GadbaG

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата ( 15 фото )

Рыцари и доспехи. Со временем организаторы турнирных поединков стали все больше и больше внимание обращать на их зрелищность. Чтобы они были бы интересны не только их участникам, но и зрителям. Так появился, например, и «механический» реннен – состязание, при котором от удачного удара по тарчу тот отрывался от кирасы вместе со многими крепежными деталями и все это взлетало высоко в воздух. Для этого под кирасой был установлен специальный пружинный механизм, соединенный с тарчем при помощи штыря. Штырь этот проходил через отверстие в тарче, а снаружи заклинивался металлическими клиньями и шайбой. Соответственно под тарчем тоже была пружина, которую в сжатом виде удерживали эти самые клинья. При ударе копья о тарч тот давил на пружину, пружина сжималась, клинья освобождались и уже его не держали.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Вот эта фотография дает хотя бы некоторое представление о том обилии, а иного слова и не подберешь, доспехов и оружия, что можно увидеть в Венском арсенале. Это только лишь один из рядов, в котором выставлены как боевые, так и турнирные доспехи. Крайняя слева – доспехи курфюрста Фридриха фон дер Пфальца, созданные миланскими оружейниками семьи Миссальа. В конце — доспехи для гештеха и реннена.

Два рычага, находившиеся под тарчем, с силой выталкивали его вверх, и тарч, а также удерживавшие его клинья разлетались в разные стороны. Расчет при этом был на то, чтобы публика своими глазами увидела результат попадания и «силу удара», что безусловно повышало бы зрелищность выступления. Большим любителем подобного игрища был опять же император Максимилиан I, которого очень забавляло, как от его сильного удара обломки тарчей высоко взмывали в воздух. Причем, если участвовавший в этом турнире всадник не мог «высидеть» удар, то есть валился из седла, то от дальнейшего участия в турнире его отстраняли.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Реннен. Раскрашенная гравюра из турнирной книги императора Максимилиана I «Фрейдал». 1512-1515 гг. (Венская оружейная палата)

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Таранный удар копьем. Раскрашенная гравюра из турнирной книги императора Максимилиана I «Фрейдал». 1512-1515 гг. (Венская оружейная палата)

Другой разновидностью реннена был «точный» реннен. Участвовавший в нем всадник носил реннцойг. Поножи или наручи практически не использовались. Шаффрон – глухой, без смотровых отверстий. Лошадь покрывалась кожаной попоной и накидкой из яркой ткани. Точным реннен назывался потому, что столкновения осуществлялись на полном скаку, то есть лошади навстречу друг другу мчались очень быстро и требовалась немалая сноровка, чтобы при этом еще и попасть в тарч противника.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

«Точный реннен». Над головой всадника показан тарч, вылетевший из захватов. Иллюстрация из «Книги турниров». Автор: Ганс Бургкмайр Младший (1500 – 1559). Время создания: 1540 г. (Государственная библиотека Баварии, Германия)

Однако попасть в него было еще полдела. Нужно было выбить тарч из захватов, которые удерживали его на кирасе. И если тарч падал на землю, его обладатель считался побежденным. Как правило, доспехи для ног в этом виде турнира не предусматривались, достаточно было набедренников дильже.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Дильже крупным планом. (Дрезденская оружейная палата).

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Дильже с рифлением. (Дрезденская оружейная палата).

Но самой опасной разновидностью «механического» реннена считался другой его вид – бундреннн. Для участия нем реннцойг оснащали специальным нагрудником, который назывался бунд. На нем устанавливался механизм, устроенный так, что при удачном ударе копья противника в тарч он выбрасывал его вверх, и тот взлетал высоко вверх над головой поединщика. И мало того, что взлетал, он еще и рассыпался на множество сегментов. Но так как под этим тарчем подбородника всадник не имел, любая неточность в сборке механизма или его работе приводила к смертельной опасности. Чтобы все это обеспечить, на кирасе монтировались две направляющие, которые проходили по ней до самого турнирного салада.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Бундреннен. Иллюстрация из «Книги турниров». Автор: Ганс Бургкмайр Младший (1500 – 1559). Время создания: 1540 г. (Государственная библиотека Баварии, Германия)

И опять-таки император Максимилиан I выступал также и в бундкирасе на турнире бундреннен. Когда щиты разлетались, придворные радовались, однако его участие в столь опасном состязании доставляло им большое беспокойство и вызывало немалую озабоченность.

«Жесткий» реннен был самой простой разновидностью двух предыдущих состязаний. Тарч в нем наглухо привинчивался одним либо двумя винтами к кирасе и никуда при ударе не улетал. Суть поединка состояла в том, чтобы опять-таки переломить свое копье о тарч противника и… все! Сломавший копье рыцарь объявлялся победителем!

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Турнирный доспех штехцойг Максимилиана I со шлемом «жабья голова». Аугсбург, 1494 г. Вполне мог применяться для «смешанного» реннена!

«Смешанный» реннен был специально придуман забавы ради. В поединке участвовали два рыцаря, но в разных доспехах. Один в штехцойге, другой в реннцойге. Тот, который был одет в штехцойг, имел на копье корончатый наконечник. Облаченный в реннцойг – обычный острый. Соответствующим было и конское снаряжение. Цель поединка была все та же – сломать свое копье о тарч противника и вдобавок выбить его из седла.

Для «полевого» реннена нужно было облачиться в полные рыцарские доспехи, чтобы все на них поглядели и… опять же сломать копье. Вся разница – показать себя облаченным в полированную сталь.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Каркас нагрудника для поединков в стиле «механического» реннена. Хорошо виден установленный на нем механизм. Но съемные детали отсутствуют. Конец XV в.

А вот полевой турнир – это было уже групповое состязание двух отрядов. То есть все было точно так же, как и на войне. Копье использовалось боевое, а не турнирное. Но цель была все та же – «переломить копье». Поэтому мечи рыцари на этот турнир с собой не брали. Однако, иногда правилами оговаривалось их использование. И тогда, сломав копье, участники турнира сражались на мечах. Тупых, разумеется, и, видимо, к этому времени такие мечи делались уже специально.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Турнирный доспех эрцгерцога Фердинанда II Тирольского из так называемого «Орлиного гарнитура». Юбка-колокол должна была надежно защитить ноги во время пешей схватки.

При императоре Максимилиане I были также очень популярны пешие турниры, также требовавшие специальных доспехов. Причем доспехи эти были настолько дороги, что по сути стали привилегией лишь самой высшей знати – герцогов и королей. Выйти на такой турнир в дешевых доспехах было просто неприлично. А ведь были еще и доспехи для конных состязаний, которых требовалось как минимум 2-3, потом боевые доспехи, затем парадные доспехи… Все это привело к попыткам хоть как-то уменьшить стоимость турнирного снаряжения, но так, чтобы на зрелищность поединка это не влияло. Так появились состязания с барьером. На ристалище поединщики выходили в боевых доспехах, однако ноги при этом обычно латами не защищались, поскольку сражающихся разделял деревянный барьер. Бойцы выступали, разделившись на две партии, и сражались через него, стараясь сломать копье своего соперника. При этом копье, как это делали ландскнехты, следовало держать обеими руками. Каждому участнику такого турнира разрешалось сломать от пяти до шести копий. Ну, и, разумеется, судьи следили, чтобы никто не наносил удары ниже пояса.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Доспехи для пешего турнира императора Максимилиана II, сына Фердинанда I, 1571 г.

Такие турниры стали проводить перед конными состязаниями штехен и реннен, чтобы дать возможность конным рыцарям время на подготовку своего сложного снаряжения для выхода на ристалище. К середине XVI века, хотя и находились сильные и ловкие рыцари, которые предпочитали участвовать именно в турнирах штехен и реннен, и рассматривали их как единственно достойное рыцаря занятие, все большее количество представителей знати рассматривало это уже как снобизм и предпочитало пешие поединки. Не гнушались участвовать в них, демонстрируя свои роскошные доспехи публике, даже короли.

Эпоха Ренессанса отразилась и на турнирном искусстве. Итальянцам тяжелые доспехи для немецкого турнира не нравились, и они этой северной рыцарской моде следовали неохотно. Со временем стали модными турниры по итальянским правилам. Например, уже в середине XVI века стали популярными два вида: свободный турнир, или «свободный» реннен, для которого использовались обычные боевые доспехи лишь с некоторыми дополнительными защитными элементами.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Дополнительные защитные детали для «свободного» реннена.

Для поединка через барьер, как здесь уже сообщалось, сначала применялся штехцойг. Но постепенно его заменяли облегченными итальянскими доспехами, по форме приближающимися к боевым. Приблизительно к 1550 году доспех для этого «нового» поединка через барьер отличался от боевого доспеха только новым шлемом, лишь слегка похожим на старую «жабью голову».

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Новый доспех для поединка через барьер ок. 1550 г.

Немецкие знатные дворяне, зрители и участники итальянских турниров постепенно отказывались от тяжелого немецкого снаряжения и все чаще использовали обычные боевые доспехи, оснащенные различными дополнительными защитными деталями.

Эти новые доспехи можно было использовать и на свободном турнире, и на поединке через барьер. Так достигалась немалая экономия средств, так что неудивительно, что они также получили самое широкое распространение и в Германии. Теперь этот доспех не имел ничего общего с прежним штехцойгом. Голову рыцаря защищал бургундский шлем армэ. Причем турнирный шлем от боевого отличало левостороннее усиление забрала. К левому плечу доспеха привинчивался стальной немецкий штехтарч, несколько выгнутый снизу. Такие накладные гарды были известны и ранее. Но тогда они были гладкими, чтобы наконечник копья с них соскальзывал. Новую пластину отличала толстая ромбовидная решетка из стальных прутьев. Корончатый наконечник копья по такой пластине уже скользить не мог, но именно этого-то создатели доспеха и добивались. Теперь удар нужно было «высидеть» и любой ценой удержаться в седле!

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Доспех, оснащенный штехтарчем с решеткой.

Еще одним важным элементом нового защитного снаряжения являлись наручи гард-бра с латными перчатками (причем особо хорошо была левая рука!) и подвижные набедренники.

Во второй половине XVI века при дворах саксонской знати вошел в моду смешанный вариант турнирных доспехов: нечто среднее между — штехцойгом и реннцойгом. Шлем – все тот же турнирный салад. Однако он крепился к кирасе сзади с помощью специального кронштейна, который не давал сбросить его с головы ударом копья. Некоторое время такие доспехи были, по-видимому, очень даже популярны, причем их именно так и называют – «саксонские турнирные доспехи». Но к 1590 году они вышли из моды, схватки двух рыцарских отрядов, имитирующих сражение, практиковались даже в начале XVII века.

«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата история

Тарч 1575 г. для турниров в боевых доспехах; поверхность украшена травленым с чернением и рисунком золотом в клетках ромбической решетки. Германия. Ок. 1550 г. Сцена изображает подвиги Геракла – борьбу с Немейским львом, Лернейской гидрой и Цербером. Здесь же в дополнение изображена Леда с лебедем и… рыцарь XVI в. Рисунок дополнен изображением трофеев – оружия и музыкальных инструментов. Изготовитель Антон Пеффенхаузер (около 1525 – 1603 гг., Аугсбург)

Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
Штехцойг для гештеха из Венской оружейной палаты
Венская оружейная палата. Доспехи для турниров

Материал взят: Тут

+55151
  • 0
  • 3 002
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno