Chillwind
Вкус крови турецких F-16: Сбив Су-24 в Сирии, теперь охотятся на МиГ-29 в Ливии ( 1 фото )
На фото: многоцелевой истребитель МиГ-29 (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)
О том, что в Ливии появились «российские» МиГ-29, изрядно потрепавшие позиции поддерживаемых Турцией сил Правительства национального согласия (ПНС) сообщалось ещё в августе нынешнего года. Сейчас также утверждается, что в ноябре-декабре «неопознанным» истребителям удалось ликвидировать практически всю турецкую инфраструктуру в районе вооруженного противостояния войск ПНС и Ливийской национальной армии (ЛНА), включая комплексы радиоэлектронной борьбы, системы противовоздушной обороны и ангары с беспилотниками.
Анкара спешно сейчас отправляет в Ливию подкрепление, в составе которого будет и 12 многофункциональных истребителей F-16 (часть из них уже прибыла на турецкую военную базу Аль-Ватыя). Как отмечают эксперты, Турция таким образом намерена устроить охоту на доставившие столько неприятностей МиГ-29, которых, как утверждается, 4 единицы.
И вот здесь возникает немало вопросов. Откуда в Ливии появились МиГ-29, если ранее в составе ВВС этой страны их не существовало (советские истребители были представлены лишь МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25)? Кто управляет этими истребителями, требующими определенного опыта пилотирования? И потом, каковы шансы у F-16 устроить «порку» МиГ-29, даже при численном превосходстве 12:4? Начнём с обратной стороны, с турецких F-16. ВВС Турции имеет в своём составе порядка 380 таких истребителей американского производства в модификациях С и D — Fighting Falcon составляют основу авиапарка боевой авиации. Их отправка в Ливию не вызывает сомнений — Анкара открыто заявила о переброске своего военного контингента в эту страну и теперь намерена усилить его истребительной авиацией. До недавнего времени турецкие военные и поддерживаемые ими силы ПНС не испытывали сопротивления со стороны авиации армии фельдмаршала Халифа Хафтара. Пока в ливийском небе не появились МиГ-29 и охотиться за ними отправили F-16. Коль этот истребитель советско-российского производства, то и управляют им русские пилоты, а сами МиГ-29 перебросили из Сирии. Такова версия турецких СМИ и ряда западных изданий. Масла в огонь подлило и августовское сообщение о сбитом в Ливии МиГ-29 с «русскоговорящим» лётчиком. Действительно, на авиабазе Хмеймим с 2017 года присутствуют МиГ-29СМТ, которые там прошли испытания после модернизации до уровня «4+», а сейчас используются для «обкатки» российских пилотов истребителей такого класса. Всего на вооружении ВКС России 44 именно таких самолётов в версии СМТ, а все военные лётчики, по требованию министра обороны Сергея Шойгу, должны получить опыт боевого применения в Сирии (уже 86% лётного состава прошли через эту «школу»).
Перебазировать незамеченными российские МиГ-29 из Сирию в Ливию достаточно проблематично. В Минобороны РФ даже не стали комментировать «российский след» в ливийском небе. В Сирийских арабских военно-воздушных силах имеются 20 истребителей МиГ-29А и МиГ-29СМТ (последние были приобретены Дамаском в 2020 году), которые, теоретически, могли отправиться в Ливию на поддержку армии Хафтара, конкретного подтверждения этому нет.
Ещё более экзотической версией, из озвученных экспертами, является принадлежность «нашумевших» в Ливии МиГ-29 к Белоруссии, которыми управляют… сербские пилоты (видимо отсюда и сбитый «русскоговорящий» лётчик). Минску после 1991 года достались 34 истребителя МиГ-29/29С и МиГ-29УБ. В ВВС РБ часть из них прошла глубокую белорусскую модернизацию до уровня МиГ-29БМ с возможностью дозаправке в воздухе (у «штатного» МиГ-29 радиус боевых действий составляет лишь 800 километров). Истребитель получил возможность применения ракет «воздух-воздух» Р-27ЭР/ЭТ, ракет «воздух-земля» Х-29ТД/Л и Х-25 МЛ, противокорабельных ракет Х-31Ф/П, а также управляемых авиационных бомб КАБ-500 с лазерным наведением. Опять же чисто теоретически Минск мог направить эти истребители в Ливию, вопрос лишь в средствах доставки.
С сербскими пилотами тоже не всё понятно. В 2016 году Москва подарила Белграду 6 истребителей МиГ-29Б — экспортная версия, которая поставлялась в страны, которые не входили в Организацию Варшавского договора. Особого опыта управления истребителями такого класса у сербских лётчиков нет, да и сама Сербия в последние десятилетия никакого участия в боевых действиях не принимала. МиГ-29, особенно в старых модификациях, требует большого опыта и знания особенностей этого истребителя. А тут сразу в бой в Ливию?
Одной из наиболее привлекательных видится версия с участием в Ливии истребителей МиГ-29 ВВС соседнего Египта. Несмотря на то, что авиапарк истребительной авиации здесь достаточно широко представлен французскими «Рафалями» и американскими F-16, Каир закупил 46 российских МиГ-29М и 6 МиГ-29М2 (двухместная версия). Поставки по этому контракту начались в апреле 2018 года и сейчас их численность у Египта составляет не менее 14 истребителей. К слову в ВВС страны стоит ещё порядка 40 советских истребителей МиГ-21 в различных модификациях.
Импортная версия МиГ-29М/М2 является глубокой модернизацией этого истребителя, который по разным оценкам относится к поколению «4+» или даже «4++». Авиационный эксперт-аналитик Владимир Карнозов считает, что вариант МиГ-29М является совершенно новым самолетом по целому ряду причин.
Обновленная машина имеет увеличенные дальности полета и боевую нагрузку, что повлекло за собой рост максимальной взлетной массы с 18 до 24,5 тонн. При этом внешние габариты самолета практически не изменились. Экспортный МиГ отличает увеличенная площадь крыла, которая компенсирует рост массы самолета. В посадочной конфигурации щелевые закрылки и щитки Крюгера увеличивают общую площадь несущей поверхности, позволяя снизить скорость захода на посадку. Благодаря более мощной механизации посадочные характеристики улучшились.
Поменялась и система управления полетом с гидромеханической на цифровую электродистанционную. После такой доработки самолет стал более приятным в пилотировании, мягче реагирует на перемещения ручки. Исчезли ненужные перебалансировки на ручке управления на отдельных режимах полета, связанные с особенностями работы автомата регулирования усилий на самолетах с гидромеханической системой управления. Изменилось и информационно-управляющее поле кабины.
Для применения различных образцов управляемого оружия с головками самонаведения экипажу нужны многофункциональные индикаторы (МФИ) с различными режимами изображения информации, в том числе с сенсоров на ракете (бомбе). Оснащенная крупноформатными индикаторами, кабина МиГ-29М/М2 как бы получает возможность «настраиваться» под конкретную задачу, что решается летчиком в очередном вылете. На модернизированных МиГах установлены оптико-локационные станции ОЛС-УЭ (УЭМ), которые работают в сопряжении с другими бортовыми системами, и позволяют летчику с высокой точностью атаковать как воздушные, так и наземные цели, причем без необходимости включения радиолокационной станции. Заметно расширен и арсенал средств поражения за счет современных типов управляемого оружия. Для уничтожения воздушных и наземных целей МиГ-29М/М2 располагает современным обширным арсеналом средств поражения российской разработки и производства, включая ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противорадиолокационные Х-31П, противокорабельные Х-31А и Х-35Э, управляемые бомбы КАБ-500Кр/КАБ-500ОД.
С учётом того, что Египет в ливийском конфликте выступает на стороне армии Хафтара и даже предлагал ЛНА свою военную помощь, то вполне мог отдать свои МиГ-29 в «лизинг». Там и расстояния позволяют более незаметно проникать через границу, а опознавательные знаки можно легко скрыть, равно, как и сменить окраску самого истребителя.
В любом случае турецким F-16 придётся столкнуться в небе не просто с серьёзным противником, но и превосходящим его по мощи вооружения и прочим характеристикам истребителем. Упомянуты модификации МиГ-29СМТ, МиГ-29БМ или МиГ-29М
М2 не позволят на себя «охотиться», так как сами имеют предназначение «охотника». И вкусившим вкус крови турецким пилотам F-16 после сбитого в Сирии российского фронтового бомбардировщика Су-24, который стал для истребителя лёгкой добычей, придётся теперь прятаться самим.
Большое значение, конечно, имеет и то, кто будет находиться за штурвалом «мигаря» — опыт и классификация здесь имеют огромное значение. Понятно, что это не сами ливийцы, которые МиГ-29 разве в глаза видели. Присутствие российских, белорусских или всё-таки сербских наёмников не исключается, как минимум на земле они там находятся. И среди так называемых «вагнеровцев» вполне могут оказаться профессиональные лётчики, скажем, выпускники факультета истребительной авиации в Армавире. Ну, а дальше как в известной песне пилота сбитого фантома может прозвучать: «В шлемофоне чётко слышал я: „Коля, жми, а я накрою!“ „Ваня, бей, а я прикрою!“ Русский ас Иван подбил меня…».
Виктор Сокирко
Взято: Тут
2227