Ironsmasher
Лев Тихомиров – теоретик русской государственности ( 4 фото )
Имя выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова все еще мало знакомо российскому обществу. Между тем один из его биографов утверждал, что если бы Достоевский прожил дольше, то обязательно написал бы о нем роман. Еще бы – раскаявшийся террорист, ставший защитником православной веры и традиционной русской государственности… Случай, что ни говори, уникальный.
Тихомиров начинал свою жизнь в числе видных революционеров-народовольцев. В 1873 году его арестовали за революционную пропаганду. Более четырех лет он провёл в Петропавловской крепости. В январе 1878 года Тихомирова освободили, оставив под административным надзором у родителей. Но уже в октябре того же года он перешел на нелегальное положение, чтобы продолжить революционную деятельность.
Л. А. Тихомиров в юности
Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Тихомиров на Липецком съезде 20 июля 1879 года поддержал решение съезда "Народной Воли" о цареубийстве. Но в следующем году он вышел из членов Исполнительного комитета, поэтому и не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве, последовавшем 1 марта 1881 года. Не поддержал он и планов покушения на Александра III.
В 1882 году, после разгрома "Народной Воли", дабы избежать ареста, Тихомиров эмигрировал в Швейцарию, откуда затем переехал во Францию. Жизнь заграницей заставила его пересмотреть свое мировоззрение. В 1888 году Лев Александрович издал брошюру «Почему я перестал быть революционером».
Порвав с народовольцами, Тихомиров обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором подводил главный итог русской патриотической мысли конца XIX века: “Чрезвычайную пользу... я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий… Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза… Я понял, что развитие народов совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным.
... Я понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом”.
Александр III даровал ему амнистию. Приехав в Петербург, бывший революционер первым делом отправился в Петропавловский собор поклониться праху Александра II.
На рубеже XIX-XX веков Тихомиров первым из русских ученых занялся исследованием государственного феномена русского самодержавия (поразительно, но до него это никому не пришло в голову, самодержавие только превозносили или ругали). В своей монографии «Монархическая государственность» он впервые детально разработал учение о русской монархической власти, ее сущности и условиях ее деятельности.
После издания новых Основных Законов 1906 года Тихомиров занялся осмыслением реформирования системы «думской монархии». Он предлагал ввести в государственную систему монархического народного представительства с узаконенным господством в нем голоса русского народа. Оговаривал он и то обстоятельство, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательственных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...»
Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова также не осталась без внимания. Его работа «Запросы жизни и наше церковное управление», посвященная вопросу о необходимости восстановления патриаршества, так поразила Николая II, что государь даже выражал желание оставить престол и самому принять патриарший сан.
Перед Первой мировой войной Тихомиров поселился рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Здесь он написал объемную книгу, посвященную истории мирового развития с точки зрения православного мировоззрения. Ежедневно он приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России.
Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919—1920 годах.
Лев Александрович умер 16 октября 1923 года.
Взято: Тут
8