Demyanlixd
«Король улиц»: Брат за брата ( 5 фото )
В российском прокате идет фильм «Король улиц» из внеконкурсной программы Канн этого года. Рассказываем о мастерски снятой режиссером-дебютантом картине, а также о том, что фильм о двух бандитах может поведать о социальном контексте Алжира.
Кадр из фильма «Король улиц», реж. Элиас Белькеддар, 2023
Омар (Реда Катеб) и Роже (Бенуа Мажимель) — новоиспеченные алжирцы. Честно говоря, им было прекрасно и в Париже. Но из Франции героям пришлось бежать, потому что там Омару светило 20 лет тюрьмы за грабеж и другие развлечения. Увертливый адвокат заполучил для Омара паспорт новой страны и какую-никакую свободу — с условием, что в Алжире Омар не вмешивается ни в какие темные дела. Даже невинная потасовка в баре упечет его за решетку и на новом континенте. Поэтому Омар устраивается на работу на пекарное производство, где у него теперь должность то ли босса, то ли крышевателя. Конечно же, кокаин друзья стали толкать и на новом месте, но теперь у них хотя бы есть легальное прикрытие для этого. Где наркотики — там всегда опасные разборки, в которые герои, несмотря на предупреждение адвоката, ввязываться не перестали.
Это первый полный метр француза алжирского происхождения Элиаса Белькеддара, и он получился невероятно зрелым для дебютанта. Сегодня режиссеру 35, и его уже показывают в Каннах, пусть и вне конкурса — такое внимание дорогого стоит. При просмотре «Короля улиц» на ум, конечно, первым делом приходят Тарантино, Скорсезе и Гай Ричи — на определенную волну настраивает уже диалог из первой сцены, в которой Омар и Роже обсуждают дела по пути на очередную наркосделку — уже в пустыне Алжира. Сам Белькеддар утверждает, что ему ближе Такеши Китано, фильмы которого на протяжении многих лет служат для режиссера источником вдохновения. Как бы то ни было, «Король улиц» — это бойкое и неглупое кино с большим количеством экшена, интриг и всевозможных переделок, но кино ни в коем случае не вторичное, а заявляющее об уверенном собственном голосе начинающего автора.
На первый взгляд это картина о том, как двое пытаются выжить в жестоком мире, подстраиваясь под его правила. Любовная коллизия в фильме тоже есть: Омар влюбляется в независимую Самию, которая работает управляющей на его фабрике, и в течение всего фильма пытается завоевать ее расположение, в моменты общения с девушкой из прожженного преступника превращаясь в робкого неуклюжего ребенка. Однако чем дальше, тем больше зритель понимает, что это фильм о трогательном бромансе, скупой на проявление чувств любви двух названых братьев, которые могут доверять только друг другу. Фильм не показывает предыстории знакомства Омара и Роже, но зритель может догадаться, что ни во Франции, ни тем более в Алжире у них нет ни родственников, ни друзей. Эти двое не привыкли показывать нежность, потому что мир вокруг никогда не был нежен с ними. Однако в фильме есть пронзительная сцена, в которой эта самая нежность переливается через край, пусть и происходит это при крайне трагических обстоятельствах. Для подобной истории чрезвычайно важен верный кастинг, и актеры на главные роли подобраны безупречно — в игре Реда Катеба и Бенуа Мажимеля сочетаются ранимость и бравада, дурачество и бесстрашие, умение рисковать и доведенное до нелепости нежелание проигрывать.
Еще одна важная тема фильма — потерянное детство. В самом начале фильма Омар и Роже знакомятся с бандой совсем юных головорезов, которых они встречают по пути в кабаре-клуб. Роже заступается за подростков, сцепившихся с огромным бугаем в разы старше ребят. Что они не поделили, остается неясным, но Роже тут же пускает в ход кулаки, а секунды спустя подключается Омар, который бьет врага бутылкой по голове. Несколько дней спустя самый маленький член банды останавливает машину друзей и вручает им нож, завернутый в бумагу, — символ зародившейся дружбы и крепкой обоюдной защиты. Вы спасли нас — и мы теперь за вас горой. Вот только самым старшим членам этой лихой банды максимум 15 лет, младшим — на вид лет восемь, хотя они уже отлично управляются с любым видом оружия и при необходимости могут выдавить врагу глаза голыми руками. В фильме есть страшная по своему воздействию череда сцен: сначала мы видим разборки, в которых участвуют подростки, а следом один из них, с порезанными руками, затерялся в толпе детей, с восторгом наблюдающих за веселым разряженным клоуном. Это тот же самый подросток, который несколько часов назад пытался поджечь заправку и сбежать от полиции. Да и сам Омар — такой же ребенок, пусть и в теле видавшего виды мужчины. Оригинальное название фильма Omar la fraise — «Омар-сверло», как величают героя его враги. Однако слово la fraise можно перевести и как «клубника», и именно это значение становится принципиально важным в понимании того, кем является Омар. Однако историю о том, почему он выбрал такое имя, герой осмеливается рассказать только Самии — вряд ли ее знает еще кто-то на белом свете, кроме Роже.
Элиас Белькеддар снимает кино о том, с чем знаком сам, и этот выбор только добавляет достоинств картине. Будучи потомственным алжирцем, режиссер родился в Париже и проникался духом страны предков уже во взрослом возрасте. В кадре — алжирские трущобы, ветхие дома с развевающимся от ветра бельем на балконах, колоритные базары, спелые овощи и фрукты, знойное солнце и небесно-голубое море. Место, где герои надеются обрести новый дом. И несмотря на все страшные события, которые происходили и еще точно произойдут с героями, режиссер не спешит отбирать у них — да и у нас, зрителей — эту надежду.
Текст: Ксения Ильина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из фильма «Король улиц», реж. Элиас Белькеддар, 2023
Омар (Реда Катеб) и Роже (Бенуа Мажимель) — новоиспеченные алжирцы. Честно говоря, им было прекрасно и в Париже. Но из Франции героям пришлось бежать, потому что там Омару светило 20 лет тюрьмы за грабеж и другие развлечения. Увертливый адвокат заполучил для Омара паспорт новой страны и какую-никакую свободу — с условием, что в Алжире Омар не вмешивается ни в какие темные дела. Даже невинная потасовка в баре упечет его за решетку и на новом континенте. Поэтому Омар устраивается на работу на пекарное производство, где у него теперь должность то ли босса, то ли крышевателя. Конечно же, кокаин друзья стали толкать и на новом месте, но теперь у них хотя бы есть легальное прикрытие для этого. Где наркотики — там всегда опасные разборки, в которые герои, несмотря на предупреждение адвоката, ввязываться не перестали.
Это первый полный метр француза алжирского происхождения Элиаса Белькеддара, и он получился невероятно зрелым для дебютанта. Сегодня режиссеру 35, и его уже показывают в Каннах, пусть и вне конкурса — такое внимание дорогого стоит. При просмотре «Короля улиц» на ум, конечно, первым делом приходят Тарантино, Скорсезе и Гай Ричи — на определенную волну настраивает уже диалог из первой сцены, в которой Омар и Роже обсуждают дела по пути на очередную наркосделку — уже в пустыне Алжира. Сам Белькеддар утверждает, что ему ближе Такеши Китано, фильмы которого на протяжении многих лет служат для режиссера источником вдохновения. Как бы то ни было, «Король улиц» — это бойкое и неглупое кино с большим количеством экшена, интриг и всевозможных переделок, но кино ни в коем случае не вторичное, а заявляющее об уверенном собственном голосе начинающего автора.
На первый взгляд это картина о том, как двое пытаются выжить в жестоком мире, подстраиваясь под его правила. Любовная коллизия в фильме тоже есть: Омар влюбляется в независимую Самию, которая работает управляющей на его фабрике, и в течение всего фильма пытается завоевать ее расположение, в моменты общения с девушкой из прожженного преступника превращаясь в робкого неуклюжего ребенка. Однако чем дальше, тем больше зритель понимает, что это фильм о трогательном бромансе, скупой на проявление чувств любви двух названых братьев, которые могут доверять только друг другу. Фильм не показывает предыстории знакомства Омара и Роже, но зритель может догадаться, что ни во Франции, ни тем более в Алжире у них нет ни родственников, ни друзей. Эти двое не привыкли показывать нежность, потому что мир вокруг никогда не был нежен с ними. Однако в фильме есть пронзительная сцена, в которой эта самая нежность переливается через край, пусть и происходит это при крайне трагических обстоятельствах. Для подобной истории чрезвычайно важен верный кастинг, и актеры на главные роли подобраны безупречно — в игре Реда Катеба и Бенуа Мажимеля сочетаются ранимость и бравада, дурачество и бесстрашие, умение рисковать и доведенное до нелепости нежелание проигрывать.
Еще одна важная тема фильма — потерянное детство. В самом начале фильма Омар и Роже знакомятся с бандой совсем юных головорезов, которых они встречают по пути в кабаре-клуб. Роже заступается за подростков, сцепившихся с огромным бугаем в разы старше ребят. Что они не поделили, остается неясным, но Роже тут же пускает в ход кулаки, а секунды спустя подключается Омар, который бьет врага бутылкой по голове. Несколько дней спустя самый маленький член банды останавливает машину друзей и вручает им нож, завернутый в бумагу, — символ зародившейся дружбы и крепкой обоюдной защиты. Вы спасли нас — и мы теперь за вас горой. Вот только самым старшим членам этой лихой банды максимум 15 лет, младшим — на вид лет восемь, хотя они уже отлично управляются с любым видом оружия и при необходимости могут выдавить врагу глаза голыми руками. В фильме есть страшная по своему воздействию череда сцен: сначала мы видим разборки, в которых участвуют подростки, а следом один из них, с порезанными руками, затерялся в толпе детей, с восторгом наблюдающих за веселым разряженным клоуном. Это тот же самый подросток, который несколько часов назад пытался поджечь заправку и сбежать от полиции. Да и сам Омар — такой же ребенок, пусть и в теле видавшего виды мужчины. Оригинальное название фильма Omar la fraise — «Омар-сверло», как величают героя его враги. Однако слово la fraise можно перевести и как «клубника», и именно это значение становится принципиально важным в понимании того, кем является Омар. Однако историю о том, почему он выбрал такое имя, герой осмеливается рассказать только Самии — вряд ли ее знает еще кто-то на белом свете, кроме Роже.
Элиас Белькеддар снимает кино о том, с чем знаком сам, и этот выбор только добавляет достоинств картине. Будучи потомственным алжирцем, режиссер родился в Париже и проникался духом страны предков уже во взрослом возрасте. В кадре — алжирские трущобы, ветхие дома с развевающимся от ветра бельем на балконах, колоритные базары, спелые овощи и фрукты, знойное солнце и небесно-голубое море. Место, где герои надеются обрести новый дом. И несмотря на все страшные события, которые происходили и еще точно произойдут с героями, режиссер не спешит отбирать у них — да и у нас, зрителей — эту надежду.
Текст: Ксения Ильина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
527