Таша
Стрелковая подготовка населения к защите страны ( 1 фото )
Сравнивая советскую систему доармейской военной подготовки молодёжи с сегодняшней, хочется спросить, а мы что, принципиально не собирались воевать вообще? Сравниваю, имея свой жизненный опыт, подготовку населения и возможности ранее, в период Великой и Гордой Страны и сегодня.
Для детей
Я рос в обычном провинциальном городке с населением в то время около 70 000 жителей. Первый раз мне довелось пострелять после 3-го класса, когда я с семьёй на теплоходе плавал в Ульяновск на экскурсию по ленинским местам. Подобные экскурсии были ежегодными, организовывало их училище, где мама работала учителем. Что мне больше всего понравилось и запомнилось – тир у причала, пневматика, метров 5 дистанция. До этого меня не особо интересовала стрельба, думалось, имея оружие в руках, невозможно промахнуться, врагов можно косить, пока патроны не кончатся (рос на военных фильмах).
Заманил товарищ, на 2 года старше меня, уже бывавший в тире, и тут выяснилось, что я не попадаю совсем, в связи с чем интерес у меня быстро пропал. В это время мимо проходили взрослые, среди них мой папа. Узнав мои проблемы, он объяснил принципы стрельбы, проконтролировал, чтобы я понял, и ушёл на теплоход, дав мне денег на пульки.
Дело пошло. За этот день до отплытия я расстрелял пулек на 3 с лишним рубля при цене 3 копейки за пульку!
В конце лета папа меня повёл в училище, где работала мама, в тир. Военруком там был Рашид Софеевич, мужчина, лет 45–50. Тир – отдельное заглублённое строение, позволяющее стрелять до 50 метров попарно. Мне также дали пострелять, но мои ожидания не оправдались – очередное разочарование, правда, как и ранее с воздушкой, первичное.
Это был 1983 год, мне только осенью исполнялось 10 лет. Помню, дома папа спрашивал меня, хочу ли я ходить на стрельбу, на что я ответил отказом. В первый раз. Осенью согласился. Стал ходить. Понял принципы прицеливания, приноровился. Начал улучшать результаты.
Для взрослых
Хочу описать общий уровень стрелковой подготовки взрослых, стрельбу которых я наблюдал. Мои родители стреляли неплохо. Неплохо, это как? Около 40 или немного за 40 из 50. Кто стрелял, знает, это очень даже нормально, когда возраст за 40 и зрение уже далеко не идеальное. Это не спортсмены, винтовки не индивидуальные.
Оружие
Да, по оружию. В старом деревянном двухэтажном здании речного училища была на втором этаже оружейная комната, с решётками, с сигнализацией, имелись малокалиберные винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-12 (с диоптрическим прицелом), магазинные были ли, кажется, пару раз стреляли, но врать не буду, не помню, почти 40 лет прошло, пистолеты, не помню марку.
Не пишу про то, из чего не стрелял и стрелять не мог (учебные АК с засверленным стволом и т. п.). С ними работать я в то время не обучался. Я занимался только практической стрельбой из так называемых мелкашек.
Страна готовила Защитников Родины
Приходил к определённому времени к училищу, где собирались стрелки, часть которых с военруком шла в оружейку получать оружие и боеприпасы, помню, как нёс настоящую огнестрельную винтовку или пистолет, пусть малокалиберные, в тир, находящийся метрах в 50 от входа в это здание, как перед стрельбой из пистолета, военрук загонял нас на турник подтягиваться, зачем, не знаю, вроде – чтобы рука не дрожала.
Я плохо стрелял из пистолета, выбивал 20 с чем-то максимум, но мне было от неполных 10 до 11 лет. Но зато из винтовок стало получаться неплохо. На память мне Рашид Софеевич дал мой лучший результат: мишени, 2 штуки, 5+5 с 25 метров. Конечно, на одной из них нет 49/50, наверное, наставник посчитал с плюсом, чтобы меня стимулировать, но как я научился стрелять за год с небольшим, наверное, оцените, мне ведь только 11 лет было, в итоге ходил я на стрельбу около полутора лет.
Но самое интересное, когда я неплохо отстрелялся на зимней спартакиаде и меня похвалили в школе, некоторые мои одноклассники захотели тоже научиться стрелять. Мы втроём или вчетвером пришли к тиру ко времени (родителей я не подключал договариваться), я, сильно смущаясь, спросил о возможности заниматься стрельбой моим друзьям у Рашида Софеевича, и… он принял 10–11-летних пацанов. Правда, одного, самого несерьёзного, он потом выгнал, но трое или четверо (кто-то ушёл, кто-то пришёл), с полгода ходили, и навыки стрельбы и обращения с оружием они получили.
Выше я написал, что ходил около полутора лет, почему так мало? Да детская неопределённость и желание свободы. Бросил, как и кое-что другое до и после, но дело не в этом.
Как было всё просто: как для наставника, так и для военного потенциала страны. Как военрук отписывался за расход патронов и отписывался ли? Записывал ли нас, малолетних детишек в какие-то отчётные ведомости, и были ли они вообще? Моих отца и матери нет уже, чтобы спросить, Рашид Софеевич вроде ещё здесь, но беспокоить не хочется, очень стар уже… если здесь.
Спросил пожилых, да, говорят, на предприятиях обязывать не обязывали, но желающих пострелять было всегда в достатке, препятствий в этом не было, тиров в городке было много, и не только с малокалиберным оружием.
Помню, ещё дошкольником меня отец брал на стрельбы из боевых пистолетов в тире часового завода. Мне тогда были интересны только гильзы и пули, но дело не в этом. Страна готовила Защитников Родины, конечно, не на профессиональном уровне, но основа меткой стрельбы и обращения с оружием была у многих, и не только у мужчин. В училище, где работала мама, стреляли и женщины, и порой неплохо!
Начались 90-е годы, а, по-моему, даже с конца 80-х. Оружие, даже учебное, было изъято, оставили только пневматику, то есть почти игрушки.
А сегодня
При написании статьи спрашиваю у сыновей, окончивших школу, стреляли ли они, учась в школе? Нет! Да, разборка-сборка АК. Немного. Но что значит чувство оружия во время стрельбы, дыхание, принципы прицеливания, когда даже незначительное заваливание оружия набок будет означать увод пули вбок и вниз, и многое-многое другое.
Большинство сегодняшней молодёжи, да и не только молодёжи, этого не знает. В городке остался один более-менее нормальный тир в отделе полиции, куда простому человеку нет входа, да иногда работает тир с «воздушкой» в парке. Иногда.
А как в большинстве других небольших городов? Сёл?
Да, в крупных городах есть платные (платные!) тиры, полигоны. Но таковы ли, как раньше, возможности для большинства населения, чтобы совершенствовать мастерство стрельбы (обучаться основам меткой стрельбы)?
Служба в армии
Попав в мотострелковую часть, стал снайпером, стрелял неплохо, но только неплохо, хотя на одних из крайних моих стрельб показал лучший результат в батальоне среди срочников, конечно. Но снайпером не стал. Большую часть времени не тем занимались.
Автор:Сергей Владимиров
Взято: Тут
1887