GadbaG
Байконур. Часть 3: музеи ( 65 фото )
Байконур - это не только показанный в прошлой части город и оставленный на следующую часть космодром. Здесь находится ещё и целый комплекс "космических" музеев, на мой взгляд - второй по величине после московского. О нём, за исключением показанных в первой части демзалов Международной космической школы, сегодня и расскажу. А самые интересные экспонаты в прямом смысле с неба свалились...
Прошлую часть мы начинали у Городского дворца культуры, в сквере с камнем в честь Первого дома (но вроде бы не на его месте) и памятником Георгию Шубникову, который строил космодром и посёлки в 1950-е годы. И хотя главным культурным центром советского Ленинска был Дом Офицеров, Городской дом культуры 1970-х годов выглядит существенно крупнее, и именно в нём находится Музей истории космодрома Байконур:
У входа - гипсовый памятник дружбе народов:
В пустынном фойе - фотографии ракет и советская мозаика. Музей, как объяснила нам с
[img]https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080?v=266[/img]estrella_de_sur одинокая смотрительница, располагается на третьем этаже:
3а.
Где занимает 4 разрозненных зала вокруг небольшого атриума. Вход сюда не бесплатный (85 рублей и ещё 50 за фотосъёмку), но абсолютно свободный... если, конечно, не считать пропуска в сам город. О том, что оформление пропусков тут не занимаются, на сайте музея оговорено жирным шрифтом, но вот его счастливым обладателям экскурсию провести могут хоть по городу, хоть по космодрому. Работает музей по будням с 10 до 17 с перерывом на обед, но в дни запусков, кажется, фактически без перерыва - посетители идут постоянно, в том числе иностранцы, а работают в музее замечательные люди, которые так и не привыкли говорить "вас много, я одна".
На том балконе, с которого снят кадр выше - забавный Громозека и другие образы из "Тайны третьей планеты". Вход - с другой стороны, и прямо у входа, снаружи всех залов, несколько камер сгорания. Потёртый вид как бы намекает, что они - пользованные, то есть прогоревшие изнутри с температурой 3500 градусов да упавшие в степь с высоты в десятки километров. Ещё труднее пришлось "картинам" рядом с ними - такие опоясывают каждый запускаемый "Союз", обычно приуроченные к какому-нибудь событию. Таблички на артефактах я переснять предательски забыл, память даже тут подводит, но одна из камер чуть ли не от "Востока-1", во всяком случае какой-то очень исторической ракеты:
А этот бугель - от боевой ракеты РС-18 (не путать с "Воеводой"-"Сатаной", которая SS-18 по классификации НАТО), использовался при её транспортировке:
5а.
Самый крупный зал музея, или скорее группа залов - конечно же, о космонавтике. В сводчатом коридоре мирно уживаются макеты "Бурана" и "Шаттла", и планеры их не случайно так похожи - советские конструкторы просто позаимствовали то, что уже работало у американцев. На этом сходства заканчиваются: у "Шаттла" - мощнейшие двигатели, и под брюхом у него не ракета-носитель, а гигантский топливный бак с боковым ускорителями, "Буран" (см. Тушино) же лучше маневрировал на орбите, но с Земли выводился сверхтяжёлой ракетой "Энергия". Парашют за макетом - подлинный от того самого "Бурана", что совершил единственный беспилотный полёт в 1989-м и погиб в 2000-м под рухнувшей крышей ангара. Его обломки, как частицы мощей, разлетелись по космическим музеям и коллекциям всего бывшего СССР, а то и мира:
От коридора отходят небольшие залы. Первый - об РКК "Энергия", бывшем КБ Королёва, директор которого в СССР традиционно был Главным по Космосу. "Прогресс" - её продолжение в Самаре, где делают ракету "Союз". А на витрине - её подлинные фрагменты, после запусков обильно разбросанные по степям:
Куда интереснее обломки Н1 - "царь-ракеты", что конструировал Сергей Королёв для советской Лунной программы. Было это, откровенно сказать, чудище о 5 ступенях и 38 двигателях НК-33, сделанных в той же Самаре, и вот невозможность их синхронизировать при тогдашнем уровне электроники и погубила ракету - 105-метровая дура мгновенно теряла равновесие. Сам Королёв может быть и довёл бы Н1 до ума, но он умер в 1966-м, а все 4 запуска в 1969-72 годах были неудачными. Причём лишь в последний раз "царь-ракета" поднялась на 40 километров, а дважды и вовсе падала на старт с грандиозными взрывами, оставляя воронки до 15 метров глубиной. Команда, к счастью, к такому была готова, поэтому аварии обходились без жертв, а системы аварийного спасения (см. здесь) даже спасали полезную нагрузку. И вот - искорёженные обломки с тех самых аварий:
В 1974 году власти решили, что практичнее уничтожать эти ракеты до запуска, и ещё два экземпляра пошли под нож. Из их гигантских баков делались даже автобусные остановки и павильоны парков - но не в Ленинске, а на военных городках в глубинах космодрома. И вполне может быть, что они там стоят до сих пор...
8а. с викимапии
Обломки знаменитых запусков - в принципе самые впечатляющие экспонаты этого музея. Вот например стекло от "Бурана" и фрагмент спутника "Глонасс-М":
9а.
А вот как он погиб в 2013 году, и видя взрыв ракеты, удивляешься, как даже такой кусочек мог остаться:
Первый зал был посвящён ракетам Королёва, следующие - ракетам Челомея и Янгеля. Или - Центру, Левому и Правому флангам Байконура: три крупнейших ракетчика поделили гигантских космодром по-братски, и в силу того, что к середине 1960-х уже так друг друга ненавидели, что даже кушать не могли - фактически устроили три разных космодрома, которые даже в степи друг от друга не видать. Но катастрофы случались и у тех, и у других, и третьих - и вот справа ещё пара обломков того же "Протона" 2013 года (выше - фрагменты штатно отработавших ракет), слева - днепропетровских ракет. Вверху - взорвавшегося в 1990 году "Зенита", а внизу - белорусского спутника "БелКА" (целым я его показывал здесь), погибшего при единственном в её истории неудачном запуске ракеты "Днепр", переделанной из той самой "Сатаны". Вот так вот: украинская ракета погубила белорусский спутник на территории Казахстана, а в минусе почему-то Россия!
Фрагменты штатно отработавших "Зенитов", "Циклонов" и боевых ракет Янгеля - в степь они падают точно так же, как и у любой другой ракеты:
В том же зале, где ракетное наследие Украины, видимо в знак её независимости - "Космодромы мира". Надо заметить, астронавтика у нас представлена крайне скудно, и Байконурский кластер рассказывает про "их нравы" больше, чем все остальные музеи вместе взятые. А тут - земля с японского космодрома Танэгосима и орех из Французской Гвианы (где космодром Куру), макеты американских (внизу слева), французских (вверху слева), японских (внизу справа), китайской (единственный макет, который музею получить было очень трудно) и индийской (выше всех) ракет и даже разорванная взрывом пиропатрона гайка от "Шаттла", крепившая к нему ускорители. Подробнее я всё-это показывал в отредактированной версии поста про наследие астронавтики в России:
Дальше есть ещё маленький мемориальный зальчик с макетами Р-16 и Р-9А, 24 октября 1960 и 1963 годов соответственно погубивших почти сотню человек. Но его фотографию я показывал в прошлой части у братской могилы жертв тех аварий. Коридор мимо ниши с местной репликой Первого Спутника выводит в зал под куполом с макетами орбитальных станций и личными вещами работавших на них космонавтов и астронавтов:
Бортовая одежда Сергея Крикалёва с его автографом - из экспедиции МКС-11 в 2005 году:
Шевроны совместных русско-американских экспедиций к орбитальным станциям на "Шаттлах":
А в следующем зале с панорамами Луны, Марса и бездонного Космоса - макеты планетоходов и межпланетных станций. Причём не только наших (не волнуйтесь, есть тут и "Луноход", и "Венера"), но и американских - хотя такого качества, будто и не макеты это, а игрушки, купленные в супермаркете "Воллмарт". Лунный ровер и марсоход "Спирит":
15а.
"Магеллан" (делал радиокарту Венеры) и "Вояджер" - этого и вовсе послали в 1977 году "туда, не знаю куда", и пару лет назад он покинул пределы Солнечный системы, оказавшись самым дальним от Земли творением человеческих рук:
15б.
Рядом ещё и закуток с макетом МИКа (монтажно-испытательный комплекс), старта и скафандрами... но не космонавтов, а топливозаправщиков:
Теперь вернёмся в атриум. Неприметная дверца ведёт в Зал трудовой и боевой Славы, где сразу накрывает дух СССР:
Пол-зала - о строительстве Байконура, но в основном тут фотографии и макеты (мелькавшие в прошлых частях)... а ещё инструменты строителей:
Боевая слава представлена обязательным уголком о Великой Отечественной (тем более немало ветеранов космодрома были и её ветеранами) и макетами ракетных шахт да их элементами. Вот например огромная батарея для автономного питания ракетной шахты той самой "Сатаны". У космических ракет, кстати, вся электрика тоже на батарейках немногим меньшего размера - для 9 минут полёта их заряда хватает:
18а.
Макет антенн, принимающих телеметрию запусков. Если точнее - системы "Жемчуг", установленной на Байконуре в 1982-84 годах для "Бурана-Энергии":
И их элементы. Блоггер-технофан, думаю, мог бы про один этот зал пару постов сделать:
Ну а венец Трудовой славы - витрина с линейкой ракет, запускавшихся с Байконура: "Спутник", Р-7, Р-9, Р-16, "Рокот", "Стрела", "Днепр", "Восток", "Молния", "Циклон", "Союз", "Протон", "Зенит", "Энергия" и Н1. Обратите внимание на масштаб - он тут выдержан, и "Энергия" была почти вдвое меньше Н1, но и почти вдвое мощнее. При этом здесь ракеты даны без модификаций (коих у одного "Союза" пяток), а с их учётом в 1597 запусках Байконура участвовало три с лишним десятка разных ракет.
Ещё два зала совсем маленькие. Один - про "Интеркосмос", но шевроны, фотографии, книги не очень-то фотогеничны в перегруженном посте. А последний зал... ну, как бы Казахстан робко напоминает, что мы на его земле. Здесь же археологические находки и фотографии всяческих мавзолеев и городищ в низовьях Сырдарьи, но иные - за сотни километров отсюда, ближе к Аральскому морю. Главная "некосмическая" достопримечательность округи - мемориал Коркыт-Ата в честь древнего старца, который изобрёл кобыз, и говорят, он сам по себе зрелищен, напоминая картины Дали. Но мы туда не поехали - таксисты даже за полную машину брали по 1000 рублей с человека, и за поездку к 2000-летним крепостям Джетыасар за Сырдарьёй я бы и больше отдал, а тут пожалел.
Второй, и ещё более крупный музей находится на космодроме, на Второй площадке, и смотровая, с которой наблюдают за запуском - на холме совсем рядом с ним. По соседству - пара "финских домиков" да каменный выставочный зал, где пахнет плесенью и висят над сувенирной лавкой действительно красивые фотографии разных мест Казахстана: а никак заинтересует страна тех туристов, кто узнал о ней от Бората Согдиева?
Ходят сюда именно ради этих домиков - в том, что подальше, с голубыми занавесочками, жили накануне старта Юрий Гагарин и его дублёр Герман Титов:
Их соседом был Сергей Королёв, живший во втором домике во время работ космодроме:
У него был свой кабинет (на кадре выше) и гостиная с туркменским ковром на стене:
Но по современным меркам и Первый, и Главный довольствовались малым:
Целую группку похожих домиков я видел в ущелье Жеты-Огуз в Киргизии - туда, как и в соседней Барскаон, и на Алаколь в Казахстане, космонавтов традиционно возили на реабилитацию после полёта.
27а.
Сам музей - по соседству, за гостиницей (где, кстати говоря, и туристов селят):
В отличие от "городского" музея, где мы не спеша ходили одни, по музею космодрома приходилось бегать в толпе, где смешались туристы, космонавты, инженеры, чиновники и даже парочка попов, приехавших освящать ракету. "Бегать" - потому что отводилось на музей 1,5-2 часа (дальше запуск!), а на его внимательный осмотр и трёх часов было бы мало. Поэтому что-то очень важное тут я вполне мог упустить, особенно в совсем уж переполненных первых двух залах (оттуда фото не привожу, так как ничего для себя не приметил):
Третий, самый обширный зал, разделён ширмами на уголки различных конструкторов, всех этих Королёва, Янгеля, Челомея, людей из Совета Главных, словом - то ли апостолов, то ли богов космонавтики. В принципе почти всё есть и в других музеях. На кадре выше слева - "кираса" скафандра открытого космоса, а вот весьма актуальная на Байконуре экспозиция о "космических пожарных" - гореть тут может как степной бурьян, так и тысячетонная ракета на старте:
Справа налево - антенна спутника "Молния-1", тот самый двигатель НК-33 от "царь-ракеты", старый бортовой компьютер и гироскоп, но пожалуй самый ценный предмет - автоматика "Бурана". "Буран" ведь был одной из самых умных машин в истории человечества, и первый полёт не просто совершил в беспилотном режиме, а ещё и сам догадался при посадке уйти на второй круг для сброса скорости, и не ожидавшие такой прыти конструкторы чуть не отдали команду самоликвидации. И вот те мозги - на столе:
Посредине - макет космодрома, на котором хорошо видно его "грибовидное" устройство и все три фланга. Каждый старт отмечен соответствующей ракетой, и точно посредине - "Геркулес". "Энергия" была первой в истории модульной ракетой: её боковые ускорители представляли собой ни что иное, как ступени "Зенита". И вот тут рядышком "Энергия-М" (грузоподъёмность 35 тонн) с двумя ускорителями, просто "Энергия" (120 тонн) с 4 ускорителями и так и не построенный "Геркулес" - на нём ускорителей планировалось 8, и если бы такой полетел, то смог бы вывести на околоземную орбиту более 220 тонн. "Но случилось то, что случилось", - как сказал профессор в ведомственном музее одного из НИИ.
Второй этаж встречает Спасом и Конфуцием (или кто это?) - этот зал посвящён международном сотрудничеству. За правым краем кадра - та ракета и лист с автографами космонавтов, которые я поставил на заглавный кадр.
"Интеркосмос". В Городском музее больше рассказывалась о космонавтах Восточной Европы вроде Владимира Ремека (Чехословакия стала третьей страной, чей гражданин увидел космос), Мираслава Гермашевского (а вот его в родной Польше ныне травят - не с теми, понимаешь ли, сотрудничал, и не волнует, что американцы на "Аполлон" не позвали) или двух космических болгар (ибо у первого полёт вышел неудачный). Здесь же больше о выходцах из экзотических стран - благодаря СССР своими космонавтами обзавелись Куба, Сирия, Монголия и даже Афганистан! Да и первые в космосе француз и индиец тоже летали по этой программе:
Современное сотрудничество от "Мира-Шаттла" до МКС - с фотографиями и личными вещами астронавтов, европейской космической едой, шевронами и многим другим.
Ещё одна гайка от "Шаттла" - хоть и мусор это по факту, а ведь единственные в постсоветских музеях подлинные фрагменты иностранных космических кораблей. Рядом - ещё и целая витрина макетов американских и французских спутников, запущенных с Байконура "Протонами".
Личные вещи Скота Келли - самого опытного из астронавтов: за 3 полёта он провёл на орбите 520 суток, в том числе 340 - в годичном полёте. Для сравнения, у самых опытных космонавтов Геннадия Падалки и Юрия Маленченко "стаж" более 800 суток (по 5-6 полётов), Валерий Поляков провёл на "Мире" 438 дней непрерывно, а всего годичных полётов у нас против одного американского было 7. По выходам в открытый космос на первом месте космонавт Анатолий Соловьёв (82 часа за 16 раз), и кажется единственный твёрдый американский рекорд пока что - продолжительность такого выхода: Сьюзан Хелмс в 2001 году провёла за пределами станции без 4 минут 9 часов. Человек в Космосе - последнее направление, где лидерство России остаётся безусловным.
Ещё несколько залов, которые мы осмотрели в толпе и совсем скомкано. Но даже экспозиция о Великой Отечественной здесь проиллюстрирована реактивными снарядами (прототипами ракет!) Газодинамической лаборатории.
Капсула Уголька и Ветерка - последних "космических собак", в 1966 году совершивших 3-недельный полёт - людей в те годы так надолго отправить в космос ещё не решались:
Иван Иваныч - космический манекен, испытывавший "Восток" до Гагарина. На человека он вышел столь похожим, что сотрудники его даже побаивались, как мертвеца. Впрочем, это какой-то второстепенный Иван Иваныч, а "того самого" умудрились в 1990-х продать с аукциона - теперь он в одном из американских музеев.
Пульты, скафандры, приборы... Всё же этому музею не везёт - Байконур даёт так много впечатлений, что сил и внимания на мелкие детали уже не остаётся.
Набор материалов для экспериментов по клонированию в космосе. Само собой, не наших экспериментов - но на Землю всё это вернулось с "Союзом":
41а.
И просто красивая инсталляция, которую сделала школьница:
В общем, этот музей бесценен для тех, кто любит вникать. А если нужно зрелищ - то есть ещё наружная площадка! Там стоит "Союз" в натуральную величину - это на таком вот-вот полетят космонавты, ведь с 2011 года это единственный в мире пилотируемый космический корабль:
А вот - здоровенный "Буран". Как и московский и немецкий "Бураны", это макет - ОК-МЛ1 для габаритно-весовых испытаний (то есть абсолютно такой же вплоть до веса). Ещё на Байконуре есть макет ОК-РТ для отработки предстартовых операций и настоящая "Буря", дублёр первого "Бурана", ныне единственный полностью готовый лётный экземпляр. Но они стоят в заброшенном ангаре, и после того, как к ним слазали сталкеры и оставили об этом огромный репортаж, проблему может вызвать одно упоминание того объекта.
Но всё же, думается, этот макет - самый близкий к настоящему из всего, что осталось в общем доступе. Главное - у него на месте вся "чешуя", плитки которой есть во многих музеях. Она надёжно защищает экипаж от температур порядка 4000 градусов, а уж в костре или печи даже не нагревается. Одна такая плитка стоила как неплохой автомобиль, каждая уникальной формы (как паззл), а всего их на "Буране" 38 000.
На трапе "Бурана" мне повстречался космонавт Сергей Залётин, о котором я уже рассказывал в первой части. От связей с общественностью он явно подустал, но невозмутимо попросил меня сфотографировать его на фоне ракетоплана "в габарите" - друзьям показать.
45а.
Большая часть ракетоплана не была герметична, и по идее в космосе крыша над основным отсеком раздвигалась. Здесь стояла пара манипуляторов, один из которых я уже показывал когда-то в Петербурге. Вытащить они могли, например, спутник, а может быть и атомную бомбу - советские военные приняли "Шаттл" за орбитальный бомбардировщик и сделали таковой на самом деле.
В этом отсеке оборудования не сохранилось, а на том месте, где мог бы стоять двигатель - некая имитация полезной нагрузки без пояснений, что это и для чего. Может быть, лазерная пушка "Полюс" - в 1980-х такое оружие разрабатывалось всерьёз:
А узкий, как на подводной лодке, люк ведёт в маленькую герметичную обитаемую часть. На нижнем её ярусе ныне кинозал, а был бытовой отсек, где космонавты (или астронавты, если бы это был "Шаттл") спали - экипажи ракетопланов могли составлять до 10 человек, на "Шаттлах" обычно работало семеро. Кабины "Бурана" я видел в принципе и в других музеях, но нигде она не выглядит такой подлинной, как здесь:
Рядом и другая техника, которой тесны музейные залы. Например, транспортная платформа боевой ракеты и головная часть её "патрона" - пускового контейнера. Или пусковой стол Р-9 - до шахтных и мобильных комплексов боевые ракеты стояли прямо вот так, на всеобщем обозрении. А рядом - двигатель от второй ступени "Энергии", причём как бы "ошкуренный" - по трубкам вокруг камеры сгорания подавался жидкий кислород (окислитель), охлаждавший её стенки:
Антенны радиотелеметрической станции, в 1980-90-х обслуживавшейся запуск "Союзов" и "Протонов"... "Волга" за ними - чья-то:
Лабораторный отсек "Бурана" - ракетопланы могли использоваться (и в случае с "Шаттлом" использовались) в качестве орбитальных станций, не слишком долгосрочных (в пределах нескольких недель), но зато способных вернуть все результаты на Землю:
И техника, обслуживающая запуски "на земле" - от пожарного вездехода ГПМ-54 (на кадре выше) до чёрной "Волги" Владимира Бармина, Главного по стартовым комплексам:
Не пригодившийся двигатель САС, упавший в степь после запуска, разгонный блок "ДМ" (то есть двигатель последней ступени), ракета "земля - воздух" от С-75:
И обломки, обломки, обломки, которыми степь, кажется, просто усеяна отсюда до Алтая:
За тем забором - смотровая площадка, с которой нам вот-вот покажу пуск...
Взято: Тут
0