Sharpweaver
Спешите полюбоваться на фреску 14 века рядом с аэропортом в Калининграде - пока она еще есть ( 26 фото )
Мне нестерпимо сильно хотелось прикоснуться к этим старым стенам и просто стоять так, замерев.
Но пара молодых хипстеров упорно нарушала мое созерцание, пытаясь сфотографировать друг друга то так, то эдак. Мешали не только стоять спокойно, но и снимать нормально - влезли почти во все кадры. И радость от их ухода была искренней, но недолгой, ибо момент созерцания и кайфа от прикосновений к истории был утерян.
Это была первая остановка после приземления в Калининграде. Ехать далеко не пришлось. Местечко называется Храброво. Да-да, теперь понимаете откуда пошло наименование аэропорта (кстати, самого западного в нашей стране)? На самом деле мы ехали к замку Повунден (зря! ничего не нашли), но на подъезде к поселку слева увидели шикарные руины. Как не заглянуть?
Когда-то это была протестантская кирха Святой Барбары в немецком местечке, именуемом до 1946 г. Повунден (Powunden). Строительство кирхи относят к 1324-1325 гг., последняя реставрация - в XIX в. (но так и хочется написать - это не точно, Ибо нашла в одном месте данные уже про начало XX в.) Война Великая отечественная ее пожалела, разрушений не принесла. Последующие годы сами видите к чему привели. После ВОВ в кирхе размещался клуб для приквартированного в Храброво военного гарнизона. Клуб закрывается, неухоженное здание к 70-м гг XX в. сильно "подустает" с уходом военных. Далее развивается практически классический в нашей стране сценарий для подобных зданий - пожар и растаскивание на кирпичи под сараи и гаражи местных жителей.
Сама кирха, сдаваясь времени и природе, скинула в 2006 г. штукатурку советскую, и явила миру шикарную фреску, чем, несомненно, привлекла к себе внимание.
И, казалось бы, вот он, настоящий шанс на спасение! Фреску осматривает Вячеслав Мозговой, известнейший скульптор-реставратор из Питера, отдавший не один год жизни "Эрмитажу" (кстати, его детальность в Калининградской области отмечена медалью в честь 750-летия Калининграда-Кенигсберга) На основании анализа краски он датирует находку серединой XIV в. А старца на фреске опознает как святого апостола Павла. Правительство Калининградской области в марте 2007 г. придает зданию статус объекта культурного наследия регионального значения. Но... на этом все и закончилось. Никаких реальных действий по сохранению этого самого наследия не предпринято. Так, скромненько прикрыли символическим навесом, не спасающим от непогоды. А о какой-либо охране речи вообще нет. Так что спешите полюбоваться на это творение 14 века. Кто знает, сколько оно еще протянет?
Кто виноват в нынешней ситуации? Очевидным кажется ответ РПЦ, т.к. в 2010 г. кирха передается именно ей. Но! Есть данные, что нынешний владелец другой - Росимущество, а РПЦ лишь несет шефство. И вроде как они даже в прошлом году очистили все от мусора (его и правда нет!), вырубили кустарники, выровняли пол нефа и засыпали его гравием. И даже обещают законсервировать руины и фреску.
Вообще история с фресками того времени в местных краях очень интересна. В 1525 году., в период Реформации, тевтонский орден превращается молитвами его магистра Альбрехта Бранденбургского в светское Прусское герцогство, и сюда приходит лютеранство. А вот в лютеранских церквях украшательств никаких быть не должно, и фрески уже тогда закрашиваются. Что, похоже и произошло в кирхе св. Барбары. И именно это и позволило им сохраниться до нынешних времен по всей территории Прусского герцогства. По некоторым источникам "открыли" фрески в кирхе св. Барбары впервые в последнюю реставрацию - вот тут как раз и было упоминание про начало XX в., а не XIX. А потом опять "закрыли" уже в советское время - теперь уже по идеологическим соображениям.
Относительно целым можно назвать фасад кирхи и башню.
Стены башни впечатляют - толщина однозначно больше метра. Но внутрь заглядывать стрёмно - балки деревянные вот-вот обрушаться.
Главный колокол вроде как сохранился, но в Евангелической церковной общине в Рейнланд-Пфальцском Хюффельсхайме, что явно за пределами России.
Построена кирха была в стиле северо-германской готики (она же - кирпичная, ганзейская готика), для которой характерно отсутствие скульптурных украшений (типа из кирпича-то их не сделаешь), но присущ орнамент из кирпича.
Святая Барбара, чье имя носит кирха, более известная у нас как Святая Варвара Илиопольская, она же - Виликомученница Варвара, жила в 305-311 гг. при императоре Максимилиане. Интересная, кстати, дама. Красы, говорят, невероятной была. Защищает от внезапной и насильственной смерти. На момент строительства кирхи считалась святой покровительницей Тевтонского орден, с которым, в свои очередь, неразрывно связана история нынешней Калининградской области.
Слева от кирхи есть еще одно здание - двухэтажное, белое. Не так что бы совсем в ужасном состоянии, люди покинули его явно не так давно.
Так и не поняла - это бывшая приходская школа или же бывший дом пастора. В любом случае сейчас дом заброшен и открыт всем ветрам.
Но пара молодых хипстеров упорно нарушала мое созерцание, пытаясь сфотографировать друг друга то так, то эдак. Мешали не только стоять спокойно, но и снимать нормально - влезли почти во все кадры. И радость от их ухода была искренней, но недолгой, ибо момент созерцания и кайфа от прикосновений к истории был утерян.
Это была первая остановка после приземления в Калининграде. Ехать далеко не пришлось. Местечко называется Храброво. Да-да, теперь понимаете откуда пошло наименование аэропорта (кстати, самого западного в нашей стране)? На самом деле мы ехали к замку Повунден (зря! ничего не нашли), но на подъезде к поселку слева увидели шикарные руины. Как не заглянуть?
Когда-то это была протестантская кирха Святой Барбары в немецком местечке, именуемом до 1946 г. Повунден (Powunden). Строительство кирхи относят к 1324-1325 гг., последняя реставрация - в XIX в. (но так и хочется написать - это не точно, Ибо нашла в одном месте данные уже про начало XX в.) Война Великая отечественная ее пожалела, разрушений не принесла. Последующие годы сами видите к чему привели. После ВОВ в кирхе размещался клуб для приквартированного в Храброво военного гарнизона. Клуб закрывается, неухоженное здание к 70-м гг XX в. сильно "подустает" с уходом военных. Далее развивается практически классический в нашей стране сценарий для подобных зданий - пожар и растаскивание на кирпичи под сараи и гаражи местных жителей.
Сама кирха, сдаваясь времени и природе, скинула в 2006 г. штукатурку советскую, и явила миру шикарную фреску, чем, несомненно, привлекла к себе внимание.
И, казалось бы, вот он, настоящий шанс на спасение! Фреску осматривает Вячеслав Мозговой, известнейший скульптор-реставратор из Питера, отдавший не один год жизни "Эрмитажу" (кстати, его детальность в Калининградской области отмечена медалью в честь 750-летия Калининграда-Кенигсберга) На основании анализа краски он датирует находку серединой XIV в. А старца на фреске опознает как святого апостола Павла. Правительство Калининградской области в марте 2007 г. придает зданию статус объекта культурного наследия регионального значения. Но... на этом все и закончилось. Никаких реальных действий по сохранению этого самого наследия не предпринято. Так, скромненько прикрыли символическим навесом, не спасающим от непогоды. А о какой-либо охране речи вообще нет. Так что спешите полюбоваться на это творение 14 века. Кто знает, сколько оно еще протянет?
Кто виноват в нынешней ситуации? Очевидным кажется ответ РПЦ, т.к. в 2010 г. кирха передается именно ей. Но! Есть данные, что нынешний владелец другой - Росимущество, а РПЦ лишь несет шефство. И вроде как они даже в прошлом году очистили все от мусора (его и правда нет!), вырубили кустарники, выровняли пол нефа и засыпали его гравием. И даже обещают законсервировать руины и фреску.
Вообще история с фресками того времени в местных краях очень интересна. В 1525 году., в период Реформации, тевтонский орден превращается молитвами его магистра Альбрехта Бранденбургского в светское Прусское герцогство, и сюда приходит лютеранство. А вот в лютеранских церквях украшательств никаких быть не должно, и фрески уже тогда закрашиваются. Что, похоже и произошло в кирхе св. Барбары. И именно это и позволило им сохраниться до нынешних времен по всей территории Прусского герцогства. По некоторым источникам "открыли" фрески в кирхе св. Барбары впервые в последнюю реставрацию - вот тут как раз и было упоминание про начало XX в., а не XIX. А потом опять "закрыли" уже в советское время - теперь уже по идеологическим соображениям.
Относительно целым можно назвать фасад кирхи и башню.
Стены башни впечатляют - толщина однозначно больше метра. Но внутрь заглядывать стрёмно - балки деревянные вот-вот обрушаться.
Главный колокол вроде как сохранился, но в Евангелической церковной общине в Рейнланд-Пфальцском Хюффельсхайме, что явно за пределами России.
Построена кирха была в стиле северо-германской готики (она же - кирпичная, ганзейская готика), для которой характерно отсутствие скульптурных украшений (типа из кирпича-то их не сделаешь), но присущ орнамент из кирпича.
Святая Барбара, чье имя носит кирха, более известная у нас как Святая Варвара Илиопольская, она же - Виликомученница Варвара, жила в 305-311 гг. при императоре Максимилиане. Интересная, кстати, дама. Красы, говорят, невероятной была. Защищает от внезапной и насильственной смерти. На момент строительства кирхи считалась святой покровительницей Тевтонского орден, с которым, в свои очередь, неразрывно связана история нынешней Калининградской области.
Слева от кирхи есть еще одно здание - двухэтажное, белое. Не так что бы совсем в ужасном состоянии, люди покинули его явно не так давно.
Так и не поняла - это бывшая приходская школа или же бывший дом пастора. В любом случае сейчас дом заброшен и открыт всем ветрам.
Взято: Тут
684