Lra_viva
Ст.м. Марьина роща ( 91 фото )
Сегодня разговор пойдет про станцию "Марьина роща". Она открыта уже довольно давно, но время рассказать про неё пришло только сейчас. И это хорошо, мне нравится составлять мнение о новой станции спустя время. С одной стороны написать обзор по горячим следам - это хорошо, так как впечатления еще свежи, но с другой стороны, по прошествии времени впечатления более правильные, более спокойные, уходит эффект новой станции, который делает любую новую станцию немного лучше чем она есть на самом деле. Что касается станции "Марьина роща" (проектное название "Шереметьевская"), то для меня это особая станция, так как я принимал небольшое участие в проектировании. Причем сначала в фирме, занимающейся отделкой и остеклением. Именно ДС Проект и ДС Инжиниринг разработали и построили наземный павильон вестибюля. Потом была работа в Метрогипротрансе, именно специалисты МГТ являются авторами этого действительно интересного проекта. Потом большое количеств сотрудников, в том числе работавших над проектом "Марьиной рощи" ушли в Мосинжпроект, где продолжили работать и дождались таки открытия станции. За время стройки умер один из создателей станции - архитектор Александр Владимирович Некрасов, что, конечно же стало серьезной потерей для всей отрасли, потому как грамотных архитекторов в области проектирования объектов метрополитена на самом деле не так много, есть огромное количество нюансов, нормативов и ограничений, в которых работают проектировщики таких сложных объектов, как метро. Все эти перипетии, конечно наложили свой отпечаток на станцию, хотя в итоге пассажирам этого не видно. В любом случае станция получилась интересной, как под землей, так и на земле. Наземный вестибюль получился тоже очень круто. Большое отдельное здание - в плотной городской застройке - это сейчас уходящая натура. Итак, давайте смотреть.
Начнем сразу смотреть на станцию, а про рендеры поговорим в отдельном посте. Сейчас еще раз посмотрел на рендеры архитектурных бюро, которые участвовали в конкурсе и захотелось посмотреть на конкурсные варианты более подробно, поэтому напишу отдельный пост. Тем более мы видим в живую что получилось и оценивать варианты сейчас гораздо проще, видя готовый результат.
Итак, главный фасад с дверями на вход и выход, обращен к строящемуся неподалеку жилому комплексу (наверное), поэтому отойти дальше и снять так, чтобы фасад нормально поместился в кадр тут не реально или нужно доставать свой самый широкоугольный объектив. Кстати к расположению наземного вестибюля есть вопросы, прочем они есть и у авторов концепции, они тоже "оценили" близко расположенное новое строящееся здание. Плюс к тому, и это тоже не вина архитекторов, вход в вестибюль повернут в противоположную сторону от пути к станциям МЦД. Когда проект станции метро разрабатывался, никакой станции МЦД не было. О том, что она появится, могли знать только московские чиновники и только они могли дать задание архитекторам на организацию выхода именно в сторону будущей железнодорожной станции. Здание вестибюля имеет довольно внушительные размеры. Верхняя часть - параллелепипед, отделанный двухслойным фасадом. Внутри классические панели с сотовым заполнением, а снаружи на относе "дырявые декоративные панели". Такая конструкция с двумя фасадами позволила, например спрятать окна технических помещений и вентрешетки, чтобы их не было видно снаружи. За счет этого получился чистый и аккуратный фасад.
Верхний параллелепипед стоит на трехметровых стальных шарах, которые в свою очередь опираются на основание из камня. Между шарами в пассажирской зоне находится остекление. Все очень лаконично, но вместе с тем смотрится очень круто. Блестящие нержавеющие шары - это определенно одна из главных фишек станции. В живую такой дизайн смотрится особенно эффектно.
Двойной фасад. Снизу между слоями нет никакой сплошной зашивки и можно заглянуть внутрь. Внутренний фасад выполнен из панелей, через швы торчат стальные пластины, к которым крепится подконструкция для наружного "дырявого" фасада. Снизу и сверху сделана подсветка, чтобы в вечернее время эффектно подсвечивать наружную оболочку.
Над входными и выходными дверями сделан козырек, защищающий пассажиров от дождя.
Большинство шаров состоят из двух половинок, одна находится снаружи, другая внутри помещения, а между ними расположен утеплитель, так что тепловой контур не разрывается. Интересно, что вот эти, ближайшие к входной группе шары, состоят из трех секций, так как внутри стоит перегородка второй нитки входного тамбура, как раз по оси шаров.
Шары, которые поддерживают козырек тоже состоят из двух частей, но они несколько другой конструкции. И получается, что все шары выглядят одинаковыми, но на самом деле их несколько типов. Конструктив у них разный.
В вечернее время включается подсветка между фасадами и павильон смотрится еще интереснее. Это фото сделано еще до открытия.
А к открытию, буквально за день, на фасад решили прилепить эмблему двух колец МЦК и БКЛ. В день открытия шаблоны для установки букв и эмблемы еще валялись на земле.
Вот как в итоге стал выглядеть боковой фасад, обращенный в сторону Шереметьевской улицы.
Сердца сделаны из какого-то цветного поликарбоната и прикручены к фасаду на кровельные саморезы. Уровень креатива, конечно, зашкаливает.
Архитекторы старались сделать фасады максимально лаконичными, убрать с них весь визуальный мусор, но пришли чиновники и решили "улучшить" их, налепив огромные буквы и два изображения кольцевых линий МЦК и БКЛ. Причем тут МЦК, кстати, я не совсем понял. К чему это? Почему не нарисовали кружок Кольцевой линии, было б более логично на мой взгляд? Типа старое и новое кольцо, где новое гораздо больше и масштабнее. Что было в головах креативщиков не очень понятно.
Я, честно говоря удивлен, приятно удивлен, что шары находятся в хорошем состоянии и их никто не вандалит. Были опасения, что через день начнут появляться надписи или какие-то идиоты начнут их царапать, но нет. По крайней мере я приезжал на "Марьину рощу" после открытия через несколько месяцев, все было чисто. Это хорошо.
Вечером сквозь панорамное остекление видно, что происходит в вестибюле.
А вот как вестибюль выглядит снаружи в темное время.
На фоне скучных коробок ближайших домов, смотрится очень круто. Единственное, что не понравилось, это то, что прилегающую территорию просто закатали в плитку, не стали сажать деревья, разбивать газоны. Мне кажется в городе нужно больше делать "живых" уголков, так как закатанных в асфальт и камень площадей у нас предостаточно.
Пойдем смотреть внутрь. То, о чем я говорил выше, шар в районе тамбура состоит из трех частей.
Вот еще интересный шар, в нем сделан лючок, для обслуживания проходящих внутри коммуникаций. Смотрится очень эффектно. Вообще эти стальные шары - это довольно сложная конструкция. Их сначала сварили из нескольких листов, а потом надували, чтобы получилась сферическая форма. Очень непростая технология, но если есть что-то сложное из нержавейки, то обращаются к специалистам ИПК ЛИК. Удивительно, но не так много фирм, которые могут так качественно работать с нержавейкой. Они довольно много делают для метро, самые их запоминающиеся работы - это деревья с "Тропарёво", арки на "Рижской", ну и конечно же шары на "Марьиной роще".
Внутри также мы видим "дырявые" панели, которые повторяют отделку наружного фасада, но здесь они сделаны с подложкой, чтобы сквозь дырки не было видно всякой требухи. Кроме того, часть панелей выполнено с принтом, то есть отверстия просто нарисованы.
Освещение в вестибюле выполнено также лаконично. По периметру идут световые полосы, которых вполне хватает для того, чтобы осветить все пространство.
Панорамное остекление и пара зенитных фонарей на крыше также дают необходимый свет днем.
Внутри вестибюль довольно просторный. За счет того, что на потолке и стенах используются одинаковые визуально панели и за счет того, что на потолке нет массивных светильников, потолок кажется выше. Шары лежат на гранитной "полке" с крышкой из нержавеющих вентрешеток, внутри расположены приборы отопления. Опять же все аккуратно и ничего нигде не вылезает.
За входными дверями справа находятся кассы. Тут же в закутке стоят билетные автоматы и "таблетка" со схемой метро.
Перед кассами устроен такой световой колодец с зенитным фонарем, через него вниз попадает естественный свет.
В середине вестибюля находятся эскалаторы за стеклянной перегородкой.
"Таблетка" встроена в ограждение и не мешает пассажирам. Со стороны касс нарисована схема метро, а с противоположной стороны по пути выхода из павильона, схема с планом прилежащей территории. Очень крутое, грамотное решение, как в плане расположения самой "таблетки", так и в плане размещения на ней информации.
Вид на кассовый зальчик со стороны эскалаторов.
А это уже вид от самих касс. Слева вход, дальше идут турникеты, в торце служебные помещения, там же окошки комнаты полиции. Справа проход на выход, там мы видим турникеты на выход. Единственное, что разбавляет лаконичную отделку - это светильники на потолке над эскалаторами, они такой же формы, что и светильники на балюстраде.
Когда запустили последние станции БКЛ и кольцо замкнулось, было очень много шума в прессе, что БКЛ - это уникальное сооружение чуть ли не мирового масштаба, в этой связи в вестибюлях новых станций стали вешать вот такие схемы с выделенной жирной большой кольцевой.
В целом вестибюль получился очень круто, он одинаково хорошо смотрится как снаружи, так и изнутри.
Пойдем теперь смотреть, что у нас там внизу.
На новой "Марьиной роще" один из самых длинных в нашем московском метро эскалатор.
На новых глубоких станциях БКЛ сделали довольно интересную отделку свода, зонты состоят из нескольких частей, верхняя традиционно выкрашена в белый, а вот боковые панели сделали с нержавеющей наружной поверхностью. Помимо эстетической составляющей, нержавейка довольно легко моется и это тоже большой плюс в плане эксплуатации. Эскалатор не только глубокий, но и широкий, всего вниз и вверх идут 4 нитки.
О, сотрудники везут какую-то табличку, наверное стояла перед входом.
Про то, что он самый длинный, эскалатор говорит сам, вот этой надписью на боковых панелях. Вообще, как по мне, подобные наклейки клеить на новые блестящие панели - это вандализм. Естественно с архитекторами подобное согласовано не было, как и наркотический ковер на "Рижской".
Ведь можно же было нанести буквы непосредственно на сами панели в процессе их изготовления и это бы смотрелось гораздо лучше. Но чиновники никогда не знают наперед, какая безумная идея им придет в голову, поэтому пришлось клеить наклейки.
Спускаемся вниз. Здесь зонты одноцветные, стены и пол отделаны серым камнем.
Чуть дальше расположен гермозатвор, задекорированный панелями из нержавеющей стали.
Далее проходы над путями ведут нас к лестницам в уровень платформы. К сожалению на глубоких станциях, расположенных в сложной городской застройке, да еще и пересадочных, сделать так, чтобы эскалатор вез пассажира непосредственно на уровень платформы практически не возможно.
В проходах светильники спрятаны за карнизом и в нижней части стены, также дополнительно здесь установлены светильники по бокам.
Лестницы ведут в еще один зал, находящийся в торце станции.
Тут очень круто сделаны зонты, они закругляются в торцах, смотрится очень необычно и круто. Подсветка снова спрятана за карниз и светильники освещают этот импровизированный купол.
А теперь давайте перенесемся на станцию "Марьина роща" Люблинско-Дмитровской линии и поглядим, как организована пересадка. На платформе станции построено три лестницы, ведущие к ходкам над путями.
Порталы облицованы камнем, который используется в отделке новой станции. Читал где-то, что некоторые товарищи были недовольны тем, что порталы не вписываются в интерьер платформы старой станции. Но, на самом деле, этого и не нужно, если уж это новая конструкция, то она и должна выглядеть как новый элемент, а не притворяться чем-то старым. Это нормально.
Отделка лобика и подшивка козырька, скрывают в себе воздуходувку, которая вот через эту вентрешетку выдувает воздух, образуя таким образом преграду, отсекая дым в случае пожара, и предотвращает перетекание дыма в другой объем.
Уши от тюбингов задекорировали вот таким образом.
Интересно выглядит вентрешетка со стороны лестницы. Прикольный такой "глаз". Собственно отсюда забирается воздух, для того, чтобы образовалась "преграда" для дыма.
Коридоры тут такие же, как со стороны спуска из вестибюля. Отделка и освещение сделано аналогичным образом. Мне вот тут нравятся эти светильники в торце стен. Не знаю почему, но нравятся.
Переходим в следующий зал, в конце которого установлен еще один эскалатор.
Под потолком находится вентканал, все-таки мы под землей и обеспечение вентиляции тут важный момент.
Тактильные элементы выполнены из нержавейки, и крепятся к камню на клеевой состав.
Поехали вниз. Эскалаторов и здесь 4 штуки, что логично.
Эскалатор небольшой. Отделка в наклоне такая же, как на других эскалаторах станции.
Светильники на балюстрадах в виде светящихся бубликов.
Вид вверх.
И это еще не уровень платформы. На платформу придется спускаться по ступеням.
После эскалаторов традиционный гермозатвор, спрятанный за такими нержавеющими облицовочными панелями. Сами створки затвора находятся в нишах, утопленных немного относительно основной плоскости отделки.
Облицовка затвора получилась очень неплохо, мне, как проектировщику, это особенно приятно.
Дальше ходки над путями. В этот раз их три, я другой стороны их было всего два.
Только сейчас обратил внимание, что арки получились немного разными. Средняя вообще вышла ниже всех, забавно.
Спускаемся еще ниже.
Схема с этой стороны такая же, с лестниц пассажир попадает в еще один зал...
Где потолок сделан в виде купола. По середине классический сводчатый потолок, образованный зонтами, а в торцах эти зонты образуют полусферу. Смотрится неплохо. Такого вроде еще не было.
Лавочки из дерева и камня, Очень жаль, что во время реализации отошли от оригинальной идеи архитектора. Переклейка деревянных брусков должна была быть под 45 градусов, чтобы после формирования профиля сидушки, образовался красивый рисунок древесины. Но... видимо пошли на упрощение.
Наконец добрались и до платформы.
Как не трудно заметить, путевая стена не имеет отделки и мы видим основную конструкцию тоннеля - тюбинги. Их почистили и выкрасили в черный, чтобы смотрелось более аккуратно. Такое же решение мы видели на "Савёловской" и "Рижской". В торцевых частях боковых залов находится система дымоудаления, за этими нержавеющими створками.
Здесь же установлено еще несколько сидушек. Вот как они выглядят сверху. Симпатичные, кстати. Но насколько удобные? Кто-то сидел , как они?
Торцевая часть с лестницами.
Вид в другую сторону
Решетка на путевой стене.
Интересное получилось сочетание "голых" тюбингов и каменных пилонов.
Изначально пилоны должны были быть в форме шаров, аналогично шарам в вестибюле. Но в итоге пилоны получились довольно сложной формы, потому что есть нормативы по ширине прохода с одной стороны, а с другой внутри пилонов находятся несущие конструкции, которые надо задекорировать и размер их вполне определенный. Именно поэтому пилоны получились такой формы, какую мы видим сегодня.
Камни, составляющие пилон, установлены на сложной подсистеме, да и сами они довольно непростой формы. Кроме того на наружной поверхности сделаны канавки, для имитации текстуры старого потрескавшегося фарфора. На мой взгляд получилось не очень удачно. Возможно стоило использовать затирку более контрастного цвета, по факту эта сеточка видна только при ближайшем рассмотрении.
Глубокие станции - это довольно сложные сооружения, кроме того по стоимости они гораздо дороже станций неглубокого заложения. Скорее всего в ближайшее время подобных по конструктиву станций мы не увидим. Из того, что сейчас планируется, глубокими будут станции центрального участка КСЛ, а также станция "Суворовская" на пересадке между Люблинско-Дмитровской и Кольцевой линиями. Там, как сообщают официальные источники, работы уже начались, но из-за сложности проводимых работ, открытие станции мы увидим не скоро. Это я к чему... к тому, что возможно глубокие станции, открытые на Большой кольцевой, станут одними из последних подобных станций у нас в метро. Да, еще вспомнил, что центральный участок МЦД-5 также планируют построить под землей, так что и там, возможно мы увидим глубокие станции.
Дизайн интерьера платформенной части очень лаконичный. Своды в боковых и центральном залах выполнены из трехслойных сотовых панелей (а не из стеклопластика, как это делали раньше). Вдоль пилонов идет карниз за которым спрятаны светильники. Вдоль края платформы также идет конструкция со светильниками. Между пилонами в потолок встроены крупные светильники в форме колец, повторяющие форму светильников на балюстрадах эскалаторов. Зонты, карнизы и подшивка потолка сделаны из одного материала - сотовой трехслойной панели. Этот материал легкий и вместе с тем жесткий, из него можно делать довольно крупноформатные панели, соответственно уменьшив количество швов. Использование крупных панелей смотрится хорошо и делает интерьер визуально чище.
Пилоны должны были подойти к потолку с минимальным зазором, одинаковым со всех сторон, но из-за сложности конструкции, сделать идеально ровно не получилось.
Сочетание черных тюбингов и светлых пилонов очень неплохо смотрится. Возможно даже, что будь путевая стена закрыта белого цвета зонтами, как планировалось изначально, интерьер смотрелся бы менее выигрышно.
Переместимся в центральный зал. К сожалению чиновники от Мосметро, вместо того, чтобы работать над улучшением обслуживания пассажиров, занимаются придумывание ненужных девайсов, и все это придуманное барахло тут же тащат в вестибюли и на платформы. Вот очередное поделие. Рекламная херабора, которая дополнила на платформе такие "нужные" вещи, как ИНФО СОС и таблетка со схемой. Слава богу чудо ковер с "Рижской" убрали, а то у меня были опасения, что это какая-то новая инициатива, и теперь эти кривые экраны будут ставить везде, но обошлось.
Не смотря на визуальный мусор, в целом средний зал выглядит все так же лаконично, как и задумывался архитекторами. Единственное, что, как мне кажется, получилось неудачно - это подсветка нижней части колонн. Задумка, может быть была неплохая, но реализовать её не получилось. А тут у нас вид в сторону выхода в сторону вестибюля.
Новые стелы с телевизорами смогли сделать, а лайтбокс для навигации нет. Кстати, в начале и конце центрального зала есть участки с плоскими стенами, почему бы туда не разместить весь тот информационный мусор, что сейчас установлен по оси станции. Тут он бы никому не мешал, и не портил общий вид станции. То есть если бы была задача разместить полезную информацию на платформе, от использовали бы эти стены. Тут же цель другая, показать чиновничий креатив, чтобы все его видели и буквально спотыкались об него.
В той же торцевой части центрального зала расположены вентрешетки довольно брутального вида, через них происходит забор воздуха, когда срабатывает система дымоудаления.
Это уже другой торец, со стороны пересадки на ЛДЛ. Кстати, обратите внимание, что в центральном зале торцевые элементы зонтов также выполнены в виде полусферы.
Чтобы интерьеры не казались пустыми, несколько фоточек с пассажирами.
Опять же люди - это очень хороший ориентир для оценки размеров на фото. Фотография не передает истинный масштаб, поэтому в кадре должен быть объект, размеры которого мы знаем. На самом деле те, кто не был на станции, не представляют себе настоящих размеров пилонов, а они на самом деле довольно крупные. Вот для тех, кто не был, можете оценить масштаб по человечкам.
Интересная станция получилась, и тем, кто хочет узнать больше, я рекомендую еще раз пробежаться по фоткам со строительства этой станции (внизу постика можно потыкать по соответствующим ссылкам).
Что лично мне понравилось в этой станции. Во-первых классический подход к проектированию, лаконичный интерьер платформенной части с пилонами, отделанными натуральным камнем. Форма пилонов оригинальная, смотрится очень свежо, хотя за десятки лет и сотни станций, довольно сложно придумать что-то оригинальное. Голая путевая стена - это не новые прием, но тут это смотрится очень уместно. Причем именно в таком варианте без цоколя, как на "Рижской". Там цоколь выполнен под наклоном и в нем отражаются нержавеющие порталы, которые дают рефлексы в полированном граните и это смотрится если честно не очень. Тут все просто и лаконично. Еще порадовал наземный вестибюль - это тоже отсылка к классическим станциям метро, времен строительства Кольцевой линии. Получается, что на станции совместилось как новое (материалы, технологии), так и "старое", как дань уважения архитекторам прошлого, что очень круто. Даже я немного поучаствовал в проектировании этой станции, и тоже попал в историю, как и все те сотни людей, работавших над этим масштабным проектом.
Еще про "Марьину рощу":
Строительство. Часть 1. Строительство вестибюля
Строительство. Часть 2. Облицовка вестибюля. Начало строительства платформенной части
Строительство. Часть 3. Отделка вестибюля внутри. Технические помещения
Строительство. Часть 4. Платформенная часть. Пересадка
Строительство. Часть 5. Вестибюль перед пуском
Строительство. Часть 6. Платформенная часть перед пуском
САВЁЛОВСКАЯ <<< МАРЬИНА РОЩА >>> РИЖСКАЯ
Пересадка на станцию "Марьина роща" (Люблинско-Дмитровская линия)
Наземный переход на станцию МЦД "Марьина роща" (D2)
Наземный переход на станцию МЦД "Марьина роща" (D4)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО
Взято: Тут
427