Gholbigelv
«Сотка» – сверхтяжёлый танк, которого не было ( 10 фото )
Талантливые инженеры, сотрудничавшие с вермахтом во время Второй мировой войны, выдвигали очень интересные идеи. Конечно, большая часть из них не была должным образом реализована из-за острой нехватки времени, допущенных в разработке ошибок, а впоследствии и благодаря дефициту ресурсов. Впрочем, к этому можно добавить жесткую внутреннюю конкуренцию и интриги. Именно так был загублен сверхтяжёлый танк Е-100.
Сверхтяжёлые танки и интриги
Примерный чертёж танка Е-100, вид спереди.
С момента вступления Советского Союза во Вторую мировую войну прошло не так много времени, прежде чем страна смогла стать на военные рельсы и мобилизовать свои ресурсы. После этого ситуация на Восточном фронте претерпела серьёзные изменения, и во многом это произошло благодаря совершенствованию бронетехники. Сначала она не могла похвастаться слишком высоким качеством и боевыми характеристиками, но спустя некоторое время всё изменилось. К тому же немецкое военное командование не могло не беспокоить присутствие на поле боя тяжёлых советских танков КВ-1 и КВ-2.
Примерный чертёж танка Е-100, вид сбоку.
Исправить сложившуюся ситуацию должны были новые тяжёлые танки, разработкой которых было поручено заняться компаниям «Хеншель», «Порше» и концерну Круппа. Правда, всё оказалось не так просто из-за большой конкуренции между этими компаниями и представителями других предприятий, в том числе и оборонных. Подобная конкурентная борьба на высших уровнях не могла не сказаться на всём процессе разработки. К примеру, тяжёлый танк «Тигр», созданием которого занимались инженеры Porsche, привлёк большое внимание лично фюрера и рейхсминистра. В свою очередь, подобный намёк на протекционизм и явную поддержку со стороны первых лиц действовал как красная тряпка на концерн Круппа, главного конкурента Фердинанда Порше. К тому же компания «Хеншель» пользовалась полной поддержкой одного из больших чинов в Управлении вооруженных сухопутных сил, Генриха Книпкампа, который также числился там главным конструктором.
Примерный чертёж танка Е-100, вид сверху.
Всё это породило большие задержки в осуществлении проекта из-за многочисленных диверсий, которые устраивались для конкурирующих компаний. Причём в ход шли самые разные методы, от попыток выставить чужой проект в неблаговидном свете до поставки неподходящих частей для танков. И то, и другое работало идеально. Для компании «Порше» на заводе Круппа изготовили орудийную башню, не соответствующую некоторым техническим параметрам, из-за чего сдача проекта была надолго отодвинута. В отместку за это на одном из собраний, посвящённых созданию танка, Фердинанд Порше буквально утопил совместный проект от Управления вооружённых сухопутных сил и концерна Круппа.
Чертёж танка Е-100.
Хоть вермахт в итоге и получил свой тяжёлый танк, но произошедшие события оставили неудовлетворёнными амбиции многих людей. В частности, Генрих Книпкамп не собирался просто так опускать руки и прекращать работу над своим детищем, тем более что у него имелось ясное представление, каким должен быть идеальный танк.
«Сотка»
Так мог бы выглядеть танк Е-100.
Для создания идеального танка он собрал рабочую группу, которая должна была суммировать всю полученную во время боевых действий информацию и на её основе разработать проект, учитывающий максимум полученного опыта. Работа над тяжёлым танком Е-100 стартовала летом 1943 года, и он должен был стать конкурентом для уже утверждённого Pz.Kpfw VIII Maus, чья сборка уже началась на заводах «Порше». В разработке проекта активную помощь оказывала автомобилестроительная компания Adlerwerke, где на тот момент выпускались автомобили, велосипеды и полугусеничные бронетранспортёры. Причина для её привлечения была простой: у идейного вдохновителя этого проекта с ней были отличные отношения.
Полуготовое шасси.
При этом основой для работы стали технические требования, выдвинутые лично Гитлером ещё в 1942 году. Он тогда как раз хотел заполучить сверхтяжёлый танк, что стало большой головной болью для подрядчиков. Согласно его замыслу, танк должен был весить до двухсот тонн и иметь бронирование башни и лобовую броню толщиной 200 миллиметров. С толщиной остальной брони 180 миллиметров защита представлялась достаточной, чтобы противостоять танкам и артиллерии противника в прямом столкновении. В качестве же основного орудия предусматривалась пушка калибром до 150 миллиметров. Переработав эти требования, конструкторы остановились на максимальном весе 120 тонн и на орудии калибром 150 миллиметров. В дополнение к последнему собирались установить 76-миллиметровую пушку рядом с основной.
Шахматное расположение катков.
Одной из отличительных черт Е-100 была его подвеска. Принцип её построения разработал непосредственно Генрих Книпкамп, а саму подвеску разработал конструктор из компании «МАН». В ней катки крепились в шахматном порядке, причём они выстраивались в один ряд, но находились по разные стороны гусениц. Такая схема оказалась наиболее оптимальной для тяжёлых танков и впоследствии постоянно использовалась. Задние катки сделали ведущими, чтобы у экипажа впереди осталось как можно больше свободного места, в остальном же компоновка ничем не отличалась от классической. Правда, для танка пришлось сделать два комплекта гусениц, потому как на основных метровой ширины его невозможно было вместить на железнодорожную платформу.
Частично собранный танк.
Несмотря нам большой оптимизм разработчиков, все проблемы решить так и не удалось. Например, для Е-100 не оказалось подходящей силовой установки. На тот момент не существовало двигателя, который мог бы разогнать настолько тяжёлый танк до приемлемой скорости, пойти по стопам предшественников конструкторы не захотели. Для Pz.Kpfw VIII Maus была предусмотрена дизель-электрическая силовая установка с электродвигателями для каждой гусеницы, а на Е-100 собирались установить мотор Maybach HL230 P30. Из его 12 цилиндров можно было выжать 700 лошадиных сил, но этого было слишком мало, и расчётная скорость не поднималась выше 40 км/ч.
Танк Е-100 на грузовой платформе.
В виду того, что уже было налажено производство танков Maus, уделять много внимания Е-100 никто не собирался. К тому времени оставшиеся целыми предприятия были перегружены и наблюдалась большая нехватка ресурсов, поэтому работы над танком двигались крайне медленно. В конечном итоге все работы пришлось прекратить, поскольку производственные мощности «Хеншель», где занимались сборкой, были почти полностью разрушены. Шасси до конца собрать не удалось, башни тоже не было. Ни один экземпляр собрать так и не успели, до настоящего момента сохранились лишь уцелевшие фотографии.
Взято: Тут
1636