M.R.X
Самый плохой НФ-роман ( 5 фото )
До вчерашнего дня место самого плохого из прочитанных мной НФ-романов делили «Зловещий барьер» Эрика Фрэнка Рассела и «Кракен пробуждается» Джона Уиндема. Характерно, что оба – британские фантасты. Эти романы паразитируют на идеях, почерпнутых из рассказов Герберта Уэллса, необыкновенно слабо написаны и казались мне дном литературного мастерства – хуже не смог бы написать даже Хьюго Гернсбек.
Однако нет предела совершенству, и я ознакомился с романом Генри Каттнера «Ось времён», который по всем параметрам прревзошёл вышепомянутые шедевры убожества и слабоумия.
Если у Рассела и Уиндема центральные герои ведут себя всего лишь, как сексуальные извращенцы, то у Каттнера герои не ведут себя вообще никак. Буквально. Главный герой-рассказчик захвачен и превращён в марионетку чужим разумом, и Каттнер подробно описывает поступки этого героя, не удостаивая нас объяснением, почему герой совершил тот, а не иной поступок. Впрочем, ничего странного этот герой не совершает. Он просто хаотически перемещается из одного места в другое, описывая увиденное в манере, зло высмеянной Робертом Шекли в новелле «Записки о Ллангранаке» - я говорил уже об этом рассказе. Там рассказчик-дурак описывает инопланетный город так: «Это был СОВЕРШЕННО чужой город – если вы меня понимаете».
Но хуже всего, чудовищней всего то, что главный герой то и дело спрашивает нас, читателей, о происходящем.Например: «Стоял ли я на границе обитаемой вселенной?» Мы в ответ можем только недоумённо пожать плечами – нам-то откуда это знать?
Чудовищный «некрон», который большую часть текста выглядит, как «зараза», вроде рака, поражающего материю на квантовом уровне, в финальной главе вдруг, оказывается, «имеет план покорить нашу Вселенную». Вот это поворот! Причём, внезапный, выскочивший из-за угла, подобно Великой Любови в романе «Мастер и Маргарита».
А финальная битва с коварным некроном излагается без излишных подробностей, просто так: «Я не знаю, как мне удалось схватить его. Может быть, это было не физическое действие, а умственное. Я ощущал сильное давление, и чтобы ему противостоять, мне приходилось напрягать все силы – и физические и мысленные. Постепенно враг поддавался, но не везде, а в отдельных местах – может, во времени, а может в пространстве. Возможно, мы четверо окружили его и теперь врезаемся в сопротивляющуюся субстанцию – некронную вселенную?» - Вот, честное слово – не знаю, что ответить на такой прямой вопрос. Может, и окружили, может, и некронную...
Кончается роман абсолютно естественно для американца – цитатой из Ветхого Завета и прилепленным ни к селу ни к городу славословием Вашингтону, столице Соединённых Штатов.
Я всегда думал, что очень плохо – это уже хорошо. Я всегда любил трэш. Но то, что выдал читателям Генри Каттнер в форме «Оси времён», это даже не трэш. Каттнер много писал трэша – «Элак из Атлантиды», «Маска Цирцеи» и всякие дешёвые ужастики про «ужасы нашего кладбища». Каттнеровский треш азартен, динамичен и обаятельно глуп. Но «Ось времени»... В ней нет азарта. Это скучная, плохо написанная книга.
Худший НФ-роман из всех, что я когда-либо читал.
Однако нет предела совершенству, и я ознакомился с романом Генри Каттнера «Ось времён», который по всем параметрам прревзошёл вышепомянутые шедевры убожества и слабоумия.
Если у Рассела и Уиндема центральные герои ведут себя всего лишь, как сексуальные извращенцы, то у Каттнера герои не ведут себя вообще никак. Буквально. Главный герой-рассказчик захвачен и превращён в марионетку чужим разумом, и Каттнер подробно описывает поступки этого героя, не удостаивая нас объяснением, почему герой совершил тот, а не иной поступок. Впрочем, ничего странного этот герой не совершает. Он просто хаотически перемещается из одного места в другое, описывая увиденное в манере, зло высмеянной Робертом Шекли в новелле «Записки о Ллангранаке» - я говорил уже об этом рассказе. Там рассказчик-дурак описывает инопланетный город так: «Это был СОВЕРШЕННО чужой город – если вы меня понимаете».
Но хуже всего, чудовищней всего то, что главный герой то и дело спрашивает нас, читателей, о происходящем.Например: «Стоял ли я на границе обитаемой вселенной?» Мы в ответ можем только недоумённо пожать плечами – нам-то откуда это знать?
Чудовищный «некрон», который большую часть текста выглядит, как «зараза», вроде рака, поражающего материю на квантовом уровне, в финальной главе вдруг, оказывается, «имеет план покорить нашу Вселенную». Вот это поворот! Причём, внезапный, выскочивший из-за угла, подобно Великой Любови в романе «Мастер и Маргарита».
А финальная битва с коварным некроном излагается без излишных подробностей, просто так: «Я не знаю, как мне удалось схватить его. Может быть, это было не физическое действие, а умственное. Я ощущал сильное давление, и чтобы ему противостоять, мне приходилось напрягать все силы – и физические и мысленные. Постепенно враг поддавался, но не везде, а в отдельных местах – может, во времени, а может в пространстве. Возможно, мы четверо окружили его и теперь врезаемся в сопротивляющуюся субстанцию – некронную вселенную?» - Вот, честное слово – не знаю, что ответить на такой прямой вопрос. Может, и окружили, может, и некронную...
Кончается роман абсолютно естественно для американца – цитатой из Ветхого Завета и прилепленным ни к селу ни к городу славословием Вашингтону, столице Соединённых Штатов.
Я всегда думал, что очень плохо – это уже хорошо. Я всегда любил трэш. Но то, что выдал читателям Генри Каттнер в форме «Оси времён», это даже не трэш. Каттнер много писал трэша – «Элак из Атлантиды», «Маска Цирцеи» и всякие дешёвые ужастики про «ужасы нашего кладбища». Каттнеровский треш азартен, динамичен и обаятельно глуп. Но «Ось времени»... В ней нет азарта. Это скучная, плохо написанная книга.
Худший НФ-роман из всех, что я когда-либо читал.
Взято: Тут
1355