Как братья-крепостные открыли первый в России цирк раньше, чем он появился в Москве и Петербурге ( 6 фото )

Это интересно




Искусство цирка появилось в России еще в XI веке, но это было больше похоже на народные гуляния. На площадях выступали артисты-скоморохи, музыканты, жонглеры и прочие. В современном же понимании цирковое искусство пришло к нам уже спустя 600 лет: тогда заграничные бродячие артисты демонстрировали зрителям захватывающие трюки. В XVIII веке в России народ развлекали уже отечественные умельцы, а во второй половине XIX века появились первые стационарные цирки. О первых таких цирках, которые радуют зрителей и по сей день, — читайте далее в материале.

История первого цирка России

История русского цирка тесно переплетена с судьбой братьев Никитиных – Дмитрия, Акима и Петра, выходцев из крепостных крестьян. Их путь к славе начался с юных лет, когда отец, получив вольную, отправился в странствия по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкой. Именно в этих скитаниях, в атмосфере театральности и народных представлений, братья постигали азы циркового искусства, каждое из которых было пропитано духом семейных традиций.

Аким, младший из братьев, обладал природным талантом к юмору и музыкальности. Он выступал как клоун, мастерски пародируя человеческие слабости и пороки, и играл на различных музыкальных инструментах, создавая атмосферу веселья и беззаботности. Петр, средний брат, отличался удивительной физической силой и потрясающей ловкостью. Его акробатические номера, полные риска и виртуозности, завораживали публику и оставляли незабываемые впечатления. Дмитрий, старший брат, был харизматичным балагуром-ведущим, способным увлечь публику своим юмором, остроумием и умением вести диалог со зрителями.


Благодаря братьям Никитиным в России появились первые стационарные цирки в Саратове, Москве, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Минске и других городах.

В 1873 году путешествие братьев Никитиных завершилось в Пензе, где они решили основать свой первый стационарный цирк. В те времена цирковое искусство в России находилось в зачаточном состоянии, и братья, вдохновленные своим опытом, стремились создать собственный мир, полный удивительных зрелищ и радости.

С помощью нехитрой конструкции – скрепленных льдом шестов, установленных на сваи, и навеса над ними – братья создали «Ледяной дворец» – первый стационарный цирк в истории России. Удивительное творение было построено на берегу реки Суры, что подчеркивало связь с природой и ее природными материалами. Но весенние оттепели вынуждали циркачей каждый год сворачивать свою деятельность и искать новое место для выступлений.

В 1876 году братья Никитины перебрались в Саратов, где приобрели здание у местного предпринимателя Эммануэля Баранека. Именно здесь их цирк обретает стабильность, становясь одним из первых в России, где зрители могли насладиться цирковыми представлениями в комфортных условиях. Важным принципом, который братья Никитины неукоснительно соблюдали в своих представлениях, было участие исключительно русских артистов.


Саратовский цирк имени Никитиных (слева - фото 1931 год, справа- наши дни).

В начале XX века цирк в Саратове претерпел значительные изменения, получив новое здание по проекту архитектора Бориса Виленского, известного своими работами над строительством некоторых станций московского метро. Это было не просто здание, а целый мир, где пересекались разные виды искусств – от акробатики и жонглирования до клоунады и дрессировки животных.

В Саратовском цирке свой творческий путь начинали знаменитые комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), которые впоследствии стали легендами русского циркового искусства. Также в стенах этого цирка работали знаменитые дрессировщики братья Мстислав и Вальтер Запашные.

Цирк в Петербурге

Когда Петербург являлся столицей России, идея создания цирка в этом городе не раз посещала умы русских меценатов. Город, известный своими театральными традициями, в то же время испытывал нехватку стационарного цирка, где могли бы развернуться яркие таланты русских артистов. Однако реализация этой мечты затянулась на несколько десятилетий.

Процесс был запущен после гастролей передвижной труппы знаменитого австрийского циркача Карла Гинне, который был удивлен отсутствием в столице России стационарного цирка. И циркач начал строительство деревянного цирка, причем за свои личные средства. После окончания его гастролей деревянное сооружение перешло в руки итальянского циркового наездника и дрессировщика лошадей, Гаэтано Чинизелли, который вскоре решил построить первый в России цирк из камня.


Цирк на Фонтанке до сих пор радует зрителей выступлениями артистов.

Циркач смог уговорить Александра II выделить под строительство землю на набережной реки Фонтанки. И в 1877 году был торжественно открыт Цирк Чинизелли, который существует и по сей день под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. Впрочем, с 2015 года, после реконструкции, старое название тоже широко используют в обиходе, но в разговорной речи его все чаще называют «Цирком на Фонтанке».

В XIX веке здание этого каменного цирка стало настоящим триумфом. Архитектор Василий Кенель выстроил сооружение на рекордной по тем временам для купола амплитуде пролета (порядка 50 м), что создавало в цирке потрясающую акустику. Зал, украшенный дорогими тканями и камнями, вмещал более 5 тыс. зрителей. Несмотря на огромные затраты, в первое время представления в этом цирке не пользовались большим спросом у жителей. Так что Чинизелли не смог обогатиться за счет строительства цирка и стал банкротом.

Первый цирк Москвы

История московского циркового искусства неразрывно связана с цирком на Цветном бульваре, который открыл свои двери в далеком 1880 году. Его основатель, потомственный артист цирка Альберт Саламонский, стал настоящим пионером в цирковой сфере, внеся революционные изменения в представление о том, чем может быть цирк. До открытия цирка Саламонского, цирковые представления были исключительно для взрослых людей. Но Саламонский понял, что дети – тоже ценная аудитория, и создал первые в истории детские представления.

В его цирке появились представления, адаптированные специально для маленьких зрителей: воскресные спектакли, где дети становились главными героями, и рождественские елки, с которых юные зрители уходили не только пораженные волшебством, но и с долгожданными подарками. В стенах цирка Саламонского творилась настоящая магия, которая зачаровывала не только детей, но и именитых гостей.


Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в наши дни.

Лев Толстой, Александр Блок и другие представители золотой эры русской интеллигенции с удовольствием посещали цирковые программы, погружаясь в мир фантазии и смеха. После образования СССР цирк Саламонского стал первым государственным цирком, став символом доступности и радости для всех слоев населения.

В 20-30-х годах прошлого века в государстве активно развивалась своя школа циркового искусства, и цирки постепенно стали отказываться от использования номеров иностранных артистов, отдавая предпочтение отечественным талантам. Во время Второй мировой войны цирк на Цветном бульваре, как и большинство других, не прекращал работу. На сцене появлялись номера с военной тематикой, поднимающие дух и укрепляющие боевой настрой. Работники цирка отправлялись на фронт, чтобы своими выступлениями поддержать солдат.

В послевоенные годы цирк на Цветном бульваре продолжал радовать зрителей. Появились легендарные постановки, которые вошли в историю. В цирке выступали легендарные личности, имена которых стали символами циркового искусства: Михаил Шуйдин, Олег Попов, Леонид Енгибаров и другие. Их выступления собирали полные залы, заставляя зрителей затаив дыхание следить за каждым движением, за каждым трюком.


Юрий Никулин был любимцем публики.

Но самым ярким символом цирка на Цветном бульваре стал непревзойденный Юрий Никулин, у которого был особый талант смешить и завораживать публику. Его уникальный юмор и неповторимый шарм делали каждое выступление незабываемым событием. В 1996 году цирк был переименован в «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре», что стало достойной данью памяти великому артисту.

В современном мире цирковое искусство продолжает развиваться, сочетая в себе традиции и инновации. Современные циркачи овладевают новыми технологиями, используя в своих номерах видеопроекции, световое оформление и другие современные элементы. Но, несмотря на все изменения, цирк остается искусством, которое вдохновляет, удивляет и радует зрителей всех возрастов.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация