повествования и исследований увлекают не на шутку.
Взято: Тут
10