GadbaG
"А мы уйдем на север!.." - 2017. Кенозерье. Рыжково ( 33 фото )
Первую остановку в нашем путешествии по северной акватории Кенозера мы сделали в деревне Рыжково. Когда-то крупный населенный пункт, даже бывший административным центром, сегодня постоянно населяют, согласно последней переписи, не больше 10 человек.
Заброшенные дома, выбитые стекла, стираемые дождем надписи советского периода на бывших объектах социнфраструктуры и в то же время яркие цвета свежевыкрашенных наличников, сохнущие сети, самовар у порога, да стройная часовня, перешагнувшая двухсотлетний юбилей - вот они, типичные контрасты многих северных деревень
Ферма, телятник, конюшня, кузница - все это осталось в прошлом деревни, название которой произносится с ударением на первый слог - рЫжково.
Уже не слишком отчетлив призыв "Труженики села, крепите дисциплину труда!" на здании, видимо, бывшего сельского клуба
Развлечений сегодня тоже нет
Повседневный спрос на товары давно удовлетворен, так что и магазин на замке
Справа и слева удручающие картины реальности перемежаются с восхитительными деталями работы местных умельцев, которых давно уже нет в живых
На одном из домов есть дата постройки
Если не ошибаюсь, то это вот это здание
Непривычные глазу узоры наличников и еще более чуднЫе ставни, отворяющиеся на одну сторону - невидаль, ради которой преодолены две тысячи километров
Другой мир, иной взгляд на вещи, свой способ украсить действительность
Именно результатом желания сделать красивым то, что близко и дорого, и стало появление на Севере так называемых "небес". В Рыжково они установлены в часовне во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи
Построена она в 1805 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа». Посвятили ее двум церковным праздникам – Введению Богородицы во храм и Рождеству Иоанна Предтечи, которые 21 ноября и 24 июня (по старому стилю) отмечались богослужениями и деревенскими гуляньями
Посвящение часовни двум важным церковным праздникам обусловило включение в роспись потолка двух сюжетов: Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Они изображены на двух гранях, обрамляющих традиционную композицию «Распятие с предстоящими святыми»
Грань с Распятием по размерам больше всех остальных. В нижней ее части изображены постройки города Иерусалима, в верхней - поясное изображение Саваофа, благословляющего двумя руками
Живопись «неба» датируется концом XIX века. Традиционный центральный медальон здесь отсутствует, вместо него расположена круглая деревянная пластина с декоративным свесом, на которую опираются радиальные балки
На одиннадцати из четырнадцати граней «неба» изображены апостолы. Святые написаны в полный рост, с книгами и свернутыми свитками; у Павла в руке меч, у Петра - ключ. В верхней части каждой грани - херувим.
Искусствоведы говрят о знании художником приемов профессиональной академической живописи. Об этом свидетельствует построение изображения по законам прямой перспективы, с наличием переднего и заднего планов, глубины и воздушной среды. Апостолы, как античные патриции, одеты в хитоны и гиматии с широкими, красиво ниспадающими классицистическими складками, а богатая палитра строится на многочисленных цветовых нюансах
Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: это клеть с открытой западной папертью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей. В начале XX века фасады и интерьеры здания вместе с папертью и крыльцом обшили тесом и покрасили (на некоторых деталях еще можно увидеть сохранившиеся следы окраски в красный, голубой, синий и желтый цвета). Окна на северном и южном фасадах были расширены, плюс появились новые окна на обшивке по сторонам паперти. Все они, а также косяки распашных филенчатых дверей паперти были обрамлены профилированными наличниками
В советское время часовня использовалась как зернохранилище. Эта часть истории здания хорошо видна на дверях, на которых сохранились карандашные надписи начала сороковых годов прошлого века
Такие же мы видели в Верховье
Существующий вид часовня приобрела после реставрационных работ, которые в 2004-2005 годах провели специалисты ООО «Поморская плотницкая школа» под руководством архитектора А.В. Антонова. В ходе реставрации была раскрыта первоначальная паперть, воссозданы утраченные элементы ограждения и крытое крыльцо. Удалось сохранить обшивку фасадов молитвенного помещения и на фронтоне паперти. По следам, обнаруженным при исследовании памятника, и по аналогичным элементам кенозерских часовен над папертью воссоздана рубленая «в лапу» шестигранная звонница, перекрытая шатром с широкими полицами, и установлена обитая лемехом главка с крестом
Часовня в Рыжково действующая, внутри нее свечи и множество оставленных заветных полотенец
Рыжково считается родиной поэта Владимира Григорьевича Маркова. Как пишет он в одной из своих книг, "до десяти лет жил я с бабушкой Дарьей Петровной и дедом Михаилом Мамонтовичем в небольшой деревушке Рыжково на высоком берегу Кенозера". Все его книги - это лирическое стихотворное и поэтическое повествование о Кенозерье, местах для души и для сердца, родных уголках и просторах, о прошлом и настоящем края, о теплых воспоминаниях и тревожных думах, о пережитом, прочувствованном и оттого пронзительном
Возвращение
Я счастливый сюда приезжаю.
Здесь душа отдыхает моя.
В эти дни журавлиные стаи
Покидают родные края.
Улетают в заморские дали,
Чтоб обратно вернуться весной.
Сколько птицы всего повидали!
Только тянет их сердцем домой.
Так и я возвращаюсь к родному,
Где над озером горбится дом,
И бегу по тропинке знакомой,
Узнаю каждый куст, каждый холм.
Узнаю и поля, и зароды,
Суматоху вороньих стай,
И собак незлобивой породы
Слышу дальний приветливый лай.
Узнаю и кресты на погосте
Над оградами скромных могил,
И сосну богатырского роста,
Что когда-то я сам посадил.
Неделеко от причала до сих пор стоит домик, в котором жил поэт, но я его не сфотографировала, зато неоднократно запечатлела те самые "зароды" из стихотворения - огромные запасы сена, нанизанные на колья, которые, если я правильно записала, называются стажирЫ. На фото выше сена накидали уже довольно много, на нижнем же фото еще есть над чем поработать
К туристам в Рыжково, да и, наверное, во всех местных деревнях уже давно привыкли, так что жизнь течет здесь в своем привычном темпе, иногда в трудах, а иногда и с ленцой, в прохладе срубов или с удочкой на берегу
Ну а мы, вспомнив о всех преимуществах такой летней жизни, бросили последний взгляд на шатер звонницы Введенской часовни и отправились в следующий населенный пункт, в котором находится та запавшая мне в душу часовня, которая достает до самых верхушек растущих рядом сосен
Заброшенные дома, выбитые стекла, стираемые дождем надписи советского периода на бывших объектах социнфраструктуры и в то же время яркие цвета свежевыкрашенных наличников, сохнущие сети, самовар у порога, да стройная часовня, перешагнувшая двухсотлетний юбилей - вот они, типичные контрасты многих северных деревень
Ферма, телятник, конюшня, кузница - все это осталось в прошлом деревни, название которой произносится с ударением на первый слог - рЫжково.
Уже не слишком отчетлив призыв "Труженики села, крепите дисциплину труда!" на здании, видимо, бывшего сельского клуба
Развлечений сегодня тоже нет
Повседневный спрос на товары давно удовлетворен, так что и магазин на замке
Справа и слева удручающие картины реальности перемежаются с восхитительными деталями работы местных умельцев, которых давно уже нет в живых
На одном из домов есть дата постройки
Если не ошибаюсь, то это вот это здание
Непривычные глазу узоры наличников и еще более чуднЫе ставни, отворяющиеся на одну сторону - невидаль, ради которой преодолены две тысячи километров
Другой мир, иной взгляд на вещи, свой способ украсить действительность
Именно результатом желания сделать красивым то, что близко и дорого, и стало появление на Севере так называемых "небес". В Рыжково они установлены в часовне во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи
Построена она в 1805 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа». Посвятили ее двум церковным праздникам – Введению Богородицы во храм и Рождеству Иоанна Предтечи, которые 21 ноября и 24 июня (по старому стилю) отмечались богослужениями и деревенскими гуляньями
Посвящение часовни двум важным церковным праздникам обусловило включение в роспись потолка двух сюжетов: Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Они изображены на двух гранях, обрамляющих традиционную композицию «Распятие с предстоящими святыми»
Грань с Распятием по размерам больше всех остальных. В нижней ее части изображены постройки города Иерусалима, в верхней - поясное изображение Саваофа, благословляющего двумя руками
Живопись «неба» датируется концом XIX века. Традиционный центральный медальон здесь отсутствует, вместо него расположена круглая деревянная пластина с декоративным свесом, на которую опираются радиальные балки
На одиннадцати из четырнадцати граней «неба» изображены апостолы. Святые написаны в полный рост, с книгами и свернутыми свитками; у Павла в руке меч, у Петра - ключ. В верхней части каждой грани - херувим.
Искусствоведы говрят о знании художником приемов профессиональной академической живописи. Об этом свидетельствует построение изображения по законам прямой перспективы, с наличием переднего и заднего планов, глубины и воздушной среды. Апостолы, как античные патриции, одеты в хитоны и гиматии с широкими, красиво ниспадающими классицистическими складками, а богатая палитра строится на многочисленных цветовых нюансах
Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: это клеть с открытой западной папертью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей. В начале XX века фасады и интерьеры здания вместе с папертью и крыльцом обшили тесом и покрасили (на некоторых деталях еще можно увидеть сохранившиеся следы окраски в красный, голубой, синий и желтый цвета). Окна на северном и южном фасадах были расширены, плюс появились новые окна на обшивке по сторонам паперти. Все они, а также косяки распашных филенчатых дверей паперти были обрамлены профилированными наличниками
В советское время часовня использовалась как зернохранилище. Эта часть истории здания хорошо видна на дверях, на которых сохранились карандашные надписи начала сороковых годов прошлого века
Такие же мы видели в Верховье
Существующий вид часовня приобрела после реставрационных работ, которые в 2004-2005 годах провели специалисты ООО «Поморская плотницкая школа» под руководством архитектора А.В. Антонова. В ходе реставрации была раскрыта первоначальная паперть, воссозданы утраченные элементы ограждения и крытое крыльцо. Удалось сохранить обшивку фасадов молитвенного помещения и на фронтоне паперти. По следам, обнаруженным при исследовании памятника, и по аналогичным элементам кенозерских часовен над папертью воссоздана рубленая «в лапу» шестигранная звонница, перекрытая шатром с широкими полицами, и установлена обитая лемехом главка с крестом
Часовня в Рыжково действующая, внутри нее свечи и множество оставленных заветных полотенец
Рыжково считается родиной поэта Владимира Григорьевича Маркова. Как пишет он в одной из своих книг, "до десяти лет жил я с бабушкой Дарьей Петровной и дедом Михаилом Мамонтовичем в небольшой деревушке Рыжково на высоком берегу Кенозера". Все его книги - это лирическое стихотворное и поэтическое повествование о Кенозерье, местах для души и для сердца, родных уголках и просторах, о прошлом и настоящем края, о теплых воспоминаниях и тревожных думах, о пережитом, прочувствованном и оттого пронзительном
Возвращение
Я счастливый сюда приезжаю.
Здесь душа отдыхает моя.
В эти дни журавлиные стаи
Покидают родные края.
Улетают в заморские дали,
Чтоб обратно вернуться весной.
Сколько птицы всего повидали!
Только тянет их сердцем домой.
Так и я возвращаюсь к родному,
Где над озером горбится дом,
И бегу по тропинке знакомой,
Узнаю каждый куст, каждый холм.
Узнаю и поля, и зароды,
Суматоху вороньих стай,
И собак незлобивой породы
Слышу дальний приветливый лай.
Узнаю и кресты на погосте
Над оградами скромных могил,
И сосну богатырского роста,
Что когда-то я сам посадил.
Неделеко от причала до сих пор стоит домик, в котором жил поэт, но я его не сфотографировала, зато неоднократно запечатлела те самые "зароды" из стихотворения - огромные запасы сена, нанизанные на колья, которые, если я правильно записала, называются стажирЫ. На фото выше сена накидали уже довольно много, на нижнем же фото еще есть над чем поработать
К туристам в Рыжково, да и, наверное, во всех местных деревнях уже давно привыкли, так что жизнь течет здесь в своем привычном темпе, иногда в трудах, а иногда и с ленцой, в прохладе срубов или с удочкой на берегу
Ну а мы, вспомнив о всех преимуществах такой летней жизни, бросили последний взгляд на шатер звонницы Введенской часовни и отправились в следующий населенный пункт, в котором находится та запавшая мне в душу часовня, которая достает до самых верхушек растущих рядом сосен
Взято: Тут
1