GadbaG
"А мы уйдем на север!.." - 2017. Халуй. Место чудес ( 24 фото )
Для кого-то чудо - это невероятное стечение обстоятельств, для другого - непонятные природные явления или не поддающиеся рациональному объяснению события. В местечке под названием Большой Халуй (с ударением на первый слог) в достатке всего: тут вам и исчезающая река, и рассказы о внезапном прозрении и поплатившихся за порушенную святыню, и магазин, благодаря которому сохранилась одна из местных часовен, а также невероятные "небеса" в ней.
То, что сейчас на карте обозначено как Большой Халуй, когда-то было двумя деревнями с названием Большой и Малый, а еще раньше - Ближний и Дальний Халуй. Как водится, центром каждой из них был храм. Сегодня здесь можно увидеть лишь стоящую на перекрестье дорог часовню Илии Пророка, или, как ее еще назвают, Ильинскую - единственную уцелевшую из трех местных святынь
Хотя часовня считается действующей, регулярных служб тут нет, а второго августа сюда приходят немногочисленные оставшиеся жители и сами мирским чином читают акафист пророку Илие. На здании можно увидеть табличку о том, что часовня является памятником архитектуры XIX века, однако другие источники годами ее постройки называют XVIII век.
Велика была вероятность, что эту часовню разобрали бы так же, как и другие, но вмешался случай: расположенному напротив магазину нужен был склад для хранения стеклотары, вот под него и приспособили нижнюю часть здания. Правда, два восьмерика на крыше к тому времени уже успели снести. Восстановили их совсем недавно - примерно пять-шесть лет назад, взяв за основу образ со старой фотографии.
Кстати, на старом и новом снимках возле часовни можно рассмотреть большой камень. Считается, что он лежит здесь с дохристианских времен, когда никакой часовни тут еще не было, а с просьбами о помощи местные жители приходили к этому камню. В советское время его переместили, чтобы, видимо, не мешался, а уже в наши дни вернули на место, поближе к храму
Деревня Малый Халуй. Вид на Ильинскую часовню от центрального порядка домов. Фото А.Н. Буйнова. 1940 г. М.И. Мильчик, Ю.С. Ушаков, «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980
Поскольку "небеса" в храмах выполняют роль перекрытия, то, сохраняя здание, поневоле сберегали и росписи. Так и тут склад сохранил уникальную живопись, которой пока не касалась кисть реставратора. Краскам около двух сотен лет, но они до сих пор сохраняют яркость, несмотря отнюдь не музейный климат: летне-зимние перепады температур и повышенную влажность
"Небо" в часовне восьмичастное. На восточной грани изображено Распятие, на противоположной ей Тайная Вечеря
На грани с Распятием неожиданно оказались изображения солнца и луны
Да и вообще живопись весьма необычна - с очень тонкой прорисовкой деталей
Еще очень понравился шрифт. Кроме того, нигда до этого мы не встречали столь длинных надписей
Сравните с росписью из одной из других часовен, части "неба" которой находятся в Ильинской часовне
Но, пожалуй, самой большой неожиданностью в этой часовне оказался крест
Чудом сохранившийся где-то за обшивкой склада, он, как предполагают, может иметь отношение к местным староверам, которых, по воспоминаниям жителей, в деревне было немало
На момент нашего посещения часовни расшифрованы были не все надписи на кресте. По словам нашего экскурсовода, в деревню приезжали из Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга, зафиксировали все надписи, так что, возможно, каждая буква на кресте снова обретет значение
Я уже упомянула, что в Большом и Малом Халуе было три часовни. И если две из них были расположены на самом виду, то третья будто пряталась от множества глаз. История ее появления весьма примечательна:
неожиданно ослепший крестьянин Проня Офонин увидел сон, в котором в родной деревне ему является Александр Ошевенский и показывает место у самого «шипуна» - так называют на Халуе курган, где по велению преподобного река уходит под землю. Святой сказал Проне, что зрение ему вернется, но в благодарность за это он должен поставить в этом месте крест. Прозревший через пару дней крестьянин вернулся домой, но креста поставить не удосужился. Через пять лет ему вновь приснился сон, где преподобный напомнил ему о данном обещании. Испугавшись не на шутку, Проня не только водрузил с помощью двух односельчан большущий крест, но и восемь лет добивался, чтобы поставить на этом месте часовню.
Простояла та часовня до 1958 года, а потом была разобрана местными жителями. По рассказам старожилов, те люди, которые прикоснулись к святыне, прожили очень короткую жизнь: один угодил под сани, а второй утонул в болоте. Впрочем, в интернете можно найти и другие варианты их печальных судеб.
Самой часовни сейчас нет, а вот поклонный крест стоит
На том самом месте, на которое указал Александр Ошевенский. Место это, несмотря на геологическое объяснение явления, по-прежнему остается для местных жителей загадочным. А история такова:
"Преподобный Александр искал место, где можно было бы обустроить монастырь. В те времена эта местность была достаточно плотно заселена, и найти подходящий участок для отшельнической жизни представлялось делом затруднительным. Практически все места, пригодные для жилья, принадлежали той или иной крестьянской общине. Селяне не хотели, чтобы возле них поселился монах: знали по опыту, что вокруг отшельника вскорости появится монастырь, которому затем «добросердечные» власть имущие пожертвуют окрестные земли, отобрав у крестьян. Так что преподобному пришлось сменить несколько мест, уступая нежеланию местных жителей.
В одной из деревень против преподобного выступили особенно ожесточенно. Уходя, святой Александр Ошевенский изрек пророчество: «Вы будете жить при воде, но без воды». После этого, по преданию, река Халуй, которая протекала через деревню, вдруг ушла под землю".
Река действительно исчезает, вновь появляясь уже в конце деревни. Нам, правда, то ли повезло увидеть ее с водой, то ли не повезло застать сухое русло
Лето 2017 года выдалось дождливым, так что вода скрывала те самые ямы, в которые в теплое время года обычно и уходит вода
Так-то тут с таяния снега по сезон дождей нечего и думать о купании. За водными процедурами придется идти на Чурьегу, притоком которой является р.Халуй
Ну а место для монастыря Алексанр Ошевенский все же нашел. Находится он возле деревни Погост, практически на берегу р.Чурьеги. В следующий раз заглянем туда, а пока несколько картинок из жизни деревни, где природы уже больше, чем человека
И комарики, куда же без них)
Но это сейчас тут все выглядит настолько запущенно, в "Малых Корелах" есть дом, который перевезли в музей деревянного зодчества из Большого Халуя. И дом тот грандиозен по своим размерам. Называется такой уже дом-двор. Построен он был в первой трети XIX века
За подробностями внутренней планировки можно заглянуть в соответствующий пост из нашего путешествия 2016 года.
То, что сейчас на карте обозначено как Большой Халуй, когда-то было двумя деревнями с названием Большой и Малый, а еще раньше - Ближний и Дальний Халуй. Как водится, центром каждой из них был храм. Сегодня здесь можно увидеть лишь стоящую на перекрестье дорог часовню Илии Пророка, или, как ее еще назвают, Ильинскую - единственную уцелевшую из трех местных святынь
Хотя часовня считается действующей, регулярных служб тут нет, а второго августа сюда приходят немногочисленные оставшиеся жители и сами мирским чином читают акафист пророку Илие. На здании можно увидеть табличку о том, что часовня является памятником архитектуры XIX века, однако другие источники годами ее постройки называют XVIII век.
Велика была вероятность, что эту часовню разобрали бы так же, как и другие, но вмешался случай: расположенному напротив магазину нужен был склад для хранения стеклотары, вот под него и приспособили нижнюю часть здания. Правда, два восьмерика на крыше к тому времени уже успели снести. Восстановили их совсем недавно - примерно пять-шесть лет назад, взяв за основу образ со старой фотографии.
Кстати, на старом и новом снимках возле часовни можно рассмотреть большой камень. Считается, что он лежит здесь с дохристианских времен, когда никакой часовни тут еще не было, а с просьбами о помощи местные жители приходили к этому камню. В советское время его переместили, чтобы, видимо, не мешался, а уже в наши дни вернули на место, поближе к храму
Деревня Малый Халуй. Вид на Ильинскую часовню от центрального порядка домов. Фото А.Н. Буйнова. 1940 г. М.И. Мильчик, Ю.С. Ушаков, «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980
Поскольку "небеса" в храмах выполняют роль перекрытия, то, сохраняя здание, поневоле сберегали и росписи. Так и тут склад сохранил уникальную живопись, которой пока не касалась кисть реставратора. Краскам около двух сотен лет, но они до сих пор сохраняют яркость, несмотря отнюдь не музейный климат: летне-зимние перепады температур и повышенную влажность
"Небо" в часовне восьмичастное. На восточной грани изображено Распятие, на противоположной ей Тайная Вечеря
На грани с Распятием неожиданно оказались изображения солнца и луны
Да и вообще живопись весьма необычна - с очень тонкой прорисовкой деталей
Еще очень понравился шрифт. Кроме того, нигда до этого мы не встречали столь длинных надписей
Сравните с росписью из одной из других часовен, части "неба" которой находятся в Ильинской часовне
Но, пожалуй, самой большой неожиданностью в этой часовне оказался крест
Чудом сохранившийся где-то за обшивкой склада, он, как предполагают, может иметь отношение к местным староверам, которых, по воспоминаниям жителей, в деревне было немало
На момент нашего посещения часовни расшифрованы были не все надписи на кресте. По словам нашего экскурсовода, в деревню приезжали из Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга, зафиксировали все надписи, так что, возможно, каждая буква на кресте снова обретет значение
Я уже упомянула, что в Большом и Малом Халуе было три часовни. И если две из них были расположены на самом виду, то третья будто пряталась от множества глаз. История ее появления весьма примечательна:
неожиданно ослепший крестьянин Проня Офонин увидел сон, в котором в родной деревне ему является Александр Ошевенский и показывает место у самого «шипуна» - так называют на Халуе курган, где по велению преподобного река уходит под землю. Святой сказал Проне, что зрение ему вернется, но в благодарность за это он должен поставить в этом месте крест. Прозревший через пару дней крестьянин вернулся домой, но креста поставить не удосужился. Через пять лет ему вновь приснился сон, где преподобный напомнил ему о данном обещании. Испугавшись не на шутку, Проня не только водрузил с помощью двух односельчан большущий крест, но и восемь лет добивался, чтобы поставить на этом месте часовню.
Простояла та часовня до 1958 года, а потом была разобрана местными жителями. По рассказам старожилов, те люди, которые прикоснулись к святыне, прожили очень короткую жизнь: один угодил под сани, а второй утонул в болоте. Впрочем, в интернете можно найти и другие варианты их печальных судеб.
Самой часовни сейчас нет, а вот поклонный крест стоит
На том самом месте, на которое указал Александр Ошевенский. Место это, несмотря на геологическое объяснение явления, по-прежнему остается для местных жителей загадочным. А история такова:
"Преподобный Александр искал место, где можно было бы обустроить монастырь. В те времена эта местность была достаточно плотно заселена, и найти подходящий участок для отшельнической жизни представлялось делом затруднительным. Практически все места, пригодные для жилья, принадлежали той или иной крестьянской общине. Селяне не хотели, чтобы возле них поселился монах: знали по опыту, что вокруг отшельника вскорости появится монастырь, которому затем «добросердечные» власть имущие пожертвуют окрестные земли, отобрав у крестьян. Так что преподобному пришлось сменить несколько мест, уступая нежеланию местных жителей.
В одной из деревень против преподобного выступили особенно ожесточенно. Уходя, святой Александр Ошевенский изрек пророчество: «Вы будете жить при воде, но без воды». После этого, по преданию, река Халуй, которая протекала через деревню, вдруг ушла под землю".
Река действительно исчезает, вновь появляясь уже в конце деревни. Нам, правда, то ли повезло увидеть ее с водой, то ли не повезло застать сухое русло
Лето 2017 года выдалось дождливым, так что вода скрывала те самые ямы, в которые в теплое время года обычно и уходит вода
Так-то тут с таяния снега по сезон дождей нечего и думать о купании. За водными процедурами придется идти на Чурьегу, притоком которой является р.Халуй
Ну а место для монастыря Алексанр Ошевенский все же нашел. Находится он возле деревни Погост, практически на берегу р.Чурьеги. В следующий раз заглянем туда, а пока несколько картинок из жизни деревни, где природы уже больше, чем человека
И комарики, куда же без них)
Но это сейчас тут все выглядит настолько запущенно, в "Малых Корелах" есть дом, который перевезли в музей деревянного зодчества из Большого Халуя. И дом тот грандиозен по своим размерам. Называется такой уже дом-двор. Построен он был в первой трети XIX века
За подробностями внутренней планировки можно заглянуть в соответствующий пост из нашего путешествия 2016 года.
Взято: Тут
0