ysagy
Как отменили болгаризацию турок ( 5 фото )
Об истории срыва одной из психологических операций западных спецслужб
Петренко Анатолий
В данном материале на примере одного исторического события мы расскажем, как строилось противодействие психологическим операциям, целью которых являлось внесение изменений в сознание значительной группы общества для дестабилизации социальной, экономической и политической обстановки в конкретной стране.
Речь пойдет о событиях, которые происходили в Болгарии, где к 1984 году болгарским руководством принимается решение об обязательной натурализации граждан НРБ – этнических турок. Им было предписано менять паспорта и вносить в них свои новые болгарские имена. Как следствие – волна протестов, взрывной рост выезда недовольных в Турцию. Уже к началу 1985 года значительно ухудшилась и политическая, и экономическая ситуация в стране, поскольку отрасли экономики, где многие годы традиционно трудились этнические турки, стали практически разваливаться. За этот период около 300 тысяч граждан Болгарии турецкого происхождения покинули страну. Процесс дестабилизации социально-политической обстановки стал напоминать сходящую с гор лавину. На фоне всего этого происходит резкая активизация деятельности эмиссаров спецслужб ряда государств, подталкивавших тысячи граждан к эмиграции.
Болгарское руководство приняло решение срочно разработать и реализовать контроперацию для быстрой стабилизации ситуации. Автора этих строк пригласили в Софию для разработки в составе специально созданной рабочей группы плана кампании. Работа группы была построена таким образом, чтобы активизировать как личностный ресурс каждого ее члена, так и групповой. И отмечу еще одно весьма важное обстоятельство – нам дали право немедленно получать любую информацию, которую группа сочтет необходимой, и никто до завершения работы не имел права вмешиваться в этот процесс.
“Нам дали право немедленно получать любую информацию, которую группа сочтет необходимой, и никто до завершения работы не имел права вмешиваться в этот процесс”
В самом начале провели всесторонний анализ ситуации, определили возможные риски, оценили наличные ресурсы (людские, информационные, финансовые и временные). Это дало возможность разработать план операции с обозначением ответственных за реализацию каждой позиции и точных сроков их выполнения.
На ситуации с высокой степенью риска были разработаны запасные варианты действий, призванные снизить или исключить возможный ущерб.
В самом начале, даже не дожидаясь окончания работы над программой противостояния, было приято решение о необходимости формирования пула журналистов и групп зарубежных телекомпаний (тех, которые могли свободно вести съемку как в Болгарии, так и в Турции) с задачей снять максимально подробно процедуру пересечения болгарской границы выезжающими гражданами и того, что и как с ними происходит в Турции. Это позволило к завершающему этапу иметь значительный архив отснятых видеосюжетов для включения в медиаплан операции.
Анализ оперативных материалов показал, что на одном видео зафиксировано жесткое, вплоть до физического насилия воздействие на гражданина Болгарии эмиссаром спецслужб Турции, чтобы вынудить того подать заявление о выезде из страны. На утверждение предложения о включении этого ролика для трансляции по болгарскому телевидению ушло чуть более 10 минут!
Видеоматериалы, представленные зарубежными тележурналистами, в деталях фиксировали весь цикл пересечения болгаро-турецкой границы, на что у выезжающих уходило от 15 до 30 минут, страну они покидали практически без досмотра. Далее шли видеоматериалы о том, что происходит на турецко-болгарской границе, на которой от двух и более часов турки с большим пристрастием досматривали иммигрантов, рвение чиновников доходило вплоть до анального обследования.
Затем переселенцев размещали в приграничных фильтрационных лагерях, где не было даже элементарных условий проживания, питания, медицинского обслуживания. Там вновь прибывших держали от двух до пяти дней.
И наконец, завершающий этап переселения – доставка бывших болгарских граждан в пустынные районы Турции, где условия во всех отношениях были гораздо хуже, чем на фильтрации.
На отснятом материале нашлись и записанные обращения беженцев к родным, близким, знакомым, в которых звучали буквально мольбы не повторять их ошибок и не покидать Болгарию, в Турции переселенцы никому не нужны, с ними обращаются хуже, чем с животными.
Самым больным в рабочей группе оказался вопрос о том, чтобы высшее руководство Болгарии открыто и официально признало, что принятое решение о натурализации граждан НРБ – этнических турок ошибочно и подлежит немедленной отмене. Удалось убедить всех в том, что без этого важнейшего и необходимого элемента успех всей операции будет весьма сомнителен.
И это консолидированное решение вошло первым пунктом в план операции.
Далее все происходит в невероятном темпе:
30 – группа принимает решение, что план полностью готов.
00 – следует доклад министру внутренних дел Болгарии.
00 – документ на докладе у Тодора Живкова.
00 – в полном объеме план контроперации утверждается политбюро ЦК компартии Болгарии.
00 – все теле- и радиоканалы Болгарии дают в эфир первый ролик, где глава Болгарской компартии Тодор Живков заявляет об ошибочности решения о натурализации болгарских турок и отменяет его.
Сразу же после этого началась в полном объеме реализация медиаплана, демонстрация всех подготовленных сюжетов. Эти же материалы по дипломатическим каналам были доведены до посольств стран, аккредитованных в Болгарии.
Уже на следующий день, после того как видеоматериалы прошли за предыдущий день по нескольку раз, на выезд из НРБ не подано ни одного заявления, а те, кто накануне оформлял выезд, заявили, что отказываются покидать страну. В последующие дни подавалось до пяти-шести заявлений в день.
Этот пример приведен только для того, чтобы подкрепить базовые принципы подготовки и проведения операций, призванных блокировать или полностью нейтрализовать негативное психологическое воздействие в отношении значительных по объему социумов. Примеров такого рода и в России, и в других странах на сегодня предостаточно. Любое промедление, административные проволочки могут играть только на руку организаторам информационно-психологических атак на любые социальные группы нашего общества.
Анатолий Петренко,
бывший начальник кафедры психологии оперативной деятельности ВШ КГБ СССР
Опубликовано в выпуске № 16 (879) за 4 мая 2021 года
Взято: Тут
1492