Maru
Петербургские сфинксы ( 21 фото )
«Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем».1835. Воробьев Максим Никифорович (1787-1855). Русский музей
«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они, как будто, слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест».
Валерий Брюсов
Древний Египет в образах и картинах. Статья о фараоне-отступнике Эхнатоне вызвала большой интерес среди читательской аудитории ВО. Пошли предложения: расскажите про то, расскажите про это… Ах, если бы я побывал в Египте, а главное – смог бы проехать вниз по Нилу от храмов Абу-Симбел до его Дельты, то… да, о многом мог бы тогда рассказать. Кстати, на ВО уже был цикл статей «Война, золото, пирамиды», были статьи про битву при Кадеше, «серебряный гроб» фараона Псусеннеса I, статьи о древнеегипетских модах и о воинах древнего Египта, и даже о золотом и железном кинжалах фараона Тутанхамона. Однако история Египта столь богата и неисчерпаема, что, даже его не посещая, можно вполне найти нечто весьма интересное, в том числе и связанное непосредственным образом… с Россией. Оказывается, мы хотя и далеки друг от друга географически, но в ряде случаев оказывались довольно близки. В частности, именно у нас в стране находятся два огромных гранитных сфинкса, изображающих отца фараона-еретика Эхнатона – Аменхотепа III. И хотя уста их из гранита, они о многом могут нам рассказать!
«Сфинксы на набережной Невы». Гефтлер Карл Эдуардович (1856-1918). Частная коллекция
А было так, что этих сфинксов заказал могущественный фараон Аменхотеп III и поставил перед своим заупокойным храмом. Стояли они на правом берегу Нила, совсем неподалеку от знаменитых «колоссов Мемнона», но прошли годы, потом века, затем тысячелетия и храм этот рухнул, а сфинксов занесло песками пустыни.
«Вид Невы у спуска Академии Художеств». Перро Фердинанд-Виктор (1808-1841). Эрмитаж
Затем, уже в 20-х гг. XIX в. в районе древнего города Фивы начались первые археологические раскопки. И греческому египтологу Янису Атоназису, представлявшего интересы британского генерального консула в Египте Генри Солта, повезло их найти. Хотя какой, собственно говоря, он был египтолог, когда египтология как наука в то время еще только на его же собственных глазах и зарождалась. Ведь изыскания Атоназиса проходили практически одновременно со знаменитой экспедицией Жана-Франсуа Шампольона в Египет, целью которой было пополнение египетской коллекции Лувра. Шампольону сфинкс очень понравился, и он попытался найти деньги для покупки обоих сфинксов. Поэтому одного из них на плоту отправили в Александрию, чтобы ускорить их продажу.
Сфинкс с головой Хатшепсут. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шампольон тогда еще написал, что несомненно сфинксы – это скульптурные портреты тех царей, имена которых начертаны на основаниях подобных памятников. Но сразу сфинксов не купил. Не хватило денег!
«Вид на Академию Художеств с Невы», 1880.» Лев Феликсович Лагорио (1826-1905). Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
И тут в свою очередь их увидел Андрей Николаевич Муравьев – молодой российский офицер, участник только что отгремевшей русско-турецкой войны 1828-1829 гг. А в Египте он оказался случайно. Решил посмотреть Восток, и… начал с Египта. Увиденный им в Александрии сфинкс поразил его до глубины души, и он решил, что неплохо бы пару таких сфинксов купить России.
«Пристань у Академии художеств в лунную ночь». Сажин Михаил Макарович (1818-1887). Конец 1830-1840-х гг. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Понятно, что денег у него тоже не было, но он написал русскому послу в Константинополе, а тот по дипломатическим каналам переслал его вместе с рисунком императору Николаю I. А тот, даром что был самодержец, сгоряча решать такое дело не стал, а запросил мнения Академии художеств: полезно ли будет для России сие приобретение? И Академия сказала: «Полезно!», и царь ответил: «Купим!», хотя и сразу подписать решение академического Совета не успел. Однако, вопрос все равно решился положительно. Мало того, было решено прямо перед зданием Академии устроить гранитную пристань и украсить ее фигурами двух этих сфинксов, мол, тут тебе воедино будут слиты и польза, и красота! Работу по проектированию пристани поручили архитектору Константину Андреевичу Тону.
Первоначальный проект оформления пристани. Архитектор К.А. Кон
Кстати, сначала пристань должны были украшать конные фигуры. Но за их отливку запросили очень дорого. Таких денег у Академии не нашлось.
Сфинкс из древних Фив. Современный вид. (Фото А. Тимофеевой)
Мобильные телефоны тогда отсутствовали, письма шли месяцами, поэтому пока решение императора добралось до Александрии, нетерпеливый грек уже успел сфинксов продать правительству Франции, чтобы они украшали одну из площадей Парижа. И не видать бы нам этих сфинксов, как своих ушей, если бы в 1830 году во Франции не началась очередная революция. В этих условиях ее правительству стало уже не до сфинксов, и оно расторгло сделку.
«Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью». 1835. Воробьев М. Н. Государственная Третьяковская галерея
Вот тут-то наш Муравьев и подоспел, и купил сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями – большие по тому времени деньги.
Эскиз оформления набережной после получения сведений о покупке сфинксов…
Впрочем, купить было мало. Встав вопрос, как доставить их в Россию. Ведь каждый сфинкс весил целый 23 тонны!
Пришлось пойти на дополнительные расходы. Прежде всего было зафрахтовано судно «Буэна Сперанца» (Добрая надежда), затем из толстых бревен сооружена плавучая пристань, а на самом корабле увеличили люк для погрузки и укрепили толстыми бревнами днище судна.
И вот 29 мая 1831 года сфинксов начали грузить на этот корабль. Первого сфинкса приподняли над плавучей пристанью краном, подвели к самому кораблю и начали медленно спускать его в трюм. До палубы оставалось меньше метра, как раздался оглушительный грохот. Кран на пристани, не выдержав тяжести, пошатнулся, его деревянные ворота сломались, а толстые канаты, на которых он висел, лопнули. Сфинкс рухнул на палубу, повредил мачту и один из бортов, а лопнувшими канатами была довольно сильно попорчена правая часть головы одного из сфинксов. От середины шеи и до самой макушки по его лицу прошла глубокая борозда.
Вот след от этого происшествия
Пристань пришлось укреплять, кран чинить, причем опущенный в трюм сфинкс раздавил все бревна-катки, которые под него подложили! Правда, второго сфинкса сумели опустить в трюм уже без происшествий, и там их обоих надежно закрепили на случай штормов. Отдельно в ящиках погрузили куски гранита – чинить повреждения.
Вот так сфинксы смотрятся на набережной сегодня. Массивный пьедестал добавляет им величия!
Плыла «Буэна Сперанца» в Россию… целый год! Ровно столько времени заняло ее плавание из Александрии в Петербург вокруг Европы! И только летом 1832 года она вошла в воды Невы, из ее трюма выгрузили сфинксов. Но… так как набережная к их приему готова еще не была, их поставили во дворе Академии, где они простояли еще целых два года.
И на рассвете, как и положено, сфинксы смотрят на солнце…
Только в апреле 1834 года их наконец-то водрузили на гранитные постаменты, на которых они стоят и сейчас. А спустя девять лет (вот как неспешно в то время жили люди!) монументальный мастер С. Л. Анисимов вырезал на каждом постаменте надпись, удостоверяющую их происхождение: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святаго Петра в 1832 году».
Вот эта надпись!
Дополнительным украшением пристани со сфинксами стали высокие бронзовые светильники (жирандоли) по проекту архитектора К. А. Тона, украшенные литыми рельефами. Внизу они опираются на мощные львиные лапы. Рельефы в верхней части светильников изображают танцующих греческих девушек, и ниже переплетаются листья и стебли. Хотя проект изменился, Тон все же сохранил эти бронзовые колонны-светильники в античном стиле. Отлил их на Колпинском заводе мастер П. П. Геде.
А еще пристань украшают четыре литых грифона…
И бронзовые светильники – жирандоли
Безусловно российских египтологов заинтересовала надпись, сделанная на основаниях сфинксов. Надписей две, и они опоясывают каждую скульптуру. Длина их значительна - от 5,5 и до 6,5 м. Есть надписи и на груди у сфинксов (царский картуш с именем фараона), и перед их вытянутыми лапами.
Иероглифическая надпись на стороне между лапами
Прочитать надписи было легко. Это была титулатура Аменхотепа III, в которой он именовался «могучим тельцом», «сыном Ра любимцем его», «Владыкой вечности» и многими другими красивыми именами. Но ученые заметили, что глубина врезанных в камень надписей различается. То есть, одни надписи были соскоблены и заменены другими. Причем, делалось это наспех, потому, что, изменив одно слово, мастера нередко забывали изменить другое, связанное с ним грамматически и по смыслу. В результате получилось так, что текст, восхваляющий «могучего тельца», стал содержать грубые ошибки и нелепые фразы, чего изначально быть просто не могло.
А знаете, что здесь написано? Вот перевод: «Да живет Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра». Небмаатра – тронное имя Аменхотепа III
Причем, одни иероглифы вырезаны очень красиво, со старанием, тогда как другие кое-как и явно в спешке. То есть некоторые знаки и надписи были срублены, а на их месте вырезаны новые. Потом эти новые знаки тоже срубили и вырезали новые иероглифы.
Вид сзади
А причина оказалась очень простой. Фараон Эхнатон, в ходе своей реформы столь яро ополчился на старых богов, что приказал повсеместно, в том числе и на монументах своего отца, уничтожить имена бога Амона, а также все иероглифы, изображающие священных животных, которым поклонялись египтяне. А затем… затем их пришлось вырезать опять и делалось это явно в спешке. Причем бороды у сфинксов были отбиты тоже в то далекое время. Сын не пощадил даже памятников своего отца – вот насколько Эхнатон был принципиальным человеком!
А это, как видите – хвост!
Для египтян сфинкс символизировал силу и разум. Они верили, что, поставив их у входа в гробницу фараона или храм, они таким образом защитят их от враждебного мира. Они обладали могуществом богов, а после того, как в Египте стали обожествлять его царей, сфинксов начали изображать с лицами фараона и обязательно с атрибутами их власти: головным платком – немисом, уреем – изображением головы священной кобры, и ожерельем вокруг шеи.
Иногда сфинксы принимают совершенно мистический вид
В годы Великой Отечественной войны для защиты от осколков снарядов вокруг сфинксов были сооружены деревянные ограждения, заполненные мешками с песком. Затем в 1959 году была проведена их первая реставрация, а в 2002 году – вторая. Впрочем, для непосвященного они смотрятся просто отлично, именно так, как и должны смотреться находки, пришедшие к нам из глубины веков!
P.S. Автор выражает признательность А. Тимофеевой и Н. Михайлову за выполненные ими фотографии сфинксов.
Автор:Вячеслав Шпаковский
Взято: Тут
1781