Mikser

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона ( 15 фото )

Сегодня день просмотра черно-белого кино. Отличный момент, чтобы поговорить о ч/б съемке, вспомнить лучшие монохромные фильмы и, конечно, взахлеб смотреть кино.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Если не вникать в историю вопроса, кажется, что отношения цветного и черно-белого кино развивались по аналогии с немым/звуковым. Но это не так. С конца 18-го века сохранились эксперименты Томаса Эдиссона, который еще тогда добивался цветного изображения в кадре; ролики, сделанные по подобию будущего «Техниколора», датируются 1902 годом. С 20-х по 50-е в Голливуде цветное кино снималось с применением технологии «Кинемаколор» и «Синеколор», которые были, конечно, трудоемкими (несколько заряженных в объектив пленок и долгий процесс последующей обработки): проекты меньшего, чем «Волшебник из Страны Оз», калибра не могли позволить себе такую роскошь.

Но технологии технологиями, а сейчас черно-белое кино никуда не уходит и не теряет в популярности. Один из главных фильмов этого года (который пока не вышел в российский прокат) — «Рома» Альфонса Куарона — снят в ч/б, как и главная летняя российская картина — «Лето» Кирилла Серебренникова про Виктора Цоя.

На тот случай, если вы хотите присоединиться к всемирному просмотру кино в монохроме, мы подобрали для вас с десяток совсем разных черно-белых фильмов. Получите неподдельное удовольствие от кинопросмотра!

Превосходных черно-белых фильмов хватит, конечно, далеко не на один день. Но мы решили помочь вам с выбором хотя бы на сегодня, и подобрали черно-белое кино из России, США, Великобритании, Франции, Италии, Польши и Советского Союза, и несколько картин, стоящих особняком вне национальных кинематографий, — слишком уж это золотая классика.

Доживем до понедельника / Три тополя на Плющихе

Оба советских черно-белых фильма вышли в 1968 году. Оба по жанру — драмы, а по большому счету — лирика. И оба кажутся совершенно несоветскими.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

«Три тополя на Плющихе» режиссерки Лиозновой по настроению схож с линией, взятой французскими коллегами несколькими годами раньше. Два человека, их близость, которой, казалось бы, и нет, недоговоренность, тонкость, дыхание. Татьяна Доронина, сыгравшая перед «Тополями» в драме Георгия Натансона, уже успела погрузиться в черно-белую, почти что сартровскую бездну, а здесь перешла из крупным мазков экзистенции на полутона, конечно, тоже экзистенциальные, но лиричные и чувственные. Без социальных подтекстов. Просто еще раз про любовь.

«Доживем до понедельника» можно смотреть как угодно: тщательно дешифровать эзопов язык и искать несоответствия между звучащим текстом и тем, что на самом деле говорили актеры; интерпретировать главного героя как образ всей уставшей от происходящего интеллигенции; или поймать лирическое настроение, из которого соткана эта щемяще грустная и такая родная картина.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Мой друг Иван Лапшин

Третий фильм Алексея Германа старшего вышел в 1982-м, при том что сценарий Герман написал еще в 69-м. История начальника угрозыска замшелого городка, происходившая в 30-х, снята также, как многие соцреалистические полотна. Но за мрачными мужчинами, окурками дешёвых сигарет, снежными сугробами и коммуналками-бараками живет уже даже не эзопов язык неудовлетворенности, а невозможность сосуществования человека и его мира.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

«Я снял фильм про то, как один милиционер влюбился в артистку, а эпоха их уже всех приговорила», — сказал Герман в одном интервью (источник: chapaevmedia). В этой картине нет частного, нет личного, есть только общее — и это не экзистенциально-кафкианское, а соцреалистское ощущение. И от этого страшнее всего.

Лето

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Монохром может придавать высказыванию не только значимости, вневременности или образности, но и легкости. Те сцены, которые Кирилл Серебренников сделал в «Лете» цветными, вышли громоздкими, она будто вываливаются на зрителя с экрана. В то время как тонкая и целомудренная романтическая линия и простые песенки раннего Цоя отлично уживаются с черно-белыми парящими кадрами.

Рай

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Картина Андрея Кончаловского, показанная в основном конкурсе на фестивале в Венеции, снята в ч/б по другим причинам. Она насточиво отсылает в прошлое — и форматом 4:3, и олдскульным монохромом. Его фильм нарочито манерный, его формализм выкручен до предела, и обсуждаемая в нем тема холокоста от этого подсвечивается с неожиданной стороны. Что, может быть, спорно, но авторски оправдано: когда ты снимаешь фильм на такую болезненную тему, возможно ее стоит отпустить на замотек, а все свои режиссерские изыски сосредоточить на форме. Есть вероятность, что итоговая картина от этого выиграет по всем параметрам. Или по всем параметрам проиграет.

Четыреста ударов

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Первый фильм Трюффо, большая нетленная классика мирового кинематографа вместе с «На последнем дыхании» Годара. Оба фильма — центральные и в новой волне, и в европейском кинематографе в целом. Младотурки отлично понимали, что цвет в кино — это не просто забава или маркетинговый ход, это такой же экранный интрумент, поэтому точно знали, когда его нужно разлить по экрану (как, например, в «Безумном Пьеро»), а когда оставить картину жить своей черно-белой жизнью.

«400 ударов» существует настолько вне времени, что цвет ему совершенно не нужен. Критик Алексей Васильев называет фильм «портретом бессмысленного и прекрасного брожения человеческого духа». К тому же брожения эти происходят в вечном для этого горбко-сладкого занятия городе. От того отказ от цветовых инструментов кажется абсолютно верным, и финансовые причины, которые на самом-то деле и побудили снимать «Четыреста ударов» в монохроме, здесь по итогу отступают на второй план.

Артист

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Покорившая Американскую киноакадемию немая романтическая комедия Мишеля Хазанавичуса вызвала в свое время немало вопросов как раз таки к тому, как она сделана. Представлявшийся фильмом прямиком из былых времен, «Артист» на деле не соблюдал правила и законы исконного черно-белого кино и оказался, скорее, забавой, чем серьезным высказыванием на тему. Но разве это плохо?

Вечеринка

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Если для лирики и ретроспективных высказываний, монохром — привычная форма, то реже встречаются комедии, да еще и сатирические, снятые таким образом. Но британка Салли Поттер делает свою театральную интерьерную и нарочито старомодную «Вечеринку» такой не только из любви к классике, но и из нежелания разбазаривать зритльское внимание. Давайте не отвлекаться на красную помаду и старинное дерево, посмотрите-ка на эти нравы.

Много шума из ничего

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Когда режиссер марвеловских «Мстителей» ставит пьесу Шекспира, да еще и у себя дома, да еще и потратив на съемки всего 17 дней, это не может быть не любопытно. Джосс Уидон проделал этот фокус в перерывах между первым фильмом про команду супергероев, безумствовавших в Нью-Йорке, и «Эрой Альтрона». Проделал на ура — перенес действие в современность: персонажи стали богатыми американцами, а суть и даже «слова, слова» остались те же. Хотели бы прогнать все горестные мысли, твое нам нужно остроумье.

Небраска

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

А еще черно-белая пленка может создать меланхоличное настроение. Это использует в своем роуд-муви Александр Пэйн, режиссер недавно уменьшавший Мэтта Дэймона в спорном «Короче». Его главный герой, пьющий старик с Альцгеймером, получает письмо о том, что выиграл миллион, и отправляется за деньгами в штат Небраска. Ехать далеко, родственники не понимают, как внушить старику, что это развод, но младший сын соглашается составить отцу компанию в этом заведомо провальном путешесвтвии. Несмотря ни на что эток омедия, но комедия мелахноличная, то, что можно назвать драмеди. Но лишний раз посмотреть на отлично сделанную и местами уморительную историю о том, что искренняя вера в успех предприятия не всегда работает, — никогда не будет лишним.

И еще немного черно-белой классики.

Римские каникулы

Классика романтической комедии с Одри Хепберн.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Летят журавли

Великое кино Михаила Калатозова, покорившее весь мир.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Гражданин Кейн

Главный (и ранний!) фильм Орсона Уэллса, без которого кино не было бы таким, каким мы его знаем последние семь десятков лет.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Психо

Великий триллер об убийстве, блондинках, отеле, страхе и возбуждении, который раскрыл всему миру, как работает кино.

Монохромное кино: от Калатозова до Джосса Уидона

Взято: Тут

00
  • 0
  • 751
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno