MarinaKirova
История велосипедных войск в России и мире ( 13 фото )
Русские солдаты с винтовками и складными велосипедами, период 1-ой мировой войны
К концу 19 века получил распространение велосипед, новое колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали (редко через ручные рычаги), который сразу же обратил на себя внимание военных.
Он имел существенные преимущества перед лошадью, которая было тогда основным средством передвижения: низкая стоимость, существенно превышает скорость пешехода, обладает хорошей проходимостью, сравнительно безопасен в эксплуатации, прост в обслуживании и не требует заправки топливом, бесшумен, малоразмерен и легко переносится на себе велосипедистом и др.
В России вопрос о применении велосипедов армией стал изучаться в конце 80-х.
В те времена, когда ещё не было радиосвязи, прежде всего, предполагалось использовать новый вид транспорта посыльными – самокатчиками (военнослужащими велосипедных-самокатных подразделений) для доставки приказов, распоряжений командования, рапортов нижестоящих штабов и др.
Велосипед предполагалось также использовать для армейской разведки, подвоза продуктов, медикаментов и боеприпасов, вывоза раненых с поля боя, транспортировки вооружения по разбитым дорогам или вообще бездорожью.
Как средство связи, велосипедистов впервые применила французская армия на маневрах 1886 года. В качестве боевой техники (для транспортировки людей и грузов) первыми инициативно применили велосипед американские солдаты во время Испано-американской войны на Кубе в 1889 году. Это было пока самодеятельное неорганизованное использование велосипеда. Далее их примеру последовали англичане, создав во время англо-бурской войны (1889–1902) регулярные велоподразделения.
На фото двухместный и восьмиместный «велотранспортеры» периода 1-й Мировой войны, предназначенные для перевозки личного состава. Трансвааль (Южная Африка)
Получив положительные примеры применения самокатчиков-посыльных, военное ведомство Великобритании сформировало в 1904 году батальоны самокатчиков, которым были приданы пулеметы и кавалеристы.
Германия вступила в Первую мировую войну, уже имея в составе армии 18 рот егерей-самокатчиков (в каждой по 3 офицера и 113 нижних чинов). В немецких пехотных и кавалерийских полках имелись небольшие самокатные соединения. К 1918 году общее число самокатных рот в рейхсвере превысило 80.
И без того не очень сложная конструкция велосипеда постоянно усовершенствовалась, модернизировалась. Появились специальные – боевые виды велосипедов.
Французы, например, разработали компактный боевой велосипед-ранец. Велосипед переносился в сложенном состоянии на спине как армейский ранец, при этом боец мог вести огонь из любого оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена и лёжа. В случае необходимости велосипед доставался из ранца, собирался и на хорошей дороге развивал скорость до 30 км в час.
Пулемет на велосипеде-трицикле. 1901 год Франция
Этот велосипед, несколько модернизировав, спецвойска союзников использовали во время Второй мировой войны.
После Первой мировой войны боевые велоподразделения существовали практически во всех основных армиях мира.
В Российской императорской армии самостоятельная велосипедная команда была создана в 1897 году. Участие сводной команды самокатчиков в маневрах Русской армии под Белостоком летом было признано удачным - за действиями команды наблюдал лично император Николай II. На вооружении русской армии состоял военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова, который с 1916 году производили заводы в Москве и Харькове.
Любил прокатиться на велосипеде и государь-император. На фото с цесаревичем Алексеем
Не прошла мимо велосипеда и правительственная охрана.
Издревле практически во всех странах мира укоренилась традиция почетного эскортирования высоких особ: царей, королей, президентов и премьер-министров, высоких иностранных гостей.
До появления автомобилей это, как правило, был конный почетный эскорт.
В Англии это Королевская конная гвардия, во Франции Кавалерский полк Республиканской Гвардии, в России это Кавалергардский полк и Собственный Конный конвой ЕИВ, а с 2003 года в Российской Федерации - Конный эскорт Президентского полка.
С появлением автомобилей конный почетный эскорт постепенно утрачивал свое значение, уступая новым транспортным средствам, прежде всего, в скорости.
Но была и еще одна проблема.
Традиционная лошадь и автомобиль не всегда «уживались» друг с другом. Не просто было научить лошадей эскорта не боятся шума автомобилей, резких выхлопов-хлопков двигателя. Лошади пугались, разбивали парадный строй и т.п. Много карет, колясок и подвод, как правило, выстраивалось по пути движения императорского автомобильного кортежа.
Один из параграфов инструкции Охранной агентуре предусматривал, что: «…При нахождении на дорогах войсковых или гофмаршальских обозов, чины охраны предупреждают начальников таковых о могущем быть Высочайшем проследовании и просят обставить пугливых лошадей особыми чинами…»
Тем не менее, чрезвычайные происшествия имели место довольно часто и иногда император лично компенсировал пострадавшим испорченный товар из перевернутых телег или распоряжался об отправке в больницу пострадавших. Об этом сохранились записи в хранящихся в архивах донесениях Дворцового коменданта.
Один из подобных случаев описывается в архивном деле, озаглавленном «Об обеспечении семьи крестьянина Сахарчука Ильи Евстафьевича, умершего от удара автомобиля охраны Государя Императора 22 июня 1915 г.».
Местный уездный урядник в своем рапорте гродненскому губернатору писал: «Ваше Превосходительство, о Высочайшем проезде меня никто не уведомлял. Об этом я узнал только за полтора часа до проезда, обнаружив проехавшую на автомобиле царскую охрану. В этот день по шоссе Пружаны-Беловеж-Гайнувка шло свыше 500 подвод, на которых ехали 2000 рабочих, следовавших на работы в Гродно. Мною немедленно были посланы конные стражники, чтобы очистить от случайных подвод дорогу, так как Высочайший проезд ожидался из Барановичей через Волковыск на Ружаны-Пружаны. Стражники очистили путь насколько смогли, но часть подвод, за 5 верст до Беловежа, они не успели догнать, и хвост этих подвод нагнали два автомобиля, шедшие с охраной его Императорского Величества. Однако сопровождавшие рабочих урядники, услышав шум автомобилей, свернули все эти подводы в сторону, так что проезд оказался совершенно свободным (подводы каждой волости следовали под наблюдением своего урядника). Между тем, при приближении автомобилей с охраной, лошадь крестьянина Ильи Сахарчука, испугавшись шума, а возможно от укусов оводов (которых в пуще масса), бросилась в сторону с такой силой, что отбросила Сахарчука прямо на полотно шоссе, под автомобиль охраны, который и смял его, причинив смерть…В это время подъехал сам Государь Император и изволив поинтересоваться происшествием, сам расспрашивал и разговаривал с крестьянами, которые не знали, кто именно говорит с ними; когда же подъехал урядник, вероятно, сказавший крестьянам, кто перед ними, то все стали кричать «ура» и радостно приветствовать Государя Императора.
Убитый крестьянин по фамилии Сахарчук имеет 56 лет, родом он из деревни Цвальбичи Ревятичской волости Пружанского уезда».
С увеличением числа автомобилей пришлось, по крайней мере, в больших городах, отказаться от конных нарядов и заменить их велосипедистами.
Сегодня в большинстве стран самым распространенным почетным эскортом стали мощные мотоциклы, сменившие велосипеды.
Но был период, когда руководители государственной охраны сначала в качестве эскорта, а потом и в других целях попыталась использовать велосипеды.
Первым решил испробовать в охране это новое транспортное средство министр внутренних дел России В.К.Плеве. В 1904 году он впервые использовал велосипедистов в своем сопровождении при поездках по Санкт-Петербургу.
Однако этот эксперимент не был удачным.
На агентов-велосипедистов, в соответствии с инструкцией возлагались практически невыполнимые обязанности.
«При следовании за охраняемым лицом на велосипедистов возлагается обязанность не только подачи помощи или поступить в распоряжение указанных лиц, но следя за экипажем и находясь почти в том же положении, в котором находится охраняемое лицо, велосипедист обязан наблюдать за действенностью охраны и обо всем замеченном в пути следования (особенно, на линии где нет постов, большое пространство поста и между постами, темнота, испорченность дороги и др.) докладывать в охранную агентуру
Следуя за экипажем, велосипедист в зависимости от времени дня, места и погоды, должен держать себя так, дабы не обращать собою внимание на экипаж и в то же время никогда его из вида не терять…»(Текст инструкции без исправлений).
И это только часть того, что, кроме сосредоточения внимания на управлении необычным для него транспортным средством - велосипедом, должен был делать охранник эскорта.
Естественно, трудно ждать от велосипедиста качественного наблюдения за окружающим, тем более эффективных действий в сложных ситуациях.
По одной из версий сначала это были казаки СЕИВ конвоя.
Но как Александру I в Тильзите пришлось натерпеться стыда, когда он попытался использовал лейб-казаков в качестве морских гвардейцев, посадив их гребцами на императорскую шлюпку, так и при Николае II велосипед так и не смог казаку заменить коня.
Негативную оценку использования охранников-велосипедистов усилила гибель 15 июля 1904 года охранявшегося велосипедистами министра В.К.Плеве. Члену боевой организации эсеров Е.С.Сазонову удалось обойти охрану, приблизиться к карете министров и бросить взрывное устройство в ее окно.
Один из четырех агентов велосипедистов (по одной из версий) ехал в 10-20 метрах впереди кареты. Старший по охране - личный телохранитель министра агент охранного отделения Фридрих Гартман сопровождал министра, держась у задних колес кареты попеременно, то справа, то слева. Два охранника следовали за каретой, обогнав карету сопровождения.
Ближе всех к взрыву оказался Гартман. При взрыве он практически не пострадал и принял участие в задержании злоумышленника-террориста.
Полицейские чины рассматривают взорванную коляску министра В.К.Плеве
В списке Охранной агентуры, подведомственной Дворцовому коменданту, находившихся в командировке в Красном селе и Ропше с их окрестностями, поименно перечислена «команда Кузнецова» из 22 велосипедистов.
В «Наказе чинам Охранной агентуры» подготовленном в конце 1914 года ее заведующим полковником Спиридовичем А.И., много внимания уделяется велосипедным делам.
В разделе - Гимнастика и спорт, отмечается, что агенты должны уметь ездить на велосипедах, грести и ходить на лыжах.
В целях наилучшего ознакомления с устройством велосипедов, в агентуре преподается сборка и разборка таковых и производится обучение правильному с ними обращению
Агент, получающий на руки велосипед получает вместе с ним и велосипедную книжку, в которую заносится велосипед со всеми принадлежностями и в которую вписываются последовательно все поломки, исправления и передачи велосипеда.
В соответствии с тем, что «…некоторые из агентов как в городе, так и в командировках несут службу на велосипедах», в подготовленных для занятий с агентами «Сведениях, необходимых для каждого агента охранной агентуры», разъсняется, что:
«…Велосипедисты назначаются:
- для передачи более быстрых приказаний по всем постам;
- для предварительного освещения (изучения) местности перед поездкой охраняемого лица;
- для выяснения пути следования и мест посещения охраняемого лица;
- для установления охраны в отдаленных местах от мест расположения команды и др.».
Так, в одной из поездок в мае 1906 года вдовствующей императрицы Марии Федоровны вместе с княгинями Ксенией и Ольгой, в.к. Александром Михайловичем и принцем Петром Александровичем Ольденбургским «на моторах» на рыбную ловлю их сопровождают восемь агентов на велосипедах.
На всем участке трассы от Гатчины до села Никольское-Сивориц они следовали за четырьмя автомобилями кортежа, передавая наблюдение друг другу по очереди».
На какой-то период мода на применение велосипедов в охране неуклонно завоевывает позиции.
Во всех странах мира специальные ведомства активно пытаются внедряли их работу охраны.
Почетный конный эскорт и полицейские агенты-велосипедисты в охране электромобиля президента США Теодора Рузвельта. Фото 1901 год
Однако, период использования в эскортировании и охране агентов-велосипедистов продлился очень недолго. Велосипед также существенно уступал автомашинам в скорости. Его сменил мотоцикл, который, как уже было сказано, в настоящее время стал основным транспортом для почетного эскорта. Но это в случае масштабных протокольных церемоний.
Мотоэскорт президента США Дж.Ф.Кеннеди во время посещения Дублина 26 июня 1963 года
Мотоэскорт 9-го Управления КГБ СССР сопровождает кортеж ЗИЛов. Учения. Аэродром Внуково. Конец 80-х
И возвращаясь к велосипеду.
Со времен появления велосипеда редко кто упускал возможность прокатиться на нем «с ветерком».
Даже вождь мирового пролетариата В.И.Ленин не только любил дальние велосипедные поездки, но даже стал жертвой ДТП. Дело было во Франции в 1909 году и тогда у него еще ВЧК не отвечала за его безопасность. В декабре 1909 года он возвращался с аэропланного шоу, проходившего в окрестностях французской столицы. За несколько миль до Парижа он был сбит легковой автомашиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьезные ушибы.
За рулем шикарного «Серебряного призрака» (Rolls-Royce Silver Ghost) оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и, применив знание французских законов,… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. Очень часто Владимира Ильича в его велопробегах сопровождали жена Надежда Константиновна и сестра Мария Ильинична, тоже освоившие модный двухколесный транспорт.
С большим уважением относился к велосипеду и будущий итальянский «дуче» - Бенито Муссолини.
Велосипедист Бенито Муссолини
Обама
Макрон и премьер Дании
Любят проехаться на велосипедах и молодые руководители России. И умение ездить на велосипеде также актуально сегодня для сотрудников российской государственной охраны (ФСО), как и в прошлом и позапрошлом веках.
Президент РФ и премьер-министр на велосипедной прогулке. Охрана, видимо, дала возможность продемонстрировать их демократичность, деликатно отстав или выехав вперед
Взято: Тут
509