Agamaril
Космическая программа России - заметки на полях ( 1 фото )
Вероятнее всего, время «государственного» космоса заканчивается, как заканчивается и эпоха государственной экономики вцелом
В последние дни появилось немало комментариев относительно возможных оргвыводов в случае, если корабль с роботом FEDOR не пристыкуется к МКС, сообщает ТГ-канал "Кремлёвский безБашенник".
Я желаю миссии всяческого успеха – как минимум потому, что не хочется жертв (ведь почти всегда в последнее время внутри «передовых российских роботов» оказывается спрятан провластный активист); однако хотелось бы сделать несколько кратких замечаний относительно нашей космической программы в целом.
Идея броска в космос в своё время объединила возможности ВПК и мечты о бесконечном прогрессе, огромные государственные финансы и недюжинную креативность исполнителей. Но уже за первые десять лет космической эры основные взаимные уколы сверхдержав были сделаны:
США ответили Советскому Союзу с его первым спутником и первым человеком на орбите высадками на Луне. С того времени космические полёты стали рутинными, и успешность этого сектора начала определяться, на мой взгляд, тремя обстоятельствами: изменением базовых технологий; расширением горизонта; и возможностями коммерциализации.
По всем трём позициям СССР/Россия вчистую проиграли американцам. Мы и сегодня летаем на «Протонах», впервые отправившихся на орбиту в 1965 г., тогда как в США в 1980-е годы перешли к многоразовым кораблям, а сегодня - к новому типу коммерческих носителей от И.Маска.
СССР (о России молчим) не выполнил ни одной полностью успешной миссии даже к Марсу, тогда как американские аппараты достигли Нептуна ещё в 1977 г. Россия сегодня поддерживает в рамках гарантийного срока только половину орбитальной группировки ГЛОНАСС, услуги которой потребителям «впариваются» только по разнарядке, о частных коммерческих полётах вроде SpaceX или Virgin Galactic я уже не говорю.
Подытоживая, отмечу: проблема нашей космической программы не в том, что там [якобы] много воруют; скорее, в ней нет новых ориентиров и платформ для развития – даже планы повторяют то, что уже было кем-то сделано.
Вероятнее всего, время «государственного» космоса заканчивается, как заканчивается и эпоха государственной экономики вцелом (там, где она успешна, достижения обусловливаются именно конкурентной коммерческой составляющей).
Космические программы самых разных направленностей стали в первую очередь бизнесом – и будут превращаться в него всё больше. Чтобы иметь хоть какие-то шансы на занятие минимально достойного положения в будущем, России нужно как можно быстрее разделять программы, находящиеся в ведении военных, и чисто коммерческое освоение космоса, максимально интернационализируя последнее направление и привлекая в него частные инвестиции (вовсе не выглядящие запредельными).
Маловероятно, что человечество когда-то будет получать критически важные ресурсы с Марса или строить колонии на Луне на случай ядерного конфликта; скорее всего, космос станет местом для базирования бесплатных систем связи (проект Starlink к середине 2020-х годов будет обладать 12 тысячами малых спутников на орбитах от 340 до 1150 км – за цену меньшую, чем один новый газопровод из России в Германию) или сверхбыстрого транспорта (тот же Virgin Galactic пока просит за полёт вокруг Земли на высоте 90-100 км $250 тыс., но если эта цена снизится в три-пять раз, она окажется сопоставима с перелётами на бизнес-джетах).
В России ни о чём подобном не задумываются, и, мне кажется, зря.
Хотя, может быть, и не надо. Дай Бог спасти робота FEDORа…
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества
Взято: Тут
33