Mukinos
"Моё место – в небе": Как лётчик Сорокин воевал с фашистами без обеих ног ( 3 фото )
Мурманская область. Ноябрь 1941 г. Советский лётчик-истребитель Захар Артёмович Сорокин во время Великой Отечественной войны. Точная дата съёмки не установлена. ТАСС
В год 75-летия Великой Победы Царьград продолжает рассказывать о тех, кто, презирая смерть, воевал за наше мирное и свободное будущее. Сегодня речь пойдёт об удивительном лётчике, сражавшемся с фашистами без обеих ступней. Его имя не было так известно – оно осталось в тени подвига Алексея Маресьева, летавшего без ног. Между тем героический поступок Захара Сорокина несомненно заслуживает того, чтобы о нём знали и помнили. При вручении Захару Сорокину ордена Британской империи военный атташе Великобритании сказал: "Пока в России есть такие люди, она непобедима!"
Автор:
Олеся Лосева
Роковой вылет
Захар Сорокин родился 17 марта 1917 года на станции Глубокое в Барнаульском уезде Томской губернии. В 1921 году его семья переехала в город Тихорецк Краснодарского края. Там Захар окончил 7 классов, после чего устроился работать помощником машиниста паровоза. В то же время он посещал аэроклуб. В 1937-м по путёвке комсомола его направили в Ейское военно-морское авиационное училище, которое он успешно окончил в 1939 году. Мечта Захара сбылась – он стал лётчиком ВВС Черноморского флота, обосновался в Севастополе. В этом городе его и застала война.
В июле 1941 года Сорокин был переведён в эскадрилью Северного флота, которой командовал легендарный Борис Сафонов, первый дважды Герой Советского Союза, лучший советский лётчик-истребитель. В небо в Заполярье приходилось подниматься в непростых условиях – там регулярно бушевал ураганный ветер и штормило. Сорокин летал на высокоскоростном истребителе МиГ-3, часто выходил на задания в паре с Сафоновым. А 17 сентября 1941 года, после уничтожения четырёх самолётов противника, Захара Сорокина наградили орденом Красного Знамени. Уже буквально через месяц, 25 октября, он вступил в бой, который в корне изменил его судьбу.
Истребитель МиГ-3..
При осмотре выяснилось, что ступни ног сильно обморожены. Вердикт врача прозвучал как гром среди ясного неба – необходима ампутация. В госпитале Захару очень помог его давний знакомый по училищу. Тот, сам потерявший ногу, убеждал Сорокина, что жизнь на этом не заканчивается, да и повоевать ещё можно – на протезах. Захар рвался на фронт, ведь у него были свои счёты с фашистами: под бомбёжкой погибли его жена и маленький сын Володя. Спустя время он узнал, что, прикрывая караван судов PQ-16, идущих в Мурманск, был сбит и пал смертью храбрых его командир Борис Сафонов.
Вернулся в строй на протезах
Спустя долгих девять месяцев изнурительного лечения и реабилитации Захар Сорокин попросил разрешения снова вернуться в свой полк. Скрывая, какую адскую боль ему доставляли протезы, он научился ходить заново только ради того, чтобы вновь подняться в небо и вступить в бой.
С февраля 1943 года Сорокин регулярно пополнял счёт сбитых им самолётов противника. В задачи его полка входила охрана морских коммуникаций и сопровождение союзных конвоев из Англии и Америки. Суда должны были в целости и сохранности дойти до Мурманска. Управлять истребителем на протезах было очень непросто. Часто ему приходилось спать в самолёте в ожидании сигнала тревоги. Быстро подбежать к машине, как другие, он физически не мог.
В августе 1944 года, уже будучи командиром эскадрильи, гвардии капитан Сорокин удостоился звания Героя Советского Союза. К тому моменту на его счету было 117 боевых вылетов и лично сбитых 11 самолётов противника.
Москва, 12 августа 1964 г. Лётчик Захар Артёмович Сорокин, один из первых пилотов-авиаторов Борис Илиодорович Россинский, лётчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев и лётчик-космонавт СССР Павел Романович Попович (слева направо) на вечере, посвящённом Неделе Воздушного флота СССР, в актовом зале Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Фото: Александр Коньков/ТАСС
Ещё одно серьёзное испытание пришлось пережить Захару Артёмовичу уже после войны. Он вновь женился, обосновался в Евпатории, но семейное счастье было недолгим.
В 1953 году после продолжительной болезни умерла жена, оставив маленькую дочку, а ведь и папе требовался постоянный уход, – вспоминала младшая дочь Сорокина Мария. – От безысходности рука сама тянулась к стакану. Однако помогла встреча с Водопьяновым, который приехал лечиться сюда же в санаторий. В семье Водопьяновых отец и познакомился с Валентиной – моей мамой. Сначала они жили в Евпатории, а затем переехали в Москву, к моим дедушке и бабушке.
В Москве Сорокин устроился работать в комитет ветеранов Великой Отечественной войны, вступил в Союз журналистов. Он написал 15 книг, в том числе одну и для детей – "Поединок в снежной пустыне". Его постоянно публиковали в газете Московского военного округа. Среди его друзей был и Юрий Гагарин, который любил повторять: "Мы все учились у Сорокина".
До конца своих дней Захар Артёмович ходил с палочкой. Ботинки-протезы сильно натирали ноги. Он мучился от незаживающих трофических язв. Каждый год его клали в госпиталь, где делали пересадку кожи. "Отцу постоянно требовались ванночки, процедуры. Он не мог спать, стискивал во сне зубы. Каждый год операции, наркоз", – рассказывала его дочь Мария. В итоге в 1978 году сердце героического лётчика не выдержало. Своё последнее пристанище он нашёл на Кунцевском кладбище в Москве.
Взято: Тут
442