Sergilio45
Из комиков в хоррормейкеры: Как Джордан Пил шел от смешного к жуткому ( 8 фото )
Rodin Eckenroth/Stringer/Getty Images
21 февраля Джордану Пилу исполняется 45 лет. В начале карьеры он занимался комедией и покорил публику юмористическими скетчами с социальным подтекстом. Режиссерский дебют вывел звезду телеэкранов в легион главных хоррормейкеров современности. Всего за пару лет Пил стал ключевой фигурой американского кинематографа. Рассказываем, как развивалась его творческая карьера.
Комедийный бэкграунд
Кадр из скетч-шоу «Ки и Пил», реж. Питер Атенсио, Пэймэн Бенц, 2012
Прежде чем получить признание в качестве мастера социального хоррора, Джордан Пил зарекомендовал себя как талантливый комедийный артист. В начале нулевых он выступал со стендапом и работал в жанре импровизационной комедии. Со своим будущим камеди-бадди Кигэном-Майклом Ки он познакомился в чикагской труппе The Second City. В 2003 году друзья прошли кастинг в девятый сезон юмористического скетч-шоу «Безумное телевидение». Изначально вакантное место было одно, но комики хорошо показали себя в тандеме, так что взяли обоих. Участие в проекте принесло товарищам не только долгожданную медийность, но и профессиональный опыт в телеиндустрии. После нескольких лет совместной работы друзья решили делать собственный проект.
В 2012 году дуэт создал скетч-шоу для Comedy Central «Ки и Пил». Сериал просуществовал пять сезонов и обрел бешеную популярность. Отдельные сюжеты стали вирусными даже за пределами фан-сообщества. В забавных миниатюрах на самые разные темы комики умело миксовали абсурдный юмор и сатиру. Особый акцент творческая команда делала на высмеивании этнических стереотипов и смело шутила о расовой дискриминации. Например, в одном из скетчей герои столкнулись с зомби-расистами, которые не едят темнокожих и всячески их сторонятся. В другом оказались в нацистской Германии времен Второй мировой войны, где пытались выдавать себя за белых. Еще одно размышление на тему: черный парень в белом квартале. Этот же сюжет за некоторыми изменениями лег в основу открывающей сцены режиссерского дебюта Пила «Прочь». А одним из самых ярких образов комика в шоу стала пародия на Барака Обаму, который по-разному здоровается с коллегами в зависимости от цвета их кожи. Помимо злободневных острот проект изобиловал многочисленными поп-культурными отсылками. В «Ки и Пиле» неоднократно делались оммажи классическим фильмам ужасов: от «Сияния» до «Изгоняющего дьявола». В этом не было ничего удивительного: Пил с детства любил хорроры.
Кроме скетч-шоу, в юмористическом портфолио Пила можно найти комедийный боевик «Киану». Фильм был создан общими силами с Кигэном-Майклом Ки. Дуэт в очередной раз появился на экране вместе. Пил, помимо прочего, взял на себя обязанности соавтора и продюсера. Должность режиссера была следующим шагом.
Режиссерский дебют
Кадр из фильма «Прочь», реж. Джордан Пил, 2017
В режиссуру Джордан Пил пришел с богатым комедийным бэкграундом, но первым же фильмом дал ясно понять, что теперь будет специализироваться на ужасах. При этом творчество афроамериканского автора вне зависимости от жанра объединяет общая тема — расовая дискриминация. Под слоем страшилок и юморесок он непременно оставляет социальный комментарий о том, что значит быть темнокожим в Америке. «Прочь» в этом плане обличает скрытый расизм либерального общества во времена правления Обамы.
Сам Пил отнес свой полнометражный дебют к жанру социального триллера, в котором главным злом является общество. Сюжет «Прочь» фокусируется на темнокожем парне по имени Крис, который знакомится с родителями своей белой девушки Роуз. Вскоре он понимает, что семейка либералов заманивает молодых афроамериканцев в свой загородный дом, чтобы гипнотизировать и продавать их тела привилегированным белым на аукционе. Такой абсурдный сюжет легко представить и в качестве юмористического скетча для шоу «Ки и Пил». Изменилась форма, но не содержание. При этом совсем от юмора Пил, конечно, не отказался. За смешное в картине отвечает комик Лил Рел Ховери, который играет лучшего друга главного героя.
Джордан Пил на премии «Оскар». Jeff Kravitz/Contributor/Getty Images
Отмеченный Американской киноакадемией сценарий Пил изначально даже не надеялся пристроить. Идеей заинтересовался продюсер «Донни Дарко» Шон МакКиттрик, с которым комик познакомился благодаря дружбе с Кигэном-Майклом Ки. Позже интерес к проекту проявил Джейсон Блум — основатель студии Blumhouse. Сперва на место постановщика планировали взять человека со стороны, но на этапе поисков исполнителя стало очевидно, что никто не справится с проектом лучше самого автора. В конечном итоге компания МакКиттрика предложила Пилу занять кресло режиссера.
«Прочь» одинаково понравился как критикам, так и зрителям. При скромном бюджете в 4,5 миллиона долларов картина собрала внушительные 255 миллионов в прокате. Фильм не теряет своей актуальности и спустя годы. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг ленты стабильно держится на отметке в 98 %. В наградной сезон картина претендовала на «Оскар» в четырех номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Для жанрового кино, а уж тем более для дебюта, это большая редкость. Пил получил статуэтку за сценарий. Причем стал первым темнокожим в истории премии, победившим в этой категории. Среди прочего работу автора отметили номинациями другие престижные кинопремии, в том числе «Золотой глобус» и BAFTA. Сразу после кинотеатрального релиза за начинающим режиссером закрепилась репутация восходящего мастера хоррора. Регалии принесли Пилу большие бюджеты и творческую свободу. Следующий полный метр был лишь вопросом времени.
Продюсерская деятельность
Кадр из сериала «Сумеречная зона», реж. Ана Лили Амирпур, Кристина Чоу, Матиас Хендл, 2019
После триумфа язвительного «Прочь» Джордан Пил окончально определился с дальнейшим будущим в киноиндустрии, решив оставить актерство и сосредоточиться на работе за кадром. Первым делом он взялся за перезапуск культовой сай-фай-антологии «Сумеречная зона». Кроме продюсирования, Пил написал несколько эпизодов и сыграл рассказчика. Он также приложил руку к созданию сериала ужасов «Страна Лавкрафта» и выступил соавтором сценария новой версии «Кэндимена».
В числе прочего его продюсерская компания Monkeypaw Productions спонсировала ситком «Последний настоящий гангстер», драматический сериал с Аль Пачино «Охотники», комедийную драму Спайка Ли «Черный клановец», анимационный ужастик для Netflix «Уэнделл и Уайлд» и режиссерский дебют актера Дева Пателя «Манкимэн». Все проекты так или иначе затрагивают проблемы современного общества — важная тема в творчестве самого Пила.
Работа над вторым фильмом
Кадр из фильма «Мы», реж. Джордан Пил, 2019
Репутацию одного из самых интересных хоррормейкеров современности Пил закрепил вторым полнометражным фильмом «Мы». В новой работе режиссер продолжил размышлять на тему неравенства. Однако вместо расового вопроса акцентировал внимание на исследовании страхов американской нации перед так называемыми «другими», в которых общество видит свое искаженное отражение. Цвет кожи уже не играл существенной роли. Речь шла скорее о проблемах низших слоев населения, лишенных доступа к благам.
По сюжету идеальная семья афроамериканцев отправляется на отдых в домик у озера, где неожиданно сталкивается со своими кровожадными двойниками. По мере развития событий фильм углубляется в вопросы самоидентичности и социальной дифференциации. Одной из главных тем картины стала борьба за место под солнцем, а двойников можно рассматривать в том числе как метафору классового неравенства: доппельгангеры буквально живут уровнем ниже — под землей. Сам фильм является аллегорией Америки в целом. Оригинальное название Us можно перевести не только как «Мы», но и как United States.
В «Мы» Пил глубже погрузился в жанр хоррора, сохранив при этом фирменный оттенок сатиры. Юмор здесь как бы усиливает страшное, а ужас подчеркивает смешное. Референсами послужили «Забавные игры» Ханеке и «Сияние» Кубрика. При этом фильм не тонет в отсылках, а сохраняет уникальный авторский стиль.
Эксперименты с форматом
Кадр из фильма «Нет», реж. Джордан Пил, 2022
Спустя три года после премьеры хоррора «Мы» Джордан Пил вернулся в режиссуру со своим третьим фильмом «Нет». Ажиотаж вокруг проекта по традиции сопровождал флер загадочности. Подробности сюжета не раскрывались вплоть до кинотеатрального релиза, как это было и с прошлой работой автора. Никто не знал, чего ждать от фильма. В итоге зрители получили необычный сай-фай-хоррор в декорациях вестерна. Место действия — ранчо, над которым нависла зловещая инопланетная сущность. Главные действующие лица — брат и сестра. Их цель — заснять неопознанный летающий объект на камеру.
На сегодняшний день «Нет» — самый амбициозный проект Пила. Бюджет картины составил 68 миллионов долларов. А еще это первый фильм режиссера в формате IMAX. За эффектную картинку здесь отвечает Хойте Ван Хойтема — оператор «Интерстеллара» и «Дюнкерка». В визуальном плане не к чему придраться. К минусам можно отнести запутанный сюжет, который заставил многих ломать голову после просмотра.
Кадр из фильма «Нет», реж. Джордан Пил, 2022
В конечном итоге повторить успех дебютного фильма Пилу не удалось ни со второй, ни с третьей попытки. Зато режиссер в очередной раз доказал, что мастерски умеет жонглировать жанрами. «Нет» — не просто зрелищный аттракцион. Это качественный микс научной фантастики, вестерна, хоррора и черной комедии. На Rotten Tomatoes пресса оценила фильм в 83 %. Для сравнения рейтинг «Прочь» держится на отметке в 98 %, «Мы» находится на уровне 93 %.
«Нет» — это еще не конец. Пил готовится поставить четвертый полный метр по сценарию Хидэо Кодзимы. Не терпится увидеть, что из этого получится.
Текст: Юлия Салихова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
1266