GadbaG
"А мы уйдем на север!.." - 2017. Вершинино музейное. Ч.1 ( 29 фото )
Кенозерский национальный парк, созданный относительно недавно - в самом конце 1991 года, - не такой уж большой, как может показаться на первый взгляд: 72 км с юга на север и 27 - с запада на восток. Что такое 72 и тем более 27 км по современным автомобильно-самолетным меркам? Но оценивать Кенозерье с этой позиции совершенно не стоит. Глобальная цивилизация споткнулась и застряла где-то по дороге в эти края, которые во многом остаются жить так же, как жили и сто, и двести лет назад.
Что было, а кое-где и остается подспорьем в быту северянина этих мест, составляя при этом огромный культурный пласт той самой деревянной Руси, и расскажу в этом посте
Сразу хочу отметить то, что очень порадовало в Вершинино. Можно много говорить об умирающих деревнях, о том, что люди перебираются в города, но при этом не делать ничего, чтобы как-то изменить ситуацию. В Кенозерском национальном парке действует школа юного экскурсовода, а тем, кто занимается в ней, доверяют проводить настоящие экскурсии. И надо сказать, что дети рассказывают о родном крае отнюдь не хуже умудренных опытом взрослых экскурсоводов - не теряются и находят, что ответить на задаваемые туристами вопросы
А спросить тут есть о чем. Все-таки не каждый день перед глазами оказываются странные на вид предметы, которые сопровождали труд и быт жителей Севера столетней давности. Выставка разделена на три части и занимает три амбара, каждый из которых представляет одно из самых распространенных кенозерских ремесел
Первая экспозиция носит название "Азбука древодела" и знакомит, естественно, с тем, без чего мы не представляем Русский Север - искусством обработки древесины. Кстати, этот амбар, в отличие от остальных двух, построен в XIX веке и перевезен в Вершинино
Главный инструмент тут - это топор. Несмотря на то, что пилам уже достаточное количество лет, многие не признавали этот инструмент, оставаясь верными старому доброму топору
Считалось, что если срубить дерево топором, то поры на древесине закроются, дерево не будет впитывать влагу и, соответственно, дольше не будет гнить. Мало того, до XIX века тех, кого мы называем сейчас плотниками, здесь звали рубленниками, поскольку все постройки они возводили с помощью топора, то есть рубили
Богатое разнообразие топоров
Конечно, плотник мог использовать и другие инструменты, а мог и не пользоваться ими
Я только несколько из них знаю. Названия остальных звучат как проверка на трезвость. Скажите-ка быстро зензубель, шпунтубель, да фальцгебель
Основное умение, которым должен был владеть плотник - это, конечно, строительство дома. При этом построить его можно по-разному, используя различные виды рубки. На Кенозерье получили распространение четыре вида рубки дома: в чашу, в лапу, в охряпку и в чашу с противопазом. Первый из них - в чашу - самый простой и самый распространенный способ, который не требовал от плотника особых умений. По углам здания получались своеобразные выступы, которые хорошо защищали угол дома от ветров. В лапу рубили неотапливыемые помещения, например амбары или холодные церкви. У этого способа есть свой несомненный плюс: построенные таким образом здания гораздо легче затем обшить. Рубка "в охряпку" - смесь двух предыдущих видов, а вот способ "в чашу с противопазом" - один из самых сложных, но при этом один из самых надежных. Это соединение бревен предохраняло их от сдвига, а когда со временем дом состаривался, то он не искривлялся и намного меньше садился
Не забывали и об украшении домов. Коня, например, поместить на крышу
А под крышу - солнце. Его двенадцать лучей символизируют месяца года, а само солнце является символом плодородия и счастья
Плотники занимались не только строительством домов или амбаров, они также могли сделать всевозможные полезные в быту вещи
И, конечно, куда без храмового искусства. Интерсено было посмотреть на то, как сделана луковичная главка часовни.
На основание крепились лопасти, на которые с качестве изоляционного материала натягивалась береста, а уже ее сверху покрывали лемехом
Кроме плотников, еще одними уважаемыми на деревне людьми были кузнецы. Об этом ремесле рассказывается в следующем амбаре, который получил название "Гефестово подворье".
Кузнецы частенько считались людьми загадочными, а порой их причисляли к колдунам, настолько непонятным простому люду было искусство преображения куска металла. Впрочем, в деревнях кузнецов очень часто приглашали на свадьбы, усаживая на самое почетное место. Кузнец должен был следить, чтобы во время свадьбы никто не навел на жениха и невесту порчу или не сглазил их
Кузницы на деревне играли роль своеобразных мужских клубов. Женщины обходили их стороной, считая, что там обитает нечистая сила, ну а мужчины, пользуясь этим, собирались в кузницах не только для того, чтобы наточить плуг или подковать лошадь, но и чтобы обсудить местные новости.
Все свои знания и секреты мастерства кузнецы передавали от отца к сыну, и на Кенозерье были целые династии кузнецов. Самой известной и продолжительной была династия Гусевых
Гусевы, в том числе, владели искусством изготовления ботал - колокольчиков для домашних животных. Считалось, что звук хорошего ботала слышен за 6-7 километров от местонахождения животного, и далеко не каждый кузнец мог сделать такое ботало
Одним из интересных предметов, которые рождались в кузницах прошлого, на Кенозерье была "коза". На фото ниже это такое приспособление с деревянной ручкой и несколькими рогами спереди. Из нашей группы экскурсантов никто не угадал предназначение этого инструмента. Между тем, нужна она была для ловли рыбы в ночное время. За деревянное основание "козу" привязывали к носу легкой лодки и клали в нее высушенные корни сосны, которые горели и при этом не трещали. Благодаря этому устройству, пространство под лодкой освещалось, свет приманивал рыбу, а рыбак ловил ее с помощью остроги. Отмечу, что в наши дни применение подобной "козы" запрещено, сейчас это считается браконьерством
Коли уж поймали рыбу, то надо ее и приготовить. А вот тут не обойтись без визита в еще один амбар с интересным названием "Китоврасово подворье". Выбрано оно было по имени одного из мифических существ, с которого чаще всего лепились детские глиняные игрушки - Китовраса. Больше нам это персонаж, правда, знаком как кентавр
Кроме Китовраса также весьма популярен был еще один персонаж - Полкан. При этом, если Китовраса, в основном, почитали в Плесецком части Кенозерья, то Полкана в Каргопольском, что отразилось на количестве игрушек с этими героями легенд
Ну а отличить плесецкую игрушку от каргопольской можно не только по персонажам, но и по оформлению. Каргопольская игрушка всегда красиво расписана, а плесецкая остается простой
Но чтобы быть заметной, не обязательно быть яркой, так ведь?
Конечно, глиняные игрушки - это, по сути, гончарное баловство, использование остатков глины, которой уже не хватает на полезные в хозяйстве миски да горшки.
Кенозерские горшки весьма необычны. Их отличительной особенностью является отсутствие плоского дна, то есть они не предназначены для печи и стола. Пищу в них готовили на костре, а затем сосуд ставили в землю или песок
Для крепости и красоты в глину добавляли мелкие камешки и ракушки, а на сами горшки наносили орнамент. Сейчас такая керамика называется ямочно-гребенчатой. Распространена она была по всему северо-западу
Наличие ямочек на стенках горшков имеет не столько оформительское, сколько утилитарное значение: они были нужны в том числе и для того, чтобы пища в горшке равномерно прогревалась и быстрее готовилась
Сегодня гончаров на Кенозерье практически не осталось, в том же Вершинино работает только один гончар. Но, что интересно, жителей деревни Карпова Гора, которая особенно прославилась своими мастерами, до сих пор по старой памяти иногда называют горшками
Ну а что еще можно было встретить в кенозерском доме XVIII-XIX веков, покажу в следующий раз. Побываем еще в одном амбаре, название которого нам настолько понравилось, что мы распечатали фотографию с ним и повесили у себя на лоджии.
Что было, а кое-где и остается подспорьем в быту северянина этих мест, составляя при этом огромный культурный пласт той самой деревянной Руси, и расскажу в этом посте
Сразу хочу отметить то, что очень порадовало в Вершинино. Можно много говорить об умирающих деревнях, о том, что люди перебираются в города, но при этом не делать ничего, чтобы как-то изменить ситуацию. В Кенозерском национальном парке действует школа юного экскурсовода, а тем, кто занимается в ней, доверяют проводить настоящие экскурсии. И надо сказать, что дети рассказывают о родном крае отнюдь не хуже умудренных опытом взрослых экскурсоводов - не теряются и находят, что ответить на задаваемые туристами вопросы
А спросить тут есть о чем. Все-таки не каждый день перед глазами оказываются странные на вид предметы, которые сопровождали труд и быт жителей Севера столетней давности. Выставка разделена на три части и занимает три амбара, каждый из которых представляет одно из самых распространенных кенозерских ремесел
Первая экспозиция носит название "Азбука древодела" и знакомит, естественно, с тем, без чего мы не представляем Русский Север - искусством обработки древесины. Кстати, этот амбар, в отличие от остальных двух, построен в XIX веке и перевезен в Вершинино
Главный инструмент тут - это топор. Несмотря на то, что пилам уже достаточное количество лет, многие не признавали этот инструмент, оставаясь верными старому доброму топору
Считалось, что если срубить дерево топором, то поры на древесине закроются, дерево не будет впитывать влагу и, соответственно, дольше не будет гнить. Мало того, до XIX века тех, кого мы называем сейчас плотниками, здесь звали рубленниками, поскольку все постройки они возводили с помощью топора, то есть рубили
Богатое разнообразие топоров
Конечно, плотник мог использовать и другие инструменты, а мог и не пользоваться ими
Я только несколько из них знаю. Названия остальных звучат как проверка на трезвость. Скажите-ка быстро зензубель, шпунтубель, да фальцгебель
Основное умение, которым должен был владеть плотник - это, конечно, строительство дома. При этом построить его можно по-разному, используя различные виды рубки. На Кенозерье получили распространение четыре вида рубки дома: в чашу, в лапу, в охряпку и в чашу с противопазом. Первый из них - в чашу - самый простой и самый распространенный способ, который не требовал от плотника особых умений. По углам здания получались своеобразные выступы, которые хорошо защищали угол дома от ветров. В лапу рубили неотапливыемые помещения, например амбары или холодные церкви. У этого способа есть свой несомненный плюс: построенные таким образом здания гораздо легче затем обшить. Рубка "в охряпку" - смесь двух предыдущих видов, а вот способ "в чашу с противопазом" - один из самых сложных, но при этом один из самых надежных. Это соединение бревен предохраняло их от сдвига, а когда со временем дом состаривался, то он не искривлялся и намного меньше садился
Не забывали и об украшении домов. Коня, например, поместить на крышу
А под крышу - солнце. Его двенадцать лучей символизируют месяца года, а само солнце является символом плодородия и счастья
Плотники занимались не только строительством домов или амбаров, они также могли сделать всевозможные полезные в быту вещи
И, конечно, куда без храмового искусства. Интерсено было посмотреть на то, как сделана луковичная главка часовни.
На основание крепились лопасти, на которые с качестве изоляционного материала натягивалась береста, а уже ее сверху покрывали лемехом
Кроме плотников, еще одними уважаемыми на деревне людьми были кузнецы. Об этом ремесле рассказывается в следующем амбаре, который получил название "Гефестово подворье".
Кузнецы частенько считались людьми загадочными, а порой их причисляли к колдунам, настолько непонятным простому люду было искусство преображения куска металла. Впрочем, в деревнях кузнецов очень часто приглашали на свадьбы, усаживая на самое почетное место. Кузнец должен был следить, чтобы во время свадьбы никто не навел на жениха и невесту порчу или не сглазил их
Кузницы на деревне играли роль своеобразных мужских клубов. Женщины обходили их стороной, считая, что там обитает нечистая сила, ну а мужчины, пользуясь этим, собирались в кузницах не только для того, чтобы наточить плуг или подковать лошадь, но и чтобы обсудить местные новости.
Все свои знания и секреты мастерства кузнецы передавали от отца к сыну, и на Кенозерье были целые династии кузнецов. Самой известной и продолжительной была династия Гусевых
Гусевы, в том числе, владели искусством изготовления ботал - колокольчиков для домашних животных. Считалось, что звук хорошего ботала слышен за 6-7 километров от местонахождения животного, и далеко не каждый кузнец мог сделать такое ботало
Одним из интересных предметов, которые рождались в кузницах прошлого, на Кенозерье была "коза". На фото ниже это такое приспособление с деревянной ручкой и несколькими рогами спереди. Из нашей группы экскурсантов никто не угадал предназначение этого инструмента. Между тем, нужна она была для ловли рыбы в ночное время. За деревянное основание "козу" привязывали к носу легкой лодки и клали в нее высушенные корни сосны, которые горели и при этом не трещали. Благодаря этому устройству, пространство под лодкой освещалось, свет приманивал рыбу, а рыбак ловил ее с помощью остроги. Отмечу, что в наши дни применение подобной "козы" запрещено, сейчас это считается браконьерством
Коли уж поймали рыбу, то надо ее и приготовить. А вот тут не обойтись без визита в еще один амбар с интересным названием "Китоврасово подворье". Выбрано оно было по имени одного из мифических существ, с которого чаще всего лепились детские глиняные игрушки - Китовраса. Больше нам это персонаж, правда, знаком как кентавр
Кроме Китовраса также весьма популярен был еще один персонаж - Полкан. При этом, если Китовраса, в основном, почитали в Плесецком части Кенозерья, то Полкана в Каргопольском, что отразилось на количестве игрушек с этими героями легенд
Ну а отличить плесецкую игрушку от каргопольской можно не только по персонажам, но и по оформлению. Каргопольская игрушка всегда красиво расписана, а плесецкая остается простой
Но чтобы быть заметной, не обязательно быть яркой, так ведь?
Конечно, глиняные игрушки - это, по сути, гончарное баловство, использование остатков глины, которой уже не хватает на полезные в хозяйстве миски да горшки.
Кенозерские горшки весьма необычны. Их отличительной особенностью является отсутствие плоского дна, то есть они не предназначены для печи и стола. Пищу в них готовили на костре, а затем сосуд ставили в землю или песок
Для крепости и красоты в глину добавляли мелкие камешки и ракушки, а на сами горшки наносили орнамент. Сейчас такая керамика называется ямочно-гребенчатой. Распространена она была по всему северо-западу
Наличие ямочек на стенках горшков имеет не столько оформительское, сколько утилитарное значение: они были нужны в том числе и для того, чтобы пища в горшке равномерно прогревалась и быстрее готовилась
Сегодня гончаров на Кенозерье практически не осталось, в том же Вершинино работает только один гончар. Но, что интересно, жителей деревни Карпова Гора, которая особенно прославилась своими мастерами, до сих пор по старой памяти иногда называют горшками
Ну а что еще можно было встретить в кенозерском доме XVIII-XIX веков, покажу в следующий раз. Побываем еще в одном амбаре, название которого нам настолько понравилось, что мы распечатали фотографию с ним и повесили у себя на лоджии.
Взято: Тут
2