Agamaril
По волнам моей памяти... дворец Фермерский. Петергоф ( 19 фото )
В 1825 – его величество Александр Первый подарил эти земли своему брату - Николаю Павловичу, а Николай же Павлович, став императором, подарил земли своей супруге - Александре Фёдоровне (1826 год). Пять тысяч крепостных, под руководством садовых дел мастеров Ф. Венельсдорфа, А. Гомбеля и, особенно П. Эрлера, который двадцать лет трудился над созданием парка, даже был похоронен в нём, создали парк. Сами же садовых дел мастера руководствовались задумками шотландца Адама А. Менеласа. Парк расположен на возвышенности; рощи, овраги, лужайки и холмы были неотъемлемой его частью; отовсюду видно море (залив). Тридцать тысяч деревьев и кустарников были привезены из Европы и со всей России. В 1829 году из Ботанического сада сюда привезли ещё 3500 деревьев. Великий князь Николай Павлович повелел назвать парк в честь своей супруги – Александрией. Площадь парка составляет сто пятнадцать гектаров.
Фермерский дв. А.-П. Бланшар. 1858 год.
Работа Андрея Петровича Рябушинского "Императрица Анна Иоаннова в Петергофском зверинце на охоте". 1900. Земли к востоку от Петергофа после смерти царя Петра отошли во владения всесильного Данилыча. При Анне Иоанновне здесь был устроен Ягдгартен (Охотничий сад).
Поэт Василий А. Жуковский, учитель русского языка императрицы Александры Фёдоровны, а также наставник её сына – цесаревича, будущего императора Александра Второго Николаевича, придумал романтический рыцарский герб Александрии. Этот герб украшает все главные постройки Александрии.
Парк Александрия. Капелла Александра Невского.
В парке Александрия архитектор Адам Адамович Менелас (шотландец) в 1826 оду построил Ферму с коровником, помещениями для пастухов, кухнями и кладовыми. Помимо деревянной фермы, он воздвиг Руинный мост и дворец Коттедж (супруга Николая Павловича не переносила помпезность и пышность Большого дворца, с фонтанами). Из Англии выписали породистых бурёнок и даже специального специалиста по уходу за ними. Ферма была скромным сельским домиком с крышей соломенного цвета и открытой верандой, колонны которой были обвиты берестой. Весь облик Фермы подчёркивал сельскую идиллию Александрии.
Парк Александрия.
В 1838 архитектор Андрей А. Штакеншнейдер к деревянной ферме сделал двухэтажную пристройку для Великого князя и Цесаревича Александра Николаевича. Это был подарок императора Николая Павловича своему сыну-наследнику на свадьбу с немецкой принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессенской, в православии Мария Александровна. Хозяйство Фермы перенесли к южной границе Александрии, к шоссе. Архитектор Штакеншнейдер в течение последующих двадцати лет, вплоть до 1859 года, периодически перестраивал и улучшал его. В результате скромный павильон фермы превратился в обширный двухэтажный дворец в стиле неоготики и стал летней загородной резиденцией императорской семьи.
В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. Большое двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. О том, что это некогда был скромный сельский домик, напоминала только окрашенная в соломенный цвет крыша и обвитые берестой столбы навесов и балконов. Внутри же были выстланы дубовые паркеты, стены расписаны “под руст”, стояла великолепная мебель работы Г. Гамбса. Традиционный для Александрии готический орнамент использовался в деревянной резьбе, лепке потолков, чугунных ограждениях балконов и лестниц.
В этом дворце император не только отдыхал в кругу семьи, но и занимался государственными делами. В Фермерском дворце обсуждался указ об отмене крепостного права. Александр Николаевич испытывал к дворцу искреннюю привязанность, считая его “вторым домом”, доступ в который открывался только избранным.
Столовая.
Будуар великой княгини Марии Александровны, супруги цесаревича.
Уборная великой княгини Марии Александровны, супруги цесаревича, будущего императора Александра Второго. Особенно Фермский дворец отличался заботой об удобствах его обитателей: внутри здания всё было устроено по вкусу супружеской четы, для удобной и безоблачной семейной жизни. Здесь были применены некоторые технические новинки (первый в России лифт, поднимался вручную лифтёром с помощью ворота; ванна, душ и унитазы – от названия английской фирмы “Unitas” первой наладившей промышленный выпуск изделия).
Ванна спрятана в основание кожаного дивана. Но, как это было предусмотрено этикетом того времени, их тщательно маскировали: ванна, устроенная в полу, прикрыта диваном, а вассерклозет находился в стенном шкафу. На столе - лампа Карселя. Во дворце имелись коллекции живописи и гравюр.
В Фермерском дворце всегда было много народу; занимались чтением книг, музыкою, игрою в вист. Августейшие хозяева очаровывали приветливостью и благосклонностью к гостям. Все, кто входил в штат их двора, становились как бы членами их семьи.
Дворец окружает великолепный сад. С восточной стороны разбит пышный цветник, окружённый с трёх сторон перголой. Посередине цветника было два фонтана. Перед западным фасадом был создан бассейн для рыб, оформленный миниатюрным каскадом и бронзовой скульптурной группой “мальчик и гусь”.
Не были забыты и многочисленные дети императорской четы – рядом с дворцом появился детский Сельский домик с крестьянской обстановкой, маленькая водяная мельница, крепость, пожарная каланча и детская ферма с огородом.
После гибели императора в 1881 году и до октября 1917 года во дворце жили со своими семьями Александр Третий и Николай Второй.
1917 – 1932 во дворце размещался историко-бытовой музей. После музея во дворце размещалась база отдыха.
Во время ВОВ во дворце размещался штаб вермахта. Интерьеры были утрачены. На месте перголы был устроен ДОТ. Фонтаны и скульптура были порушены.
1950 – общежитие петрозаводского часового завода.
С 1975 года здание дворца пустовало и приходило в упадок.
1979- Фермерский дворец вошёл в состав музейного комплекса ГМЗ “Петергоф”.
В 2003 году началась реставрация. В 2005 году случившийся в здании пожар сильно повредил интерьеры западного крыла дворца.
Фермерский дворец. Сер. XIX века. Художник Э.-П. Гау (справа- капелла).
Александр Николаевич Романов, великий князь, цесаревич (1818-1853-1881). Портрет 1838 года.
Сказал как-то о русских вельможах: “Их убеждение – моё приказание…”.
В 1938 - 1839 году наследник русского престола совершал путешествие по Европе. Одной из целей поездки был поиск невесты, список претенденток на роль супруги цесаревича составил лично государь-император Николай Павлович. Побывал великий князь и в Англии, где влюбился в английскую королеву Викторию, любовь была обоюдной; Александр Николаевич даже хотел на ней жениться. Однако цесаревичу популярно объяснили бесперспективность подобного увлечения: лучше быть императором-самодержцем в России, чем принцем-консортом в Англии, и, что королева Соединённого королевства не оставит свою страну ради России.
Гессен-Дармштадская принцесса Maximiliane Wilhelmine Auguste Sophie Marie von Hessen und bei Rhein, в православии, с 1840 года, Мария Александровна (1824-1880). После Англии наследник русского престола путешествовал по Германии (1839) для выбора невесты, принцессе Марии было всего четырнадцать лет, поэтому она даже не была включена в список имевшихся в виду принцесс. Совершенно случайно цесаревич остановился в Дармштадте на одни день и вечером поехал в театр. Он так был тронут скромной прелестью молодой принцессы, почти ребёнка, скрывавшейся в глубине ложи, что, вернувшись домой, объявил своему наставнику Жуковскому и сопровождавших его адъютантам Кавелину и Орлову, что он нашёл жену, и что дальше он никуда не поедет. Орлов написал императору Николаю Павловичу. При русском дворе все были, мягко пиша, в полном недоумении: мать принцессы после пяти лет жизни с герцогом, стала жить раздельно. Через 14 лет после разрыва с мужем герцогиня родила сына, а через год – дочь Марию. Охраняя честь короны, герцог Людвиг II Дармштадтский признал детей своими. В герцогстве все знали подлинное имя отца детей, имя которого, однако, из-за его незнатного происхождения не упоминали вслух. Только страстная любовь наследника может объяснить согласие родителей цесаревича на этот брак. Через год юную принцессу привезли в Санкт-Петербург, перекрестили в православие, дали ей при этом имя Мария Александровна и выдали за цесаревича (1841). Скромная и в высшей степени застенчивая, выросшая в уединении в маленьком зАмке, где ей редко приходилось видеть даже великого герцога, Мария внезапно была перенесена ко двору, самому пышному, самому блестящему и самому светскому из всех европейских дворов. Поэтому юная великая княгиня так сильно полюбила скромный Фермерский дворец, здесь в пасторальной идиллии сельского домика, она нашла семейное счастье. Великий князь боготворил свою супругу, и казалось, что счастье будет вечным.
Взято: Тут
763